Черносотенные учебные заведения (1905 – 1914)
статья по истории (11 класс)

Данильева Алёна Владимировна

Черносотенные учебные заведения (1905 – 1914)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интернет-публикация статьи22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Данильева А.В. Черносотенные учебные заведения (1905 – 1914)

Для России начала XX в. правые (черносотенные) партии — это политические структуры, декларировавшие свою верность уваровской триаде — «православие, самодержавие, народность», т. е. партии и союзы, выступающие за первенствующее значение православия, незыблемость царского самодержавия и господство русского народа.

Со времени своего возникновения и вплоть до 1917 г. правые партии констатировали кризис «русской школы», связанный с проникновением туда либерального и радикального веяний. Их идеалом для начального образования являлись церковно-приходские школы, к улучшению деятельности которых они проявляли постоянное внимание, что, надо полагать, дало определенно положительный результат[1]. 

По мнению черносотенцев, необходимы, ремесленные учительские школы, подготавливающих учителей. Нужны «средние школы, выпускающие русское юношество к русской жизни, с курсами настолько законченными, чтобы давали выход к практической жизни и без высшей школы». А самое главное – «нужно единение средней школы с церковью не менее тесное, чем в школе народной»[2]. И низшие, и средние учебные заведения страдали нехваткой «профессиональных» учителей. Школы не отвечали требованиям монархистов по своему национальному составу. В понимании правых, народная школа должна быть русской как по составу учащих, так и по составу учащихся. Обвиняя Министерство народного просвещения в разложении школы, правые также критиковали и современного учителя, и современный школьный учебник, и вообще, школьные библиотеки.

Крайне правые пытались изменить ситуацию посредством открытия собственных школ. В нескольких городах правым организациям удалось создать свои собственные «патриотические», как они называли, школы.

Члены Русского собрания понимали, что «одна школа <…> сделать ничего существенного <…> не может, но в любом деле нужно начало»[3] полагали члены Русского собрания. Одним из главных достижений РС являлось открытие своей собственной гимназии.

Гимназия Русского собрания была открыта 6 декабря 1907 г. Гимназия помещалась в доме Русского собрания, содержалась на его счет и плату за учение[4]. В мае 1909 г. в гимназии произошли важные изменения, а именно: гимназия и канцелярия Русского собрания начали переселение в собственное здание, расположенное на Кузнечном переулке, № 20[5]. Из отчетов следует, что все ученики были «православного вероисповедания», преобладало число детей дворян и чиновников[6].

Анализируя данные отчетов Гимназии, можно сделать вывод, что гимназия РС успешно развивалась с момента своего возникновения, но в 1912 г. отмечается спад общего количества учеников.  

В 1913 – 1914 учебном году гимназии РС были дарованы полные права казенных гимназий Министерства народного просвещения[7].

Русское собрание не единственная организация, которая напрямую пыталась улучшить состояние русской школы. В 1909 г. во  введение Союза Михаила  Архангела перешла женская  восьмиклассная  патриотическая гимназия госпожи М.А. Холодняк[8]. Цель гимназии формулировалась следующим образом: «Давать учащимся общее, серьезное для русской женщины, среднее образование не ниже курса правительственных женских гимназий, основанное притом на началах христианской нравственности и строгой научности»[9].

В начале 1910 г. одесский отдел СРН открыл первую в России бесплатную ремесленную школу. Финансировать ее планировалось за счет добровольных пожертвований. К 11 июля 1911 г. таковых поступило 5170 руб. 70 коп.[10] 

РНСМА помогал материально другим монархическим организациям на открытие своих школ. Бакинской монархической организации на устройство патриотической школы было выделено из средств Союза 60 рублей[11]. Также помощь предоставлялась «беднейшим» ученикам и ученицам, например, Фатажеским отделом Союза «был устроен 1 апреля музыкально-литературный вечер, сбор с которого был целиком пожертвован в пользу беднейших учениц и учеников фатажеских гимназии и городского училища, не внесших платы за право учения»[12].

Говоря об успехах деятельности монархистов в области образования, нельзя не рассказать об истории одного училища. «Харьковское общество русских женщин» 28 августа 1911 г. открыло начальное трехклассное училище. Для детей членов «Общества русских женщин» обучение было бесплатным, для остальных плата составляла 3 руб. в год. Правда, «те дети, родители которых, как установлено Советом, не имеют возможности даже платить и 3-х руб. в год, – за право учения не платят»[13]. На большой перемене ученикам школы бесплатно выдавался чай… Школа проводила различные внеклассные мероприятия с учениками… С 1912 г. в училище прибавился 2-й класс, «и возрастающий бюджет его побудил Совет принимать в училище только лишь детей членов Общества»… К концу 1912 г. отмечается большой прирост новых учеников. Несмотря на то, что плата за обучение несколько увеличилась <…>, училище пользовалось определенной популярностью. В 1912 г. было отказано в приеме более чем 70 желающим[14].

В 1912 г. отмечается рост просвещения: «Пермское уездное земство открыло 10 новых школ, Бакинское городское самоуправление – 12. В  Лодзи  и Кременчуге открыли мужскую гимназию. В Ставрополе – реальное училище. В  Либаве – три начальных училища»[15]. Также, был отмечено, что растут и пособия, и ссуды, отпускаемые Министерством народного просвещения земствам и  городам на введение  всеобщего обучения[16].

Таким образом, правые партии и организации брали под свой контроль уже существующие школы либо открывали новые учебные учреждения.  Черносотенцы активно привлекали общественность для оказания им поддержки, в особенности материальной. Если таковой поддержки оказывалось недостаточно, то правые просили помощи у Министерства народного образования, которое нужную помощь оказывала, о чем свидетельствуют отчетные данные. Но все же, таковой помощи оказалось недостаточно, чтобы изменить положение, в котором находилась и низшая, и средняя школа.

В целом же широко задуманная черносотенцами кампания по созданию своих учебных заведений не увенчалась успехом. Объясняется это несколькими причинами. Одной из главных, по мнению И.В. Омельянчука, является отсутствие средств, так как финансирование учебных заведений производилось за счет добровольческих пожертвований. Трудно было найти и преподавательские кадры для школ. В этот период в стенах учебных заведений, в особенности профессионально-технических, преобладали оппозиционные настроения. Поэтому представляется весьма вероятным и то, что сами учащиеся не очень охотно шли в черносотенные школы[17].


[1] Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911 – 1917. М., 2001. С. 312.

[2] Предвыборное воззвание к Русскому народу Русского народного союза им. Михаила Архангела // Прямой путь. 1912. Май. С. 778.

[3] Дом и гимназия Русского собрания: Очерк. СПб., 1910. С. 4.

[4] Пашкова Т.И. Гимназии и реальные училища дореволюционного Петербурга. 1805-1917 гг.: Исторический справочник. СПб., 2015. С. 204.

[5] Дом и гимназия Русского собрания: Очерк. СПб., 1910. С. 24.

[6] ЦГИА СПб. Ф. 139. Оп. 1. Д. 11753. Л. 1.

[7] Там же. Д. 40. Л. 1.

[8] Деятельность союза Михаила Архангела // Прямой путь. 1909. 8 мая. С. 13.

[9] Пашкова Т.И. Гимназии и реальные училища дореволюционного Петербурга. 1805-1917 гг.: Исторический справочник. СПб., 2015. С. 262.

[10] Омельянчук И.В. Черносотенное движение в Российской империи (1901 – 1914). Киев, 2000. С. 685.

[11] Деятельность союза Михаила Архангела // Прямой путь. 1910. 5 февраля. С. 565.

[12] Празднование четвертой годовщины Союза в отделах // Прямой путь. 1912. Декабрь. 219.

[13] Омельянчук И.В. Черносотенное движение в Российской империи (1901 – 1914). С. 683.

[14]  Там же. С. 684.

[15] Рост просвещения // Прямой путь. 1912. Октябрь. С. 262.

[16] Там же. С. 264.

[17] Омельянчук И.В. Указ. соч. С. 688.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях Исследование направлено на изуче...

Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений "Тема молитвы в литературе"

Учебная хрестоматия входит в комплект пособий, обеспечивающих литературное образование в 5- 9 кл. на основе государственного стандарта при изучении раздела «Духовная литература»...

Учебно-методическое пособие по легкой атлетике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура Часть 1

Составители:Рыбалов Ю.В. зав. ПЦК преподавателей физической культуры, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. ПушкинаРыбалова С.И. преподаватель физической кул...

Учебно-методическое пособие по легкой атлетике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура

Данное учебно-методическое пособие по легкой атлетике предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». Пособие включает в себя пр...

Turbo Pascal v.6.0, 7.0 учебно-дидактическое пособие для средних учебных заведений (процедурно - ориентированный блок

Пособие писалось в те времена, когда с учебно - методической литературы били большие проблемы......

ИНФОРМАТИКА КАК ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ДИСЦИПЛИНА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ.

Рассмотрена  роль межпредметных связей информатики с другими учебными дисциплинами в средней школе. Доказана необходимость использования межпредметных связей для комплексного видения подходов в о...

Учебное пособие по Немецкому языку для студентов средних медицинских учебных заведений

            Данное учебное издание предназначено для студентов медицинского колледжа, специальности «Лечебное дело», «Сестринское дело»,  «Фармация»,  «С...