Суд современности
опыты и эксперименты по истории (8 класс)

Васильев Алексей Александрович

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sud_sovremennosti.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Суд современников над Петром I

(вариант нетрадиционного урока в форме ролевой игры)

Цели: дать представление о противоречивой личности Петра и его государственных преобразованиях.

Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать деятельность Петра I по преобразованию России; давать оценки реформам императора; работать с документами; выделять главное; актуализировать ранее изученное; обобщать и систематизировать исторические знания; делать выводы; составлять характеристики исторических личностей; работать в группе; доказывать свою точку зрения; выступать публично.

Отношения, ценности, внутренние установки: выразить своё отношение к исторической личности; задуматься о роли личности в истории.

Оборудование: мультимедийная установка.

Записи на доске: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С. Пушкин); «Реформы Петра – блестящая ошибка (Н. М. Карамзин); «Антихрист!» (русский народ).

Тип урока: ролевая игра.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Мотивационно-целевой этап.

Много книг написано о преобразованиях, которые проводились в России в первой четверти XVIII в. Они связаны с именем царя Петра.

Немало художественных произведений посвящено этому выдающемуся государственному деятелю. Но историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.

Современники Петра разделились на два больших лагеря: сторонников и противников его преобразований. Так, ещё в XVIII в. великий русский учёный-патриот М. В. Ломоносов славил Петра I, восторгался его деятельностью. В XIX в. придворный историк Н. М. Карамзин, не желавший радикальных перемен, обвинял Петра I в измене «истинно русским» традициям, его же реформы назвал блестящей ошибкой. А. С. Пушкин характеризовал императора иначе: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник».

Спор продолжается и в наши дни. В последнее время всё чаще раздаются утверждения, будто реформы царя оказались ненужными и даже вредными, а успехи России достигнуты неоправданно высокой ценой. Невольно возникает вопрос: что это – попытки по-новому осмыслить ещё одну страницу далёкого прошлого или просто расчёт на сенсационность подобных оценок?

  • Каким же был этот российский монарх?
  • В чём обвиняли его недруги и за что хвалили сторонники?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы проведём нетрадиционный по форме урок – суд современности над Петром I.

  1. Введение в новый материал.

Готовясь к уроку, вы самостоятельно подбирали материал, определяли, кто будет играть роли адвоката, прокурора и свидетелей. Итак, суд начинает свою работу. Независимые присяжные должны будут внимательно слушать доказательства стороны обвинения и стороны защиты и вынести приговор по трём возможным вариантам:

  • виновен;
  • невиновен;
  • виновен, но заслуживает снисхождения.

Прошу занять свои места. Суд начинает работу.

  1. Работа по теме урока.

Секретарь. Встать! Суд идёт!

Судья. Прошу садиться. Сегодня на судебном заседании заслушивается дело о Петре Алексеевиче Романове, русском царе с 1682 по 1725 г. Секретарь, прочитайте справку об обвиняемом.

Секретарь. Император Пётр I, он же Пётр Великий. Родился в 1672 г. Родители: отец – царь Алексей Михайлович, мать – Наталья Кирилловна Нарышкина. Время вступления на российский престол: 1682 г. Внешний облик: рост 2 м 4 см, отличался необычайной физической силой.

Судья. Назовите состав преступления.

Прокурор. Обвиняемый Пётр I уличён во множестве грехов. Он:

  • прекратил созывать Земские соборы и заменил выборных представителей чиновниками;
  • затормозил развитие России созданием фабрик с использованием труда крепостных;
  • слишком жестокими методами обновлял страну;
  • насаждал в стране западноевропейские обычаи, привлекал на службу иноземцев;

Все его преобразования реакционные, нарушающие самобытность России, бездумно заимствованы у Запада.

Судья. Обвинение достаточно серьёзное.(обращается к Петру) Пётр Алексеевич, согласны ли вы с обвинениями в вашу сторону?

Пётр1. Нет, ваша честь, не согласен. Всё, что я делал, было направлено на благо государства.

Судья. Секретарь, зачитайте историческую справку о состоянии России на рубеже XVI-XVII вв.

Секретарь. Справка № 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. занимала огромное пространство. Ваша честь, перед Вами карта, подтверждающая этот факт. Но страна не имела выхода к морю, возможности широкого использования дешёвых путей сообщения.

Справка № 2. В XVII в. Россия была отсталой страной. Отсталость определялась не только отсутствием удобного выхода к морским берегам. Её истоки берут начало в монголо-татарском иге. Огромный ущерб экономике страны нанесла польско-шведская интервенция начала XVII в. Отсталой стране соответствовали отсталые общественные отношения. 
Крепостничество сковывало хозяйственную инициативу и задерживало развитие страны. 

Судья. Самое время приступить к состязательной части процесса – выслушаем адвоката. Адвокат, предъявите показания свидетелей стороны защиты.

Адвокат. Я вызываю известного промышленника первой четверти XVIII в. Никиту Демидовича Демидова.

Демидов. Я защищаю Петра Алексеевича, воистину Петра Великого, потому что он проводил мудрую политику поддержки российской промышленности.

За первую четверть XVIII в. было построено до 200 мануфактур в разных отраслях промышленности. Большие металлургические заводы возникли на Урале, в Карелии, Липецке, Туле и других городах. При царе-батюшке страна обходилась железом собственного производства и даже стала продавать его за границу. Мой завод в Туле выпускал ручное огнестрельное оружие. Процветали мануфактуры в лёгкой промышленности (сукноделие, полотняное и шёлковое производства). К концу его правления стали выпускать курительные трубки, игральные карты, платки, фарфор.

Судья. Я благодарю вас за исчерпывающие показания, прошу занять место в зале.

Адвокат. Я вызываю свидетеля защиты адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина.

Апраксин. Заслуга Петра Великого в том, что он превратил Россию в великую военно-морскую державу. Он создал регулярную русскую армию и флот, пересмотрел стратегию и тактику армии.

Главной целью военных действий при Петре становится не взятие крепостей, а поражение противника в бою. Он учил действовать согласованно пехоту и кавалерию.

Не жалел денег на развитие артиллерии, которая при Петре стала одной из самых могучих и передовых в Европе. Большое внимание уделял царь новой подготовке войск к боевым действиям. На смену редким учениям пришла постоянная подготовка, которая не кончалась с превращением новобранца в опытного солдата. Пётр хотел, чтобы солдаты и офицеры его армии были дисциплинированными и инициативными.

Мы гордимся своими викториями: Орешек, Полтава, Гангут, Гренгам!

В 1722 г. Пётр ввёл в России новую систему учёта службы и продвижения по служебной лестнице. Она была записана в особом законе – «Табели о рангах». Этот новый документ закреплял самый важный принцип петровской службы – личную выслугу. Теперь чин можно было получить не за древность своего рода, а за службу царю и Отечеству. Вот что было главное!

Адвокат. Ваша честь! Пётр был настоящим патриотом своего Отечества!

Усвоив влияние времени, император внедрил множество новшеств. Он строил города, способствовал созданию регулярных парков. Новая столица, Санкт-Петербург, явилась «окном» в Европу. Она воплотила мечту Петра о превращении России в морскую державу. Надо было обладать умением глядеть далеко вперёд, чтобы спланировать и представить себе город будущего.

Прокурор. Извините, Ваша честь! Позвольте уточнить: а не забывают ли уважаемые защитники, что вместе с возникновением города на Неве, на болотистой местности, часто затопляемой водами Финского залива, русский народ понёс огромные потери. Город создавался на костях тысяч людей, ежегодно погибавших от недоедания, изнурительного труда.

Адвокат. А мы не отрицаем подобных фактов, но ведь и вы не будете отрицать, что Санкт-Петербург стал главным портом России. Его торговые обороты в несколько раз превосходили обороты старого портового города на севере страны – Архангельска.

Петербург стал «окном» в Европу. Сюда из отдалённых районов доставляли товары для продажи за границу. Отсюда растекались товары, привозимые из-за границы. «Парадиз» - так Пётр называл в письмах новый город, он постоянно думал о его судьбе. Улицы планировали по единому образцу, до сих пор вызывают восхищение Летний сад, Адмиралтейство, дворец Меншикова.

На смену эпизодическим связям со странами Западной Европы пришли постоянные дипломатические контакты. С завоеванием выхода к Балтийскому морю активизировалась внешняя торговля с Россией, укрепились её культурные связи с более развитыми странами Европы.

Для Петра I активная роль государства связана со стремлением ускоренными темпами преодолеть отсталость страны. Это была борьба за выживание, за уравнивание шансов в соперничестве с соседями, стоявшими на более высокой ступени развития. Успех в этой борьбе могли обеспечить только крепостничество, только борьба с варварством варварскими методами.

Прокурор. Вот и поговорим о жестокости царя. Я приглашаю свидетеля обвинения –первую жену царя Евдокию Лопухину.

Лопухина. Пётр заточил в монастырь меня, свою первую супругу, Евдокию Лопухину, а также родную сестру Софью, присутствовал на пытке собственного сына царевича Алексея.

Он надругался над прахом своего противника князя Милославского, гроб которого был извлечён из могилы и поставлен на эшафот, на котором казнили участников заговора против Петра – Цыклера и Соковнина. Я никогда не забуду, как кровь казнённых стекала с эшафота на останки Милославского. Пётр заслуживает наказания!

Прокурор. Вызывается вдова казнённого стрельца Федосья Петрова.

Петрова. Я обвиняю царя в жестокости и несправедливости в проведении суда. Так, в 1698 г. у Петра не было улик против стрельцов, несмотря на то, что признания вытягивались с помощью огня, палок и батогов. Был арестован в общей сложности 1041 человек. Казни состоялись 17 сентября и 11 декабря. Наших мужей вешали не только на специально сооружённых виселицах, но и на брёвнах, вставленных в бойницы Белого города. В эти дни вешали, рубили головы, четвертовали. Пётр демонстрировал неистовую жестокость, собственноручно рубил головы. Жизнь сохранили лишь малолетним участникам заговора.

Никого не осталось у меня после смерти мужа. Да разве я одна такая? В бытность Петра гремели восстания в Астрахани, на Дону, в Башкирии. Будь проклят этот антихрист!

Адвокат. Таков был век. Новое пробивало себе дорогу так же свирепо и беспощадно, как цеплялось за жизнь отжившее старое. Пётр I действовал в соответствии с суровыми феодальными порядками, жестокими, не знающими пощады.

Прокурор. А что заставило Петра самому отрезать бороды у бояр? Принуждать носить венгерское платье?

Адвокат. Для Петра борода стала символом старины в худшем смысле этого слова. Вот почему Пётр Великий ратует за короткое и удобное платье, не мешавшее работе, движениям.

Судья. Суд рассмотрел все документы защиты и выслушал свидетелей обвинения. Если у сторон обвинения и защиты больше нет свидетелей, приступаем к заключительной части судебного заседания.

Слово представляется обвинителю.

Прокурор. Ваша честь! Неустанный труженик, как представляет его защита, Пётр Iдействительно видел смысл жизни в укреплении государства, но был жесток и ни в грош не ставил жизнь человека, даже если это была жизнь собственного сына, казнённого им после жестоких пыток.

Современные исследователи выявили, что при Петре I налоги на душу населения возросли в среднем втрое, цена же реформ, выраженная человеческими жизнями, и подсчитанная ещё П. Н. Милюковым, равна седьмой части населения.

Создав могущественную империю, Пётр I не ускорил её экономическое, политическое, социальное развитие. Считаю императора Петра I виновным в предъявленных обвинениях и прошу вынести ему строгий приговор.

Судья. Слово предоставляется защитнику.

Адвокат. Ваша честь! Обвинитель пытался доказать, что все реформы Петра I носили реакционный характер. Но мы располагаем и иными мнениями. Так, историк и публицист М. М. Щербатов вычислил, что России для того, чтобы преодолеть путь, который она проделала в годы петровских преобразований, понадобилось бы 210 лет.

Итак, сомневаться в том, что преобразования ускорили развитие России и возвели её в ранг европейской державы, нет оснований.

Конечно, в его реформах можно обнаружить немало признаков варварства. Но когда мы даём общую оценку его деятельности, то она, эта деятельность, заслуживает похвалы и доброй памяти потомков. Так, М. М. Погодин писал: «Мы просыпаемся. Какой ныне день? Первое января 1842 г. – Пётр Великий велел считать годы от Рождества Христова.

Пора одеваться – ваше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую он завёл; шерсть настригли с овец, которых развёл он!

Попадается на глаза книга – Пётр ввёл в употребление этот шрифт и сам вырезал эти буквы. Вы начинаете читать – этот язык при Петре I сделался письменным, литературным, вытеснил прежний, церковный.

Приносят газеты – Пётр Великий их начал. Вам нужно купить разные вещи – все они, от шёлкового платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом».

Я считаю императора Петра невиновным, более того, он достоин называться Петром Великим!

Судья. Обвиняемый, вам предоставляется последнее слово.

Пётр 1. Уважаемый суд, присяжные заседатели и все, кто присутствует в зале! Я, первый русский император, Пётр Алексеевич Романов, все свои деяния посвятил для процветания государства, вверенного мне. Да, я иногда был вспыльчив и груб, но всё это результат потрясений, которые я получил ещё в детстве…По своей натуре я добрый и простой в общении, не требовал роскоши в жизни. Ещё в детстве мои потехи стали началом славных дел. Интерес к лодкам подвигнул на создание флота, игра в солдаты – на создание регулярной и сильной армии, руки мои всегда были в мозолях от топора и пилы, я освоил 14 ремёсел! Я вёл войска в бой и был рядом с моими воинами, привлекал к делам людей талантливых и способных в армию и державные органы.

Я открыл многие школы, Академия наук- моё начинание, появились газеты, новые учебники. Способствовал новым открытиям земель и природных богатств России. Появились новые станки, даже проект подводной лодки!

При мне мужчины сбрили бороды и стали носить более удобную одежду. А женщины стали посещать ассамблеи и выходить в свет, а не сидеть дома взаперти. При мне дворяне стали образованными.

Я изменил календарь, ввёл праздник Новый год и научил людей радоваться ему. Я подарил радость детям – новогоднюю ёлку, феерверки и подарки.

Я научил русских есть картошку, томаты, пить кофе и, к сожалению, курить трубку…

Признаюсь, что не любил Москву. Кремль вызывал неприятные воспоминания из детства и юности. Но я построил новый город Санкт-Петербург, который на многие годы стал столицей и настоящим европейским городом.

Да, многих я погубил.. Но сколько было желающих погубить меня…Но я горжусь той державой, которую я сделал империей и оставил потомкам!

Судья. Присяжные заседатели приглашаются для принятия решения.

(Приговор объявляют независимые эксперты, которые оценивают искусство и мастерство сторон при ведении судебного процесса.)

  1. Подведение итогов урока.

(Учитель и ученики подводят итоги урока, выявляют тех, кто наиболее удачно справился со своей ролью, выставляют отметки.)

Домашнее задание (дифференцированное).

Определить своё отношение к Петровской эпохе; написать письмо в прошлое, адресат может быть любым (по выбору) – от царя Петра до простого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.

В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...

Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности

Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей, а также важные проблемы  стоящие перед обществом.В современных условиях о...

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...