Технологическая карта урока Древнее Двуречье. 5 класс.
план-конспект урока по истории (5 класс)

Чегина Екатерина Сергеевна

Технологическая карта урока Древнее Двуречье и раздаточный материал к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnee_dvureche.doc95 КБ
Файл razdatochnyy_material_k_uroku.docx225.95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Древнее Двуречье

(Тема урока)

  1. ФИО учителя: Чегина Екатерина Сергеевна
  2. Место работы: МОУ «Деревянкская СОШ №5»
  3. Должность: Учитель истории и обществознания
  4. Предмет: История
  5. Класс: 5
  6. Цель урока: Сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья.
  7. Задачи урока:

I. Предметные:

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье

II. Метапредметные:

Познавательные УУД:

● самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока;

● самостоятельно ориентироваться в учебнике;

● самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания

Регулятивные УУД:

● принимать и сохранять учебную задачу;

● учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

● закреплять умения контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

Коммуникативные УУД:

● формировать культуру общения между собой, учиться работать в группах;

● представлять результаты деятельности группы.

III. Личностные результаты:

● применять правила делового сотрудничества;

● оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения;

● анализировать своё эмоциональное состояние.

  1. Предполагаемый результат:

                Знать: 1) географическое положение Древнего Двуречья; 2) занятия и верования жителей Древнего Двуречья.

    Уметь: 1) извлекать информацию из текстовых источников и обобщать их по заданной теме; 2)строить свои взаимоотношения с членами группы, высказывать свое мнение.

  1. Тип урока: открытия нового знания
  2. Формы работы учащихся: беседа, работа с учебником, иллюстрированным и раздаточным материалом, парная, групповая работа, участие в учебном диалоге.
  3. Необходимое техническое оборудование: настенная карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия» атласы, Учебник «История Древнего мира» 5 кл., мультимедийная установка, ПК.
  4. Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивация

Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наш урок. Его эпиграфом будут слова:

«Река времен в своем стремленье -
Уносит все дела людей.
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей».

Приветствие учителя и друг друга

Личностные,

Коммуникативные: развитие устной речи; применяют правила делового сотрудничества

2.

Актуализация

1.Орг. момент

На уроках истории мы каждый раз вспоминаем с вами события далёкого прошлого, изучаем историю разных стран и народов. А сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в путешествие? Хотите?

А где вы хотели бы оказаться? В прошлом или настоящем? Почему?

 В ходе этого путешествия вы все станете исследователями.

 У каждого на партах есть карты, которыми можно пользоваться, отмечая всё самое необходимое и атласы.. Ещё вы должны будете вести дневники путешествия, которые прикреплены к карте.

Для того чтобы отправиться в путешествие – нам что необходимо? (Выбрать страну)

Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в прошлое - страну, c интересным названием, попробуйте догадаться, как называется эта страна.  Эта страна находится  на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат (показать на карте место расположения и реки). Предположите, какое могло быть название у этой страны, если она расположена на двух реках.  

В разное время эту страну называли по-разному:

- Междуречье, Месопотамия или Вавилония.

Вот вы самостоятельно и вывели тему нашего урока: Древнее Двуречье.

В процессе урока мы будем знакомиться с Древним Двуречьем  и сравнивать с Египтом.

Ответы и рассуждения учеников.

Ребята отвечают:

- Выбрать страну, куда мы хотим поехать.

Ученики на своих картах подписывают реки.

Выводят тему урока, высказывают собственное мнение, ведут диалог с учителем и с одноклассниками.

Возможные ответы учеников:

- Междуречье или Двуречье.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока после предварительного обсуждения

3.

Повторение ранее изученного материала

А чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить длительный авиаперелет. Поэтому в начале, чтобы получить билет нам необходимо вспомнить, всё о стране, которую мы изучали на прошлых уроках – о Древнем Египте.

Давайте все вместе ответим на вопросы:

  1. Работа с картой
  2. Царь Древнего Египта (Фараон).
  3. Растение, из стеблей которого делали материал для письма (Папирус).
  4. Знак письменности Древнего Египта (Иероглиф).
  5. Гробница египетских фараонов (Пирамида).
  6. На каком материке находится Египет? (Африка).
  7. Столица Древнего Египетского царства (Мемфис).
  8. Бог Солнца древних египтян (Ра).
  9. Здание, где люди поклонялись богам (Храм).

10. Назовите священных животных Древнего Египта (кошка, бык, крокодил, ибис и т.д.)

Молодцы, билет на путешествие мы с вами получили. А теперь заполняем необходимые документы для перелёта - визу. Все документы, которые вы будете заполнять необходимо, сдать в конце урока, за это вы получите оценку. Давайте заполним Визу.

Отвечают на вопросы учителя, работают с картой, атласами. Демонстрируют знания по теме «Египет».

Учебно-познавательная, коммуникативная

4.

Открытие нового знания

Ребята отложите заполненные документы. Скажите, какова цель нашего путешествия?

Мы хотим побывать с вами в стране, где никогда не были. Чтобы вам хотелось узнать об этой стране?

Варианты ответов

Учитель обобщает полученные ответы.

Нам хочется узнать, каковы особенности этой страны. И в этом нам помогут специалисты.

1 группа – СИНОПТИКИ

(Группа работает с учебником стр.65-66, находит материал про природно-климатические условия и занятия населения.)

2 группа – АРХЕОЛОГИ

Цель: подвести учащихся к пониманию, что в Двуречье были города-государства

(Эта группа ведет у нас раскопки древних городов. Работа с учебником стр.66-67)

ВОПРОС: Что можно сказать о городах Двуречья по археологическим раскопкам?

3 группа – РЕЛИГИОВЕДЫ

Цель: подвести учеников к пониманию, что религия в Двуречье была языческой

(Эта группа будет ведать нам о религии Двуречья. Работа с учебником стр.67.)

4 группа – ПАЛЕОГРАФЫ 

(Эта группа познакомит нас с новым видом письма, который существовал в Двуречье. Работа с текстом учебника стр.67-68)

Задание: Определить какая письменность была у жителей Двуречья, на чем писали, чем?

Отвечают: Познакомиться с историей Древнего Двуречья.

- Посмотреть как выглядят люди Двуречья

- Узнать чем они занимаются и т.д.

Работа учащихся в парах, обсуждение, выделение основных характеристик

1 группа: работа с текстом учебника + дополнительный материал и заполнение таблицы:

Египет

Двуречье

1. Климат:

1. Климат:

2. Почва:

2. Почва:

3. Занятия:

3. Занятия:

4. В чем отличия?

2 группа: показывает на карте города: Ур и Урук.  Занятия горожан. Задания: дополнить рассказ и решить задачу.

Задача:

В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение.

3 группа: работа с текстом учебника. Задание: попробовать сравнить с религией Древнего Египта. Что общего, а что различного?

4 группа: работа с текстом учебника. Сравнение с Древним Египтом? (Что общего и что различного?)

Формирование навыков поисковой деятельности.

Коммуникативная.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Информационная.

Умение использовать информацию для решения учебной задачи.

5.

Физкультминутка

Учитель называет слова, если слово относится к первобытным людям - поднять руки, к Жителям Древнего Египта – присесть.

Вождь, пирамида, жрец, старейшина, собирательство, мумия, саркофаг, родовая община.

6.

Открытие нового знания

  Выступление групп.

1 группа.

А чтобы наше путешествие было успешным, нам необходимо познакомиться с природно - климатическими условиями. Природные условия Двуречья очень схожи с Древним Египтом.

Работа 1 группы. Синоптики

Доп.материал (Однажды путешественники из Египта направились на северо-восток. Через много дней странствий по пескам, они вышли к полноводной реке Евфрат. Посмотрев на бегущую воду, люди воскликнули: Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!

Почему они так решили?)

2 группа.

3 группа.

4 группа.

КЛИНОПИСЬ - вид письма Древнего Двуречье.

Знаки выдавливались на мягкой глине концом специально заостренной палочки. Затем табличку обжигали и в таком виде ее можно было хранить очень долго, т.к. она становилась очень прочной. Множество таких табличек сохранилось до наших дней.

Каждый знак в клинописи - это рисунок, который означал целое слово.

(учитель рисует на доску несколько знаков и обозначение)

И сейчас мы отправляемся на урок в школу Древнего Двуречья.

Вывод учителя.        

Выступление учащихся групп.

Диалог с учителем и одноклассниками.

Ответы:

- Река Нил протекает с юга на Север и впадает в Средиземное море, а реки Тигр и Евфрат протекают с севера на юг и впадают в Персидский залив.

Формируются навыки публичного выступления

Личностные,

Познавательные: проявляют умение работать с информацией

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга

7.

Закрепление изученного материала

Наше путешествие подходит к концу. А чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить тест по теме нашего путешествия.

Викторина

1.​ Как называется страна, расположенная между реками Тигр и Евфрат?

2.​ Где располагается Древнее Двуречье?

3.​ Назовите крупные города Древнего Двуречья?

4.​ Какие занятия были главными?

5.​ Как называется письмо в Древнем Двуречье?

Отвечают на вопросы, диалог с учителем и одноклассниками.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

8.

Рефлексия

- Вам понравилось путешествие?

- Что вы узнали нового, интересного?

- Что вы сегодня дома захотите рассказать своим родителям о нашем уроке? 

Итог урока: В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Двуречья внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.

Ответы уч-ся

Проводят рефлексию- выявляют, что получилось, что- нет.

Регулятивные: оценивание своей работы

Коммуникативные: высказывают собственное мнение

Личностные: самоопределение, корректировка личности

9.

Домашнее задание

Параграф 13,  доделать контурные карты (Отметить реки, крупные города).

И еще одно задание: У меня есть друг, который занимается археологией и изучает историю Древнего Двуречья. Он узнал, что мы с вами сегодня будем проходить его любимую тему, и передав мне письмо, попросил, чтобы мы ему ответили. Но когда я увидела его письмо, поняла, что оно не простое. Это настоящая загадка. Попытайтесь дома разгадать ее.

1. Специальными дамбами люди защищали  свои сады и огороды от разливов, где выращивали зелёный л.., ч.., о…цы. (Лук, чай, огурцы.)

2. В долинах рек водились дикие ль.., бег..оты. Там было множество птиц. Самая крупная из которых – стр.., при опасности прятала голову в землю. (Львы, бегемоты, страусы.)

3. Почвы в Двуречье были так плодородны, что посеянная пш….. давала до ста зёрен, а ф…….. пальма – до 50 плодов в год. (Пшеница, финиковая.)

4. Люди не отступали перед трудностями. Они рыли к…лы, с помощью которых орошали земли. На их полях зрел я….., пш….. . Вокруг селений зеленели ф…….. пальмы. (Каналы, ячмень, пшеница, финиковые.)

Слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание



Предварительный просмотр:

G:\АТТЕСТАЦИЯ ЧЕГИНА\открытые уроки\открытые уроки\hello_html_4f05ae93.jpg

                                          Карта Древнее Двуречье.

Виза

ФИО_________________________________________________________________________

Пункт назначения ___________________________________________________________

Дневник путешественника

  1. Древнее Двуречье - ___________________________________________

          Крупные города-_____________________________________________

hello_html_m58bbd9df.jpghello_html_m394cce2c.jpg

  1. Занятия жителей Древнего Двуречья:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Клинопись -

---------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------

_______________________________________

_______________________________________

C:\Users\Михаил\Desktop\img9.jpg


Дополнительный материал для 1 группы.

Задание:

Группа работает с учебником стр.65-66, находит материал про природно-климатические условия и занятия населения.

Заполнение таблицы:

Египет

Двуречье

1. Климат:

1. Климат:

2. Почва:

2. Почва:

3. Занятия:

3. Занятия:

4. В чем отличия?

Дополнительный материал для 2 группы.

Работа с учебником стр.66-67

ВОПРОС: Что можно сказать о городах Двуречья по археологическим раскопкам?

Показать на карте города: Ур и Урук.  

Рассказать о занятиях горожан.

Решить задачу:

Задача:

В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение.

Дополнительный материал для 3 группы.

Работа с учебником стр.67

Задание: попробовать сравнить религиозные верования жителей Древнего Двуречья с религией Древнего Египта. Что общего, а что различного?

Дополнительный материал для 4 группы.

Работа с текстом учебника стр.67-68)

Задание: Определить какая письменность была у жителей Двуречья, на чем писали, чем?

Сравнение письменности Древнего Двуречья с письменностью в Древнем Египте? (Что общего и что различного?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока "Древнее Двуречье"

технологическая карта урока "Древнее Двуречье"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 17 Религия древних египтян

Цель урока: Способствовать пониманию религиозной системы древнего Египта...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 18 Искусство древнего Египта

Цель урока: способствовать ознакомлению со строительством пирамид, особенностями похоронного обряда Древнего Египта создать условия для рассмотрения устройства египетских храмов как величайших памятни...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 21 Древнее Двуречье

Цель урока: способствовать ознакомлению учащихся с природными условиями речных долин Евфрата и Тигра, создать условия для развития умения сравнивать природные условия Египта и Двуречья...

технологическая карта урока "Древнее Двуречье " 5 класс

коспспект урока истории в 5 классе к учебнику Вигасина, Годера....

Технологическая карта урока Древнее Двуречье

Технологическая карта урока Древнее Двуречье/...

Технологическая карта урока "Древнее Двуречье"

Урок в 5 классе на тему  «Древнее Двуречье» разработан в соответствии с поурочным планированием по учебнику Вигасина, Годера...