Образовательные Рождественские чтения
статья по истории

Петраченкова Елена Владимировна

Встреча И.В. Сталина с тремя митрополитами Русской Православной Церкви, поворот в церковной политике.

73 года назад 4 сентября 1943 года произошла встреча И.В. Сталина с тремя высшими иерархами Русской Православной Церкви — местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) и митрополита Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича). Эта историческая, как её сразу стали называть — и, конечно, справедливо, — встреча в московском Кремле произошла в день Грузинской иконы Божией Матери, в продолжении празднования Успения Пресвятой Богородицы.

Около 2-х часов продолжалась беседа о взаимоотношениях Церкви и государства, в которой были затронуты и вопросы подготовки священнослужителей. Митрополит Сергий говорил о необходимости открытия духовных учебных заведений, поскольку Церковь осталась практически без священников и диаконов. «А почему у вас нет кадров?» — спросил И.В. Сталин, в упор глядя на своих собеседников. Алексий и Николай смутились… Всем было известно, что кадры истреблены в лагерях. Но митрополит Сергий не смутился. «Кадров у нас нет по разным причинам. Одна из них: мы готовим священника, а он становится маршалом…» Довольная усмешка тронула уста диктатора… «Да, да. Как же. Я семинарист. Слышал тогда и о Вас». Затем И.В. Сталин стал вспоминать семинарские годы… Сказал, что мать его до самой смерти сожалела, что он не стал священником…»[1] Мудрый митрополит видел в И. Сталине прежде всего не большевика, а семинариста[2] и маршала.

И  И. В. Сталин тут же подтвердил это, когда речь зашла о сроках созыва архиерейского собора. Как указывал в своем отчете об этой встрече её участник полковник НКГБ Г.Г. Карпов, митрополит Сергий сказал, что «архиерейский собор можно будет собрать через месяц, и тогда т. Сталин, улыбнувшись, сказал: «А нельзя ли проявить большевистские темпы?»[3]

Знаменательные слова. Если посмотреть на вещи свободно, если искренне желать понять, что же тогда происходило на самом деле, то в них можно услышать иронию маршала по отношению к господствующей идеологии, — на что он и хотел намекнуть своим собеседникам (недаром сказал, «улыбнувшись»). Ведь, именно к ней, идеологии, он относится прагматически, а что касается веры — пусть идеология ей служит, если это нужно стране.

Дата эта — 4 сентября 1943 года — говорит сама за себя. Она опровергает всё еще повторяемые рассуждения о том, что И.В. Сталин вынужден был обратиться за помощью к Церкви потому, что иначе не видел возможности победить врага. Но, встреча состоялась не в 1941 году, а после коренного перелома в ходе Второй мировой войны, после великих побед Красной Армии под Москвой, Сталинградом и на Курской дуге. С этого времени немцы уже только отступали, а наши — наступали. Пошёл в наступление И.В. Сталин и на идеологическом фронте, в деле коренного изменения духовной жизни страны. Когда он, как Верховный Главнокомандующий, набрал политическую силу, когда страна готовилась выйти в Европу, стать мировой державой, он получил возможность отойти от монополии коммунистической доктрины и совершить явный поворот к русской исторической традиции — хотя и тогда это был смелый шаг в условиях официальной безбожной идеологии, приверженцы которой составляли большинство в руководстве страны и на местах. Изменение политики советского государства по отношению к Церкви явно исходило от самого И.В. Сталина, историки не раз отмечали его личные религиозные мотивы в основе этих решений. В его окружении невозможно назвать ни одного его полного единомышленника в этом вопросе, а вот прямых оппозиционеров — сколько угодно, вспомним хотя бы Л. М. Кагановича и Н. С. Хрущёва.

Да, И.В. Сталин когда-то участвовал и в революции, и входил в первое советское правительство. Но объективная история видит, что даже и тогда он выступал по весьма важным вопросам со своей, отличной от ленинской, даже от общебольшевицкой, точки зрения — именно как патриот-государственник[4].

К нашей славной истории, к нашей патриотической традиции И.В. Сталин стал обращаться задолго до начала войны. И совершенно искренне. Ещё в 1934 году, например, он решил изменить преподавание истории в нашей стране, о чем говорил на даче с единомышленниками С. М. Кировым и А. А. Ждановым «у дуба Мамврийского», по его словам. Они решили тогда объявить конкурс на новый учебник истории страны, в котором бы не чернилось наше дореволюционное прошлое, а показывались и его положительные стороны, которые были в Крещении Руси, в деятельности наших князей и царей, в культурной роли монастырей…

Когда началась война, в первом же обращении И.В. Сталина к народу прозвучало знаменитое «братья и сестры»[5], а в докладе 6 ноября 1941 года он говорил о «великой русской нации», нации Плеханова и В.И. Ленина, Белинского и Чернышевского, А.С. Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, М. Горького и А.П. Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова.

Церковь была нужна, И.В. Сталину, как тактический союзник в годы войны. Примирение с властью далось церкви дорогой ценой компромиссов, безусловно, болезненных для православного сознания. В первую очередь это касается священоначалия в кампании прославления И.В. Сталина, что было безоговорочным условиям примирения[6]. «Глубоко тронутые сочувствием отношения нашего всенародного Вождя, главы Советского правительства И. В. Сталина к нуждам русской православной церкви приносим правительству нашему обще соборную благодарность». – писали «вождю всех народов» в 1943 году съехавшиеся на архиерейский собор епископы[7]. Конечно, всё это было вынужденным и не отражало их действительной точки зрения, но факт остаётся фактом – антихристианская диктатура в СССР не имела своей внутренней сущности, она лишь приспосабливалась к новым условиям.

Дальше — больше. В 1942 году в Красной Армии был отменен институт военных комиссаров. В 1943 году введена старая русская военная форма с погонами. По типу старых кадетских корпусов учреждены Суворовские и Нахимовские училища. 17 июля, в день памяти Царской Семьи, принято решение о введении раздельного, как было до революции, обучения в школах. В этот же год распущен Коминтерн как руководящий центр международного рабочего движения, отменен «Интернационал». В качестве гимна нашей страны и создан новый государственный гимн, музыка которого сохранилась у нас до сих пор. Он начал повсеместно исполняться со дня Державной иконы Божией Матери 15 марта 1944 года…

Об этих переменах митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв; 1927-1995), доктор церковной истории, писал в своем фундаментальном труде по истории Отечества «Русская симфония»[8]:

«Реальное содержание «идеологической работы в массах» изменилось резко и принципиально, обретя несомненные национал-патриотические черты. При этом — надо отдать Сталину должное — пересмотр осуществлялся решительно и целенаправленно во всех областях: от культурно-исторической до религиозной». 

Все эти шаги, означали серьезные сдвиги на пути к ослаблению идеологического, прежде всего атеистического, диктата ВКП(б), её власти над умами и душами людей. И важнейшим из них был, несомненно, сделанный 4 сентября 1943 года решительный шаг в пользу Церкви.

Под временем антицерковных гонений явно подводилась черта. Святейший Патриарх Кирилл в одной из своих телевизионных передач привел такое свидетельство[9]: «В 43-м году И.В. Сталин встречается с митрополитом Сергием и, как говорят очевидцы, во время этой встречи, посмотрев в глаза митрополиту, он сказал историческую фразу: «Кто старое помянет, тому глаз вон». Это была своеобразная, что ли, форма извинения за всё то, что было сделано в отношении Церкви». 

«Результаты этой беседы превзошли всякие ожидания, - писал митрополит Иоанн. - Все до единого вопросы, которые были поставлены иерархами, говорившими о насущных нуждах клира и паствы, были решены положительно и столь радикально, что принципиально изменили положение Православия в СССР. Было принято решение о созыве архиерейского собора и выборах патриарха, престол которого 18 лет пустовал из-за препятствия властей. Договорились о возобновлении деятельности Священного Синода. В целях подготовки кадров священнослужителей решили вновь открыть духовные учебные заведения — академии и семинарии. Церковь получила возможность издания потребной религиозной литературы — в том числе периодической.

В ответ на поднятую митрополитом Сергием тему о преследовании духовенства, о необходимости увеличения числа приходов, об освобождении архиереев и священников, находившихся в ссылках, тюрьмах, лагерях и о предоставлении возможности безпрепятственного совершения богослужений, свободного передвижения по стране и прописки в городах — Сталин тут же дал поручения «изучить вопрос». Он, в свою очередь, предложил Сергию подготовить список священников, находящихся в заточении, — и немедленно получил его, ибо такой список, заранее заготовленный, был митрополитом предусмотрительно захвачен с собой»[10].

«Всякий, кто лично знаком с нашим Вождем, - говорил тогда Святейший, - поражается обаянием его личности; он покоряет собеседника своим внимательным отношением ко всякому делу; ласковостью; своей необыкновенной осведомленностью во всяком деле; силой и мудростью слова; быстрым и благоприятным решением каждого представляемого ему дела и вопроса.

Мы, церковные люди, должны благодарить его особенно за его участливое отношение к нашим церковным нуждам; всякий церковный вопрос, соприкасающийся с гражданскими сферами, он разрешает в благоприятном для Церкви смысле. Святая Церковь имеет в нем верного защитника»[11].

Это — ещё одно, авторитетное свидетельство того, что образ «тирана», навязанный, а может быть и привычный нам, и И.В. Сталин, каким он был в жизни — это два разных человека.

Первая личная встреча И. В. Сталина с духовенством произошла в 1943 году. И уже с января по ноябрь 1944 г. было открыто более 200 церквей. В блокадном Ленинграде проводились регулярные богослужения и духовенство разделяло все тяготы вместе со своей паствой. Из 50 священников, живших в Ленинграде, 20 умерло от голода. Все они читали молитвы за победу над нацистами. Выжившие были награждены правительством медалями «За оборону Ленинграда». В 1944 году икону Казанской Божией Матери, по личному приказу И.В. Сталина, вынесли из храма и пронесли по всем воинским частям, готовившимся к снятию блокады Ленинграда, и она была прорвана. В то время, когда нацисты стояли под Москвой, Вокруг неё была обнесена самолетом Ли-2, пилотируемым личным пилотом И.В. Сталина, впоследствии маршалом авиации Александром Головановым чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери.

Более 50 советских священников были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Гонения на Церковь возобновились после смерти И.В. Сталина с приходом к власти Хрущева. Начало ему положило партийно-правительственное постановлением от 7 июля 1954 года «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения». С 1948 по 1954 не разрешили открыть ни одного храма. А с 1959 года начинается массовая хрущевская кампания по закрытию действующих церквей.

Именно И.В. Сталин в своё время:

  • ЗАПРЕТИЛ ликвидацию Церквей и молитвенных собраний
  • ЗАПРЕТИЛ «религиозные» аресты
  • ОТМЕНИЛ указ В.И. Ленина «о борьбе с попами и религией»
  • ВЫДЕЛИЛ колоссальные средства на восстановление Церквей
  • ВОССТАНОВИЛ ПАТРИАРХАТ
  • приказал основать Православную газету
  • санкционировал открытие богословских курсов в Новодевичьем монастыре
  • вернул Церкви Троице-Сергиеву Лавру в Загорске, в которой вскоре начала работу Духовная Академия
  • спас Русскую Православную Церковь от её полного уничтожения.

 

Литература:

  1. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, статьи. Т. II. Издание Московской Патриархии, М., 1954., С. 171-172.
  2. Жуков Ю. Первое поражение Сталина. М., 2011 г., С. 53.
  3. Митрополит Иоанн. Русская симфония. Изд. 2-е. СПБ, 2002 г., С. 329-331.
  4. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Сборник документов. М., 2009., С. 197.
  5. Самодержавме духа. СПб., 1994. С. 320-321.
  6. Священник Николай Булгаков Встреча И.В. Сталина с тремя митрополитами Русской Православной Церкви … // Русская Православная Церковь Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах
  7. Трофимчук М.Х. Московские Духовные школы в Новодевичьем монастыре. // Московские епархиальные ведомости № 7-8, 2008 г., С. 201.

 

 

 



[1] М. Х. Трофимчук. Московские Духовные школы в Новодевичьем монастыре. // Московские епархиальные ведомости №7-8, 2008 г., С. 201.

[2] В. И. Сталин ученик Тифлисской духовной семинарии 1894 г.

[3] Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Сборник документов. М., 2009 г., С. 197.

[4] Жуков Ю. Первое поражение Сталина. М., 2011 г., С.53.

[5] Выступление по радио Председателя Государственного Комитета Обороны И. В. Сталина 3 июля 1941 года — первое обращение главы Правительства СССР Иосифа Сталина к советскому народу после начала Великой Отечественной войны (до этого 22 июня прозвучало обращение Молотова). Текст выступления был напечатан в газете «Правда» от 3 июля 1941 года, а позднее выпускался отдельно в виде брошюры.

[6] Самодержавие духа. СПб., 1994. С. 321.

[7] Там же С.320.

[8] Митрополит Иоанн. Русская симфония. Изд. 2-е. СПБ, 2002 г., С. 329-330.

[9] Священник Николай Булгаков Встреча И.В. Сталина с тремя митрополитами Русской Православной Церкви … // Русская Православная Церковь Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

[10] Митрополит Иоанн. Русская симфония. Изд. 2-е. СПБ, 2002 г., С. 329-331.

[11] Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, статьи. Т. II. Издание Московской Патриархии, М., 1954 г., С. 171-172.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon k_state_2.ppt2.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВСТРЕЧА ИЕРАРХОВ С И.В. СТАЛИНЫМ В КРЕМЛЕ

Слайд 2

Митрополиты Алексий (Симанский), Сергий (Старогородский), Николай (Ярушевич)

Слайд 3

Записка Карпова о приеме И.В. Сталиным иерархов Русской Православной Церкви в газете Известия

Слайд 4

Именно И.В. Сталин в своё время: - запретил «религиозные аресты» - отменил указ В.И. Ленина «о борьбе с попами и религией» - выделил средства на восстановление церквей - ВОССТАНОВИЛ ПАТРИАРХАТ - приказал основать православную газету - спас Русскую Православную Церковь от её полного уничтожения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Рождественских чтениях. 2011 год.

Выступление на Рождественских чтениях. 2011 год....

Рождественские чтения, 2012 3-4 классы

Сценарий Рождественских чтений для 4-ого класса26 декабря 2012 г.Цель мероприятия: познакомить детей с событиями, связанными с празднованием праздника Рождества Христова.Оборудование: компьютер, мульт...

На XX Международных духовно-образовательных Рождественских Чтениях

На XX Международных образовательных Рождественских Чтениях. Город Москва. Обзор мероприятия....

На XXI Международных образовательных Рождественских Чтениях

На XXI Международных образовательных Рождественских Чтениях. Город Москва. Обзор мероприятия....

Сценарий пролога к закрытию седьмых районных образовательных Рождественских чтений: «Учитель, перед именем твоим…»

В данной разработке представлен сценарий пролога к закрытию седьмых районных образовательных Рождественских чтений: «УЧИТЕЛЬ ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ…»...

Разработка по литературе по теме: "Рождественски чтения"

Разработка урока + презентация с музыкой....

Чудо Рождественской ночи (литературно-музыкальная композиция к рождественским чтениям).

Сценарий внеклассного мероприятия "Чудо Рождественской ночи"....