«Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»
учебно-методический материал по истории

Петрова Ольга Геннадьевна

Рассматривается универсальные педагогические технологии : Блочно-модульная, проектного обучения, кейс-технология, технология интеллект-карт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое общеобразовательное пространство. Сущность данного процесса заключается в переориентации системы образования на новые подходы, которые способствовали бы развитию личности ребенка во всем его многообразии.

Особое место в процессе обучения и воспитания занимает история. Как наука она универсальна, поскольку объектом ее изучения является все многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества. История формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина.

Базовым элементом в модернизации школьного образования является обновление Федеральных государственных образовательных стандартов. Сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы в работе.

Главное требование ФГОС II поколения – организация учебного процесса таким образом, чтобы обучающиеся могли не только самостоятельно получать новые знания, но и в дальнейшем применять их в решении новых задач. Таким образом, главная задача учителя – организация условий, инициирующих действия обучающихся в необходимом направлении, условий для их самореализации на уроке. На первое место в урочной деятельности выходит задача развития у обучающихся способностей самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Всё это можно обобщить одним умением – умением учиться.

 В условиях введения нового ФГОС на первый план выходят такие проблемы, как необходимость коррекции содержания и методов преподавания учебных предметов, в данном случае – истории. Решить данные задачи поможет, в частности, широкое использование в образовательном процессе различных инновационных технологий, которые будут, в соответствии с требованиями ФГОС способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

Современные педагогические технологии позволяют реализовать поставленные цели и задачи в обучении истории:

- формирование у молодого поколения ориентиров гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,

рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

  1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной практике.
  2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
  3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие. [2, с. 45]

В настоящий момент в школьном историческом образовании применяются самые различные педагогические образовательные технологии. Среди них, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются: блочно-модульная технология, технология проектного обучения, кейс-технология, методика проблемного обучения, технология интеллект-карт, ИКТ, игровые методы обучения.

1. Блочно-модульная технология: Особенности состоят в том, что содержание исторического материала разбито на модули (разделы ИКС) и на этапы изучения. Технология содержит три этапа.

На 1 этапе (1-2 часа) (вводное занятие) происходит актуализация знаний и постановка основной проблемы темы. От учителя на этом этапе требуется высокая степень систематизации материала, для этого используются наглядные материалы (сравнительные таблицы, схемы и графики). Такая работа способствует логическому развитию мышления учеников.

На вводном занятии технологии применяется: многофакторный подход в обучении истории, рекомендованный в ИКС, позволяющий проследить, как в знаменательных процессах и событиях истории переплетались религиозные, нравственные и другие мотивы участников, их экономические и политические интересы. Основная цель вводного этапа усвоение концептуальных идей и основного содержания преамбул к разделам.

На 2 этапе блочно-модульной технологии с помощью деятельностных технологий (проект кейс, и других) происходит углубленное изучение отдельных, наиболее важных событий или явлений изучаемого периода. На втором этапе развиваются основные умения учащихся: проводить поиск исторической информации, в том числе с использованием альтернативных источников; анализировать и систематизировать историческую информацию; осуществлять критику источника; использовать полученные сведения для аргументации в ходе дискуссии. Большое внимание в обучении истории учитель должен уделять изобразительной наглядности. С этой целью рекомендуется привлекать материалы образовательных сайтов сети Интернет.

На 3 этапе (1-2 урока) – рефлексия-обобщение (семинар-обобщение, коллоквиум, тестирование и пр.). Это позволит второй раз систематизировать знания, вновь проводя все причинно-следственные связи между основными событиями, но с включением в них и второстепенного материала.

2.Технология проектного обучения (метод проектов): в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. Использование проектной деятельности также способствует формированию информационных компетенций и развитию критического мышления у учащихся.

3. Кейс-технология: технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Сущность технологии - изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии произошло от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай. Структура процесса обучения по кейс-технологии: школьникам предлагается случай (реальный, вымышленный) - он должен быть проблемным, - имеющий прецеденты, должен допускать альтернативные варианты решения, - кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, карикатуры, сценарии ролевых и деловых игр и т.д.

4. Технология проблемного обучения: реализация в процессе преподавания истории технологии проблемного обучения, помимо всего прочего, активизирует мыслительную деятельность, увеличивает объем самостоятельной работы каждого из обучающихся, что подтверждается систематическим контролем, с использованием устных и письменных разноуровневых заданий. Данная технология предлагает моделировать образовательный процесс таким образом, когда обучающиеся не пассивно получают некоторый необходимый минимальный объем учебной информации, а самостоятельно формулируют вопросы и определяют пути и способы их решения. Это, в свою очередь, предполагает рассмотрение имеющихся исторических источников, как с позиций их репрезентативности, так и в аспекте анализа имеющихся в их отношении различных, иногда диаметрально противоположных оценок, с целью выстраивания собственной исследовательской позиции.

Внедрение в образовательный процесс на уроках истории технологии проблемного обучения усиливает степень мотивации и заинтересованности обучающихся в изучении данного предмета и, в частности, формирует умение самостоятельно находить связь между историческими событиями и взглядами мыслителей прошлого – с одной стороны, и реалиями современной политической и повседневной жизни – с другой. Проблемная формулировка учебных задач, осуществляемая силами самих обучающимися при общем контроле со стороны учителя, способствует формированию регулятивных учебных действий и особенно актуальна именно в процессе преподавания истории. Это связано с тем, что предметное содержание данной учебной дисциплины характеризуется наличием многочисленных дискуссионных вопросов и своей спецификой подразумевающих использование методики проблемного обучения.

5. Технология интеллект-карт: использование опорных конспектов с элементами условно-графической наглядности на уроках. Данная технология позволяет развивать: умения классифицировать; умения и навыки наблюдения; навыки экспериментирования; умения высказывать суждения, делать умозаключения и выводы; умения и навыки работы с имеющейся информацией, её нахождение и ранжирование; формирование и развитие у школьников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования; познавательных потребностей и способностей; умения создавать тексты опорных конспектов. На наш взгляд, преимущество использования интеллект-карт с элементами условно-графического изображения состоит в том, что в зависимости от того, какие перед собой ставит задачи учитель на конкретном уроке и уровня класса, возможно гибкое применение условных обозначений.

6. ИКТ: использование ИКТ на уроках позволяет подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. Самыми актуальными и эффективными формами ИКТ являются использование презентаций и интерактивной доски. Использование интерактивной доски и презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создании содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурировании урока, увеличения темпа и течения занятия.

7. Игровые методы обучения: с возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр. В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. [3, с. 15]

Опыт работы показывает, что использование технологий проектной деятельности, кейс-технологии, проблемного обучения, интеллект-карт, информационно-коммуникационных технологий и игровых методов обучения позволяет учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, приобретенные ими в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, повышает общий уровень развития. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи, что формирует их историческое сознание.

В заключение стоит отметить, что современное российское общество заинтересовано в творческих, активно преобразующих действительность людях, способных быстро включаться в различные социальные процессы и отношения, умеющих принимать самостоятельные решения и нести личную ответственность. На мой взгляд, данные технологии действительно помогают нам обучать, воспитывать и развивать обучающихся в соответствии с требованиями, которые предъявляет общество, государство и современный мир.

Список литературы:

  1. Баранов, П.А. Историко-обществоведческое образование в современной школе / П.А. Баранов. - СПб., 2012.
  2. Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на ФГОС: опыт, проблемы // состав. Некрасова Л. И. – ТОИПКРО, 2014.
  3. Лукьянова, М. И. Современный урок и требования ФГОС // Народное образование №8., / М.И. Лукьянова. - 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные педагогические технологии в преподавании русского языка

Инновационные педагогические технологиив преподавании русского языка.  Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативн...

«Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания»

Приоритетным направлением исторического образования   считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности....

«Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

Педагог в рамках концепции ИКС должен способствовать развитию критического мышления учеников, развитию у учеников исследовательских приёмов, и приемов исторического анализа, способам поиска и отбора и...

Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания для повышения качества знаний

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации.  В своей работе я  использую различные технологии и хочу о некоторых рассказать....

Система методической работы и использование современных педагогических технологий в преподавании истории, обществознания и внеклассной работе как средства повышения качества образования.

Повышение качества общего образования через реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проекта модернизации региональной системы образования – основная задача работы всей с...

Распространение опыта «Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания для повышения качества знаний ».

В настоящее время в России происходит становление новый системы образования. Требования сегодняшнего дня, связанные с реформированием образования ( инициатива «Наша новая школа», переход на ФГОС новог...

«Использование инновационных педагогических технологий в преподавании русского языка»

Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке ...