Северная война. Пётр 1 Были беды и победы
план-конспект урока по истории (8 класс)

Абросимова Галина Михайловна

Урок изучения нового материала по внешней политике Петра 1 Северная война

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Все было – беды и победы…»

Цель урока: создать условия для целостного осмысления учащимися внешней политики России в годы Северной войны (1700 – 1721гг.).

Задачи урока:

  • Образовательные: создать условия для определения учащимися основных результатов внешней политики Петровской России в нач. XVIIIв.
  • Развивающие: продолжить формирование специальных умений и навыков: анализа первоисточников (исторического документа, исторической карты), осуществления учащимися самостоятельного целеполагания, способствовать активизации самостоятельной и познавательной деятельности учащихся, формирование положительной мотивации к изучению предмета, развитие аналитического мышления, пространственного воображения, грамотной устной речи.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию учащихся гражданской позиции в оценке прошлого своей страны.

Формирование ключевых метапредметных компетенций:

Учебных: анализа первоисточников, грамотной устной речи.

Коммуникативных: уметь работать в группах, отстаивать собственную точку зрения, приобретать опыт межличностного общения,

Толерантных: уметь разрешать проблемные ситуации неконфликтными способами,

Социальных: развивать навыки социоконструкции и социализации учащихся.

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: историческая карта «Внешняя политика России в конце XVII – первой четверти XVIII.», мультемидийный проектор, ПК.

План урока:

  1. Направления внешней политики России в нач.XVIIIв. , цели, задачи.
  2. Отношения со Швецией в к.XVII-нач.XVIII в.
  3. Итоги внешнеполитической деятельности России.

Ход занятия: ( мотивация учащихся- муз. Фрагмент песни Ив. Молчанов «Было дело под Полтавой»).

Учитель: О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

(учащиеся называют «Полтавская битва»).

Учитель: я предлагаю назвать наш урок словами советского поэта Гордейчева В. «Все было – беды и победы…»

Вопрос: Почему поэт характеризует политику России в начале XVIIIв. именно этой строкой?

( уч-ся называют – какие беды, победы, чего было больше)

Вопрос: О чем мы обычно говорим, когда знакомимся с внешней политикой?

( уч-ся: направление

              цели

              задачи

              союзники, соперники, результаты.)

Учитель: Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, нам нужно вспомнить содержание внешней политики России в 1700-е годы .

Результаты нашей работы фиксируем в таблице. В ней вы ведете записи в течение урока. Вы заполняете пустующие области по мере обсуждения материала, касающегося целей, задач, основных направлений внешней политики.

Работа по карте: - обратите внимание на карту России в конце XVII – нач. XVIIIвв. – какая внешнеполитическая цель стояла перед Петром I?

( возвратить исконно русские земли, получить выход в Балтийское море)

Учитель: зачем?

( уч-ся называют и фиксируют в карте задачи: / Борьба за выход в Балтийское море являлась одной из основных внешнеполитических задач, стоявших перед Россией в конце XVII в. Необходимо было вернуть захваченные Швецией в XVII в. российские земли. Балтика манила удобством торговых связей со странами Западной и Северной Европы. Прямые контакты с ними могли помочь техническому прогрессу России./).

Учитель: какие государства были союзниками , противниками России? (Первоначально войну Швеции объявил Северный союз, созданный по инициативе курфюрста Саксонии и короля польского Августа II. В Северный союз вошли также Датско-норвежское королевство, возглавляемое королём Кристианом V, и Россия, возглавляемая Петром I.

В 1700 году после ряда быстрых шведских побед Северный союз распался, Дания вышла из войны в 1700 году, а Саксония — в 1706. После этого до 1709 года, когда Северный союз был восстановлен, Русское царство воевало со шведами в основном самостоятельно. На разных этапах в войне также принимали участие: на стороне России — курфюршество Ганновер, Голландия, Пруссия; на стороне Швеции — Англия (c 1707 года — Великобритания), Османская империя, Гольштейн. Украинское казачество, включая Запорожских казаков, разделилось и частично поддерживало шведов и турок, но большей частью — русские войска. Россия возвратила выход к Балтийскому морю, утраченный по условиям Столбовского мира, и установила контроль над Эстляндией и Лифляндией.).

Учитель: Петр I начинает свою внешнеполитическую деятельность на западном направлении.

Работа с учебником стр. 25-26.

Задание: назовите и зафиксируйте основные события и результаты деятельности России на данном направлении.

Учащиеся называют: Нарвское сражение, Битва у д. Лесная.

Учитель: Россия: Петр I увлекался мореплаванием и судостроением – он был заинтересован в выходе к Балтийскому морю, и оскорбление (холодный прием), полученное им от шведов во время приема в Риге. Кроме того, Московское государство закончило войну с Турцией. В 1700 г. продолжалась как дипломатическая, так и военная подготовка к Северной войне. В дипломатии было достигнуто главное – Россия должна была вступить в войну не в одиночестве, а в союзе с достаточно сильными партнерами: Саксонией, располагавшей сильной регулярной современной армией, и Данией, главным козырем которой был военно-морской флот.

Царь проявил живой интерес к укреплениям противника и количеству гарнизонов в них, в частности к крепостям Нарва и Нотебургу. Для сбора данной информации Петр послал надежного человека В. Д. Корчмина. Одновременно Петр не упускал шансов дезинформации: он известил воевод в Новгороде и в Пскове, о необходимости готовиться к войне.

Швеция: Одни историки считают, что к концу XVII — началу XVIII века Шведская империя была господствующей державой на Балтийском море и одной из ведущих европейских держав. Территория страны включала значительную часть побережья Балтики: всё побережье Финского залива, современную Прибалтику, часть южного побережья Балтийского моря. В 1697 году Швецию возглавил пятнадцатилетний Карл XII, и юный возраст монарха дал повод соседям Швеции — Датско-норвежскому королевству, Саксонии и Московскому государству — рассчитывать на лёгкую победу и реализовать свои территориальные претензии к Швеции. Эти три государства образовали Северный союз, инициатором которого был курфюрст Саксонии и король польский Август II, который хотел подчинить себе входящую в Швецию Ливонию (Лифляндию), что позволило бы ему упрочить свою власть в Речи Посполитой. Ливония оказалась в руках Швеции по Оливскому мирному договору 1660 года.

Учитель: подведем итоги: . Разгромное поражение под Нарвой было первой, но к сожалению, далеко не единственной ошибкой Петра, который на протяжении всей кампании регулярно доказывал свою несостоятельность как полководца. Отъезд из армии Петр якобы объяснил необходимостью поторопить идущие к Нарве остальные полки русской армии и «особливо, чтоб иметь свидание с королем польским». К сожалению при всем своем недюжинном характере Петр несколько подмочил репутацию, проявив не раз в минуты опасности признаки малодушия.

Положение под Нарвой резко ухудшило международное положение России и создало угрозу вторжения Швеции в русские земли.

После Нарвы у Карла ХII остался выбор: либо идти в глубь России, имея за спиной саксонскую Армию, гораздо более боеспособную, чем Русская, либо идти против Августа П. Шведский король выбрал второе и "увяз"в Польше.

Задание для групп:

1группа – проанализировать результативность развития промышленности в России в нач. 1700-х годов.

2 группа – обратиться к теме урока – чего больше было бед или побед.

3 группа – спрогнозировать по результатам дальнейшее течение внешнеполитических событий.

(уч-ся должны сказать –шведский король продолжал готовиться к новым сражениям. У России не было даже союзников.)

С какими силами продолжать войну?).

Работа с источником: Приказ, отданный Е.В. царем Петром I воинству своему в день полтавского сражения июня 27 дня 1709 года.

Воины! Вот пришел час, который решит судьбу отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и бога, поборающего по вас. А О Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего.

Учитель: Как могли отреагировать на подобные слова воины? Как вы оцениваете эту речь Петра?

Результаты не замедлили сказаться .Обратимся к фактам.

Задания по группам:

 1группа – Каков результат битвы?

2 группа – В чем вы видите причины победы русской армии под Полтавой?

Задание 3-й группе – Можно ли считать, что война завершилась после разгрома Карла XII под Полтавой?

Работа по учебным страницам: 28-32.

Учитель: в таблицу заносим даты основных сражений в ходе Северной войны, результаты.

Учитель: обратимся к теме нашего урока – чего было больше – бед или побед…

Уч-ся: много было того и другого. (Потери сторон:

Меншиков, получив к вечеру подкрепление 3-тысячной калмыцкой конницы, преследовал противника до Переволочны на берегу Днепра, где было пленено около 16 тыс. шведов.

В сражении шведы потеряли свыше 11 тыс. солдат. Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными.

Полтавская «виктория» означала перелом в войне. Значительно окреп международный престиж России.).

Учитель: ясно, что победа в Северной войне вывела Россию на новый уровень исторического развития.

Рефлексия: а теперь проверим уровень наших знаний:

( игра «крестики-нолики»).

  1. Империя – монархическое государство во главе с императором, имеющее колониальные владения.
  2. Великая Северная война началась летом 1700 года.
  3. Весной 1702 года в устье реки Невы был заложен город Петербург.
  4. Первые крупные металлургические заводы были построены заводчиками Демидовыми на Урале в 1701-1704 гг.
  5. Первый русский военный 28-пушечный фрегат был построен на Воронежской верфи.
  6. Сражение у деревни Лесная 28 сентября 1708г. была названа Петром 1 «матерью Полтавской победы».
  7. Гетман Мазепа воевал на стороне Петра 1.
  8. В Гангутском морском сражении Швеция потеряла весь свой морской флот.
  9. Ништадский мир был заключен в 1720 году.

  1. Х; 2. О; 3. О; 4. Х; 5. О; 6. Х; 7. О; 8. Х; 9. 0).                  

Задачи России  в 1700-е гг. ХVIII в.

1.______________________________________

2.______________________________________

3.______________________________________

Направления

Противники

Союзники

Основные события

Результаты



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Все было – беды и победы…»

Цель урока: создать условия для целостного осмысления учащимися внешней политики России в годы Северной войны (1700 – 1721гг.).

Задачи урока:

  • Образовательные: создать условия для определения учащимися основных результатов внешней политики Петровской России в нач. XVIIIв.
  • Развивающие: продолжить формирование специальных умений и навыков: анализа первоисточников (исторического документа, исторической карты), осуществления учащимися самостоятельного целеполагания, способствовать активизации самостоятельной и познавательной деятельности учащихся, формирование положительной мотивации к изучению предмета, развитие аналитического мышления, пространственного воображения, грамотной устной речи.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию учащихся гражданской позиции в оценке прошлого своей страны.

Формирование ключевых метапредметных компетенций:

Учебных: анализа первоисточников, грамотной устной речи.

Коммуникативных: уметь работать в группах, отстаивать собственную точку зрения, приобретать опыт межличностного общения,

Толерантных: уметь разрешать проблемные ситуации неконфликтными способами,

Социальных: развивать навыки социоконструкции и социализации учащихся.

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: историческая карта «Внешняя политика России в конце XVII – первой четверти XVIII.», мультемидийный проектор, ПК.

План урока:

  1. Направления внешней политики России в нач.XVIIIв. , цели, задачи.
  2. Отношения со Швецией в к.XVII-нач.XVIII в.
  3. Итоги внешнеполитической деятельности России.

Ход занятия: ( мотивация учащихся- муз. Фрагмент песни Ив. Молчанов «Было дело под Полтавой»).

Учитель: О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

(учащиеся называют «Полтавская битва»).

Учитель: я предлагаю назвать наш урок словами советского поэта Гордейчева В. «Все было – беды и победы…»

Вопрос: Почему поэт характеризует политику России в начале XVIIIв. именно этой строкой?

( уч-ся называют – какие беды, победы, чего было больше)

Вопрос: О чем мы обычно говорим, когда знакомимся с внешней политикой?

( уч-ся: направление

              цели

              задачи

              союзники, соперники, результаты.)

Учитель: Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, нам нужно вспомнить содержание внешней политики России в 1700-е годы .

Результаты нашей работы фиксируем в таблице. В ней вы ведете записи в течение урока. Вы заполняете пустующие области по мере обсуждения материала, касающегося целей, задач, основных направлений внешней политики.

Работа по карте: - обратите внимание на карту России в конце XVII – нач. XVIIIвв. – какая внешнеполитическая цель стояла перед Петром I?

( возвратить исконно русские земли, получить выход в Балтийское море)

Учитель: зачем?

( уч-ся называют и фиксируют в карте задачи: / Борьба за выход в Балтийское море являлась одной из основных внешнеполитических задач, стоявших перед Россией в конце XVII в. Необходимо было вернуть захваченные Швецией в XVII в. российские земли. Балтика манила удобством торговых связей со странами Западной и Северной Европы. Прямые контакты с ними могли помочь техническому прогрессу России./).

Учитель: какие государства были союзниками , противниками России? (Первоначально войну Швеции объявил Северный союз, созданный по инициативе курфюрста Саксонии и короля польского Августа II. В Северный союз вошли также Датско-норвежское королевство, возглавляемое королём Кристианом V, и Россия, возглавляемая Петром I.

В 1700 году после ряда быстрых шведских побед Северный союз распался, Дания вышла из войны в 1700 году, а Саксония — в 1706. После этого до 1709 года, когда Северный союз был восстановлен, Русское царство воевало со шведами в основном самостоятельно. На разных этапах в войне также принимали участие: на стороне России — курфюршество Ганновер, Голландия, Пруссия; на стороне Швеции — Англия (c 1707 года — Великобритания), Османская империя, Гольштейн. Украинское казачество, включая Запорожских казаков, разделилось и частично поддерживало шведов и турок, но большей частью — русские войска. Россия возвратила выход к Балтийскому морю, утраченный по условиям Столбовского мира, и установила контроль над Эстляндией и Лифляндией.).

Учитель: Петр I начинает свою внешнеполитическую деятельность на западном направлении.

Работа с учебником стр. 25-26.

Задание: назовите и зафиксируйте основные события и результаты деятельности России на данном направлении.

Учащиеся называют: Нарвское сражение, Битва у д. Лесная.

Учитель: Россия: Петр I увлекался мореплаванием и судостроением – он был заинтересован в выходе к Балтийскому морю, и оскорбление (холодный прием), полученное им от шведов во время приема в Риге. Кроме того, Московское государство закончило войну с Турцией. В 1700 г. продолжалась как дипломатическая, так и военная подготовка к Северной войне. В дипломатии было достигнуто главное – Россия должна была вступить в войну не в одиночестве, а в союзе с достаточно сильными партнерами: Саксонией, располагавшей сильной регулярной современной армией, и Данией, главным козырем которой был военно-морской флот.

Царь проявил живой интерес к укреплениям противника и количеству гарнизонов в них, в частности к крепостям Нарва и Нотебургу. Для сбора данной информации Петр послал надежного человека В. Д. Корчмина. Одновременно Петр не упускал шансов дезинформации: он известил воевод в Новгороде и в Пскове, о необходимости готовиться к войне.

Швеция: Одни историки считают, что к концу XVII — началу XVIII века Шведская империя была господствующей державой на Балтийском море и одной из ведущих европейских держав. Территория страны включала значительную часть побережья Балтики: всё побережье Финского залива, современную Прибалтику, часть южного побережья Балтийского моря. В 1697 году Швецию возглавил пятнадцатилетний Карл XII, и юный возраст монарха дал повод соседям Швеции — Датско-норвежскому королевству, Саксонии и Московскому государству — рассчитывать на лёгкую победу и реализовать свои территориальные претензии к Швеции. Эти три государства образовали Северный союз, инициатором которого был курфюрст Саксонии и король польский Август II, который хотел подчинить себе входящую в Швецию Ливонию (Лифляндию), что позволило бы ему упрочить свою власть в Речи Посполитой. Ливония оказалась в руках Швеции по Оливскому мирному договору 1660 года.

Учитель: подведем итоги: . Разгромное поражение под Нарвой было первой, но к сожалению, далеко не единственной ошибкой Петра, который на протяжении всей кампании регулярно доказывал свою несостоятельность как полководца. Отъезд из армии Петр якобы объяснил необходимостью поторопить идущие к Нарве остальные полки русской армии и «особливо, чтоб иметь свидание с королем польским». К сожалению при всем своем недюжинном характере Петр несколько подмочил репутацию, проявив не раз в минуты опасности признаки малодушия.

Положение под Нарвой резко ухудшило международное положение России и создало угрозу вторжения Швеции в русские земли.

После Нарвы у Карла ХII остался выбор: либо идти в глубь России, имея за спиной саксонскую Армию, гораздо более боеспособную, чем Русская, либо идти против Августа П. Шведский король выбрал второе и "увяз"в Польше.

Задание для групп:

1группа – проанализировать результативность развития промышленности в России в нач. 1700-х годов.

2 группа – обратиться к теме урока – чего больше было бед или побед.

3 группа – спрогнозировать по результатам дальнейшее течение внешнеполитических событий.

(уч-ся должны сказать –шведский король продолжал готовиться к новым сражениям. У России не было даже союзников.)

С какими силами продолжать войну?).

Работа с источником: Приказ, отданный Е.В. царем Петром I воинству своему в день полтавского сражения июня 27 дня 1709 года.

Воины! Вот пришел час, который решит судьбу отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и бога, поборающего по вас. А О Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего.

Учитель: Как могли отреагировать на подобные слова воины? Как вы оцениваете эту речь Петра?

Результаты не замедлили сказаться .Обратимся к фактам.

Задания по группам:

 1группа – Каков результат битвы?

2 группа – В чем вы видите причины победы русской армии под Полтавой?

Задание 3-й группе – Можно ли считать, что война завершилась после разгрома Карла XII под Полтавой?

Работа по учебным страницам: 28-32.

Учитель: в таблицу заносим даты основных сражений в ходе Северной войны, результаты.

Учитель: обратимся к теме нашего урока – чего было больше – бед или побед…

Уч-ся: много было того и другого. (Потери сторон:

Меншиков, получив к вечеру подкрепление 3-тысячной калмыцкой конницы, преследовал противника до Переволочны на берегу Днепра, где было пленено около 16 тыс. шведов.

В сражении шведы потеряли свыше 11 тыс. солдат. Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными.

Полтавская «виктория» означала перелом в войне. Значительно окреп международный престиж России.).

Учитель: ясно, что победа в Северной войне вывела Россию на новый уровень исторического развития.

Рефлексия: а теперь проверим уровень наших знаний:

( игра «крестики-нолики»).

  1. Империя – монархическое государство во главе с императором, имеющее колониальные владения.
  2. Великая Северная война началась летом 1700 года.
  3. Весной 1702 года в устье реки Невы был заложен город Петербург.
  4. Первые крупные металлургические заводы были построены заводчиками Демидовыми на Урале в 1701-1704 гг.
  5. Первый русский военный 28-пушечный фрегат был построен на Воронежской верфи.
  6. Сражение у деревни Лесная 28 сентября 1708г. была названа Петром 1 «матерью Полтавской победы».
  7. Гетман Мазепа воевал на стороне Петра 1.
  8. В Гангутском морском сражении Швеция потеряла весь свой морской флот.
  9. Ништадский мир был заключен в 1720 году.

  1. Х; 2. О; 3. О; 4. Х; 5. О; 6. Х; 7. О; 8. Х; 9. 0).                  

Задачи России  в 1700-е гг. ХVIII в.

1.______________________________________

2.______________________________________

3.______________________________________

Направления

Противники

Союзники

Основные события

Результаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Чтобы не было беды"

Данная игра может быть проведена на классном часе в средних классах по пожарной безопасности...

«Чтобы не было беды»

Занятие направлено на создание условий для закрепление знаний детей о правилах безопасности дома, на улице, в природе....

"Чтобы не было беды"

Классный час по теме: "Чтобы не было беды" расчитан на детей 3-5 класса....

урок истории в 9 классе Тема урока: «Все было – беды и победы…»

Тема урока: «Все было – беды и победы…» был проведен в 9 классе по проблеме метапредметных компетенций.......

Реформы Петра I как средство победы в Северной войне (урок на основе кейсового метода)

Урок создан как начало изучения двух тем - "Северная война" и  "Реформы Петра I" - в их взаимосвязи между собой. Главная особенность урока в использовании метода кейсов. Учени...

Технологическая карта урока 8 класс «Победа в Северной войне»

Технологическая карта урока 8 класс «Победа в Северной войне» по учебнику .А. Соловьева, А.П. Шевырева"...

СЦЕНАРИЙ ТОРЖЕСТВЕННОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО 78-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. «ГЕРОИ БЫЛЫХ ВРЕМЁН»

Общешкольное мероприятие, посвященное празднованию 9 мая, проводится накануне праздника Победы и относится к серии мероприятий по патриотическому воспитанию детей, является одним из заключительных, по...