Конспект урока по истории России "Восстание декабристов"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Поздеева Ирина Юрьевна

           Данный урок по теме «Восстание декабристов» занимает важное место в ряду уроков по истории  XIX века. Либеральное движение в России возникло еще в XVIII веке. В начале XIX века после Отечественной войны 1812 года вновь активизируются движения за гражданские свободы и конституционное устройство государства. Взгляды декабристов и их действия очень важны при раскрытии особенностей последнего периода царствования Александра I и прихода к власти его брата Николая I.    

         Целью данного  урока  является осмысление народного подвига в восстании декабристов 14 декабря 1825 г., развитие у учащихся чувства гражданственности, воспитание патриотизма, развитие умения объективно оценивать исторические события, отстаивать свою точку зрения.

         В методической разработке показано осуществление принципа разнообразия методических приемов, призванного повысить активность и самостоятельность учащихся.

        Урок проходил в 10 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Восстание декабристов

Основные цели урока.

-сформировать представления о причинах возникновения движения декабристов,  цели участников тайных организаций,  значении восстания на Сенатской площади,  гражданской позиции декабристов;

-расширить смысловое представление о понятиях: междуцарствие; династический кризис;

-формировать опыт самостоятельной работы с учебником и историческими документами,   формулирования и аргументирования собственной точки зрения;

-формировать опыт коммуникации в условиях  работы в парах, культуры речи;

-формировать гражданский опыт средствами дискуссии.

Учебное оборудование:

 учебник «История России XVIII- XIX веков». А.А.Левандовский

исторические документы:

- П. Пестель «Русская правда»;

- Н. Муравьев «Конституция»;

- «Манифест к русскому народу»

- Портреты декабристов

Важнейшие события:

-выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825г.;

-восстание Черниговского полка  1826г.;

-суд над декабристами

- казнь декабристов 13 июля 1826г.

 Ключевые понятия:

-междуцарствие; династический кризис

Основные даты:

- 14 декабря 1825г.- восстание декабристов

План урока.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.

Организационный момент

1 мин.

2.

Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя: Мотивационная беседа.

(содержание в приложении) Слайд 1
















У Александра  была возможность привлечь сторонников обновления к осуществлению своих преобразований, но этот шанс был упущен и либерально настроенная дворянская молодежь встала на путь создания тайных антиправительственных организаций












Что же обсуждали декабристы на совещаниях тайных обществ? Что их волновало? Свои взгляды они изложили в программах.

Опережающее задание для работы в парах:

Ответ одного человека от пары.

























Был разработан план восстания  и выступление было назначено на 14 декабря.

Почему?





Декабристы решили воспользоваться ситуацией междуцарствия и совершить переворот.

С одной стороны, они понимали, что к столь неожиданному, внезапному выступлению они не готовы организованно, с другой стороны, были уверены, что второй случай может не представится.

Рассказ о плане и ходе восстания на Сенатской площади. Слайды 11-15

(14 слайд-фрагмент фильма)

Вопросы ко всем:

- Какие пункты плана осуществились, а какие нет?







- Какой можно сделать вывод?



- Восстание было подавлено;

- Крепостное право не отменено;

- Самодержавие не свергнуто;

- Над декабристами был назначен суд:

579 ч. Привлечено к следствию по делу декабристов,

318 арестовано,

289 признаны виновными

121 преданы Верховному суду.  Слайд 17


5 человек казнены 13 июля 1826г.(в России не казнили полвека, царь сделал исключение) Остальные приговорены к каторжным работам и поселению в Сибири, а также отправлены на Кавказскую войну.

Слайд 18


А как вы думаете, имело ли восстание декабристов шанс на победу?





- С самого начала декабристы избрали тактику вооруженного восстания армии без участия народа.

Возможно предварительно задать вопрос:» Кто больше всего нуждался в переменах в обществе?»

- Простые люди, которые больше всего нуждались в Конституции, в правах и свободах не понимали декабристов и поэтому не поддержали восстание.


Да, восстание закончилось трагически, но люди,  вышедшие на Сенатскую площадь, навсегда останутся в памяти России.

Как вы думаете, почему?

Каково историческое значение восстания декабристов














.





Рассказ обучающегося о

 сложившейся ситуации в России после войны 1812 года. Слайды 2,3,4

Прослушав рассказ, обучающиеся должны назвать причины возникновения тайных обществ в России.

Предполагаемый ответ:

-отказ царя от реформ,

-заграничные походы русской армии;

-возвращение к охранительной политике (период реакции)Слайд 5












Работа с учебником.

с.136 п.1.

Задание: назвать тайные организации, годы их создания и состав.

Предполагаемый ответ:

 «Северное общество»-1821

«Южное общество»-1821

Состав- дворяне, аристократы. Записать в тетрадь.











Обучающиеся самостоятельно изучают программы обществ: «Конституцию» Северного общества  и «Русскую правду» Южного общества.

Выявляют общие требования, называют цели и методы деятельности. Слайд 6

Предполагаемый ответ:

Требования: - свержение самодержавия;

- отмена крепостного права;

- введение конституционной формы правления. Слайд 7,8(фрагмент фильма)

Цель:  установление правового государства;

Метод: военный переворот (вооруженное восстание.)Записать в тетрадь. Слайд 9





Выступление ученика: знакомит  всех обучающихся с ситуацией междуцарствия. Записать в тетрадь. Слайд 10





















Обучающиеся отмечают какие пункты плана осуществились, а какие нет  (в  презентации или в рабочих листах). Слайд 16



Предполагаемый ответ:

- Планы декабристов провалились.



























Предполагаемый ответ:

- Оно было обречено, потому что не было опоры на народные массы.





























Предполагаемый ответ:

- наметило наличие глубоких противоречий (крепостническая система, монархический строй);

- необходимость новых реформ;

- вдохновили на борьбу следующие поколения борцов за свободу- дворян-разночинцев и народников. Записать в тетрадь. Слайд 19

30 мин

3.

Закрепление изученного материала

Тест «Да или нет»

Слайд 20

3 мин.

4.

Оценивание

Организация домашнего задания

&  14, изучить документ «Письмо декабриста А.А.Бестужева Николаю I и выполнить задание к нему. С.141-142.

1 мин.

5.

Заключительное слово учителя

Сенквейн

Фильм . Слайд 21

5 мин



Предварительный просмотр:

     

                                                       Мотивационная беседа.

       Учитель.  Сегодня  мы будем говорить  о людях, которые пользовались репутацией образованнейших людей своего времени. Они увлекались политическими науками, экономикой, юриспруденцией, историей, искусством, литературой. Многим из них пророчили блестящее будущее государственных и военных деятелей, ученых, писателей.

       У них было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете. Что еще нужно для счастливого будущего?

       Какие же причины побудили блестящих молодых людей, с прекрасными перспективами военной и статской службы, выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти? Почему объединились они в тайные союзы вольнодумцев?

      Во имя чего отреклись от собственных благ?

      Можем ли мы сегодня    понять  мотивы поступков этих молодых людей?

       Чтобы понять, необходимо  познакомиться с эпохой, в которую  пришлось жить этим молодым людям, с эпохой Александра I.

     Учитель: Я  хочу   напомнить, что 11.03.1801 года в результате  дворцового переворота и цареубийства в возрасте 24 лет на российский престол взошел Александр I, сын Павла I.

     Приверженец идей либерализма,   имея  отрицательное отношение к крепостничеству, Александр  с первых дней своего правления принимает твердое решение  с помощью реформ изменить положение в стране.

     Он первым издает  закон, освобождающий  крестьян  от крепостной зависимости,  и отменяет крепостное право в Прибалтийских губерниях.

      Но начинается война с Наполеоном, в результате которой Россия освобождает не только свои земли, но и земли Европы.

      Учитель:  Какие перемены произошли в стране после окончания войн  с наполеоновской Францией.

       О событиях второй половины правления Александра I  нас познакомит……(рассказ ученицы (ка)

        Слушая рассказ, назвать причины появления тайных организаций в России.

        Рассказ:  После окончания войн с наполеоновской Францией ситуация в России заметно изменилась. Это было связано прежде всего с переменами, которые произошли с Александром. Переживания военных лет и ранняя смерть двух  дочерей превратили царя в глубоко верующего человека, в мистика, ставившего во главу угла духовное совершенствование человека, приближение его к Богу. В то же время царь утратил веру в созидательную силу реформ, почти полностью отказавшись от серьезных социально-экономических преобразований.

         В то время как  свободомыслящее дворянство мечтало о конституции, тысячи молодых офицеров, вернувшись из заграничных походов,  впервые увидели, что можно жить иначе, чем в России,  вернулись  убежденными противниками самодержавия и крепостничества. Вчерашние крепостные,  прошагавшие по дорогам Европы, освободившие свою Родину от врага, надеялись  на отмену крепостного права.

         Политика правительства входила во все большее противоречие с теми надеждами на перемены к лучшему, которыми жила в то время значительная часть русского общества. Они ждали от Александра продолжения реформ, которые должны были вывести Россию на один уровень с передовыми странами.

         Когда же стало ясно, что самодержавие превратилось в чисто консервативную, охранительную силу, неспособную на серьезные преобразования некоторые представители общества решились  вступить в борьбу с правительством, создавая тайные антиправительственные  организации.

 

    Учитель:  Итак, Откуда молодые люди узнали о лучшей жизни, в которой нет рабства и крепостничества?  

     Какие перемены произошли с Александром?

     Продолжал ли он свою реформаторскую деятельность? Продолжал ли верить в реформы?

   

     Учитель дополняя детей: Александр говорил, что Россия не была готова к свободе  и  считал себя «счастливой случайностью» на престоле царей. Хотя с сожалением говорил о «состоянии варварства, в котором находилась страна из-за крепостного строя».

      В стране наступил период  реакции,  период надзора и запретов. Самодержавие вновь превратилось в консервативную охранительную силу.  

Восстание  (рассказ учителя)

            По разработанному декабристами плану восстание должно было начаться в Петербурге  и почти одновременно  быть поддержано выступлением 2-ой армии на Украине. Диктатором восстания в столице был назначен как старший по званию полковник гвардии  С.П.Трубецкой.

            Декабристы  собирались не допустить присяги солдат новому царю. Под предлогом требования воцарения Константина они планировали вывести полки, которыми командовали или в которых имели влияние, к Сенату, где в это время должна была происходить присяга членов Государственного совета и сенаторов.

          С помощью оружия восставшие хотели принудить  Сенат и Госсовет  обнародовать написанный декабристами «Манифест к русскому народу». В нем объявлялось о свержении самодержавия, принятии конституции, о провозглашении гражданских прав и отмене крепостного права. Одновременно предполагалось заключить в Петропавловскую крепость  членов царской семьи, не исключалось и убийство Николая.

          В реальной жизни все получилось совсем иначе, чем планировалось. Предупрежденный о готовящемся выступлении Николай I провел присягу Сената, Синода и Госсовета ночью.  П.Г.Каховский, которому было поручено в случае необходимости убить Николая, отказался это сделать. Диктатор Трубецкой вовсе не прибыл к войскам, и они оказались без руководства.

           На Сенатскую площадь  утром 14 декабря был выведены лишь две роты Московского полка, позже подошли около 1100 моряков Гвардейского флотского экипажа и шесть рот Лейб-гренадерского полка ( всего свыше около 3 тыс.человек, 30 офицеров, без артиллерии).

           Тем временем все остальные войска в столице присягнули Николаю  (9 тыс. пехотинцев, 3 тыс. конницы, 36 артиллерийских орудий).

          Новый царь предпринял попытку с помощью духовенства и военачальников мирным путем ликвидировать выступление. Популярный среди солдат герой войны 1812 г. генерал-губернатор М.А.Милорадович пытался убедить рядовых участников выступления в том, что их обманывают, однако он был смертельно ранен Каховским.

           После того как переговоры не удались, Николай приказал принесшим присягу войскам открыть огонь по мятежникам. Восставшие дрогнули и побежали.

           После получения известия о разгроме выступления в Петербурге члены Южного общества организовали восстание Черниговского полка на Украине 29 декабря 1825г., которое было разгромлено  3 января 1826 г.

Заключительное слово  учителя.

        Почти два века дело декабристов, их образы вызывают огромный интерес. Почему?

        Они первыми в истории России  потребовали введения категорий справедливости в практику жизни, понимая насколько она  была бы лучше, если бы сила, которой обладало государство находилась в согласии со справедливостью.

        Величайшие мудрецы  всех времен пытались развить идею о соединении силы государства и справедливости права, но немногие смогли воплотить ее в жизнь. Благодаря декабристам эта теория не осталась лишь на бумаге.

        Люди, обладающие всеми привилегиями, имеющие все права, знатнейшие, богатейшие помещики  выступили против царя, защитника рабства. Они возвысились над интересами своего сословия во имя благородных целей: свержения самодержавия и уничтожения крепостничества в России. За свои идеалы они положили жизнь. В этом заключается великий нравственный подвиг декабристов.

Они навсегда для нас останутся идеалом мужества и самопожертвования.

        Справедливость  самоценна,  и не  существует только для одного времени или одного  народа. Разве не является она потребностью общества сейчас. Мы пытаемся  построить в нашей стране правовое государство, о котором мечтали декабристы,  в основе которого лежит правовой закон, а значит  СПРАВЕДЛИВЫЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в. Александр I/ Внутрення и внешняя политика 1 четверти 19 в....

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в. Николай II? Его внутренняя и внешняя политика. Культура 1 половины 19 в....

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.Некоторые презентации к урокам  слишком большие по объему, поэтому не размещены....

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

Конспект урока по истории России: "Общественное движение при Николае I. Восстание декабристов"

Конспект урока по истории России: "Общественное движение при Николае I. Восстание декабристов"...

План - конспект урока на тему "Восстание декабристов"

Цели: - создать у учащихся яркий, целостный образ о декабристах - показать наличие в Российском обществе глубоких противоречий, порожденных отжившей феодально-крепостнической системой -...