Урок по истории на тему "Международные отношения в 30-е гг." для 9 кл.
план-конспект урока по истории (9 класс)

Урок изучения нового материала. Предназначен для учащихся 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_9_klasse_po_teme.docx88.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе по теме «Международные отношения в 30-е гг.»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: формирование у учащихся представления о международных отношениях в 30-е гг. XX в.

Основные понятия: аншлюс, политика умиротворения, политика изоляционизма, мюнхенский сговор

Оборудование: компьютер, карта «Европа в 30-е гг. XX в.», карикатура Кукрыниксов «Мюнхенский сговор»

Литература: учебник, «История международных отношений и внешней политики СССР» в 3-х т. Т.1. Под ред. И.А. Кириллина

План урока:

  1. Орг. момент
  2. Опрос домашнего задания
  3. Постановка учебной задачи
  4. Решение учебной задачи
  1. Крах Версальско-Вашингтонской системы, очаги ВМВ. Формирование блока фашистских государств
  2. Провал идеи коллективной безопасности
  3. Мюнхенский сговор
  4. Международный политический кризис 1939 г.
  1. Закрепление
  2. Рефлексия

Ход урока:

1. Орг. момент. Приветствие учащихся, перекличка

2. Опрос д/з по §16 по вопросам:

  1. Какие открытия произвели революцию в естествознании в начале XX в.?
  2. Назовите основные направления в изобразительном искусстве начала XX в. Что для них характерно? Есть ли у них особенности?
  3. Какие темы поднимались в литературе и почему? Какие литературные направления начала XX в. вам известны? Назовите известных вам писателей и деятелей литературы начала XX в.

    3. Постановка учебной задачи. Запись в тетрадях новой темы

Вспомните условия Версальского договора, какие государства были ими недовольны?

В каких государствах установился тоталитарный режим? Покажите их на карте.

Проблема: в 30-х гг. между СССР, Англией и Францией шли переговоры о создании системы коллективной безопасности, заключались договоры о взаимопомощи, но в 1939 г. англо-франко-советские переговоры провалились и в августе 1939 г. СССР и Германия подписали пакт о ненападении

Учебная задача: почему европейские государства не смогли объединиться с СССР против фашистской агрессии?

Запись темы урока в тетрадях.

      4. Решение учебной задачи:

  1. Крах Версальско-Вашингтонской системы, очаги ВМВ. Формирование блока фашистских государств

Учитель называет факты, свидетельствующие о начале агрессии фашистских государств, формировании очагов Второй мировой войны и подводит к выводу о том, что созданная после Первой мировой войны на условиях Версальского договора Версальско-Вашингтонская система терпит крах.

Желание передела мира и мировой экономический кризис 1929-1933 гг. предопределили проведение захватнической, экспансионистской политики фашистскими государствами.

  1. Япония после Первой мировой войны продолжила экспансию и в 1931 г. захватила Маньчжурию, а в 1937 г. вторглась в Центральный Китай
  2. Италия в 1935-1936 гг. захватила Эфиопию,  затем Албанию
  3. Германия в 1936 г. вошла в Рейнскую демилитаризованную зону, совершила в 1938 г. аншлюс (присоединение) Австрии и потребовала передачи Судетской области на основании проживания на этой территории судетских немцев

⇒ нарушение Версальского договора. Лига Наций, которая должна была следить за соблюдением условий Версальского договора, не реагировала на агрессивную внешнюю политику тоталитарных государств, т.к. Англия и Франция решили проводить политику умиротворения, рассчитывая на то, что амбиции фашизма будут удовлетворены за счет более слабых государств  ⇒ крах Версальско-Вашингтонской системы.

В это время Германия, Италия и Япония объединились:

1936 г. Берлинский протокол (Италия + Германия)

             Антикоминтерновский пакт (Германия + Япония) + Италия

                РИМ

БЕРЛИН           ТОКИО

  1. Попытка создания системы коллективной безопасности

В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций по предложению Франции.

Франция и СССР создали проект Восточного пакта, куда вошли бы Польша, Германия, СССР, Чехословакия, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, а Франция была бы гарантом пакта. Но Германия и ряд других государств были против идеи создания системы коллективной безопасности. Как вы думаете, почему попытка создания системы коллективной безопасности провалилась?

1935 г. договор СССР+Франция+Чехословакия (НО: СССР мог оказать помощь Чехословакии только если Франция окажет ее первой). Чем объяснить такое стремление Франции сотрудничать с СССР? Посмотрите на карту. (Франция оказалась в кольце фашистских государств ⇒ угроза фашистской агрессии)

Великобритания предпочитала ориентироваться на Германию, а СССР искал союзников для борьбы с агрессией.

Физминутка для кистей рук

  1. Мюнхенский сговор

1938 г. Германия потребовала передачи ей Судетской области, где проживали судетские немцы ⇒ подписание Мюнхенского соглашения

Работа с карикатурой. На экран выведена карикатура Кукрыниксов «Мюнхенский сговор»

http://staratel.com/pictures/ruspaint/big/310-2.jpg

1. Кто изображен? Кого символизируют персонажи?

2. Какие черты высмеиваются?

3. Почему Гитлер в образе волка?

4. Что за персонаж стоит в стороне и довольно потирает руки?

5. Почему Англия и Франция протягивают Германии блюдо с надписью «Чехословакия» и флажком «На Восток»?

6. Почему персонажей, символизирующих Англию  и Францию можно различить только по изображению флагов на цилиндрах?

Мы выяснили, что агрессор-Германия изображен в виде хищника, которого пытаются «подкормить» Англия и Франция – братья-близнецы, проводившие совместно политику умиротворения Германии. Эту политику Англия и Франция пытались провести за счет более слабых государств,  а именно за счет Чехословакии, которую попросту решено было «скормить» Германии и не упустить случая расправиться с социалистическим СССР, направляя Германию на восток.

В стороне от происходящего другое крупное государство – США, проводившие политику изоляционизма.

Как вы думаете, какие выводы сделало советское руководство из мюнхенского сговора?

СССР предлагал Англии и Франции принять меры против Германии. Послушайте, что писал Черчилль по этому поводу: «Советские предложения фактически игнорировались… К ним отнеслись с равнодушием, чтобы не сказать с презрением… События шли своим чередом так, будто Советской России не существовало».

Весной 1939 г. Германия оккупировала всю Чехословакию

  1. Международный политический кризис 1939 г.

Август 1939 г. англо-франко-советские переговоры ⇒ провал (Англия и Франция отправили на эти переговоры второстепенных лиц, запретив что-либо подписывать с СССР)

О чем это говорит? (демонстрация нежелания сотрудничества). Почему? Идеология играла в этом какую-то роль?

Прочитайте текст (ПРИЛОЖЕНИЕ) и сделайте вывод, почему европейские государства не смогли объединиться с СССР против фашистской агрессии?

1) политика умиротворения, проводимая Англией и Францией

2) нежелание сотрудничать с СССР как с социалистическим государством

3) желание столкнуть Германию и СССР

Физминутка для глаз

5. Закрепление

На доске изображена схема. Исправьте ошибки

 

Политика умиротворения

                                             

        

Ит – Италия

Яп – Япония

В – Великобритания

Фр – Франция

Задание в печатных тетрадях на с. 37 №3.

6. Рефлексия

Знал

Узнал

Интересно


7. Домашнее задание

§17, устно ответить на вопросы, письменно ответить на вопрос «Какое событие, по вашему мнению, стало переломным на пути ко Второй мировой войне?». Аргументируйте. В печатных тетрадях №1,2 с. 36-37.

Выставление оценок за урок.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Исключительно важное значение имел тот факт, что предвоенный международный политический кризис 1939 г., в отличие от кризиса 1914 г., возник и развивался в обстановке сосуществования и борьбы двух общественных систем – капиталистической и социалистической, представленной в то время Советским Союзом. В этих условиях на ход и результаты политического кризиса 1939 г. оказывали свое воздействие соотношение сил между двумя общественными системами, политические курсы государств, степень соответствия или несоответствия этих курсов задаче предотвращения Второй мировой войны.

В полной мере этой задаче отвечал только политический курс Советского Союза. Он имел своей целью предотвращение мировой войны путем создания системы коллективной безопасности с участием стран, над которыми нависла опасность агрессии со стороны гитлеровской Германии и ее союзников. Ответственность за то, что такую систему создать не удалось, несли прежде всего правящие круги Великобритании, Франции, США и других капиталистических государств.

В основе их внешнеполитических курсов лежало не стремление к коллективному отпору агрессии и предотвращению мировой войны, а желание разрешить свои противоречия с гитлеровской Германией и ее союзниками за чужой счет, в частности, за счет Советского Союза. Именно на это была нацелена внешняя политика правящих кругов западных стран.

… главная причина безнаказанности действий агрессоров и нарастания военной опасности в мире «состоит в отказе большинства … стран, и прежде всего Англии и Франции, от политики коллективной безопасности, от политики коллективного отпора агрессорам, в переходе их на позицию невмешательства. «Политика невмешательства означает попустительство агрессии, развязывание войны… В политике невмешательства сквозит стремление … - не мешать агрессорам творить свое черное дело, не мешать, скажем, Японии впутаться в войну с Китаем, а еще лучше с Советским Союзом, не мешать, скажем, Германии увязнуть в европейских делах, впутаться в войну с Советским Союзом, дать всем участникам войны увязнуть, поощрять их в этом втихомолку, дать им истощить друг друга, а потом… со свежими силами выступить, конечно, «в интересах мира» и продиктовать ослабевшим участникам войны свои условия».

Из отчета ЦК XVIII съезду ВКП (б). История внешней политики и международных отношений СССР (под ред. И.А. Кириллина).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курилы - незаконченная страница в истории русско-японских отношений

Представлена разработка интегрированного урока по истории и географии в форме круглого стола на тему "Курилы - незаконченая страница в истории русско-японских отношений"...

Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны"

Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны" в рамках ФГОС 2-го поколения....

Урок по истории Бурятии 9 класс: Межконфессиональные отношения в Верхнеудинске (конец XIX – начало ХХ вв.).

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Урок пресс-конференция...

План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г.

План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г....

Урок по истории России для 7 класса на тему «Россия в системе международных отношений» (2 часа)

Урок по истории России для 7 класса на тему «Россия в системе международных отношений» (2 часа). План уроков: 1. Цели и задачи проекта «Россия в системе международных отношений в XVII в.». 2. «Посо...

Конспект урока по истории на тему "Россия в системе международных отношений"

Цель урока: Сформировать у учащихся  представления о положении России в системе международных отношений и развивать коммуникативные качества учеников....