Древнее Двуречье (Месопотамия). Технологическая карта урока.
план-конспект урока по истории (5 класс)

Шапкина Наталия Михайловна

Урок ФГОС.  Изучение и первичное закрепление новых знаний. План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО          ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

        

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Шапкина Наталия Михайловна

Район

Московский

Место работы

 МБОУ «Лицей №87 имени Л.И. Новиковой»

Должность

Учитель истории и обществознания

Общая информация

Тема урока

Древнее Двуречье (Месопотамия).

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Способствовать ознакомлению учащихся с природными условиями речных долин Евфрата и Тигра, особенностями их хозяйственного использования, процессом появления и развития письменности; создать условия для развития умения осуществлять сравнение природных условий Египта и Двуречья, ознакомление с главными богами Двуречья.

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор. Карты: «Древние государства мира», «Древний Восток», «Древнее Междуречье».

Дидактическое обеспечение

Историческая карта «Двуречье в Древности», атлас, контурные карты, учебник  Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – 6-е изд. – М.: Просвещение. 2016год. , презентация к уроку.

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
  • предметные
  • Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность.
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; умение создавать, применять  и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Работа с картой, беседа по вопросам, таблица, работа с текстом, работа с документом, рассказ по иллюстрации, контурная карта, письмо.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник  Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – 6-е изд. – М.: Просвещение. 2016год.
  • Атлас и контурная карта 5 класс. Издательство «Дрофа» 2017г.
  • История Древнего мира. 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой. Автор-составитель Т.В. Ковригина. Волгоград: Учитель, 2017 год

Дополнительная

  • Михайловский Ф.А. Книга для учителя к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс / Ф.А. Михайловский. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 184 с. — (ФГОС. Инновационная школа).

Интернет-ресурсы

  • http://www.alleng.ru

ЭОРы

http://www.teacher.syktsu.ru/

http://www.hrono.info

http://pish.ru


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Время

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Используемые методики и технологии (на разных этапах урока)

1. Организационный

1 мин

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Формируемые УУД:

Быстрое включение в деловой ритм.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

2. Вводно-мотивационный

2 мин

-Вы закончили знакомство с Древним Египтом и теперь переходите к изучению новой темы. Прочтите название темы. (Обращает внимание на карту, формулирует представление о Западной Азии (Передней Азии).

Слушают учителя. Показывают на карте Переднюю Азию, Двуречье.

Формируемые УУД:

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи;

Коммуникативные: слушают и понимают речь других.

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, работа с картой.

3. Актуализация знаний

2 мин

Мы отправимся в путешествие в одну из древнейших земледельческих стран Передней Азии. Эта страна – Междуречье, или Двуречье, или Месопотамия. 

Показывает на карте называемые объекты.

– Долгое время историки считали, что самое древнее государство на нашей земле – Египет. Но после археологических раскопок в долине рек Тигра и Ефрата учёные, словно в один голос, сказали: «История начинается в Двуречье».

Слушают учителя.

Формируемые УУД:

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи;

Коммуникативные: слушают и понимают речь других.

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, работа с картой.

4. Изучение нового материала

Местоположение Двуречья.

5 мин

- Совершим путешествие из Мемфиса на восток.

Рассказывает и показывает на карте местоположение Двуречья.

Раскрывает значения терминов: Месопотамия (Двуречье, Междуречье); шумеры.

Формулирует проблемное задание. (см. Приложение 1).

Показывают на карте Мемфис, Переднюю Азию, реки Евфрат и Тигр, примерные границы Двуречья.

Формируемые УУД:

Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий.

Познавательные: понимают знаки, символы, модели, схемы.

Коммуникативные: высказывают свое мнение.

Фронтальная.

Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с картой-схемой, рисунком, иллюстрациями, беседа. Практический, исследовательский. Работа с терминами, с текстом, заполнение таблицы.

 5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

Природные условия Египта и Двуречья.

Изучение нового материала.

Башни от земли до неба. Сказание о Гильгамеше. Миф о потопе.

Изучение нового материала.

Клинопись и писцовые школы.

10 мин

8 мин

6 мин

Предлагает заполнить таблицу на основе работы с текстом учебника (п. 1,2 п.13) (см. Приложение 2

Организует комментирование чтение п.3 п13.

- Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар?

Предлагает познакомиться с документами.

-Почему в Двуречье возник миф о потопе?

Рассказывает о клинописи, обучении в писцовой школе, опираясь на иллюстрации учебника.

- Подумайте, были ли похожи отношения между учителем и учениками в писцовой школе на отношения между отцом и сыновьями.

Выявляют особенности природных условий и организации системы орошения в Египте и Двуречье, заполняют таблицу.

Формируемые УУД:

Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации из текста.

 

Называют и описывают главных богов Двуречья. Объясняют, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире.

Формируемые УУД:

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из текста, осуществляют анализ документа; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи.

Определяют особенности клинописи, ее отличие от нашей азбуки . Характеризуют отношения между учителем и учениками в писцовой школе.

Формируемые УУД:

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи, уме.

Познавательные: высказывают предположения.

Коммуникативные:  используют в общении правила вежливости.

Практический, исследовательский. Работа с текстом, заполнение таблицы.

Фронтальная. Словесный. Чтение, работа  с документом, беседа.

Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Рассказ учителя, работа с иллюстрацией, беседа.

6. Подведение итогов урока

8 мин

- Опишите рисунки нашего времени по плану:

«Поселок шумеров» (с.66): 1. Река, каналы, растительность;

2. хижины и загоны для скота;

3. главные занятия;

4. колесная повозка.

«Школа в Двуречье» (с.68):

  1. ученики;
  2. учитель;
  3. работник, разминающий глину.

Организует работу с контурными картами.

Рассказывают о природных условиях Двуречья, трудностях, условиях жизни и занятиях населения, обучении в школе. Составляют рассказы на основе иллюстрации по плану.

Формируемые УУД:

Регулятивные:  составляют план и последовательность действий; оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: используют знаково-символические средства; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков; строят логическую цепочку рассуждений.

 Коммуникативные:  принимают участие в работе группами.

Групповая, фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный, практический. Работа с иллюстрацией, беседа, работа с контурной картой.

7. Рефлексия

Организация изучения домашнего задания

4 мин

-Оцените свое настроение, построив структурно –логическую схему - график.

 Напишите письмо своему другу из этой страны, поделитесь впечатлениями.

Сделать контурную карту «Древнее Двуречье».

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества.

Воспринимают задание, уточняют.

Формируемые УУД:

Регулятивные:  принимают учебную задачу для самостоятельной работы.

     Фронтальная.

Словесный. Сообщение учителя.

Составление СЛС-графика.

Приложение.

Ресурсный материал к уроку.

Приложение 1.

Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот! К какому народу принадлежали чужеземцы? Почему они называли Евфрат великой перевернутой рекой ?

Приложение 2.

Линии сравнения

Междуречье

Египет

Природные условия

Нечастые дожди;

Отсутствие дождей;

жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню;

жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню;

нерегулярные и бурные разливы Тигра и Евфрата;

Регулярные разливы Нила, приносящие плодородный ил;

болотистые пространства, отсутствие лесов.

плодородные земли, расположенные вдоль реки.

Организация системы орошения

Строительство каналов, водохранилищ, насыпей, плотин и дамб.

Строительство каналов, использование шадуфов для подъёма воды.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древнее Двуречье

Слайд 3

Двуречье – Междуречье - Месопотамия Аравийский полуостров - Сирийская пустыня Средиземное море Красное море Египет Каспийское море Реки Тигр и Евфрат Синайский полуостров

Слайд 4

Месопотамия - это древнегреческое название, означающее «страна между двумя реками» , поэтому эту область также называют Междуречьем ; она находится на Ближнем Востоке, между руслами рек Тигр и Евфрат. Современные государства, включающие земли Месопотамии — Ирак , северо-восточная Сирия , удаленные от центра Турция и Иран .

Слайд 6

Около 5 тыс.лет назад здесь одновременно с Египтом возникло государство. Первый народ, создавшим первые государства в Двуречье были шумеры.

Слайд 7

«Да это же река течет наоборот!» Люди, которых поразил Евфрат, провели свою жизнь на берегах другой великой реки – Нила. Эти люди – древние египтяне. А «перевернутой» река показалась египтянам потому, что воды Евфрата текут с севера-запада на юго-восток. Ведь воды египетского Нила текут с юга на север! Египтян потрясло, что есть великая река, которая течет не так, как Нил. Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот! »

Слайд 8

Линии сравнения Междуречье Египет Природные условия Организация системы орошения

Слайд 9

Линии сравнения Междуречье Египет Природные условия Нечастые дожди; Отсутствие дождей; Организация системы орошения

Слайд 10

Линии сравнения Междуречье Египет Природные условия Нечастые дожди; Отсутствие дождей; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; Организация системы орошения

Слайд 11

Линии сравнения Междуречье Египет Природные условия Организация системы орошения

Слайд 12

Линии сравнения Междуречье Египет Природные условия Нечастые дожди; Отсутствие дождей; Организация системы орошения

Слайд 13

Линии сравнения Междуречье Египет Природные условия Нечастые дожди; Отсутствие дождей; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; Организация системы орошения

Слайд 14

Линии сравнения Междуречье Египет Природные условия Нечастые дожди; Отсутствие дождей; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; нерегулярные и бурные разливы Тигра и Евфрата; Регулярные разливы Нила, приносящие плодородный ил; Организация системы орошения

Слайд 15

Линии сравнения Междуречье Египет Природные условия Нечастые дожди; Отсутствие дождей; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; нерегулярные и бурные разливы Тигра и Евфрата; Регулярные разливы Нила, приносящие плодородный ил; болотистые пространства, отсутствие лесов. плодородные земли, расположенные вдоль реки. Организация системы орошения

Слайд 16

Линии сравнения Междуречье Египет Природные условия Нечастые дожди; Отсутствие дождей; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; нерегулярные и бурные разливы Тигра и Евфрата; Регулярные разливы Нила, приносящие плодородный ил; болотистые пространства, отсутствие лесов. плодородные земли, расположенные вдоль реки. Организация системы орошения Строительство каналов, водохранилищ, насыпей, плотин и дамб. Строительство каналов, использование шадуфов для подъёма воды.

Слайд 17

«Да это же река течет наоборот!» Реки текут с севера на юг и впадают в Персидский залив. А Нил? Сходство с Египтом: Разливы рек, отсутствие дерева, камня, плодородная земля и т.д.

Слайд 18

Города из глиняных кирпичей

Слайд 19

Башни от земли до неба . Зиккурат Этеменаки . Реконструкция. VI в.до н.э . ( Этеменанки (шум. «Дом основания неба и земли») Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии.

Слайд 20

Письменность

Слайд 21

Клинопись Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка , на которой, пока глина ещё мягкая деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.

Слайд 22

Клинопись – вид письма Древнего Двуречья .

Слайд 23

Во главе школы стоял «отец».Ему помогали старшеклассник- «старший брат» и «человек с палкой». В Двуречье появились знаки для цифр. В на-чале пастухи , считая скот,оставляли камни , а затем заменили их вмятинами в глине. Позднее они превратились в клинописные знаки. Письмена на глиняных табличках. Табличка для счета.

Слайд 27

Домашнее задание Напишите письмо своему другу из этой страны, поделитесь впечатлениями. Сделать контурную карту «Древнее Двуречье ».

Слайд 28

Литература: Учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват . организаций. А. А. Вигасин , Г. И. Годер , И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова . – 6-е изд. – М.: Просвещение. 2016год. Атлас и контурная карта 5 класс. Издательство «Дрофа» 2017г. История Древнего мира. 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику А.А. Вигасина , Г.И. Годера , И.С. Свенцицкой. Автор-составитель Т.В. Ковригина. Волгоград: Учитель, 2017 год

Слайд 29

Интернет-ресурс: http://school175.ru/files/book-5.pdf http://padabum.com/d.php?id=184006 http://www.alleng.ru http://www.teacher.syktsu.ru/ http://www.hrono.info http://pish.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока "Древнее Двуречье"

технологическая карта урока "Древнее Двуречье"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 21 Древнее Двуречье

Цель урока: способствовать ознакомлению учащихся с природными условиями речных долин Евфрата и Тигра, создать условия для развития умения сравнивать природные условия Египта и Двуречья...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира: "Древнее Двуречье"

Цель урока: формирование представления учащихся о  государстве Древнее Двуречье...

Технологическая карта урока Древнее Двуречье. 5 класс.

Технологическая карта урока Древнее Двуречье и раздаточный материал к уроку....

технологическая карта урока "Древнее Двуречье " 5 класс

коспспект урока истории в 5 классе к учебнику Вигасина, Годера....

Технологическая карта урока Древнее Двуречье

Технологическая карта урока Древнее Двуречье/...