«Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»
учебно-методический материал по истории ( класс) на тему

Лебедева Татьяна Владимировна

Педагог в рамках концепции ИКС должен способствовать развитию критического мышления учеников, развитию у учеников исследовательских приёмов, и приемов исторического анализа, способам поиска и отбора информации из альтернативных источников, умению сопоставлять различные точки зрения. К инновационным педагогическим технологиям можно отнести: участие в проектной и исследовательской деятельности; использование диалоговых методик; блочно-модульной технологии; технологии алгоритмов, современных информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лебедева Татьяна Владимировна,учитель истории и обществознания МБОУ Ново – Горкинской СОШ Лежневский район Ивановская область

 «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

Цель исследования заключается в определение инновационных технологий в преподавании истории по внедрению историко-культурного стандарта.

Тема актуальна по следующим причинам. Важной частью развития российского общества является модернизация школьного образования.

В 2015-2016 учебном году произошли принципиальные изменения в содержание исторического образования благодаря переходу на новый Историко-культурный стандарт (ИКС),который является частью Концепции нового учебно-методического комплекса (УМК) по истории отечества. Изменения повлияют на экзаменационную работу в 2016 году, которая будет охватывать содержание курса отечественной истории с древнейших времён до современных дней с элементами всеобщей истории. Впервые в ЕГЭ 2016 года появится историческое сочинение. [1]

Рассмотрим концептуальные основы ИКС. Для формирования толерантной личности, учителям истории необходимо усилить акцент на преподавании истории регионов, на поликонфессиональном и многонациональном составе населения России как важнейшей особенности отечественной истории. Также ИКС содержит перечень «трудных вопросов истории», которые являются дискуссионными в современном обществе.

Главная задача учителя истории в рамках концепции ИКС сориентировать школьников в постоянно нарастающем информационном потоке. С целью социализации и профессионального становления школьников в новых социальных условиях возникает необходимость в переориентации обучения с усвоения готовых навыков и знаний на развитие творческих способностей ученика, его личности, критичности мышления. Важным становится не получение знаний (в современном обществе знания подвергаются изменениям, быстро устаревают), а сам процесс их приобретения. В рамках концепции ИКС педагог должен научить учеников самостоятельно принимать решения, добывать знания, критически мыслить, а также адаптироваться в жизненных ситуациях. Традиционные средства обучения не могут решить эти задачи.[2]

В новом ИКС особое место уделено личности в истории, но не только изучению биографий выдающихся личностей, но изучаются особенности жизни простых граждан, изменение судьбы которых позволит показать главные политические и социальные процессы в стране на рассматриваемом историческом этапе. В рамках новой концепции ИКС будут изучаться проблемы культурной и духовной жизни российского народа.[3]

В рамках концепции ИКС учебник должен стать навигатором, т.е. побуждать учеников самостоятельно рассуждать, делать выводы, анализировать исторические тексты и т. д. И главное, стимулировать школьников к поиску новых источников. Важную роль в концепции будут играть наглядные образы.

Выделим инновационные педагогические технологии.

К актуальным технологиям для реализации историко-культурного стандарта относится: использование диалоговых методик. Для примера можно привести диалог культур, гендерный диалог и т.д.

К другим технологиям относится организация учебно- исследовательской и поисковой деятельности учеников по материалам региональной истории. Данные технологии были апробированы в МАОУ города Новосибирска гимназия № 7 «Сибирская».

Бутовой Анной Юрьевной, учителем истории, работающей в МОУ СОШ №22 г. Волгодонска, была усовершенствована и апробирована технология алгоритмов в рамках историко-культурного стандарта.

Алгоритм - это универсальное средство обучения, которое позволяет педагогу, научить школьников учиться, что соответствует концепции ИКС. Уроки с использованием сформируют у школьников навыки ориентирования в мире информации и научат выделять главное. В процессе обучения истории  используется преимущественно алгоритм достижений предметных результатов (алгоритм изучения личности в истории, войн и революций и т.д.).  

Некрасова Л.И., доцент кафедры ГО ТОИПКРО разработала алгоритм блочно-модульной технологии. Особенности рассматриваемого алгоритма в обучении истории состоят в том, что содержание исторического материала разбито на модули (разделы ИКС) и на этапы изучения. Технология содержит три этапа.

На 1 этапе (1-2 часа) (вводное занятие) происходит актуализация знаний и постановка основной проблемы темы. От учителя на этом этапе требуется высокая степень систематизации материала, для этого используются наглядные материалы (сравнительные таблицы, схемы и графики). Такая работа способствует логическому развитию мышления учеников.

На вводном занятии технологии применяется: многофакторный подход в обучении истории, рекомендованный в ИКС, позволяющий проследить, как в знаменательных процессах и событиях истории переплетались религиозные, нравственные и другие мотивы участников, их экономические и политические интересы. Основная цель вводного этапа усвоение концептуальных идей и основного содержания преамбул к разделам.

На 2 этапе блочно-модульной технологии с помощью деятельностных технологий (проект кейс, и других) происходит углубленное изучение отдельных, наиболее важных событий или явлений изучаемого периода. На втором этапе развиваются основные умения учащихся: проводить поиск исторической информации, в том числе с использованием альтернативных источников; анализировать и систематизировать историческую информацию; осуществлять критику источника; использовать полученные сведения для аргументации в ходе дискуссии. Большое внимание в обучении истории учитель должен уделять изобразительной наглядности. С этой целью рекомендуется привлекать материалы образовательных сайтов сети Интернет.

На 3 этапе (1-2 урока) – рефлексия-обобщение (семинар-обобщение, коллоквиум, тестирование и пр.). Это позволит второй раз систематизировать знания, вновь проводя все причинно-следственные связи между основными событиями, но с включением в них и второстепенного материала.[4]

В школе, на уроках истории одной инновационных технологий является метод учебного проекта (часто применяемый на уроках истории в старших классах). Метод учебного проекта был апробирован в МБОУ«Кингисеппская СОШ № 4 и в МОУ Тебисской СОШ.

Технология проектного обучения заключается в создании под контролем учителя проекта. Результатом проекта может стать макет исторического объекта, рассказ, сценарий фильма и праздника и т.д. Различают творческие и исследовательские проекты. По мнению Гребенникова С. А., метод проектного обучения способствует выработке навыков исследовательской работы, развитию самостоятельности ученика, что соответствует концепции ИКС. Защищая проекты, школьник учится излагать и отстаивать свою точку зрения, дискутировать. Таким образом, навыки, полученные школьником в процессе проектной деятельности, отвечают требованиям концепции историко-культурного стандарта. Например, под руководством Гребенниковой в МБОУ СОШ №83 города Северска Томской области в процессе проектного обучения был изготовлен макета русской крепости «Корела XIVвека».

Обучение в современной школе невозможно представить без использования информационных технологий. В процессе обучения истории педагогам рекомендуется использовать возможности Интернет, в частности размещать историческую информацию на специально созданных веб-страницах.

Создание веб-ресурса позволит оптимизировать труд учителя. На уроках истории используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из научных трудов, документов, высказывания мыслителей и политиков, обобщающие выводы, кратко сформулированные основные идеи.   Хранение этих материалов на специальных веб-ресурсах позволит сэкономить время при подготовке и проведении урока. Учитель истории сможет упорядочить весь материал в соответствии с календарно-тематическим планированием по классам. Также на сайт можно внести карточки-задания, учебные пособия, содержащие наглядный материал и тексты, кроссворды и т. д. Доступ к веб-странице позволит ученикам повысить уровень исторических знаний учеников (организации дистанционного обучения). На веб-ресурсе можно организовать для учеников чаты, форумы и конференции.

На уроках истории в рамках концепции ИКС для большей эффективности необходимо использовать технологии мультимедиа: иллюстрации объектов, фотографии, предметные коллекции, портреты, интерактивные модели, видеоэкскурсии.[5]

В духе концепции историко-культурного стандарта каждая тема учебника обязательно включает в себя «трудные вопросы истории», которые не имеют однозначного ответа. В обсуждении этих вопросов учитель может проявить своё мастерство, и так организовать работу школьников, чтобы дать им возможность сформировать и изложить собственную точку зрения на анализируемое исторические события. На VI Петербургском Образовательном Форуме, прошедшем с 25 по 27 марта 2015 г. педагогам, предложили сформулировать точки зрения на каждый вопрос, опираться на труды историков. При изучении «трудных» вопросов педагоги должны использовать преимущественно технологии преподавания, позволяющие ученикам действовать самостоятельно. Также в изучении «трудных» вопросов истории необходимо использовать принципиальные основы алгоритма. Рекомендуется организация практикума среди учителей истории по изучению «трудных вопросов истории». В ходе практикума педагоги должны распределяться по группам. Каждая группа должна рассматривать подраздел трудной темы.

Итак, педагог в рамках концепции ИКС должен способствовать развитию критического мышления учеников, развитию у учеников исследовательских приёмов, и приемов исторического анализа, способам поиска и отбора информации из альтернативных источников, умению сопоставлять различные точки зрения. К инновационным педагогическим технологиям можно отнести: участие в проектной и исследовательской деятельности; использование диалоговых методик; блочно-модульной технологии; технологии алгоритмов, современных информационных технологий.


Список использованных источников

  1. Вяземский, Е.Е. Историко-культурный стандарт, единый учебник истории и школьное историческое образование / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. – 2013. – № 9. – С. 3–10 с.
  2. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории// Вестник образования. – 2014. – №13.
  3. Шевченко, Н.И. О действующих и «едином» учебниках отечественной истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – № 8. –  С. 53–57.
  4. Исаев Е.И. Антропологическая перспектива российского образования // Психология образования в XXI веке: теория и практика: .http://psyjournals.ru/education21/issue/54076_full.shtml  

Соловьёва Т.В.  Преподавание истории в общеобразовательных учреждениях Республики Алтай в контексте «Историко-культурного стандарта»: http://tondoshka.ucoz.ru/news/2015 


[1]Соловьёва Т.В.  Преподавание истории в общеобразовательных учреждениях Республики Алтай в контексте «Историко-культурного стандарта»: http://tondoshka.ucoz.ru/news/2015-7-28

[2]Исаев Е.И. Антропологическая перспектива российского образования // Психология образования в XXI веке: теория ипрактика: .http://psyjournals.ru/education21/issue/54076_full.shtml

[3]Вяземский, Е.Е. Историко-культурный стандарт, единый учебник истории и школьное историческое образование / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. – 2013. – № 9. – С. 3–10 с.

[4]Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории// Вестник образования. – 2014. – №13.

[5]Шевченко, Н.И. О действующих и «едином» учебниках отечественной истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – № 8. –  С. 53–57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные педагогические технологии в преподавании русского языка

Инновационные педагогические технологиив преподавании русского языка.  Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативн...

«Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания»

Приоритетным направлением исторического образования   считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности....

Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания для повышения качества знаний

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации.  В своей работе я  использую различные технологии и хочу о некоторых рассказать....

Система методической работы и использование современных педагогических технологий в преподавании истории, обществознания и внеклассной работе как средства повышения качества образования.

Повышение качества общего образования через реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проекта модернизации региональной системы образования – основная задача работы всей с...

«Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

Рассматривается универсальные педагогические технологии : Блочно-модульная, проектного обучения, кейс-технология, технология интеллект-карт....

Распространение опыта «Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания для повышения качества знаний ».

В настоящее время в России происходит становление новый системы образования. Требования сегодняшнего дня, связанные с реформированием образования ( инициатива «Наша новая школа», переход на ФГОС новог...

«Использование инновационных педагогических технологий в преподавании русского языка»

Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке ...