Патриотическое воспитание детей - как одна из задач школы и семьи.
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

В настоящей статье рассмотрены вопросы, связанные с воспитанием у подрастающего поколения любви к своей Родине, историчским корням и истории родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антонова Е.В., учитель истории
ГБОУ СОШ №188 Красногвардейского
района Санкт-Петербурга

Патриотическое воспитание детей –

 как одна из задач школы и семьи

Воспитание будущего гражданина Отечества на культурно-исторических традициях является началом формирования социально значимых ценностей в жизни ребенка: бережного отношения к земле, памяти о предках – все это национальные черты русской культуры. Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание ответственности, неравнодушия ко всему, что происходит вокруг,

Поиск современных форм взаимодействия педагогов и родителей по патриотическому воспитанию детей опирается на актуальность данного вопроса. Важность патриотического воспитания на современном этапе подчеркнута в государственных документах в области образования – «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года», программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2016 годы», Указе Президента РФ (№ 1416 от 20 октября 2012 г.) «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», в которых говорится об обеспечении исторической преемственности поколений, развитии национальной культуры, воспитании патриотов. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить отечеству. Детей надо воспитывать полноправными гражданами, сделать их активными участниками жизни страны, заботливо и внимательно относящимися к окружающим людям.

Большое внимание должно быть уделено приобщению к родному краю при участии родителей. Совместное посещение культурных и исторических мест, последующее обсуждение увиденного оставляют неизгладимый след в душе детей. Поэтому важность семьи, родителей в воспитании ребенка нельзя недооценивать, семья вводит его в большой мир и знакомит с понятиями «труд», «честь», «долг» и т. д. Главное, что приобщение к родным местам строится на общении родителей и детей, создает общность интересов и сближает их духовно.

Конечно, семейное воспитание не всегда системно, досугом детей родители, к сожалению, занимаются мало. А ведь добрые традиции сплачивают семью. Практика показывает, что в семьях, где организуют досуг детей, добиваются хороших результатов в их воспитании. Все начинается с детства, когда каждое впечатление оставляет глубокий след. От родителей зависит, какими вырастут дети, какие ценности в жизни для них станут главными.

Именно родители – первые воспитатели детей, потому что семья – это старшее поколение, связывающее свой род и родную землю, передающая накопленный жизненный опыт и информацию о Родине. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Наследовать - значит делать своим, осваивать наследие - то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, Итак, патриотическое воспитание - это процесс освоения, наследования традиционной культуры.

Взаимодействие учителя истории и семьи в деле патриотического воспитания детей заключается в следующем:

  • приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
  • знакомство с семьёй, её историей, родственниками, семейными традициями, составление родословной;
  • проведение тематических занятий с участием родителей, бабушек и дедушек;
  • работа совместно с родителями и детьми над детскими проектами.

Семья и школа – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с ребенком и подростком находятся самые главные люди из его окружения – его семья.. Не вызывает сомнения важность взаимодействия учителя и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, патриотического, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективно решать всем вместе. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и в школе .которым живут родители и учителя– люди, составляющие ближайшее социальное окружение школьника, оказывается определяющем в формировании внутреннего мира ребенка. Важным условием нравственно-патриотического воспитания школьников является приобщение их к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

Учитель истории может предложить родителям и детям совместный проект по составлению родословной семьи с подборкой фотографий и архивных семейных материалов. Такая работа укрепит внутренние семейные связи, повысит уважение детей к своим предкам . Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства. У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа.

Патриотическое воспитание детей – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся любви к Родине, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите страны..

Ориентируясь на важные исторические даты, учитель истории может предлагать родителям интересные экскурсионные маршруты по историческим местам или посещение музейных экспозиций. Например, в связи с недавней 75-й годовщиной полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады родители и дети 9-го класса, где я являюсь классным руководителем, посетили по выбору экспозиции о блокаде на Английской набережной, на площади Победы, музей обороны Ленинграда в Соляном городке. По результатам этих экскурсий, учащиеся подготовили небольшие сообщения и представили их на классном часе.

Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Для этой цели учитель истории может организовать встречу школьников с воинами-афганцами, чьи дети учатся в данном классе. Такие встречи были бы своевременны в связи с 30-летием вывода советских войск из Афганистана. По рекомендации учителя истории родители с детьми могли бы посетить фильмы, посвященные патриотической тематике

Школа, реализуя образование, обладает возможностью привести в соответствие цель, задачи, формы, средства духовно-патриотического воспитания и потребности, интересы, особенности современной семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей через приобщение к искусству. Из опыта работы школы искусств п. Агалатово

Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Система совершенствования патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей" (26...

Презентация реализации проекта по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы "Нам есть у кого учиться родиной гордиться"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Патриотизм - сложное человеческое чувство. Это любовь к родным и близким людям, к детскому са...

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Статья посвящена патриотическому воспитанию детей в семье. Патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный и духовно-нравственный компонент. Анализируется влияние семьи на ...

"Гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната "

Гражданско- патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике. В Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образов...

Доклад на Родительское собрание ТЕМА: Патриотическое воспитание детей в семье и школе «Гражданин воспитывается с детства»

Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. «Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны», – писал наш велики...

Выступление на педагогическом совете «Патриотическое воспитание обучающихся как одно из приоритетных направлений воспитательной работы школы»

С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образ...