Выступление на Рождественских чтениях. 2011 год.
методическая разработка по английскому языку по теме

Выступление на Рождественских чтениях. 2011 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobrota.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon uchitel_i_uchenik.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на Рождественских чтениях. 2011 год.

В сочинениях святителя Тихона Задонского показано, что нравственными ориентирами являются христианские добродетели. Они входят в жизнь человека через «доброделанье», конкретные результаты которого и принято называть добродетелями. При этом имеются в виду не просто конкретные поступки, которые могут иметь случайный характер, а устойчивые склонности к доброделанию в различных отношениях (например, добродетель милосердия, добродетель кротости и проч.)». Добродетель, по учению епископа Тихона, «есть всякое слово, дело и помышление, закону Божию согласное» [8, 305], плод духовной мудрости, признак духовно живущего человека. Она состоит «в победе себе самого, делать не тое, что растленное естество хощет, но что святая воля Божия хощет; покорять волю свою воле Божией, и побеждать благим злое… Сего требует от нас Бог… (Рим. 12, 21)». Добродетель имеет великую ценность, содержит в себе «истинное и многоценное добро», поскольку «тлению не подлежит… от нас не отлучается, с нами в мире живет и на оный век отходит, и нас к Богу, высочайшему нашему Добру приводит»

Доброта способствует формированию таких положительных качеств человека, как отзывчивость, умение сопереживать, сострадание. Испокон веков сложилось, что доброе отношение ребенок начинает получать от родителей, и это кажется ему чем-то естественным, обязательным. Но сейчас, в период, когда у родителей все меньше времени на общение с детьми, на развитие их характера в положительном ключе, эта «родительская обязанность» ложится на плечи учителей.

Особенно ценится детьми доброта постороннего человека, которая проявляется не эпизодически, а изо дня в день. Учитель сочувствует и сопереживает ученику, хвалит его за достижения, ругает за невыученный урок или некорректное поведение. И эту заинтересованность учителя ученики воспринимают как доброту. Видя к себе подобное отношение, дети начинают постепенно относиться друг к другу лучше. Кто-то поделится учебником, кто-то даст чистую тетрадку, кто-то принесет конспект – подобной взаимовыручке дети учатся именно в школе. Детям очень нравится, когда им приходится выручать учителя («Посидите тихо, мне нужно сделать объявление в другом классе»), а не только просить его о помощи. («Я подежурю за вас в среду, а вы подежурите в пятницу за меня»).

Сильно сближают детей и позволяют им проявлять положительные черты характера поездки и экскурсии. Вне учебы дети начинают вести себя иначе, да и сами по-иному смотрят на окружающих их одноклассников и учителей, т.к. они больше не связаны определенными школьными устоями. Хулиган и сквернослов в школе может оказаться душой компании, человеком, готовым прийти на помощь, в поездке. На него начинают смотреть с уважением, тем самым изменяя его в лучшую сторону, повышая его самооценку. А неблаговидный поступок наоборот может отвратить детей от человека, который в школе казался им идеалом.

В неформальной обстановке и ученик влияет на учителя. Педагог, наблюдая за ребенком в нетипичной обстановке, может изменить свое мнение о нем, пронаблюдать за межличностными отношениями в классе и сделать некие выводы, позволяющие ему скорректировать воспитательный процесс.



Предварительный просмотр:

Учитель и ученик: возрастаем в добродетели вместе

Как известно, термин «добродетель» появился еще в античности. У каждого философа древней Греции было свое понимание этого понятия, но объединяло их одно – в это слово вкладывался исключительно положительный смысл. В эпоху Ренессанса, французских просветителей, Канта и Гегеля понятие «добродетель» получало все новые оттенки, пока не приобрело современное значение – высокой нравственности. Не стоит путь нравственность с моралью, хотя и идут они рука об руку. Мораль – это определенные нравственные нормы, сформированные обществом и поддерживаемые законом. Нравственность же – нормы внутренние, зачастую отталкивающиеся от современной позиции общества, но при этом опирающиеся, в первую очередь, на мировосприятие каждого отдельно взятого человека. Исходя из этого, сложно переоценить влияние учителя на формирование добродетели в ученике.

С давних пор пошло, что учитель играет одну из ключевых ролей в воспитании юных умов. Не только родители, но и школа в лице педагогов формируют внутренний стержень человека, его морально-этические воззрения, поощряют поведение, основанное на принципах гуманности и человечности. Индивидуальная работа с каждым учеником посредством беседы о его проблемах, демонстрация возможности и, что крайне важно, желания помочь ученику в его трудностях, справедливое наказание за проступки – это та деятельность, которой должен заниматься каждый учитель. Профессионализм учителя заключается не только в умении преподать предмет, а так же в умении помочь ребенку вырасти над собой. Нельзя сбрасывать со счетов и работу учителя с родителями – лишь тесное сотрудничество между школой и семьей позволит ребенку сделать правильный выбор между плохим и хорошим, добродетельным и порочным.

Никогда нельзя забывать и об обратной связи. Не только учитель влияет на ученика, но и ученик влияет на учителя. Многие добродетельные качества, присущие детям, зачастую пропадают у взрослых. Это и умение легко прощать чужие ошибки, и способность доверять другим, и многие другие качества. Не только учитель способен научить ребенка, но и ребенок способен научить учителя. Пытаясь взрастить новую личность, педагог растет вместе с ней, повторяя некий опыт и вставая на новую ступеньку в собственном развитии.

Не бывает так, чтобы наши действия не имели отдачи. И именно поэтому, помогая ученику становиться лучше, учитель сам постигает новые вершины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Рождественских чтениях: Опыт реализации проекта "Школа возрождения" (2014 г.)

Отражение педагогической деятельности в рамках проекта "Школа Возрождения"...

Выступление на XII Рождественских чтениях в ЦПШ "Косинская" "Святой равноапостольный князь Владимир в русской литературе (летописях, фольклоре и художественных произведениях)".

В 2015 году – 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Кр...

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»

Выступление на педсовете на тему:  «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»...

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Святоотеческое наследие в обучающем процессе на уроках основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья».

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Святоотеческое наследие в обучающем процессе на уроках основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья»....

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: "Православные ценности в содержании исторического образования и современность"

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: "Православные ценности в содержании исторического образования и современность"...

Выступление на Рождественских чтениях

Выступление на  муниципальном этапе XXVIII Московских областных Рождественских  образовательных чтениях  «Великая Победа: наследие и наследники»  по теме  « ...

Выступление на "Рождественских Чтениях"

Выступление на "Рождественских Чтениях", посвященных уроку столетия....