Выступление на Рождественских чтениях
проект

Спайкова Ирина Натановна

Выступление на  муниципальном этапе XXVIII Московских областных Рождественских  образовательных чтениях  «Великая Победа: наследие и наследники»  по теме  « Истоки духовного мужества»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Истоки духовного мужества20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на  муниципальном этапе

XXVIII Московских областных Рождественских  образовательных чтениях  

«Великая Победа: наследие и наследники»  

по теме

 « Истоки духовного мужества»

Весной 2020 года вся наша страна будет отмечать 75 годовщину Победы в Великой Отечественной войне.  Она  далась  нашей стране страшной кровью и великой народной жертвой. Возникает вопрос: каковы истоки такой жертвенности, такого сопротивления? И вот здесь не обойтись без христианского наследия. Вспомним, что  Россия искони созидалась жертвой ее сынов и дочерей, начиная со времени Крещения Руси, – жертвой тех, кто отстаивал Русь от печенегов и половцев, кто бился с немцами на льду Чудского озера и с татарами на Куликовом поле, кто освобождал Москву в 1612 году и стоял против Великой армии под Бородино в 1812-м. И это так же справедливо и в отношении тех, кто сражался на полях Великой Отечественной, нес свой крест в блокадном Ленинграде, кто трудился на заводах и нивах, страдал в оккупации.Несмотря на все трудности, лишения, трагедии предвоенной жизни, в сердцах и умах большинства советских людей победила идея, спаявшая общество, - идея праведности защиты своего Отечества, что стало одним из главных духовных истоков будущей Победы.

Одной из примет возвращения нашего народа к своим духовным корням стало появление храмов на местах боев Великой Отечественной войны.

1 ноября  этого года педагоги нашего района посетили  Вяземский Спасо-Богородицкий  Одигитриевский женский монастырь.  Обитель возводится на месте ожесточённых боёв, где в октябре 1941 года в немецкое окружение попали пять советских армий. Из миллиона солдат выйти смогли лишь 85 тысяч. На месте одного из прорывов окружения в 2013 году построен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, его северный придел освящен в честь святого мученика Иоанна Воина.

Настоятельница монастыря, игумения Ангелина (Нестерова) рассказала  нам  лично ей особенно дорогую историю  — свидетельство ее духовного отца, фронтовика, насельника Троице-Сергиевой лавры отца  Михаила (Балаева).

О Вяземской трагедии отец Михаил, тогда Виктор Фёдорович Балаев, узнал в госпитале, где вместе с ним лечились те, кому удалось выйти из окружения.

Солдат ему  рассказал: "Мы лежали в окопах недалеко от Богородицкого, на вечер был назначен прорыв немецкой линии. Огонь с немецкой стороны не прекращался. Артиллерия, минометы, пулеметные очереди — казалось, голову от земли поднять невозможно. Вдруг видим, откуда-то появилась женщина не очень высокого роста, в темной одежде, — то ли накидка на ней, то ли широкий плащ. Пошла по кустарнику и как бы рукой звала за собой. Пригнувшись, мы побежали за ней, но не все — может, другие ее не видели. Пробежали так километров пять. Она вроде бы шла медленно, а мы еле за ней поспевали. Потом она стала подниматься в небо и удалилась, а мы остановились, поняв, что бой уже идет за нашими спинами. Так и вышли из окружения".

Отец Михаил говорил, что ребята об этом никому не рассказывали, ему же сказали, потому что увидели у него нательный крестик.

Те, кто видел это явление, поняли, что это была Божия Матерь: попытка прорваться из окружения была предпринята 14 октября 1941 года.

В марте 1943 года дорога войны привела уже самого Виктора Балаева, имевшего к тому времени два ранения, в город Вязьму.

"Наша часть шла от города Ржева, - вспоминал он.- Весна, грязно, болота. Очень тяжело было… Передвигались практически все время пешком. Когда приблизились к Вязьме, нужно было форсировать реку. Было это 12 марта. Над рекой на горе стоял большой собор. Там укрепился немецкий пулеметчик. Несколько попыток штурма захлебнулось. Подошла наша очередь идти по тонкому покрытому водой льду. Когда прозвучала команда "в атаку", я сказал себе: "Останусь жив — пойду в монахи". Наша рота пошла в атаку. Перебежал через реку, лег в окоп. Посмотрел по сторонам — до берега добежало лишь двое из ста. Так Господь меня спас".

Отец Михаил чудом выжил в ходе боев за Вязьму в 1943 году и решил после этого посвятить  свою жизнь Богу.

Матушка Ангелина вспоминает: "Отец Михаил говорил, что на войне часто случалось так: те, кто хотел отсидеться, погибали; те же, кто шли в бой, как в последний раз, готовые принести себя в жертву, - спасались. Как-то я спросила батюшку, как на фронте солдаты относились к вере в Бога. Он сказал, что разные были, но кто лежал в окопах, — верили все, может быть, каждый в своего".

По  благословению  отца Михаила   была написана уникальная икона Божией Матери — "Одигитрия Вяземская ратная", на которой воины Красной армии изображены как мученики. Сейчас этот образ находится в Покровском храме этой обители.

Одно из служений сестер монастыря – ведение синодиков воинов, их ежедневное поминовение.

Во время посещения Вяземской обители   я  ощутила её  духовную  связь с нашей можайской землёй. Ведь, окружив 5 армий под Вязьмой,  фашисты двинулись дальше на Москву по Минскому шоссе.

В вечерних сумерках 12 октября 1941 года  в районе деревни Ельня на 125 – м километре Минского шоссе  появились первые фашистские танки. Это были отборные части вермахта. До Москвы им оставалось всего несколько часов. Однако ход времени с этого места на Можайском боевом участке стал исчисляться для фашистов не часами, а сутками. Имеющий многократное численное превосходство противник встретил здесь ожесточенное сопротивление 32-й Краснознаменной стрелковой дивизии под командованием полковника Виктора Ивановича Полосухина с приданными ей частями и был задержан на шесть суток. Это произошло тогда, когда каждый день, каждый час имел для обороны Москвы огромное значение.

Поразительную оценку мужеству красноармейцев можно найти в воспоминаниях самого противника – немецкого офицера: «Они были стойкими. У них не было паники. Они стояли и дрались. Они наносили удары и принимали их. Это была ужасная битва… Кровавые потери дивизии СС «Райх» были столь кошмарно велики, что ее третий пехотный полк пришлось расформировать и остатки поделить между полками «Германия» и «Фюрер».

Накал боев на участке обороны в районе Ельни  достиг наивысшей точки 14 октября. И снова эта дата -   день, когда Русская Православная Церковь совершает празднование Покрова Пресвятой Богородицы. Что это?  Совпадение? Нет, это исторические и духовные параллели войны  и человеческих судеб.

14 же октября 1941 года митрополит Сергий обратился к чадам Русской Православной Церкви с посланием: « Над нами покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли. За нас молитвы всего светозарного сонма святых, в земле нашей воссиявших. С Божиею помощию и в эту годину испытаний наш народ сумеет по-прежнему постоять за себя и рано или поздно, но прогонит прочь наседающего чуженина. Такая надежда как железная броня да оградит нас от всякого малодушия перед нашествием врага…»

С 15 октября фашисты вынуждены были искать обходные пути и еще три дня пробиваться к Можайску. 18 октября части Красной армии оставили город. 5 декабря началось контрнаступление Красной Армии под Москвой. И вновь 5-я армия оказалась на Можайском рубеже, освобождая оставленные территории.

По окончании Великой Отечественной войны ветераны 17-го стрелкового полка мечтали установить памятник своим погибшим товарищам именно в окрестностях Ельни, на месте их первого столкновения с немецко-фашистскими захватчиками.  Минуло 60 лет после битвы за Москву, и на бывшем рубеже обороны начали строить храм -  памятник  в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Его голубой, усыпанный золотыми звездочками купол  хорошо виден с магистрали Минского шоссе.  А рядом с храмом находятся железобетонный  дот и несколько могильных холмов. Памятная доска у дота объяснит, что он являлся укреплением Можайской линии обороны, а из надписей на могильных плитах станет понятно, что это братские могилы красноармейцев, останки которых были  здесь найдены.

О жертвах той страшной войны жители посёлка Синичино и близ лежащих деревень  знают не понаслышке.  Летом 2015 года недалеко от деревни Каменка поисковиками  было найдено большое санитарное захоронение, относящееся к зиме 1942 года. Два года шли работы. На муниципальном кладбище были перезахоронены останки 152 человек, это  погибшие  войны  и мирные жители, среди них - 31 ребенок в возрасте от 6 месяцев до 13 лет. По воспоминаниям старожилов, та зима была очень холодной и голодной – деревня находилась совсем рядом с линией фронта, было много беженцев.  Вот и объединила эта санитарная яма и погибших от ран  красноармейцев, и умерших от голода и болезней  мирных жителей и детей.

Останки до перезахоронения хранились в храме Преподобного Серафима Саровского в  посёлке Уваровка. Настоятель отец Ярослав (Ерофеев) вспоминал: «Было очень необычно служить в храме, все  понимали, что здесь находятся мощи тех людей, кто более 70 лет назад сделал всё возможное, чтобы эта церковная служба была вообще возможна…»  Над найденными останками погибших был  совершён чин отпевания и погребения с отданием заслуженных почестей. На братском захоронении установлен крест, жители посёлка и школьники  ухаживают за могилой.

         Во время поднятия останков в деревне Каменка  были найдены нательные крестики, по благословению  настоятеля Новопокровского монастыря отца Димитрия, они хранятся в  музее Синичинской школы.

        Вот так переплетаются нити истории, вот так связываются судьбы павших и их потомков.  С зимы 1942 года прошло 78 лет, но, когда  приходишь в храмы, построенные на месте боёв, присутствуешь на траурных митингах по перезахоронению найденных поисковиками  останков воинов той войны, она не кажется уже столь далёкой.

Командующий   Западным фронтом Георгий  Жуков на вопрос, что больше всего запомнилось ему из минувшей войны, всегда отвечал: « Битва за Москву. Я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины… мы все в неоплатном долгу перед ними».

Долг этот и в самом деле неоплатный. Сколько бы ни прошло лет после войны, ставшей для нашего Отечества Великой, каждое новое поколение будет помнить о нем. Памятью об этом долге можно назвать тот труд, который по велению сердца прилагают теперь люди, возводящие храмы на местах боёв;  поисковики, возвращающие из небытия имена павших. К этому мы должны приобщать и наших детей. Ведь  трепетный огонек свечей, зажигаемых в память о павших воинах, и молитва, возносимая о них в горние обители, необходимы и нам, живым;  и им, положившим по заповеди Спасителя,  «души  за  други  своя»…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Рождественских чтениях. 2011 год.

Выступление на Рождественских чтениях. 2011 год....

Выступление на Рождественских чтениях: Опыт реализации проекта "Школа возрождения" (2014 г.)

Отражение педагогической деятельности в рамках проекта "Школа Возрождения"...

Выступление на XII Рождественских чтениях в ЦПШ "Косинская" "Святой равноапостольный князь Владимир в русской литературе (летописях, фольклоре и художественных произведениях)".

В 2015 году – 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Кр...

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»

Выступление на педсовете на тему:  «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»...

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Святоотеческое наследие в обучающем процессе на уроках основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья».

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Святоотеческое наследие в обучающем процессе на уроках основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья»....

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: "Православные ценности в содержании исторического образования и современность"

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: "Православные ценности в содержании исторического образования и современность"...

Выступление на "Рождественских Чтениях"

Выступление на "Рождественских Чтениях", посвященных уроку столетия....