Разработка урока истории в 8 классе «Внутренняя политика правления Александра I в период с 1813г. по 1825г.»
план-конспект урока по истории (8 класс)

Урок по курсу "Россия в XIX веке"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по курсу «История России XIX века»

Тема: «Внутренняя политика правления Александра I в период с 1813г.  по 1825г.»

Учащиеся

8 класс

Основная дидактическая задача

Развитие у учащихся навыков критического мышления

Цель урока:

- научить анализировать вторую половину эпохи правления Александра I;

- давать оценку событиям и явлениям в экономической, политической и социальной жизни России в период 1813-1825гг.

Цель педагогическая:

Развивать умения анализировать исторические факты и сравнивать их; выделять и обобщать существенные признаки; определять исторические понятия и оперировать ими.

Цель для учащихся:

Научиться описывать явления в жизни общества в экономической, политической и социальной сферах.

Методы обучения, используемые на уроке

  1. Частично-поисковый (эвристический).
  2. метод создания исторических представлений и оценочных понятий.

Способы

Критическое мышление

Приемы

Извлечение информации, сравнение, систематизация и преобразование информации из одной знаковой системы в другую, обобщение.

Наглядные средства обучения

  1. Печатные средства обучения (раздаточные материалы, научные словари, энциклопедии, исторические картины).
  2. экранные средства обучения (слайды).

Предметный результат

Знать – перемены во внутренней политике АлександраI в данный период;

Уметь – анализировать исторические документы, таблицы, диаграммы;

Давать – оценку деятельности государственным деятелям: АлександруI; Н.Н. Новосильцеву, А.А. Аракчееву.

Метапредметный результат

Синхронистическая таблица

Форма урока

Урок-рассуждение

Ход урока:

  1. Введение в тему (работа с высказываниями);
  2. Постановка задач перед учащимися;
  3. Работа в группах;
  4. Представление групп результатов своей работы;
  5. Рефлексия.

  1. В начале урока учитель предлагает ознакомиться с двумя высказываниями об эпохе правления Александра I:

 1. «Дней Александровых прекрасное начало»

2.«Властитель слабый и лукавый

Плешивый щеголь враг труда

Нечаянно пригретый славой

Над нами царствовал тогда»

Учащиеся знакомятся с высказываниями.

Учитель задает вопросы:

1.  Кому принадлежат эти слова?

2. Какие вопросы у вас возникают?

3.  Почему автор в первом высказывании  даёт оценку деятельности Александра I как «Дней прекрасное начало»?

4.  О каком периоде правления Александра 1 идет речь?

5.Какие противоречия возникли?

6.  Почему изменилось мнения поэта о царе и как?

 7. Изменился  курс  политики Александра 1? Что предшествовало изменению политического курса (события)?

Ответы учащихся…

II. Мы вспомнили о реформаторских начинаниях Александра I до войны 1812 года, а теперь я предлагаю рассмотреть нам деятельность Александра I как государя после войны 1812года. И сравнить два этапа его правления до войны и после войны.

Давайте проверим ваши предположения. Что заставило Александра 1 поменять курс во второй половине своего правления? Попробуйте дать собственную оценку. Были ли эти изменения вынужденной мерой?

III. Работа в группах:

  1. I -  группа работает по направлению:  экономическое развитие России в 1815-1825гг.(последствия экономического  кризиса, военные поселения Аракчеева, развитие промышленности и торговли).
  2. II – группа: работает с документами, подтверждающими политическое развитие ( «Польский эксперимент», проект Н.Н. Новосильцева, общественное движение)
  3. III- группа:  социальная сфера (наука, образование, культура, изменения в положении крестьян, основные сословия).
  4. IV- группа:  Итоги (Что изменилось в стране? Какой досталась страна Николаю 1?)

( анализ состояния России как государства,  на конец правления Александра 1).

IV. Группы представляют результаты   своей работы по направлениям: экономическое развитие России периода с 1813-1825гг. (кластер №1); политическое развитие России периода с 1813г по 1825г.(кластер №2); социальная сфера России периода с 1813г. по 1825г. (кластер №3); 4 группа представляет модель государства на конец правления Александра1. Результаты оформляют в синхронистическую таблицу.

V. Обобщение: Причины изменения курса Александра1? Было ли  это оправдано? К чему привело?

VI. Рефлексия: возвращаемся ко второму высказыванию А.С. Пушкина. Почему поэт так резко высказывался? Разбор высказывания по строкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Конспект урока в 8 классе "Внутренняя политика Александра 1 в 1801 – 1806 годах"

Урок разработан к учебному пособию Данилова А.А., КосулинойЛ.Г. 8 класс с дополнительным раздаточным материаллом....

Конспект урока истории 7 класс. Внутренняя политика Екатерины II

Тема. Внутренняя политика Екатерины II Цель. Формирование знаний  о предпосылках  и  содержании внутренней политики Екатерины II.Формирование умения давать общую характеристику вну...

Урок истории 7 класс "Внутренняя политика в 1725-1762"

Презентация к уроку истории 7 класс "Внутренняя политика в 1725-1762"...

Конспект урока в 8 классе "Внутренняя политика Александра 3"

Данный урок посвящен личности императора Александра 3 и его внутренней политике. Урок изучения нового материала. Материал урока отображен в презентации....

Методическая разработка урока истории по теме: "Внутренняя политика Павла I" 8 класс

Методическая разработка урока истории по теме: "Внутренняя политика Павла I" 8 класс ( Презентация, технологическая карта, приложение)....

Методическая разработка урока истории по теме: "Внутренняя политика Петра I"

Период правления Петра Первого историки оценивают по-разному. Одни считают его великим реформатором, другие тираном. Данная методическая разработка, в виде игры-суда, поможет обучающимся с разных стор...