Технологическая карта урока "Древнее Двуречье"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Урок в 5 классе на тему  «Древнее Двуречье» разработан в соответствии с поурочным планированием по учебнику Вигасина, Годера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_drevnee_dvureche.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Класс    5в    

Тема урока:   Древнее Двуречье

Тип урока:  Изучение и первичное закрепление новых знаний

Средства обучения (УМК)

Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /под общ. Ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2015

Цель (задачи):  В конце урока учащиеся должны иметь общие представления о цивилизации Древнего Двуречья, сравнивать с Древним Египтом

Планируемые результаты - 

Личностные

Уважать культуру других народов, выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе, учиться рефлексии

Метапредметные

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. 

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимает позиции партнера. 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цели, составляют план последовательности действий.

Предметные /знать, уметь/

1. Знать термины: клинопись, сыновья школы. 

2. Уметь показызать на карте Древнего Востока Междуречье, а также называть и показывать на карте города и реки Двуречья, давать сравнительную характеристику природно-климатических условий Египта и Двуречья.

3. Уметь проводить сравнительный анализ.

                     Ход урока

    Содержание педагогического взаимодействия 

Планируемые задания и результаты деятельности уч-ся                                                                           

     Этапы     (модули)

Цель

Задания

формируемые УУД

Мотивационно-целевой

Мотивация,

постановка учебной цели, ее принятие

Перед вами археологическая находка – глиняная табличка, возраст ее примерно 5-6 тысяч лет. Что вы сможете рассказать о государстве, имея только этот археологический источник.  

Какой информации нам не хватает, чтобы составить представление об этой древней цивилизации

Слайд №1

Познавательные УУД

Выстраивают собственные концепции, основываясь на имеющихся знаниях и багаже.

Размышляют о необходимости получения дополнительной информации

Коммуникативные УУД

Слушают друг друга, выстраивают понятные друг для друга высказывания

Регулятивные УУД

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

 Прогнозирование

Ориентацион-

ный

Актуализация,

введение в тему; создание проблемной ситуации, принятие цели УПД

 

Предлагается вспомнить, где возникли первые государства.

Вопрос: «Историю какого государства Вы завершили изучать?»

Сегодня мы начнем знакомиться

с историей еще одной страны, а какой вы узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться   при нем границы Египетского государства.

Задача: используя карту, проследить путь воинов Тутмоса  в Азию и  найти новое государство.

Учителем даётся краткое пояснение, касающееся названия территории между Тигром и Евфратом (Двуречье = Междуречье = Месопотамия)

Слайд №2

Используется субъектный опыт учащихся при изучении новых государств, наметить план изучения  нового материала, результат представить в виде кластера

Познавательные УУД

Пытаются решить проблему известным способом.

Фиксируют проблему.

Сравнивают границы государств, находят Двуречье

. Учатся планировать свою деятельность

Коммуникативные УУД

Строят понятные для собеседника высказывания, ведут диалог, работают в паре с атласами, затем проверяются ответы у доски

Регулятивные УУД

проговаривают вслух последовательность производимых действий

Содержательно-операционный

Решение учебной задачи, освоение и интериоризация содержания, способов деятельности, первичный контроль, коррекция

1. На основе карты и при помощи учителя сформулировать местоположение Древнего Двуречья

2. Предлагает заполнить таблицу на основе работы с текстом учебника (п. 1, 2 § 13)

Линии сравнения

Двуречье

Египет

Природные условия

Организация системы орошения

Слайд №3

3. На основе картины на с. 66 выявить основные занятия шумерцев

4. Сообщение учителя по теме города из глиняных кирпичей.

Слайд №4

5. Организует комментированное чтение п. 3 § 13

- Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар?

Предлагает познакомиться с документами. С. 69, 70 по группам.

- Почему в Двуречье возник миф о потопе?

6. Письменность Двуречья. Определить по слайдам, какая письменность была у жителей Двуречья, на чем писали, чем.

Слайд №5

7. Демонстрация слайдов  по культуре двуречья

определите, что было характерно для культуры Двуречья

Слайд №6,7

Познавательные УУД

Владеть смысловым чтением.

Делать выводы.

Находить информацию в разных источниках

Проводить анализ, устанавливать причинно- следственные связи.

Выделять главное

Определчть понятия

Коммуникативные УУД

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные УУД

Работать по плану

Оценивать степень и способы достижения цели

Личностные УУД

Учатся уважительно относиться к достижениям других цивилизаций, раскрывают ценность культурного развития Древнего Двуречья для современности

Контрольно-оценочный  

Контроль, оценка, рефлексия (соотнесение результата и цели)

1. Игра «Да» или «Нет».

Если ответ на вопрос положительный – хлопок в ладоши, если отрицательный – тишина.

Я утверждаю, что…

1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да).

2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет).

3. Ур и Урук это название рек. (Нет).

4. Бога солнца звали Шамаш. (Да).

5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да).

6. Религия жителей Двуречья - языческая. (Да).

7. Клинопись - это узоры на посуде. (Нет).

8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да).

9. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. (Нет).

2. Учащимся предлагается самостоятельно оценить результаты работы на уроке в ходе устного обсуждения («я узнал…», «мне понравилось…», «мне не понравилось…», «было сложно …»)

Выставление оценок за работу на уроке

3.Домашнее задание: параграф 13, описать картину на с. 68 по плану (устно)

Познавательные УУД

Закрепление знаний о природно-климатических условиях Двуречья, государствах, хозяйстве, образе жизни, культуре, религии жителей Древней Месопотамии. Усвоение ключевых понятий по теме.

Коммуникативные УУД

Участие в совместном действии, умение соотносить собственное поведение с командным

Регулятивные УУД

По ходу работы сверять свои действия с целью

Развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Личностные УУД

Учатся делать выбор на основе самооценки своих способностей и возможностей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока "Древнее Двуречье"

технологическая карта урока "Древнее Двуречье"...

Технологическая карта и методическая разработка урока истории для 5 класса по теме "Древнее Двуречье".

Разработка содержит подробную технологическую карту и пошаговый ход урока "Древнее Междуречье" с описанием деятельности учителя и учащихся....

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 21 Древнее Двуречье

Цель урока: способствовать ознакомлению учащихся с природными условиями речных долин Евфрата и Тигра, создать условия для развития умения сравнивать природные условия Египта и Двуречья...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира: "Древнее Двуречье"

Цель урока: формирование представления учащихся о  государстве Древнее Двуречье...

технологическая карта по истории 5 класс Древнее Двуречье

технологическая карта по истории 5 класс Древнее Двуречье...

Древнее Двуречье (Месопотамия). Технологическая карта урока.

Урок ФГОС.  Изучение и первичное закрепление новых знаний. План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся....