Урок по истории Бурятии 9 класс: Межконфессиональные отношения в Верхнеудинске (конец XIX – начало ХХ вв.).
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Омбоева Дарья Александровна

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Урок пресс-конференция

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок пресс-конференция по истории Бурятии.

Тема: Межконфессиональные отношения в Верхнеудинске

(конец XIX – начало ХХ вв.).

Цели:

  1. Обучающая – ознакомить с историей города, межконфессиональной обстановкой в указанный период.
  2. Развивающая – научить ребят работать с дополнительной литературой; выступать перед аудиторией; продолжить работу по развитию активной творческой деятельности учащихся в процессе подготовки домашнего задания, умения анализировать изученный материал, аргументировано доказывать свою точку зрения.
  3. Воспитывающая – попытаться сформировать у учащихся сознательного отношения и любви к родному городу, повышение уровня сплоченности коллектива.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • реализация готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
  • развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

Метапредметные:

  • формирование познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;
  •  формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
  • умения управлять своей познавательной деятельностью.

Предметные: 

  • развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
  • освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: Пресс-конференция (ролевая игра).

Оборудование: ИКТ, трафареты с названиями конфессий, книги и картины по истории города.

Ход урока:

I. Подготовительный этап (1 неделя).

Класс делится на группы:

1. Представители религиозных конфессий:

А) православие;

Б) католичество;

В) ламаизм;

Г) старообрядчество;

Д) иудаизм;

Е) мусульманство;

Ж) шаманизм.

2. Независимый историк.

3. Общественное мнение.

4. Представители прессы: «Комсомольская правда», «Информ Полис», «Религия сегодня».

В ходе подготовительного этапа готовит сообщения о конфессии, которую он представляет. Независимый историк готовит материал о национальном и конфессиональном составе населения в данный период. Представитель общественного мнения готовит ответы на вопросы об общественном мнении на христианизацию населения во время присоединения Бурятии к России. Представители прессы готовят вопросы.

II. Проведение урока.

Ведущий: Здравствуйте! Мы рады приветствовать гостей, участников пресс-конференции на нашем необычном уроке. Тема нашей встречи «Межконфессиональные отношения в Верхнеудинске в конце XIX – начале ХХ вв.». Порядок работы следующий: в начале дадим слово представителям конфессий, а затем - журналистам. Представляю участников конференции:

1. Представитель православия.

2. Представитель католичества.

3. Представитель ламаизма.

4. Представитель старообрядчества.

5. Представитель иудаизма.

6. Представитель мусульманства.

7. Представитель шаманизма.

8. Независимый историк

 Вы познакомились с участниками конференции и  слово берут представители православия. (Презентация «Православие в Бурятии»)

Следует рассказ  о православной конфессии.

Ведущий: Спасибо. Следующими берут слово представители мусульманства.

Таким образом, ведущий даёт слово представителям всех религиозных конфессий.

Ведущий: Мы выслушали представителей всех религий. У вас появились вопросы, на которые мы постараемся дать исчерпывающие ответы.

Вопрос: Журналист газеты «Комсомольская правда». Вопрос к независимому историку. Не могли бы вы привести цифры, как много проживало в Верхнеудинске представителей различных конфессий?

Независимый историк: Для начала, хотелось бы сказать, что многокофессиональная структура Забайкалья сложилась в результате длительного исторического процесса. Основными традиционными религиями были шаманизм, буддизм в своей северной форме и христианство. Причем христианство было представлено всеми основными его направлениями. Отличительной чертой города Верхнеудинск является формирование своей, особой системы социальных взглядов, важнейшей составляющей которой становится сложное переплетение религиозных представлений. Приведу цифры (Презентация 1). На основе представленных материалов можно сделать вывод о том, религиозность Верхнеудинска имеет выраженный этноконфессиональный характер. Известно, что наш край на протяжении столетий российской истории формировался как многонациональный регион. Так, уж получилось, что наряду с православными русскими, буддистами и шаманистами (эвенками и тунгусами), здесь с XVII в. жили сосланный сюда старообрядцы. Две волны сосланных в нашу область в XIX в. участников польских восстаний составили основу католической общины. Еще раньше здесь появились немцы-лютеране, среди которых было много горных инженеров. В XVIII-XIX вв. появились здесь и крупные мусульманские общины, сначала выходцев из Поволжья, а потом и Кавказа, и Средней Азии. Тогда же появились и евреи-иудеи.

Вопрос: Журналист газеты «Информ Полис». Вопрос к историку.  А каков был национальный состав города в данный период?

Независимый историк: Следует сказать, что национальный состав города был весьма разнообразным в этот период (Презентация 1). Большое количество традиционных сосуществующих здесь этносов привело к разнообразию религиозных традиций. Модель межнационального взаимодействия в Верхнеудинске включала в себя главным образом отношения двух крупнейших религиозно-этнических систем города. Одна из них представлена религиозным комплексом бурятского народа, носящим в Верхенудинске смешанный характер. Бурятский этнос, являющийся носителем традиций буддийского мировоззрения, в то же время тесно связан с комплексом представлений и верований, относящихся к шаманизму. Наряду с этим наблюдалось наличие целого ряда этнических групп, причисляющих себя к христианской, мусульманской и иудейской религии. Они существовали на всей территории Прибайкалья и Забайкалья, в том числе и Верхнеудинска. Доминирующее место среди них занимала православная церковь, ее этнической опорой служили русские, которые составляли подавляющую часть верующего населения города. В процессе межконфессионального взаимодействия участвовали и другие этнические группы, но в силу их относительной малочисленности их влияние сказывалось меньшей степени.

Вопрос: Журналист «Религия сегодня». Вопрос к представителям православия.  Скажите, какие цели преследовали православные миссии в Забайкалье?

Представитель православия: Политика развития Русской Православной церкви на территории Забайкалья, Бурятии и Верхнеудинска носила непостоянный периодический характер, точнее, от вероломного миссионерства к тактичному сосуществованию с буддизмом, открыто признавая ее «непроблемный» характер. Основными целями и задачами деятельности православных миссий в Забайкалье были:

  • Создание нового информационного пространства для идеологии русского православия;
  • Защита внешнеполитических и внутригосударственных интересов;
  • Нравственная поддержка и духовная защита православного населения;
  • Поддержка идей православного образования и воспитания в иноязычной культурной среде;
  • Развитие православных традиций в обрядности и культах, творческое применение «святоотеческих» традиций миссионерства.

В общей политической и социокультурной ситуации в рассматриваемый период православие выступало как главный легитимный инструмент политики и идеологии.

Вопрос: Журналист газеты «Комсомольская правда». Вопрос к представителю православия: К чем были особенности взаимодействия православной религии с буддизмом?

Представитель православия: Особенности распространения христианской религии в Забайкалье в целом определили характер взаимоотношений  внутри религий христианской и буддийской. Эти особенности состояли в том, что общими чертами религиозности групп этой направленности являлись и являются догматичность систем верований и культов, стремление сохранить в неизменной чистоте религиозные устои и традиции своей веры.

        По своему влиянию среди этих групп выделялось православие, традиционно связывающие себя с российской государственностью. Отношение его с религиозными группами христианской направленности характеризовались непримиримостью в борьбе за влияние на территориях, которые находились под протекторатом царя. Единственное исключение – относительное терпимое отношение к буддийской конфессии и ее последователям, основывалось, главным образом, на соображениях политической целесообразности и корректности. Поведение «чуждой», по своей географичности, религии – буддизма, находящейся в Российской империи основывалось на лояльности к трону. Прямым и косвенным подтверждением является вера бурят в «белого царя», что подтверждает хождение хори-бурят к Петру I.

        Вопрос: Журналист газеты «Религия сегодня». Вопрос к представителю православия: Известно, что старообрядцы подвергались гонениям со стороны православной церкви. Какой характер носило законодательство в отношении них на территории Бурятии?

Представитель православия: Законодательство о старообрядцах, система отношений правительства и самодержавия к старообрядчеству длительное время носили запретительно-репрессивный характер. Если в XVIII – начале XIX вв. подавляющее большинство распоряжений правительства содержало рекомендации и требования администрации улучшить контроль за изменением численности, поселениями староверов, то во второй четверти XIX в., политика самодержавия в отношении инакомыслящих, в том числе и носителей старой веры, ужесточается. Именно в этот период была начата работа по кодификации законодательства, осуществлялись мероприятия по изучению истории раскола, установлению численности старообрядцев и сектантов; была создана сеть особых секретных учреждений, централизованно подчиняющихся самодержцу; сформировалась система розыска, судопроизводства и наказания старообрядцев, совершавших уголовные преступления или преступления против веры. Правительству удалось разработать централизованную систему полицейского контроля.

Вопрос: Журналист газеты «Информ Полис». Вопрос к представителю старообрядчества: Улучшилось ли Ваше положение в рассматриваемый период, согласно законодательства?

Представитель старообрядчества: Следует сказать, что наше положение в правовом отношении улучшилось начиная с 1883 г. Нам были дарованы гражданские права. Доказательством могут служить законы Российской империи «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских» от 3 мая 1883 г., «Об укреплении начал веротерпимости» и «О порядке образования и действия старообрядческих общин и отделившихся от православия сектантов» 1905-1906 гг. Законом от 3 мая 1883 г. впервые признавались права на существование религиозных оппозиционеров (старообрядцев и старорусских сектантов) и отменялись некоторые ограничения для нас в гражданских правах. Хотя новые законы наделили нас правами, принимаемые меры оговаривали преимущества населения, исповедующего официальное православие перед старообрядцами, так что можно говорить не столько о наделении нас правами, сколько об уступках, которое делало правительство под давлением сложившихся обстоятельств. Однако все постановления  были направлены на то, чтобы в той или иной степени обеспечить равное положение между нами и последователями официального православия. За это мы благодарны царскому правительству.

Вопрос: Журналист газеты «Комсомольская правда». Вопрос к представителю католицизма: Каковы были позиции католиков, в отношениях с другими конфессиональными группами города?

Представитель католицизма: Позиции католиков определялись тем, что в городе фактически мы не имели прочной этнической опоры. Наше взаимодействие с окружающими конфессиональными группами зависело от политики центра, соответственно Европейской части России.

Вопрос: Журналист газеты «Религия сегодня». Вопрос к представителю мусульманства: Какую позицию занимали мусульмане в городе?

Представитель мусульманства: Мусульмане Верхнеуинска традиционно являлись религиозной группой, служащей одним из столпов межконфессиональной стабильности Верхнеудинска. Однако и в этом случае мы были не застрахованы от возможных изменений, связанных с внешним вниманием, параллельной политики царизма в отношении Средней Азии и Кавказа.

Вопрос: Журналист газеты «Информ Полис». Вопрос к представителю ламаизма:  Кто такие ламы? Какую политику проводила русская миссия в отношении буддистов?

Представитель ламаизма: Лама – духовное лицо, член монастырской братии, посредник в делах и отношениях людей с миром идеального, сверхчувственного, невидимого – миром «тысячи Будд». Лама в бурятском обществе выступал в качестве лица «вне критики», отсюда – желание отдать в монастырь хотя бы одного мальчика из семьи, иметь в семье собственного просителя у Бога. Это ламопочитание сродни иконопочитанию, мощепочитанию в православии. Православные миссионеры пытались объяснить нам буддистам, что христианская церковь выступает в качестве Матери, Бог – отца. Приняв крещение, ты получаешь Отца и Мать, которые выше, чем земные родители. Этого понять буддисты не могли.

Вопрос: Журналист газеты «Комсомольская правда». Вопрос к представителю православия: Какую работу вы проводили в «борьбе» с коренной религией – шаманизмом?

Представитель православия: Православная церковь имеет многовековые навыки работы с сознанием, в ее недрах выработаны специфические духовные практики. В борьбе с бурятским шаманизмом ей, в первую очередь, необходимо было справиться с шаманской идеологией – мифологией. Слово в шаманизме обладает магической сущностью,  сами жрецы – шаманы, атрибуты их деятельности – трости. Бубны, зеркала и др. также обладали символической сущностью. Весь шаманский комплекс в целом носил особую «идеальную» нагрузку и, следовательно, смысл божественного.

Шаманизм был главным врагом православия. Борьба с «волшебством», «волхованием» была объявлена задачей номер один. Основой непримиримого отношения к язычеству является Св. Писание, ссылки на которое обязательно приводятся в изданиях для новокрещенных.

Вопрос: Журналист газеты «Информ полис». Вопрос к представителю шаманизма:  Какие функции выполняли шаманы?

Представитель шаманизма: Шаманы у бурят составляли особую социальную группу. Они, как посредники между верующими, с одной стороны, и сверхъестественными силами – с другой, считались избранниками Неба и Бога. Шаманы по своему призванию и назначению – служители культа. Но в их лице совмещались традиции гадателя, предсказателя, знахаря, поэта, артиста, знатока и исполнителя произведений устного народного творчества; знатока и блюстителя норм обычного права.

Вопрос: Журналист газеты «Религия сегодня». Вопрос к представителю старообрядчества: Какие отношения с горожанами складывались у представителей вашей конфессии?

Представитель старообрядчества: Находясь во власти своих религиозных взглядов, мы преследовались официальным православием, поэтому мало, но все же входили в контакт с горожанами Верхнеудинска, жили мы обособлено и строго придерживались традиционных обычаев и правил. Полной изоляции и чрезмерной замкнутости нас от окружающего населения не было. Более того, необходимость ведения хозяйственных дел заставляла нас устанавливать деловые отношения с горожанами и принимать их в исключительных случаях в свою среду.

Вопрос: Журналист газеты «Информ Полис». Вопрос к представителю православия: Как повлияли на распространение православия войны и революции, происходившие в России в начале ХХ в.? Как эти события повлияли на отношения с буддизмом?

Представитель православия: Кризисные явления охватили нашу церковь как государственный институт в 1900-е гг. Они еще более обострились в период войн и революций. Христианизация и «русификация» постепенно исчерпали свои исторический и цивилизационный потенциал. Специфическая структура сибирского общества требовала от нас новых решений, нестандартных приемов в религиозном «менеджменте».

Политические изменения в России конца XIX - начала XX вв. не могли ни сказаться и на нашей церкви. Политическая нестабильность зеркальным образом сказалась на развитии буддизма на территории Прибайкалья и Забайкалья. Царская администрация вынуждена была пойти на расширение влияния северного   ламаизма на территории современной Бурятии, в обмен на лояльность буддистского духовенства. Выдавались разрешения на постройку новых дуганов и дацанов, подушные подати и различные налоги были снижены или сокращены. Представители буддистской общины были приглашены на коронацию Николая II.

Вопрос: Журналист газеты «Религия сегодня». Вопрос к историку: Какая же религиозная ситуация сложилась в Верхнеудинске на рубеже XIX-XX вв.?

Независимый историк: На рубеже XIX -  начала XX вв. в Верхнеудинске сложилась следующая религиозная картина: налицо наличие всех крупнейших мировых религий, в том числе древнейшая, языческая религия – шаманизм. Интересно выделить наличие в Верхнеудинске буддизма, в виде его северного ответвления ламаизма. В остальных же случаях, Верхнеудинск – типичный уездный город Сибири, с главенством православной церкви на территории епархии. Следует отметить, целостность религиозных адептов и ритуалов различных конфессий, «открытость» вероисповедания, тактичность в отношении друг к другу и веротерпимость.  

Ведущий: Итак, на основе вышесказанного, позвольте задать вопрос. Какие же были межконфессиональные отношения в Верхнеудинске в данный период?

Ответы учащихся.

Ведущий: Межконфессиональные отношения на территории Верхнеудинска были в подавляющем большинстве мирными, не входили в антагонизм и поддерживались местными властями. Не последнюю роль мирного сосуществования различных конфессий играл фактор «невоинственности» религий, менталитет коренного населения и относительно небольшое население города.

В конце XIX в. возникли все условия и предпосылки для оформления православной миссионерской бурятской церкви. Широкая сеть миссионерских приходов – реальность, с которой необходимо было считаться. Историческое развитие экономики России на новые регионы Сибири и Дальнего Востока сугубо положительное. Развитие церковноприходских школ в регионе повышало образовательный уровень населения, закладывался фундамент для культурного развития бурят.

К началу XX в. идеи христианизации и русификации были трансформированы и адаптированы к условиям Сибири, а в нашем случае Верхнеудинска. Православная церковь, как социальный институт функционировала в своей собственной нише, охватывая православным воспитанием и образованием значительную часть русскоязычного населения, буддийская сангха – бурятскую часть населения. Воспитание нравственности, гражданственности, ответственности и солидарности – вот лучшие положительные черты, которые проецировались на атмосферу межконфессиональных отношений в Верхнеудинске.

Близость региона и Верхнеудинска к буддийским странам Дальнего Востока – Китаю, Японии, Монголии и Тибету – определила направление и развитие православия в приграничных территориях. Популярность и привлекательность идей православия, прежде всего, носила политический характер в завоевании общественного сознания инородческого населения.  

Ведущий: Время нашей встречи подходит к концу. Я благодарю всех участников конференции и надеюсь, что она вам понравилась, и внесла ясность в суть обсуждаемых вопросов.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

Урок истории 8 класс Международные отношения в конце XIX – начале XX веков.

Конспект занятия посвященного Международным отношениям в к 20 - н. 21 в...

Урок искусства в 9 классе по теме "Основные направления в искусстве начала XX века. Сюрреализм"

Сюрреализм  модернистское  направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру. Для сюрреа...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. Авторское отношение к героям»

Тип урока Урок изучения нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с детством и юностью Тургенева, началом его творческого пути и историей создания рассказа «Муму».Задачи:Образовате...

Урок литературы в 5 классе по теме"Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности"

Модель,  технологическая карта  урока литературы для 5 класса  с презентацией...

Урок по истории на тему "Международные отношения в 30-е гг." для 9 кл.

Урок изучения нового материала. Предназначен для учащихся 9 класса...

тест по истории 11 класс "международные отношения накануне Второй мировой войны"

тест к параграфу 22 учебник история России 11 класс Н.В. Загладин, Ю.А. Петров...