Урок изучения нового материала. Государственные реформы Петра Первого
презентация урока для интерактивной доски по истории (8 класс)

Шапкина Наталия Михайловна

Конспект урока  по истории в 8 классе.Тема урока: Реформы Петра I .Тип урока: урок  изучения нового материала. Составлена технологическая карта урока по ФГОС. Прилагается компьютерная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx627.02 КБ
Office presentation icon reformy_petra_pervogo._1.ppt1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории в 8 классе.

Тема урока: Государственные  реформы Петра I

Тип урока:      Урок  изучения нового материала.

Цели урока:    Показать, что оформление абсолютизма в России происходило путем укрепления центральных органов власти и управления.

Задачи урока:  На основе работы со структурно – логической схемой, с текстом учебника, с историческим источником, с исторической картой  узнать о реформе государственного управления; в ходе коллективного обсуждения осознать роль и значение преобразовательной деятельности Петра Первого.

Формы, приемы, методы: Фронтальная работа; групповая работа; составление структурно - логических схем (СЛС).

Предполагаемый результат:  Знать: цель и итоги реформирования государственного управления; основные понятия темы.

Уметь: определять место и роль государственной реформы Петра Первого; объяснять причины проведения реформ.

Компетенции, УУД: Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Педагогические технологии: Метод проблемного изучения, технология сотрудничества, технология использования структурно-логических схем.

Оборудование: учебник  История России, 8 класс, Часть 1, Торкунов А.В., 2018 год. Иллюстрации, настенная карта "Российская империя в первой четверти XVIII века", раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска, презентация «Государственные реформы Петра I»

Технологическая карта урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Организационный этап

 Мотивация к учебной деятельности. Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы продолжим изучение эпохи Петра Первого. Мы уже познакомились с его преобразованиями в армии. Но даже  во время Северной войны Петр не прекращал работу по реформированию государства. О ней пойдет разговор.

Проявляют интерес к материалу изучения.

самоопределение,  коммуникативные

2. Постановка целей

Создание проблемной ситуации.

Вспомните, какая была система государственного управления до реформ Петра I ? (СЛС государственной системы с пустыми ячейками) Слайд 2.

В чем неудобство этой системы?

Проблема урока:

Станет ли новая система  управления  эффективной?

Делают выводы:

Петру нужен такой аппарат государственного управления, который быстро и качественно мог исполнять его волю, тем более в условиях Северной войны.

Учебно-познавательные, коммуникативные, регулятивные

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Итак, возвратимся к схеме. Назовите уже известное вам изменение в данной СЛС? (император с 1721года)

В результате каких событий введено это изменение? Слайд3.

Демонстрируют знания и умения по теме.

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности.

4.Построение проекта выхода из затруднения

1.Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации

Итак, возвратимся к СЛС. Назовите уже известное вам изменение в данной схеме (Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I? Слайд 4.

Сформулируйте причины вызвавшие реформы Петра I в области государственного управление .

Работа учащихся с раздаточным материалом  в группах по 4-5 человек

Группа 1. Сенат (приложение 1) Слайд 6-7

- Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и ответьте на вопросы.

1) С какой целью учреждён Сенат?

2) Как решались дела в Сенате?

3) Какую роль играл Сенат в системе государственного управления?

Построение схемы слайд 6-7

Группа 2. Коллегии (приложение 2) Слайд 8-9

Вопросы:

- Прочитайте отрывок из полного собрания законов Российской империи, ответьте на вопросы.

  1. Кто автор этого указа?
  2. Назовите дату учреждения коллегий в России?
  3. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
  4. Кто входил в состав коллегий?
  5. Назовите созданные коллегии

Построение схемы слайд 8-9

Группа 3. Указ о единонаследии и Табели о рангах (приложение 3,4) Слайд 11

Прочитайте отрывок из указа о единонаследия?

- Вспомните, по какому принципу назначались на службу чиновники в допетровские времена. В чём недостаток этой системы?

-С какой целью был издан Табели о рангах?

- Представьте себя служилым человеком. Вы военный, рядовой Преображенского полка. Вы умны, прилежны в службе, проявляете смекалку и инициативу. Вас заметил командир. Какие возможности продвижения по службе открываются перед вами?

-К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?

-Какое обеспечение получали остальные дети?

- В чьих интересах принят указ? Кто мог быть недоволен?

Группа 4. Церковная реформа  Слайд 12

Поработайте с учебником на с. 118-119 и  ответьте на вопросы:

1) Как называлась эта коллегия, которая управляла церковными делами?

2) Кто входил в неё?

3) Какова роль императора в этой коллегии?

4) Кто руководил Синодом?

5) Чего добился Пётр I, проведя эту реформу?

6) Добавьте Святейший Синод к нашей СЛС.

Построение схемы слайд 12 -13

Группа 5.

Административная реформа(приложение 5) Слайд 14-15 

-Ознакомьтесь с представленными вами картами и  на их основе сделайте выводы о том, что нового появилось в административно-территориальном делении страны. Дополните свои знания данными учебника (с.117) и на их основе постройте схему местного управления

Построение схемы государственного устройства при Петре I .Слайд  14-15

Каковы итоги реформ Петра I? Слайд 16

Опираясь на СЛС ученики с помощью условного знака  формулируют ответ:

Император с 1721г.

Демонстрируют знания и умения по теме.

Создание четко действующего государственного механизма, замена устаревшей громоздкой системы приказов новыми органами управления.

Чтение учащимися документа и формулирование ответов на вопрос, построение СЛС.

Чтение учащимися документа и формулирование ответов на вопрос, построение СЛС.

Чтение учащимися документа и формулирование ответов на вопрос, построение СЛС.

Работа с учебником. Демонстрируют ответы на вопрос, построение СЛС.

Работа с картой-схемой. Работа с учебником.Составление СЛС.

Ответ на проблемный вопрос поставленный в начале урока

Умение структурировать знания, умение правильно и осознанно строить речевое высказывание, умение выстраивать логическую цепь, умение работать с исторической картой и СЛС

5. Первичное закрепление

Решение типовых заданий в форме  коммуникативного взаимодействия. Слайд  17-18

Вставьте пропущенные термины:

1. Взамен устаревшей системы приказов  в 1718 году было создано  12 _____ (коллегий), каждая из которых ведала определенной отраслью и сферой управления

2. В 1708 году была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 ________(губерний)

3. В 1721 году было ликвидировано патриаршество, для управления церковью был создан ________(Святейший правительствующий Синод)

Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи.

Ориентируются в информации.

Контроль и коррекция того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения

6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.

Кто был недоволен реформами Петра I?  Дело царевича Алексея (Слайд 19).

Докажите, что эта система государственного управления будет работать эффективнее предыдущей?

Определите форму государственного управления?

Самодержавие – учебник стр 55.

Выявляют границы применимости нового знания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант.

Умение систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в  целое, высказывать суждение по результатам сравнения.

7. Рефлексия

Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: (Слайд 20)

  • Сегодня на уроке я…
  • Самым полезным и интересным для меня было…
  • Я встретился с трудностью при …
  • У меня хорошо получилось…
  • Мне это необходимо для…
  • Скажи комплимент данной теме…

Анализируют деятельность по достижению цели

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.

Прогнозирование.

Домашнее задание § 15, вопросы. Слайд 20

Приложение 1.

С.М. Соловьев. О Сенате.

…Более десяти лет старинная душа привыкла к новому положению – управлять во время отсутствия царя. Привыкла к самостоятельной деятельности и к необходимо связанной с такой деятельностью ответственности, ответственности перед царём, о котором знали, что не пропустит никакого упущения, не посмотрит ни на что сквозь пальцы. Высшее правительственное собрание называется уже конзилию, и члены его – министрами. В 1711г. Эта конзилия министров получила новое название и более определённое значение  и устройство: Правительствующий Сенат, к которому каждый должен был прислушиваться, как к самому царю, и в тоже время явилась новая форма присяги государю и государству. Первый суд, наказание несправедливых судей и ябедников, соблюдение строгой бережливости в расходах, умножение доходов, снабжение войск людьми, усиление торговли – вот первые обязанности Сената, приписанные ему учредителем. Дела решались единогласно, каждый указ должны были подписать все члены собственноручно; если один откажется подписать, то приговор остальных недействителен, но несоглашающийся сенатор должен изложить причины своего несогласия на письме.

        (Соловьёв С.М. Чтение и рассказы по истории России М.: Правда,1989.с.522)

Приложение 2

Генеральный регламент, 1720г.

Понеже его царское величество…по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих  дел, и исправного определения своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции (то есть в расправе судной и гражданстве), такожде ради возможного охранения своих подданных  и содержания морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор-, Юстиц-, Ревизион-, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц-, Штатс-контор, Берг- и Мануфактур – коллегии.

       И в оной президентов, вице- президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярских и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради, запотребно разсудить изволил всем вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся высоким и нижным служителям обще, и каждому особо, сим Генеральным регламентом в известие, и вместо генеральной инструкции (наказа)…объявить.

         (В.А. Орлов Хрестоматия по истории России М.,2003. С. 172-173)

Приложение 3

Указ о единонаследии, 23 марта 1714 г.

  1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженых и купленых вотчин и поместей, также и дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом.
  2. Кто имеет сыновей и ему же, аще хощет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследие и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом. <…>

Приложение 4

Табель о рангах, 1722 г.

Класс

Гражданские чины

Военные чины

Морские чины

Придворные чины

I

 
Канцлер  

Генерал-фельдмаршал
 

Генерал-адмирал
 

II

Действительный Тайный Советник

Генерал от кавалерии;
Генерал от инфантерии;
Генерал от артиллерии;
(в XVIII в. – Генерал-аншеф)

Адмирал

Обер-камергер;
Обер-гофмаршал;
Обер-шталмейстер;
Обер-егермейстер;
Обер-гофмейстер;
Обер-шенк;
Обер-церемониймейстер;
Обер-форшнейдер (1856 г.);

III

Тайный Советник

Генерал-лейтенант

Вице-адмирал

Гофмаршал;
Шталмейстер;
Егермейстер;
Гофмейстер;

IV

Действительный Статский Советник

Генерал-майор

Контр-адмирал

Камергер

V

Статский Советник

Бригадир

Капитан-командор
(XVIII в.)

Церемониймейстер
(с 1884 г.)

VI

Коллежский Советник;
Военный Советник

Полковник

Капитан 1-го ранга

Камер-фурьер
(до 1884 г.)

VII

Надворный Советник

Подполковник

Капитан 2-го ранга

Камер-фурьер
(до 1884 г.)

VIII

Коллежский асессор

Майор
(до 1884 г.)

Капитан-лейтенант
(до 1884 г.)

IX

Титулярный советник

Капитан;
Ротмистр (кавалерия)

Лейтенант

Камер-юнкер

X

Коллежский секретарь

Штабс-капитан;
Штабс-ротмистр

Мичман
(с 1884 г.)

XI

Корабельный секретарь

XII

Губернский секретарь

Поручик

Мичман
(до 1884 г.)

XIII

Провинциальный секретарь;
Сенатский регистратор;
Синодский регистратор;
Кабинетский регистратор

Подпоручик;
Корнет (кавалерия)

Мичман
(до 1884 г.)

XIV

Коллежский регистратор

Прапорщик
(с 1884 г. только в военное время)

Приложение 5

Социально-экономическое развитие России в начале 18 века. Границы губерний и провинций России в 1725 году, A0 -



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок изучения нового материала. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I. Выполнила: учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой» Шапкина Наталия Михайловна

Слайд 2

Государственные реформы при Петре I

Слайд 3

Государственные реформы при Петре I С 1721года

Слайд 4

БОЯРСКАЯ ДУМА ПРИКАЗЫ ВОЕВОДЫ Государственные реформы при Петре I С 1721года

Слайд 5

Работа в группах

Слайд 6

РЕФОРМА ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 1699 – Боярскую думу заменили Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «Консилию министров». 1711 – создание Сената В Сенате сосредоточилась судебная, административная и частично законодательная власть. Он руководил всеми учреждениями в государстве. Решения Сената были коллегиальными.

Слайд 7

БОЯРСКАЯ ДУМА ПРИКАЗЫ ВОЕВОДЫ СЕНАТ Государственные реформы при Петре I С 1721года

Слайд 8

РЕФОРМА ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕГИИ 1718-1720 – создание коллегий Коллегии – центральные государственные учреждения введенные Петром I вместо приказов. Основной принцип функционирования коллегиальность .

Слайд 10

БОЯРСКАЯ ДУМА ПРИКАЗЫ ВОЕВОДЫ КОЛЛЕГИИ ЮСТИЦИЯ Оборона и внешние сношения Финансы Промышленность и торговля Военная Иностранных дел Адмиралтейство Камер-коллегия Штатс-коллегия Ревизионная коллегия Берг-коллегия Мануфактур-коллегия Комерц-коллегия СЕНАТ Государственные реформы при Петре I

Слайд 11

Указ о единонаследии Табель о рангах Для того, чтобы создать у основной массы дворянства материальную заинтересованность в службе государства, в 1714 г-указ о единонаследии , уравнял поместья и вотчины, объявляя все имения наследственной собственностью. 1722 г. – принятие «Табели о рангах» - государственного закона, определявшего порядок прохождения службы и устанавливавшего иерархию служебных разрядов. Продвижение по службе зависило от выслуги, образования, прочих качеств. Выходцы из низов могли получить дворянство на гражданской и военной службе. Число дворян выросло при Петре 1 в 5 раз.

Слайд 12

Церковная реформа Для укрепления светской власти, Петру нужен был не противник преобразований, а активный помощник. 1700г. – создан Монастырский приказ, собиравший монастырские доходы для царской семьи. 1702г.- провозглашение веротерпимости. 1722 г. – отмена патриаршества в России. Духовный регламент вводил Духовную коллегию (позднее – Святейший Синод) для управления Русской православной церковью. Церковь подчинилась государству и лишилась финансовой самостоятельности.

Слайд 13

БОЯРСКАЯ ДУМА ПРИКАЗЫ ВОЕВОДЫ КОЛЛЕГИИ ЮСТИЦИЯ Оборона и внешние сношения Финансы Промышленность и торговля Военная Иностранных дел Адмиралтейство Камер-коллегия Штатс-коллегия Ревизионная коллегия Берг-коллегия Мануфактур-коллегия Комерц-коллегия СЕНАТ Государственные реформы при Петре I СИНОД (ранее Духовная коллегия)

Слайд 14

Губернская реформа

Слайд 15

Реформа местного управления Царю было трудно контролировать деятельность 250 воевод. 1708- губернская реформа , страна разделилась на 8 (позже 11) губерний. 1719 г. – губернии поделены на 50 провинций во главе с воеводами, провинции на уезды. Во главе губернии стоял губернатор, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти – административной, полицейской, судебной и финансовой. РОССИЯ ГУБЕРНИИ (в 1708-1710 гг. -8, с 1719 г. – 11) ПРОВИНЦИИ (50) УЕЗДЫ

Слайд 16

КОЛЛЕГИИ ЮСТИЦИЯ Оборона и внешние сношения Финансы Промышленность и торговля Военная Иностранных дел Адмиралтейство Камер-коллегия Штатс-коллегия Ревизионная коллегия Берг-коллегия Мануфактур-коллегия Комерц-коллегия СЕНАТ Государственные реформы при Петре I СИНОД (ранее Духовная коллегия) ГУБЕРНИИ ПРОВИНЦИИ УЕЗДЫ МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Слайд 17

Взамен устаревшей системы приказов в 1718 году было создано 12____________коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью и сферой управления. В 1708 году была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 ___________ .

Слайд 18

Взамен устаревшей системы приказов в 1718 году было создано 12_____________коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью и сферой управления. В 1708 году была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 ___________ . коллегий губерний

Слайд 19

Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения Сегодня на уроке я… Самым полезным и интересным для меня было… Я встретился с трудностью при … У меня хорошо получилось… Мне это необходимо для… Скажи комплимент данной теме… Домашнее задание § 15, вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 7классе"Значение реформ Петра Первого"

«Значение реформ Петра I» «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого  и временными его указами. Первые суть плод ума обширного,...

Урок изучения нового материала в свете новых требований

Каждый урок имеет свое место и предназначение в системе уроков по данной тематике. Простор для творчества учителя представляют уроки изучения нового материала. Тут можно по-разному скомпоновать у...

Урок изучения нового материала "Первый закон термодинамики", 10 класс

Общий метод: репродуктивныйЧастные: словесный, словесно – наглядно – практический.Форма проведения занятия: эвристическая беседа, фронтальная беседа, работа с опорным конспектом, учебником, материалом...

Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Тип урока: Урок изучения нового материала.

Последние годы, у учителей русского языка так сильно беспокоит вопрос подготовки  к ГИА своих учеников . Поэтому мы на каждом уроке постараемся выполнять те или иные вопросы .Я предлагаю урок в 9...

Разработка урока истории для 10 класса "Реформы Петра Первого"

Презентация и конспект урока по истории России для 10 класса...

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

План урока по истории на тему " Реформы Петра Первого. Абсолютизм."

Урок предназнчен для 7 класса. Урок составлен в соответствии с ФГОС, а так же включены элементы Сингапурской методики обучения....