Открытый урок по истории древнего мира "Зарождение демократии при Солоне"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Дмитриченко Татьяна Алексеевна

Благодаря реформам Солона в Древней Греции сделаны первые шаги к демократии . Демократия с греческого переводится как «власть народа». Власть, которая раньше принадлежала только аристократам, ещё не стала принадлежать всему народу Афин. ... При Солоне незнатное население Афин получило доступ к власти. Похожие изменения, когда бедные заставляют богатых делиться с ними властью, происходили не только в Афинах и не только в Греции. Например, в Италии, в Риме, около двухсот лет шла борьба богатых и знатных (патрициев) и бедных и незнатных (плебеев). ... Ареопаг Народный суд. Впервые в истории Солон утвердил, что судьи должны выбираться из числа всех граждан независимо от их знатности и богатства. Судьёй мог стать афинянин не моложе 30 лет и не замеченный в дурных поступках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_5_klassx.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Зарождение демократии при Солоне»

Учитель Дмитриченко Т.А.

Деятельность учителя

Деят-ть уч-ся

ПОР

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие. Проверка отсутствующих и готовности к уроку. Психологический настрой на урок:

- Кого можно назвать хорошим учеником? (Хороший ученик это тот, кто хочет, любит и умеет учиться)

Стоя, дежурный, учебник, тетрадь, дневник, ручка

ЛР-2

II.СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Моделирование проблемной ситуации.

Проблемно- познавательное задание

Цитата.(Приложение №1)

Главный вопрос урока: Почему правление Драконта мы называем властью богатых, а благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия? 

- Как вы объясните, зачем вам знать о народовластии(демократии)?

- Можно ли в жизни обойтись без этого знания, почему?

- Подумайте, обсудите в паре, на какие вопросы вам хотелось бы получить  ответы на уроке?

- Определите логическую последовательность поиска ответов на наши вопросы. С чего необходимо начать?

Слайд №1 (Приложение1)

Фронтально

Запись темы в тетради.

ЛР-2

ПУД-2

РУД-1

ПУД-3

III. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

  1. Практическая работа с понятиями

Поскольку мы с вами путешествуем нельзя забывать, что каждого путешественника на пути могут встретиться преграды. Вот и перед нами появилось первое препятствие – лабиринт

Из него можно найти выход, но только объясняя значения этих слов.

Ареопаг –> полис –> демос –>архонты –>Аттика Афины

(Ареопаг – Совет знати; полис – город-государство; демос – народ; архонты – девять знатных и богатых правителей, ежегодно избиравшихся жребием; Аттика – область Средней Греции; Афины – главный город Аттики, народное собрание.).

- Что объединяет эти понятия)?

Проверка

- По каким признакам можно разделить эти слова на две группы? Обоснуйте свой выбор.

Проверка

- Выберите из списка слова и словосочетания, относящиеся к понятию демократия, народовластие.

- Что означает зарождение демократии? Составьте из них определение понятия.

  1. Демос восстает против знати

Исследовательский метод:

- Почему благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия? 

- Что поможет ответить правильно на вопрос/справиться с заданием?

Задание: С помощью текст  «Разорение крестьян Аттики» определите: (Приложение № 2)

- Почему в Аттике постоянно шли войны демоса и аристократов?

-Чем был недоволен простой народ в Афинах?

-  Что означают слова «богатым можно стать, а знатным нужно родиться»?

- Чем были недовольны афинские купцы и торговцы? Чего они требовали?

Проверка

Работа в тетради: Запишите требования демоса в тетради

- Для чего мы выполняли это задание?

- Что теперь мы знаем об этом?

  1. Перемены в управлении Афинами

1 вариант

Моделирование

Проблема: Почему афинские граждане выбрали Солона архонтом?

Работа с текстом: Прочитайте текст «Борьба демоса с аристократами и его победа» и выполните задание.

- Как автор объясняет, почему народ выбрал Солона архонтом?

- Какую первую реформу провел Солон?

 Работа с учебником А.А.Вигасин, Г.И. Годер «История древнего мира» стр.145 п.3 составить сравнительную таблицу:

Драконт

Солон

Кому принадлежала власть в Афинах?

Кто мог стать архонтом?

Кто считался гражданином в Афинах?

 Проверка

Проблемный вопрос: Какие элементы демократии  применялись в суде?

Составить небольшой рассказ, используя текст учебника, предположи были ли договоры этого суда справедливее тех, которые выносил совет знати Ареопаг при Драконте.

Вывод: Главное значение реформ Солона состояло в том, что благодаря им в Афинах были заложены основы демократии. Слово демократия означает – власть народа. Реформы Солона способствовали укреплению афинской армии и государства. Вновь возрастает роль Народного собрания. В нем теперь могли участвовать все взрослые афинские граждане. На собрании решались самые важные государственные дела и принимались новые законы. Главные должности теперь могли занимать не только аристократы, но и богатые люди из демоса. Судьями могли быть все граждане, независимо от размеров имущества. Но в большинстве случаев бедняки отказывались от судейства.

- На какой вопрос мы нашли с вами ответ? Как  теперь можем на него ответить?

3. Солон покидает Афины

Фронтально

 

Письменно в тетрадях

Фронтально

Работа с текстом (Приложение 2)

Работа в тетради

Работа с текстом

Фронтально

Работа с учебником, заполнение таблицы в тетради

Работа в тетради

ЛР-2

ПУД-3

ПУД-4

ПУД-5

ПУД-1

ПР-1

ПУД-3

РУД-3

ПУД-6

ПУД-3

РУД-3

ЛР-2

ПР-3

ПУД-3

РУД-3

IV.ПРОВЕРКА ИСТИННОСТИ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Практическая работа. Задание: выполни тест

Что из перечисленного не относится к Солону:

1.был знатным человеком, уважаемым жителем Аттики?

2.в 594 до н. э. был избран Архонтом?

3.отменил долговое рабство?

4.Провозгласил граждан Афинского полиса свободными?

5.вернул на Родину проданных в рабство Афинян?

6. учредил народный суд?

7. произвел передел земли между знать и народом?

8.запретил продавать хлеб за границу?

9.заложил основы демократии в Афинах?

Проверка

- Как справились с заданием? Почему? Что помогло вам справиться с заданием? Какими знаниями руководствовались?

Слайд

самостоятельно в тетрадях

Фронтально

ЛР-2

ПР-1

ПР -3

РУД-3

V.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Рефлексия деятельности с опорой на листы самооценки

- Какой был главный вопрос урока? Почему он возник?

- Как сейчас вы ответите на него? Что изменилось?

- Что дал вам урок? Что в вас изменилось?

- На какие свои вопросы вы получили на уроке ответы?

- Что вызвало самую большую трудность, почему? Над чем необходимо особенно поработать дома и на следующем уроке?

- Встаньте те, кто может назвать себя хорошим учеником на уроке, обоснуйте своё мнение.

Задание: Переведите результаты урока в баллы (каждый +равен 1 баллу)

Шкала оценок: содержание

- Какая отметка за урок у вас получилась?

Слайд

Фронтально

Раздаточные материалы

РУД-3

ЛР-1

Приложение 1.

«Мне дороже всего жить под народовластием.» Солон Афинский, греческий правитель.

Приложение 2.

Разорение крестьян Аттики.

Весь простой народ был в долгу у богаты: одни обрабатывали землю, платя богатым 6-тую часть урожая; другие брали у богатых в долг деньги под залог тела, их заимодавцы имели право обратить в рабство; при этом одни оставались рабами на Родине, других продавали на чужбину. Многие вынуждены были продавать даже собственных детей и бежать из Отечества из-за жестокости заимодавца.

Приложение 3.

Борьба Демоса с аристократами и его победа.

Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон,  - пожалуй, единственный человек за котором нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не угнетен нуждою, как бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам.

Первым актом его государственной деятельности был закон, в силу которого существовавшие долги были прощеныи на будущее время запрещалось давать деньги в долг под залог тела


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории Древнего Мира на тему: "Семь чудес света" (Презентация)

           СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА, (лат. septemmiraculamundi) -  самые знаменитые памятники древнего мира — египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семир...

Открытый урок по истории Древнего мира "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Знакомство обучающихся с новым государством, его правителем, его политикой; изучаются основные понятия и значение терминов: «закон», «наказание», « справедливость» ...

Открытый урок по истории Древнего мира для 5 класса

Урок для 5 класса по теме "В городе богини Афины" с использованием ИКТ...

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"

Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Открытый урок по истории Древнего мира Древний Рим в соответствии с требованиями ФГОС 5 класс по учебнику А.А.Вигасина

Открытый урок по истории Древнего мира "Древний Рим" разработан в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся  5 класса по учебнику А.А.Вигасина. В данной методической разработке представлен...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по истории Древнего мира в 5Г классе по теме: «Древнее Междуречье».

Разработка урока - проекта по истории Древнего мира в 5Г классе по теме: «Древнее Междуречье»....