Классный час на тему: «Блокада Ленинграда»
план-конспект урока (5 класс)

Мищенко Борис Сергеевич

Цель: показ приёмов формирования ключевых компетентностей через системно - деятельностный подход.

Аксиологическая задача: формирование чувства патриотизма и гордости за героическое прошлое своей страны; уважение к ветеранам, к блокадниками Ленинграда.

Операциональная задача: формирование надпредметных  компетенций.

Когнитивная задача: формирование у воспитанников интереса к истории своего Государства.  Продолжать знакомить с особыми качествами русских воинов – защитников Отечества; способствовать развитию высших сфер личности суворовца; желание стать наследниками славных традиций защитников Отечества,  расширение кругозора

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мищенко Б.С.,

старший воспитатель (начальник учебного курса)

План подготовки и проведения открытого классного часа на тему

«Нацистский  геноцид. Блокада Ленинграда»

Форма: конференция с элементами  технологии коллективного способа обучения.

Цель: показ приёмов формирования ключевых компетентностей через системно - деятельностный подход.

Аксиологическая задача: формирование чувства патриотизма и гордости за героическое прошлое своей страны; уважение к ветеранам, к блокадниками Ленинграда.

Операциональная задача: формирование надпредметных  компетенций.

Когнитивная задача: формирование у воспитанников интереса к истории своего Государства.  Продолжать знакомить с особыми качествами русских воинов – защитников Отечества; способствовать развитию высших сфер личности суворовца; желание стать наследниками славных традиций защитников Отечества,  расширение кругозора.

Методы обучения: информационно-коммуникационный,

частично-поисковый, исследовательский.

Средства обучения: наглядные (презентация с демонстрацией наглядного материала) и печатно-словесные (интернет - источники).

Технологии: информационно-коммуникационная, личностно-ориентированная, игровая, деятельностная.

Ход занятия

Организационный момент. Начало мероприятия.

Слайд № 1

Воспитатель: Товарищи суворовцы! Тема нашего классного часа: «Нацистский геноцид. Блокада Ленинграда»

Слайд № 2

        Великая Отечественная война закончилась, но боль потерь, память о трагических событиях тех лет до сих пор живет в людских сердцах и  душах. Мы не  имеем права забывать горе и ужас этой войны.  Мы  должны помнить  тот подвиг, который совершили советские люди, чтобы мы сейчас жили в свободной  стране. Поэтому сегодняшний классный час я хочу посвятить стойкости и мужеству жителей Ленинграда и Красной Армии,  сражавшихся  в годы Великой Отечественной войны  и победивших коварного врага.

          Основная часть.

Товарищи суворовцы, в каком году началась блокада Ленинграда?

Суворовцы отвечают: Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1944 г., а окончилась 27 января 1944 г.

 Слайд № 3

           Воспитатель: Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находятся Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли.

Захват Ленинграда был составной частью разработанного нацистской Германией плана войны против СССР — плана «Барбаросса». В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3—4 месяцев лета и осени 1941 года, то есть в ходе молниеносной войны («блицкрига»). К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР. Ни один из народов, населявших СССР, не должен был иметь право на свою государственность или даже автономию.

 Слайд № 4

       Воспитатель: Товарищи суворовцы, что такое геноцид?

       Суворовцы отвечают: Геноци́д (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальнуюэтническуюрасовую или религиозную группу.

Слайд № 5

        Выписка из Директивы начальника штаба военно-морских сил Германии об уничтожении г. Ленинграда 22 сентября 1941 г.
4.  Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения.
Слайд № 6

        Воспитатель: Товарищи суворовцы, 8 сентября 1941 года был захвачен город Шлиссельбург, таким образом, кольцо блокады замкнулось. Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах, в хранилище стратегических запасов города, спровоцировал страшный голод. Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового "стратегического запаса" не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград (а проживало в нём на тот момент около 3 миллионов человек) не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.

Слайд № 7

           Воспитатель: Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода город атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.

 Слайд № 8

        Воспитатель: Товарищи суворовцы,  сколько хлеба выделялось жителям и воинам блокадного Ленинграда?

       Суворовцы отвечают: Воины на передовой стали получать 500 граммов в сутки; рабочие — 250 граммов; служащие, иждивенцы и воины, не находящиеся на передовой, — 125 граммов. И кроме хлеба, почти ничего. В блокированном Ленинграде начался голод.

      Слайд № 9  

      Воспитатель: Ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи.  Все блокадные дни работало ленинградское радио.

В колхозах и совхозах блокадного кольца с полей и огородов собирали все, что могло пригодиться в пищу. Однако все эти меры не могли спасти от голода. 20 ноября — в пятый раз населению и в третий раз войскам — пришлось сократить нормы выдачи хлеба. При этом до 50 % хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки. Все остальные продукты почти перестали выдаваться. На 24 сентября хлеб на 40 % состоял из солода, овса и шелухи, а позже целлюлозы (в разное время от 20 до 50 %). 25 декабря 1941 года были повышены нормы выдачи хлеба — население Ленинграда стало получать 350 г хлеба по рабочей карточке и 200 г по служащей, детской и иждивенческой. С 11 февраля были введены новые нормы снабжения: 500 граммов хлеба для рабочих, 400 — для служащих, 300 — для детей и неработающих. Из хлеба почти исчезли примеси. Но главное — снабжение стало регулярным, продукты по карточкам стали выдавать своевременно и почти полностью. 16 февраля было даже впервые выдано качественное мясо — мороженая говядина и баранина. В продовольственной ситуации в городе наметился перелом.

 Слайд № 10

        Воспитатель: Товарищи суворовцы, я просил Вас найти, прочитать и рассказать на открытом уроке удивительные случаи из жизни блокадного города.

        Суворовцы отвечают: В Ленинграде существовал Всесоюзный институт растениеводства, обладавший и обладающий гигантским семенным фондом. Из всего селекционного фонда ленинградского института, содержавшего несколько тонн уникальных зерновых культур, не было тронуто ни одного зерна. 28 сотрудников института умерли от голода, но сохранили материалы, способные помочь послевоенному восстановлению сельского хозяйства.

 Слайд № 11

        Воспитатель: Товарищи суворовцы, как происходило снабжение блокадного Ленинграда?

Суворовцы отвечают: Дорога Жизни. Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру.

Воспитатель:12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.

Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".

 Слайд № 12

          Воспитатель:

Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней. Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта - особая пронзительная нота блокадного города. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение. Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е. Обрант создал танцевальный коллектив. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот, за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов.  Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями "За оборону Ленинграда"

Слайд № 13

         Воспитатель: Товарищи суворовцы, в каком году произошел прорыв блокады Ленинграда?

         Суворовцы отвечают: 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда. Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной. Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда. Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.

Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд № 14

           Воспитатель: Товарищи суворовцы, где сейчас в наше время повторяется блокада (геноцид) народа на постсоветском пространстве?

           Суворовцы отвечают:  В Донецкой и Луганской областях Украины.

           Воспитатель: Товарищи суворовцы,  что общего  можно найти сравнивая  блокаду Ленинграда и событиями в Донецкой и Луганской областях

          Суворовцы отвечают: Разрушенные города, нехватка продовольствия, гибель людей, геноцид русского населения…

           Воспитатель: Товарищи суворовцы, какие выводы нужно сделать нам, анализируя события  в Донецкой и Луганской областях?

           Суворовцы отвечают:  Быть патриотами своей страны…

            Воспитатель: Товарищи суворовцы, какое значение имеет парад Победы для нас?

             Суворовцы отвечают: Парад Победы воспитывает  чувство гордости за страну…

             Воспитатель: Товарищи суворовцы, Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка классного часа по теме "Блокада Ленинграда"

конспект + презентация к классному часу "Блокада Ленинграда" для 7 класса...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Блокада Ленинграда. Как это было…»

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей  средних специальных учебных заведений. Цель ее написания: привлечь внимание к истории нашей Родины, воспитывать чувство па...

Классный час по теме " Блокада Ленинграда"

Классный час по теме "Блокада Ленинграда" воспитывает уважительное отношение к старшему поколению и памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности....

классный час по теме "Блокада Ленинграда"

Классный час по теме "Блокада Ленинграда"...

Классный час на тему "Блокада Ленинграда"

Цели классного часа:1. Расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами; воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и опыт нравственног...

Классный час на тему "Блокада Ленинграда" 7 класс

Сегодня мы будем говорить о войне. 75 лет назад закончилась блокада Ленинграда, которая продлилась 872 дня, погибло более 800 тысяч человек. Люди которые жили в то военное, суровое, страшное время, пе...

Классный час по теме "Блокада Ленинграда", 6 класс.

Материал знакомит учащихся с основной фактической информацией, относящейся к теме, - цифры, даты, имена....