«О подготовке к государственной итоговой аттестации по истории и ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ выпускников 9 и 11 классов».
учебно-методический материал по истории (9 класс)

Сарычев Александр Владимирович

О подготовке к государственной итоговой аттестации ПО ИСТОРИИ И ОЩЕСТВОЗНАНИЮ выпускников 9 и 11 классов.

 

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла.

Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса. В этом процессе задействованы: классные руководители, родители, библиотека, учителя - предметники, администрация МБОУ.
       Итоговая аттестация  проводится на основании соответствующих Законов РФ, положений и инструкций Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и науки Ульяновской области, приказов Управления образования администрации Ульяновской области . Принимая во внимание все эти документы, мы не можем быть гарантированно защищены от различных ситуаций, которые могут возникнуть во время итоговой аттестации учащихся.

Направления работы по подготовке к итоговой аттестации:

  • Изучение и анализ КИМов
  • Подбор материалов по подготовке учащихся к итоговой аттестации.
  • Проведение консультаций по предмету.
  • Обучение учащихся по заполнению бланков ответов
  • Подготовка и периодическое обновление стенда «Готовимся к экзамену» по предмету.
  • Работа с Интернет-ресурсами по подготовке к итоговой аттестации.
  • Формирование программы по подготовке к итоговой аттестации выпускников.
  • Подготовка опорных конспектов по основным вопросам курса и видам учебных умений.
  • Формирование общеучебных навыков.

Утверждены графики  консультаций и репетиционных экзаменов по предметам . В текущем учебном году выпускники 11 класса выбрали обществознание (6 человек) и историю (1 человек)  для сдачи на ЕГЭ, а большинство девятиклассников  - обществознание (16 человек)  как  экзамены по выбору на ОГЭ.

Исходя из собственного опыта подготовки  учащихся к ГИА, проанализировав      опубликованную литературу по ГИА, я пришел к следующим выводам.

Начинать ненавязчиво настраивать учащихся на осознанный выбор предмета на ГИА нужно не ранее 7 класса (у них за первый год изучения предмета сложилось хоть какое-то представление о предмете);

В 7-8 классах целесообразно проводить годовые работы по предметам (по выбору ГИА) для желающих попробовать свои силы. При этом учащийся может выбрать предмет для написания работы сам из списка входящих в ГИА, сдаваемых в новой форме.  В этом случае на подготовительном этапе учащийся сможет обобщить и систематизировать знания по предмету. Объём работы 7-8 класса должен быть несколько меньше, чем на ГИА, но структура должна быть однотипна. Например, уровень А - 10 заданий, уровень В - 4-5 заданий, уровень С - 4 задания. Время написания работы -  120 минут;

Во время обучения учащиеся получают знания не только на уроках, но и при посещении элективных курсов, которые работают на предпрофильную подготовку и на проверку устойчивости интереса школьника к изучаемому предмету, к расширению его знаний, совершенствованию умений и непосредственно на подготовку к ГИА.

 Занятия на элективных курсах позволяют систематизировать знания учащихся по предмету, определиться с выбором, помогают в решении различных вопросов.

 Кроме того во второй половине учебного года традиционно проводятся часовые консультации для всех, выбравших для сдачи на ГИА предметы: историю, обществознание.

Для успешной сдачи ГИА учащийся должен освоить определённый алгоритм выполнения заданий ещё в 8 классе, чтобы иметь 2 года на их совершенствование, например, умение по усвоенному алгоритму составлять простой план рассказа;

Чтобы быть в курсе проблем, возникающих при сдаче ГИА, я накануне учебного года изучаю информационные письма по итогам сдачи ГИА в текущем году в Ульяновской области (на сайте РЦОКО).  В них есть множество подсказок, на какие «западающие» темы нужно обратить внимание.

 Свою работу по подготовке учащихся чётко планирую по времени, чтобы успеть выполнить намеченное и уже с апреля месяца выполнять только тренировку по выполнению  тестовых заданий.

Чтобы приучить учащихся к эффективному распределению времени на подготовку заданий уровня А и В, использую компьютерную программу «My Test», выставив в ней предельно возможное время, которое учащийся может потратить на выполнение заданий базового уровня.

При подготовке учащихся к ГИА учитель, на мой взгляд, не должен самостоятельно дублировать содержание материала, ранее (в 6-9 кл.)  изученное на уроках, гораздо эффективнее давать задания учащимся по предварительной теоретической подготовке по теме (их всего 6 линий по обществознанию), ,рассмотрение теории и выполнение заданий по которой предполагается на занятии (консультации) по подготовке к ГИА.

При организации самостоятельного домашнего повторения при подготовке к ГИА предпочитаю составление схемы, таблиц, а не конспекта темы. При составлении схемы и таблицы учащийся не только анализирует содержание темы (или фрагмента текста), но и структурирует, выстраивает взаимосвязи данного материала с остальным, имеющимся в теме (или её части).

Усвоение теории и сформированность навыков и умений по выполнению конкретных учебных задач должна быть на строгом постоянном контроле у учителя, именно эта информация должна быть открытой для родителей по подготовке их ребёнка к ГИА во время встреч-консультаций с родителями данной категории учащихся. На родительских собраниях в 9 и 11 классах я знакомила с КИМами по истории и обществознанию, структурой ГИА по этим предметам, требованиями к подготовке.

Индивидуальные консультации, дополнительные задания, работа в группах – эти приёмы и формы педагогической деятельности приносят свои положительные результаты. При написании работы в системе «СтатГрад» в 1 четверти ребята-девятиклассники  продемонстрировали неплохие результатыю. Успеваемость составила 75 % по обществознанию  и 87,5 % по истории.  Но при последующем написании работ  «СтатГрад» результат был лучше:  100% успеваемость, у всех «зачёт».

Таким образом, можно сделать вывод, что работа по подготовке к ГИА ведётся по разным направлениям, в разных формах (групповой и индивидуальной), с применением различных методов и приёмов, что даёт определённые положительные результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №72» г. Ульяновска.

Тезисы выступления на ШМО учителей гуманитарного цикла.

«О подготовке к государственной итоговой аттестации по истории и ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

 выпускников 9 и 11 классов».

                                                          Учитель истории и обществознания

                   Сарычев А.В.

Май 2019г

Г. Ульяновск

О подготовке к государственной итоговой аттестации ПО ИСТОРИИ И ОЩЕСТВОЗНАНИЮ выпускников 9 и 11 классов.

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла.

Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса. В этом процессе задействованы: классные руководители, родители, библиотека, учителя - предметники, администрация МБОУ.
      Итоговая аттестация  проводится на основании соответствующих Законов РФ, положений и инструкций Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и науки Ульяновской области, приказов Управления образования администрации Ульяновской области . Принимая во внимание все эти документы, мы не можем быть гарантированно защищены от различных ситуаций, которые могут возникнуть во время итоговой аттестации учащихся.

Направления работы по подготовке к итоговой аттестации:

  • Изучение и анализ КИМов
  • Подбор материалов по подготовке учащихся к итоговой аттестации.
  • Проведение консультаций по предмету.
  • Обучение учащихся по заполнению бланков ответов
  • Подготовка и периодическое обновление стенда «Готовимся к экзамену» по предмету.
  • Работа с Интернет-ресурсами по подготовке к итоговой аттестации.
  • Формирование программы по подготовке к итоговой аттестации выпускников.
  • Подготовка опорных конспектов по основным вопросам курса и видам учебных умений.
  • Формирование общеучебных навыков.

Утверждены графики  консультаций и репетиционных экзаменов по предметам . В текущем учебном году выпускники 11 класса выбрали обществознание (6 человек) и историю (1 человек)  для сдачи на ЕГЭ, а большинство девятиклассников  - обществознание (16 человек)  как  экзамены по выбору на ОГЭ.

Исходя из собственного опыта подготовки  учащихся к ГИА, проанализировав      опубликованную литературу по ГИА, я пришел к следующим выводам.

Начинать ненавязчиво настраивать учащихся на осознанный выбор предмета на ГИА нужно не ранее 7 класса (у них за первый год изучения предмета сложилось хоть какое-то представление о предмете);

В 7-8 классах целесообразно проводить годовые работы по предметам (по выбору ГИА) для желающих попробовать свои силы. При этом учащийся может выбрать предмет для написания работы сам из списка входящих в ГИА, сдаваемых в новой форме.  В этом случае на подготовительном этапе учащийся сможет обобщить и систематизировать знания по предмету. Объём работы 7-8 класса должен быть несколько меньше, чем на ГИА, но структура должна быть однотипна. Например, уровень А - 10 заданий, уровень В - 4-5 заданий, уровень С - 4 задания. Время написания работы -  120 минут;

Во время обучения учащиеся получают знания не только на уроках, но и при посещении элективных курсов, которые работают на предпрофильную подготовку и на проверку устойчивости интереса школьника к изучаемому предмету, к расширению его знаний, совершенствованию умений и непосредственно на подготовку к ГИА.

 Занятия на элективных курсах позволяют систематизировать знания учащихся по предмету, определиться с выбором, помогают в решении различных вопросов.

 Кроме того во второй половине учебного года традиционно проводятся часовые консультации для всех, выбравших для сдачи на ГИА предметы: историю, обществознание.

Для успешной сдачи ГИА учащийся должен освоить определённый алгоритм выполнения заданий ещё в 8 классе, чтобы иметь 2 года на их совершенствование, например, умение по усвоенному алгоритму составлять простой план рассказа;

Чтобы быть в курсе проблем, возникающих при сдаче ГИА, я накануне учебного года изучаю информационные письма по итогам сдачи ГИА в текущем году в Ульяновской области (на сайте РЦОКО).  В них есть множество подсказок, на какие «западающие» темы нужно обратить внимание.

 Свою работу по подготовке учащихся чётко планирую по времени, чтобы успеть выполнить намеченное и уже с апреля месяца выполнять только тренировку по выполнению  тестовых заданий.

Чтобы приучить учащихся к эффективному распределению времени на подготовку заданий уровня А и В, использую компьютерную программу «My Test», выставив в ней предельно возможное время, которое учащийся может потратить на выполнение заданий базового уровня.

При подготовке учащихся к ГИА учитель, на мой взгляд, не должен самостоятельно дублировать содержание материала, ранее (в 6-9 кл.)  изученное на уроках, гораздо эффективнее давать задания учащимся по предварительной теоретической подготовке по теме (их всего 6 линий по обществознанию), ,рассмотрение теории и выполнение заданий по которой предполагается на занятии (консультации) по подготовке к ГИА.

При организации самостоятельного домашнего повторения при подготовке к ГИА предпочитаю составление схемы, таблиц, а не конспекта темы. При составлении схемы и таблицы учащийся не только анализирует содержание темы (или фрагмента текста), но и структурирует, выстраивает взаимосвязи данного материала с остальным, имеющимся в теме (или её части).

Усвоение теории и сформированность навыков и умений по выполнению конкретных учебных задач должна быть на строгом постоянном контроле у учителя, именно эта информация должна быть открытой для родителей по подготовке их ребёнка к ГИА во время встреч-консультаций с родителями данной категории учащихся. На родительских собраниях в 9 и 11 классах я знакомила с КИМами по истории и обществознанию, структурой ГИА по этим предметам, требованиями к подготовке.

Индивидуальные консультации, дополнительные задания, работа в группах – эти приёмы и формы педагогической деятельности приносят свои положительные результаты. При написании работы в системе «СтатГрад» в 1 четверти ребята-девятиклассники  продемонстрировали неплохие результатыю. Успеваемость составила 75 % по обществознанию  и 87,5 % по истории.  Но при последующем написании работ  «СтатГрад» результат был лучше:  100% успеваемость, у всех «зачёт».

Таким образом, можно сделать вывод, что работа по подготовке к ГИА ведётся по разным направлениям, в разных формах (групповой и индивидуальной), с применением различных методов и приёмов, что даёт определённые положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе Методические рекомендации

        Данное методическое пособие  поможет девятиклассникам эффективно подготовиться к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. В состав пособия в...

Подготовка к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе Методические рекомендации

        Данное методическое пособие  поможет девятиклассникам эффективно подготовиться к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. В состав пособия в...

Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме (ГИА) .

В чём же заключается подготовка к государственной итоговой аттестации и как эффективнее её провести? В нашей школе    подготовка к итоговой аттестации реализуется в рамках программы, ко...

Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме (ГИА)

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.Данная необходимость обусловлен...

Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме (ГИА).

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызвала  необходимость изменения в методах и формах работы учителя.Данная необходимость обусл...

Особенности подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме (ГИА)

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя....

Доклад: Проблемы подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме и методы их решения (ГИА).

Сообщение по теме «Проблемы подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме и методы их решения (ГИА)» на районном семинаре "Технология и методология учащихся...