Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме (ГИА) .
статья (9 класс) по теме

Петрова Ольга Анатольевна

В чём же заключается подготовка к государственной итоговой аттестации и как эффективнее её провести? В нашей школе    подготовка к итоговой аттестации реализуется в рамках программы, которая предусматривает различные направления  деятельности: организационно-методическая работа, повышение профессиональной компетентности учителя, изучение нормативных документов различного уровня, работа с учащимися и их родителями, аналитическая  работа по  результативности проведения  итоговой аттестации.

Система работы по подготовке к ГИА по математике в 9 классе включает следующие компоненты:

1.     Изменение тематического планирования. Составить планирование таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на отработку навыков невостребованных тем. Это надо делать очень осторожно, тщательно проанализировав содержание экзаменационных работ.

2.     Включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.

3.     В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.

4.     Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.

5.     Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме (ГИА) .

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.

Данная необходимость обусловлена прежде всего тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но  сместился акцент к требованиям умений и навыков. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач сопровождается математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.

В данной  ситуации учителям приходится  находить различные  пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет: подготовленность детей разная, уровень классов разный. В этой ситуации в наиболее выгодном положении находятся классы с углубленным изучением математики.

В чём же заключается подготовка к государственной итоговой аттестации и как эффективнее её провести? В нашей школе    подготовка к итоговой аттестации реализуется в рамках программы, которая предусматривает различные направления  деятельности: организационно-методическая работа, повышение профессиональной компетентности учителя, изучение нормативных документов различного уровня, работа с учащимися и их родителями, аналитическая  работа по  результативности проведения  итоговой аттестации.

Экзамен по математике - это итог работы  и ученика, и  учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, поэтому подготовка к  нему является важной составляющей учебного процесса.  Выпускники нашей школы сдают  экзамен в новой форме с первых дней ведения этой формы, и поэтому целенаправленная работа по подготовке начинается ещё  с 5 класса. Многие ученики приходят из начальной школы с плохим знанием таблицы умножения, таблицы сложения и вычитания в пределах 20. Что это значит для дальнейшего обучения, понимают все учителя математики.            Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ученика. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.

             Однако устный счет как этап урока до сих пор применяется в основном в начальной школе или в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных навыков. В связи с введением обязательного ЕГЭ и ГИА по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы.  Многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого требуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.

           Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке  отвожу 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

         Устные упражнения  соответствуют теме и цели урока и помогают  усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.

Задания при проведении экзамена по математике составлены в тестовой форме, значит   учащиеся должны   хорошо освоить технику работы с тестами. Поэтому, начиная с 5 класса   применяю  рабочие тетради с тестовыми заданиями, а также сборники заданий с тестами. Также знакомлю учащихся с алгоритмами решения задач  на уроках – лекциях. Дальнейшая отработка выполняется на практических занятиях при различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной). В целях оперативного контроля за усвоением алгоритма очень часто (каждый урок или через урок) провожу небольшие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что-то не поняли. Этим ребятам оказывается оперативная помощь консультантами или объясняю ещё раз, вызывая к доске. При организации работы в группах, часть учащихся получает задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения, причём, некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие – только алгоритм, более сильные учащиеся получают задания на продвинутом уровне.

В конце 7-го класса и в 8 классе  знакомлю учащихся со сборником заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе Л. В. Кузнецовой, издательства "Просвещение" . Задания из этого сборника включаю при изучении отдельных тем, при повторении , закреплении  изученного материала.

Система работы по подготовке к ГИА по математике в 9 классе включает следующие компоненты:

  1. Изменение тематического планирования. Составить планирование таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на отработку навыков невостребованных тем. Это надо делать очень осторожно, тщательно проанализировав содержание экзаменационных работ.
  2. Включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
  3. В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.
  4. Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.
  5. Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

Остановлюсь  подробнее на 4 и 5 пунктах.

Изменение системы контроля, а, строго говоря, изменение отношения учителя к качеству  контроля, является необходимым условием повышения качества обучения.

Не секрет, что в настоящее время контроль  ослаб, стал формальным, поэлементный анализ контрольных работ практически исключён из практики учителей. К тому же, использование многочисленных тестов вместо контрольных работ приводит к тому, что учитель не видит причин допущения ошибок. А участие родителей в этом процессе практически нулевое. В систему контроля уровня ЗУН включаю  зачётный лист ученика. Зачётный лист составляется по каждой теме. Перечисляются все проверочные работы, которые планирует провести учитель, и которые определяют уровень овладения учащимися базовыми знаниями по данной теме. После проведения проверочной работы в зачётный лист выставляется отметка. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, и затем обязательно пересдать проверочную работу. До контрольной работы по теме каждый ученик должен по всем проверочным работам иметь положительную отметку.
Проверочные работы составляются  в соответствии с  требованиями к уровню знаний по данной теме.
Таким образом, ученики к контрольной работе подходят как минимум на базовом уровне.
Такую систему контроля вводить лучше как можно раньше, но обязательно в 8 классе.

Зачётный лист № 1

ученика  9 класса __________ по теме: «Квадратичная функция»


работы

Содержание учебного материала
Тема самостоятельной работы

дата

выполнение

дата

коррекция

1

Функция. Область определения функции и область значений функции.

 

 

 

 

2

График функции.

 

 

 

 

3

Свойства функций

 

 

 

 

 

Тест №1 Функция. Свойства функций

 

 

 

 

4

Квадратный трёхчлен и его корни.

 

 

 

 

5

Разложение квадратного трёхчлена на множители

 

 

 

 

 

Тест №2. «Квадратный трёхчлен и его корни».

 

 

 

 

6

График квадратичной функции

 

 

 

 

7

Свойства квадратичной функции

 

 

 

 

 

Тест №3. «Квадратичная функция и её свойства».

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1 по теме: «Квадратичная функция».

 

 

 

 

Проанализировав содержание экзаменационных работ и кодификатор тем, можно  выделить следующие темы для итогового повторения:

  1. Числа и числовые выражения.
  2. Неравенства с одной переменной.
  3. Линейные неравенства.
  4. Действия со степенями (буквенные и числовые выражения).
  5. Задачи на проценты.
  6. Задачи на составление уравнений (линейных и дробно-рациональных).
  7. Решение квадратных уравнений и задач, связанных с их решением.
  8. Чтение графиков функций.
  9. Дробно-рациональные выражения и уравнения.
  10. Арифметическая и геометрическая прогрессия.
  11. Чтение графиков и диаграмм.
  12. Решение геометрических задач.

Уроки итогового повторения строю следующим образом. На уроке разбираются типовые задачи по 2-3 темам. На дом задаются аналогичные задачи. На следующем уроке выясняются затруднения, которые возникли у учеников, прорабатывают эти задачи. Затем даётся проверочная работа. Ученики, не сдавшие зачёт, обязаны дома проработать дополнительный вариант и сдать зачёт на дополнительном занятии. Через определённое число уроков проводится тренировочная работа по целому блоку тем, анализируется, корректируется и проводится зачетная работа по данному блоку тем. Затем цикл повторяется по другим темам. После итогового повторения проводятся (две) предэкзаменационные работы в условиях, приближенных к экзаменационным. Важно, чтобы все ученики сдали обязательную часть зачетной работы. В зачётную работу можно (нужно) включать не только обязательные задания, но и более сложные (для подготовленных учеников).

Информация о выполнении зачётных работ в обязательном порядке доводится до сведения родителей. Для этого используется  диагностическая карта.

Диагностическая карта

ученика 9 класса_______________________

.1 часть

Зачётная работа

дата

Уровень усвоения

Подпись учителя

Подпись родителей

1

Числа и числовые выражения

 

 

 

 

2

Неравенства с одной переменной

 

 

 

 

3

Линейные неравенства

 

 

 

 

4

 Действия со степенями (буквенные и числовые выражения).

 

 

 

 

5

Задачи на проценты

 

 

 

 

6

Задачи на составление уравнений (линейных и дробно-рациональных).

 

 

 

 

7

Решение квадратных уравнений и задач, связанных с их решением.

 

 

 

 

8

Чтение графиков функций

 

 

 

 

9

Дробно-рациональные выражения и уравнения.

 

 

 

 

10

Арифметическая и геометрическая прогрессия

 

 

 

 

11

Чтение графиков и диаграмм

 

 

 

 

12

Решение геометрических задач.

Подготовка ко второй части работы осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время . В нашей школе консультации проводятся, начиная с 15 сентября. Используются сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ , а также мы сотрудничаем с Московским институтом открытого образования (МИОО) в рамках системы СтатГрад.  В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), тесты в режиме он-лайн,  которые очень эффективно  помогают в подготовке  к экзамену и мне, как учителю  и  моим ученикам.

 Неотъемлемым   элементом подготовки к ГИА  является обучение заполнению бланков. Учащиеся даже к концу 11 класса допускают ошибки при  их заполнении  во время предэкзаменационных работ,  кто от волнения,  кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении  ведётся с  учащимися 9 класса  на консультациях.

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является не только тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала, но и мотивация  учеников и их родителей.  Поэтому проводятся беседы  с родителями, консультации, открытые смотры знаний.

Конечно же, данная система требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система подготовки к ГИА в 9 классе.

Слайд 2

Программа подготовки к итоговой аттестации. Цель: обеспечение организационно-технологических, методических и психолого-педагогических условий подготовки и проведения итоговой аттестации учащихся .

Слайд 3

Направления: -организационно-методическая работа; повышение профессиональной компетентности учителя; изучение нормативных документов различного уровня; работа с учащимися и их родителями; аналитическая работа по результативности проведения итоговой аттестации.

Слайд 4

Приёмы, используемые при подготовке к ГИА. 1.Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике.

Слайд 5

2.Тестовая технология ( начиная с 5 класса). 3.Знакомство с алгоритмами решения задач. 4.Отработка на практических занятиях.

Слайд 6

Система работы по подготовке к ГИА по математике в 9 классе. Изменение тематического планирования. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи. 4. Изменение системы контроля над уровнем знаний учащихся по математике. 5. Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

Слайд 7

Зачётный лист № 1 ученика 9 класса __________ по теме: «Квадратичная функция» № работы Содержание учебного материала Тема самостоятельной работы дата выполнение Дата коррекция 1 Функции. Область определения т область значения функции 2 График функции 3 Свойства функции Тест №1 Функции. 4 Квадратный трёхчлен и его корни

Слайд 8

Темы итогового повторения: Числа и числовые выражения. Неравенства с одной переменной. Действия со степенями (буквенные и числовые выражения). Задачи на проценты. Задачи на составление уравнений (линейных и дробно-рациональных). Решение квадратных уравнений и задач, связанных с их решением. Чтение графиков функций. Дробно-рациональные выражения и уравнения. Арифметическая и геометрическая прогрессия. Чтение графиков и диаграмм. Решение геометрических задач.

Слайд 9

Диагностическая карта ученика 9 класса_______________________ № Зачётная работа дата Уровень усвоения Подпись учителя Подпись родителей 1 Числа и числовые выражения 2 Неравенства с одной переменной 3 Действия со степенями 4 Задачи на проценты 5 Задачи на составление уравнений

Слайд 10

Подготовка Организация различных видов повторения, закрепления, контроля и коррекции знаний В первой половине дня на каждом уроке математики Во второй половине дня за счет часов консультаций и Общеклассная Индивидуальная Групповая Занятия для подготовки к выполнению 1 части работы Занятия с мотивированными учащимися

Слайд 11

Ресурсы, используемые для подготовки: 1. Сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ . 2. Сотрудничество с Московским институтом открытого образования (МИОО) в рамках системы СтатГрад . 3. ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы, тесты в режиме он-лайн ).

Слайд 12

Автор шаблона - Ахметшина Н.Ю., учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия 148 имени Сервантеса г. Санкт-Петербург Использованные материалы: Клипарт «Сова» - http :// radikal.ru /F/i028.radikal.ru/0710/8e/d0099ff9a62f.png.html «Клипарт Книга» - http :// allforchildren.ru / pictures / showimg /school4/school0451jpg.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме (ГИА)

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.Данная необходимость обусловлен...

Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме (ГИА).

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызвала  необходимость изменения в методах и формах работы учителя.Данная необходимость обусл...

Особенности подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме (ГИА)

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя....

Доклад: Проблемы подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме и методы их решения (ГИА).

Сообщение по теме «Проблемы подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме и методы их решения (ГИА)» на районном семинаре "Технология и методология учащихся...

Система подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов (в новой форме)

В связи с   введением  новой  формы организации и проведения  итогового экзамена для выпускников девятых  классов  общеобразовательных  учреждений, в средней об...

«Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в форме ОГЭ»

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в форме ОГЭ в 9 классе вызвало  необходимость изменения в методах и формах работы учителя....

"Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике"

Презентация на тему "Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике"...