Урок по истории России для 7 класса на тему «Россия в системе международных отношений» (2 часа)
методическая разработка по истории (7 класс)

Урок по истории России для 7 класса на тему «Россия в системе международных отношений» (2 часа). План уроков: 1. Цели и задачи проекта «Россия в системе международных отношений в XVII в.». 2. «Посольский обычай». 3. От войны — к «Вечному миру». 4. Борьба со Швецией. 5. Россия и страны исламского мира. 6. Отношения с Китаем. Проблемный вопрос: — Почему так непросто складывались международные отношения России с другими странами в XVII в.?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._rossiya_v_sisteme_mezhdunarodnyh_otnosheniy.docx120.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории России для 7 класса 

на тему «Россия в системе международных отношений» (2 часа)

Учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии 363

           Фрунзенского района Емельяновой Галины Павловны.

  • Цели и задачи: познакомить с внешнеполитическими задачами, которые стояли перед первыми представителями династии Романовых; характеризовать отношения России с соседними странами; объяснять суть противоречий между Россией и другими государствами в XVI в.
  • Планируемые результаты:
  • предметные: давать определения понятий: верительная грамота, коалиция, ратификация, фураж; оценивать результаты Смоленской войны с позиций России; выявлять причины первой русско-турецкой войны; называть и характеризовать союзников России по «Священной лиге»; применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения международных событий и явлений прошлого; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников;
  • метапредметные УУД
  1. коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  2. регулятивные: соотносить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  3. познавательные: создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;

  • личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; оценивать внешнеполитическую деятельность России и роль личности в истории; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений и значение истории в жизни человека.
  • Оборудование: учебник, карта «Россия в XVII в, пакет с рабочим материалом для работы в группах.
  • Тип уроков: урок открытия нового знания, урок общеметодологической направленности.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Мы познакомились с экономикой, социальной и политической жизнью России XVII в.

Но как наша страна в этот период выстраивала отношения с соседними странами? Все ли задачи, которые она ставила перед собой, были реализованы?

Тема уроков: «Россия в системе международных отношений».

  •  Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
  •  На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План уроков:

  1. Цели и задачи проекта «Россия в системе международных отношений в XVII в.».
  2. «Посольский обычай».
  3. От войны — к «Вечному миру».
  4. Борьба со Швецией.
  5. Россия и страны исламского мира.
  6. Отношения с Китаем.
  • Проблемный вопрос: Почему так непросто складывались международные отношения России с другими странами в XVII в.?

III. Введение в новый материал

Ливонская война и Смута подорвали международный престиж России.

Наша страна потеряла ряд северных и западных территорий.

Династии Романовых предстояло возродить военное могущество страны, чтобы успешно отстаивать ее внешнеполитические интересы.

Вы вновь выступите в роли молодых дипломатов. Мы начнем работу над проектом «Россия в системе международных отношений в XVII в.».

IV. Работа по теме уроков

1. Цели и задачи проекта «Россия в системе международных отношений в XVII в.».

  • (Учитель напоминает алгоритм работы над проектами.

Выделяются этапы работы над проектом.

Определяются цели и задачи проекта, его структура и форма представления. Составляется план работы.)

  • Используя прием «Корзина идей», определите цели нашего проекта.

(Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует их на доске.

Затем при консультативной помощи учителя ученики формулируют цели проекта.)

Цели проекта:

  1. познакомиться с ролью и местом России в системе международных отношений в XVII в.;
  2. объяснить суть противоречий между Россией и другими государствами в XVI в.
  • Используя прием «Мозговой штурм», определите задачи, которые необходимо решить для реализации намеченных целей.

(Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует их на доске.

Затем при консультативной помощи учителя определяются основные задачи проекта.)

Задачи проекта:

  1. определить приоритетные направления международной политики России;
  2. показать изменения, происшедшие во взаимоотношениях России с иностранными государствами;
  3. выделить основные политические причины противостояния России и иностранных государств;
  4. определить противников и союзников России.

Организационные формы работы над проектом:

  1. групповое обсуждение;
  2. самостоятельная работа обучающихся;
  3. консультации с руководителем проекта;
  4. поиск информации в Интернете;
  5. обработка информации.
  • Разделитесь на пять групп. Изучив § 21—22 учебника и дополнительный материал (справочники, энциклопедии, карты, Интернет-ресурсы), вы представите нам свои 

«дипломатические» доклады.

  1. Первая группа российская дипломатия в XVII в.
  2. Вторая группа отношения России с Речью Посполитой.
  3. Третья группа борьба со Швецией.
  4. Четвертая группа Россия и страны исламского мира.
  5. Пятая группа отношения с Китаем.

2. «Посольский обычай».

(Презентация работы первой группы.)

(Группа представляет результаты своей работы в форме рукописной газеты Посольского приказа «Вести-Куранты».)

План доклада:

  1. Краткий обзор международного положения.
  2. Основные задачи, которые необходимо решить России для укрепления своего престижа.
  3. Посольский приказ:
  1. основные направления деятельности;
  2. контакты;
  3. результаты деятельности.

3. От войны — к «Вечному миру».

(Презентация работы второй группы.)

(Группа представляет результаты своей работы в форме «дипломатического доклада» русского посланника. Составление схемы при консультативной помощи учителя.)

План доклада:

  1. Краткий обзор отношений России с Речью Посполитой в XVI в.
  2. Причины противостояния России и Речи Посполитой:
  1. территориальные притязания;
  2. боевые действия;
  3. результаты.
  1. Пути устранения противоречий:
  1. успехи российской дипломатии;
  2. неудачи российской дипломатии;
  3. возможные варианты разрешения конфликта.
  1. Вывод.

4. Борьба со Швецией.

(Презентация работы третьей группы.)

(Группа представляет результаты своей работы в форме доклада русского военачальника. Составление схемы при консультативной помощи учителя.)

План доклада:

  1. Краткий обзор отношений России со Швецией в XVI в.
  2. Причины противостояния России и Швеции:
  1. территориальные притязания;
  2. боевые действия;
  3. результаты.
  1. Борьба со Швецией в XVII в.:
  1. основные боевые действия;
  2. успехи русской армии;
  3. неудачи русской армии.
  1. Вывод.

5. Россия и страны исламского мира.

(Презентация работы четвертой группы.)

(Группа представляет результаты своей работы в форме

международного обзора, подготовленного русскими дипломатами. Составление схемы при консультативной помощи учителя.)

План доклада:

  1. Краткий обзор отношений России с Османской империей и Персией.
  2. Причины противостояния России и Османской империи:
  1. территориальные притязания;
  2. боевые действия;
  3. результаты.

  1. Отношения с Османской империей в XVII в.:
  1. русско-турецкая война;
  2. успехи русской армии;
  3. неудачи русской армии;
  4. союзники Османской империи;
  5. союзники России.
  1. Отношения с Персией в XVII в.
  2. Вывод.

6. Отношения с Китаем.        

(Презентация работы пятой группы.)

(Группа представляет результаты своей работы в форме

главы «Статейного списка» Федора Байкова. Составление схемы при консультативной помощи учителя.)

План доклада:

  1. Причины противостояния России и Китая:
  1. освоение Сибири, Приамурья и Забайкалья;
  2. различия в мировоззрении (цивилизациях);
  3. результаты.
  1. Столкновения с Китаем в XVII в.
  2. Дипломатические отношения:
  1. попытки установления;
  2. подписание российско-китайского договора.
  1. Вывод.

V. Подведение итогов уроков. Рефлексия.

 (Учитель вместе с учениками подводит итоги работы на уроке.)

1. Цели внешней политики России в XVII в.:

1) восстановление целостности страны:

  • возврат земель, потерянных в результате Смуты;
  • присоединение исконно русских территорий, которые входили еще в состав Киевской Руси;

2) выход к Черному и Балтийскому морям;

3) расширение страны на восток — дальнейшее освоение Сибири;

4) восстановление международного престижа России.

2. Итоги внешней политики России в XVII в.:

    1) положительные:

  • возвращение Смоленской земли, которая была потеряна во время Смуты в результате Смоленской войны 16321634 гг.;
  • признание Речью Посполитой Михаила Романова законным правителем России;
  • присоединение Восточной Сибири и освоение Дальнего Востока;
  • заключение Нерчинского договора с Китаем;
  • вхождение Левобережной Украины в состав России;

    2) отрицательные:

  • не удалось отвоевать выход к Балтийскому и Черному морям;
  • возобновление набегов крымских татар.

  • Подведем итоги нашей работы над проектом.
  1. Что вы получили от этого проекта?
  2. Что для вас было особенно интересным?
  3. Какая информация вас удивила?
  4. За что вы можете себя похвалить?
  5. За что вы можете похвалить одноклассников?
  6. Достигнута ли цель нашего проекта?

Домашнее задание:

  1. Прочитать §2122.
  2. В рабочую тетрадь дописать схемы внешней политики России в XVII в.
  3. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 67 учебника (на выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории в 7 классе по теме «Россия при Петре I».

Урок построения системы знаний по теме "Россия при Петре I" в форме круглого стола....

Конспект урока по истории в 9 классе по теме «Реформа политической системы: цели, этапы, итоги»

Конспект урока по истории в 9 классе по теме«Реформа политической системы: цели, этапы, итоги» и презентация к уроку...

Разработка урока по истории в 9 классе по теме "Россия на рубеже XIX-XX вв"

Целью данного  урока является показать социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX столетия.Урок являеся вводным по курсу история России  XX века....

Презентация по истории России 9 класс по теме "Россия в начале ХХ в. Общая характеристика(политическое, экономическое,социальное развитие, внешняя политика(1900-1904гг.)"

Презентация по истории России 9 класс по теме "Россия в начале ХХ в. Общая характеристика(политическое, экономическое,социальное развитие, внешняя политика(1900-1904гг.)"...

Тест по истории России 9 класс по теме: "Россия в период правления Александра II"

В тесте задания по внутренней и внешней политике Александра II....

Конспект урока по обществознанию для 11 класса по теме "Человек в системе экономических отношений"

Конспект урока по обществознанию для 11 класса по теме "Человк в системе экономичексих отношений"...