Разработка урока "В рыцарском замке"
методическая разработка по истории (6 класс)

Разработка  урока по  истории Средних веков  в 6 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon v_rytsarskom_zamke.pdf1.63 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc90 КБ
Microsoft Office document icon rabochiy_list.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий

(ИКТ)

Предмет: история, урок изучения нового материала.

Тема: «В рыцарском замке».

Учебник: История средних веков: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений /                Е.В. Агибалова,  Г.М. Донской. – М.: Просвещение

Продолжительность: 1 урок (45 минут).

Класс: 6.

Технологии:

  • Компьютерная презентация, средневековая музыка;
  • Печатный раздаточный материал (рабочий лист «В рыцарском замке».);
  • Электронное издание для средней школы по курсу  « Всеобщая история» (история средних веков)
  • Интернет-ресурсы:

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов»: http://fcior.edu.ru/

-  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

- сайт «Я иду на урок истории»: http://his.1september.ru/urok/

Аннотация: По программе данная тема изучается в  блоке «Феодалы и крестьяне» (2 часа). Автор предлагает сохранить традиционный описательный характер урока.  При этом предполагается активное использование ИКТ в процессе обучения: объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации, закрепление изученного  материала со ссылкой на цифровые образовательные ресурсы сети Интернет. Урок необходимо проводить в компьютерном классе, где у обучающихся будет возможность работать с учебными модулями с сайта ФЦИОР (Федерального центра информационно-образовательных ресурсов).

Практическая реализация: 

- «Данная разработка демонстрирует рациональное использование учителем компьютерной презентации на уроке: обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала, чего невозможно добиться, используя традиционные средства обучения».

- «Представленная презентация является хорошим примером, в котором прослеживается культура создания подобных электронных образовательных ресурсов».

- «Работа с цифровыми образовательными ресурсами сети Интернет максимально активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, способствует формированию навыков компьютерной грамотности у школьников».


Конспект урока

Цель урока: сформировать представление об образе жизни рыцарства.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с жилищем, вооружением, образом жизни, воспитанием рыцарей в средние века.

Развивающие:

- развитие навыков анализа и сравнения;

- развитие логического и образного мышления;

- формирование умения делать и обосновывать логические выводы;

- расширение кругозора школьников, формирование интереса к предмету.

Воспитательные:

- воспитание у учащихся уважения к истории, традициям, культуре разных народов;

- формирование навыков индивидуальной и коллективной работы.

Оборудование урока:

- Образовательные электронные ресурсы:

  • презентация «В рыцарском замке», средневековая музыка,
  • электронное издание для средней школы по курсу  « Всеобщая история» (история средних веков);
  • Интернет-ресурсы:

–Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» («Средневековый замок» – модуль, направленный на закрепление знаний об устройстве средневекового замка)

– Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: инновационный учебно-методический комплекс  «История Средних веков» (комплекс состоит из двух частей и включает учебное пособие, методическое пособие для учителя, рабочую тетрадь ученика, а также интерактивное приложение для каждой части).

– сайт «Я иду на урок истории»

- Проектор, ПК;

- Раздаточный материал:

  • рабочий лист «В рыцарском замке»

- Рабочая тетрадь к учебнику Агибаловой Е.В. История средних веков. 6 класс / Е.В. Крючкова.  – М.: Просвещение.  

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока:

1. Организационный момент – 2 мин.

2. Подготовка к изучению нового материала – 5 мин.

3. Изучение нового материала – 27 мин.

4. Закрепление изученного материала – 8 мин.

5. Подведение итогов урока – 3 мин.

План изучения нового материала:

1. Замок феодала.

2. Вооружение рыцаря.

3. Рыцарский турнир.

4. Кодекс чести рыцаря.

Сквозное логическое задание: Каким образом пословица: «Мой дом – моя крепость» отражала  жизнь средневековых рыцарей?

Домашнее задание: §11 (пересказ), составить кроссворд по теме.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и организация деятельности учащихся

Рабочие пометки

1. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, Объяснение домашнего задания,  рекомендации по его выполнению. Запись домашнего задания в дневники.

2. Подготовка к изучению нового материала (5 мин.)

       Вводная беседа

К середине XI века в Европе окончательно утвердился общественный строй, который историки называют феодальным. При нём власть в обществе принадлежала феодалам – крупным землевладельцам (королям, герцогам, графам, церкви), а основную массу населения составляли зависимые от них крестьяне.

       Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся  с образом жизни и занятиями феодалов. Для этого мы совершим с вами экскурсию в средневековый замок.

Тема нашего урока: «В рыцарском замке». Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать на уроке?

Сегодня на уроке мы познакомимся с замками и вооружением феодалов, с их жизнью и бытом, моралью и обычаями. В конце урока вы должны постараться ответить на вопрос: «Каким образом пословица:  «Мой дом – моя крепость» отражала жизнь средневековых рыцарей?» Итак, в путь!

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

3. Изучение нового материала (27 мин.)

I. Замок феодала

        Средневековые рыцари жили в замках. Так называлось хорошо укрепленное, приспособленное к длительной осаде сооружение.

С чем было связано то, что у рыцаря был именно такой дом, а не другой? (ребята выдвигают предположения: для защиты от врагов, для хранения богатства, для приёма гостей, для ведения воины).

В Средневековье замок был одновременно домом и крепостью. Там рыцарь и население подвластных ему окрестных деревень могли укрыться от врагов во время военных столкновений или, например, набегов норманнов.

Сейчас мы с вами узнаем, из каких основных строений состоял замок феодалов. Для этого обратимся к плану средневекового замка:

– Как можно было попасть в замок?

– Каким был мост?

– Зачем выкапывали ров и наполняли его водой?

Первые замки строились из дерева и представляли собой деревянную башню, окружённую рвом и частоколом. Со временем устройство замков усложнялось. С начала XI в. замки превратились в неприступные каменные крепости, за стенами которых феодал мог чувствовать себя в безопасности.

 Замки строили на холмах. Стены и башни замка были видны издалека. Их внушительный, устрашающий вид ясно показывал окрестным жителям и путникам, кто хозяин этой земли. Замок окружали рвом, который наполняли водой. Через него перекидывали подъемный мост, ведущий к единственным воротам. Стены замка складывали из камня. Верхняя часть стены увенчивалась зубцами. В углах замковой стены устраивали башни с бойницами.  

За стенами находился внешний, или нижний, двор. Здесь располагались жилища слуг и хозяйственные постройки – амбары, конюшни, мастерские.

На вершине холма располагалась главная постройка замка, жилище его хозяина – донжон. Он представлял собой отдельно стоящую башню, обычно трех- или четырехэтажную. Вход в донжон находился на втором этаже. Туда вела приставная лестница, которую в случае опасности легко было поднять или уничтожить. Здесь обычно размещался склад припасов. Третий и четвертый этажи были жилыми. Сообщались этажи через потолочные люки с приставными лестницами.

                

Слайд 5, 6

Работа с учебником

§ 11 (1-й абзац)

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 7

Слайд 9

Слайд 10

II. Вооружение рыцаря

Воспитание рыцаря

В воинственные, неспокойные времена Средневековья чрезвычайно велика была роль сословия «тех, кто сражается», – рыцарства. Для покупки рыцарского снаряжения требовался годовой доход не менее  чем со 150 гектаров земли.

Какой вывод можно сделать из этого факта?

(в Средние века военное дело было занятием преимущественно феодалов).

Рассматриваем изображение рыцаря и называем составные части его снаряжения.

Копье и меч были основой рыцарского вооружения. Копье вытачивалось из дерева и снабжалось железным наконечником. Особенно гордился воин своим мечом. Хороший меч не гнулся, не ломался, и был настолько острым, что с одного взмаха мог рассечь тюк шерсти. Меч был не просто оружием. Для рыцаря он был святыней. Меч имел собственное имя, которое иногда золочеными буквами выписывали на клинке.

 

 У рыцарей также было и защитное снаряжение – доспехи. В X в. появились кольчуги – длинное, доходящее до колен одеяние, сплетенное из металлических колец.  На голову рыцарь надевал кованный железный шлем остроконечной формы с пластинками для защиты щек и носа. Важным элементом доспехов был щит.  Щиты изготовляли из дерева или плотной кожи.

Постепенно возрастала прочность доспехов, которые рыцарь надевал на себя. К концу XIII в. кольчуги практически выходят из употребления. На смену им приходят латы – доспехи из кованых железных пластин. Вместо пластин, защищающих нос и щеки, появилось забрало, полностью закрывающее лицо.  

Пришло время вам познакомиться с этапами и содержанием воспитания будущего рыцаря. Для этого вам надо прочитать текст 1.

Как вы думаете, зачем феодалам было необходимо специальное воспитание? 

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

ТЕКСТ 1

III. Рыцарский

турнир

Настоящими праздниками, к которым рыцари готовились задолго и на которые съезжались из самых отдаленных мест, были периодически проводимые состязания в воинском искусстве – рыцарские турниры.

 На турнир собиралось множество зрителей, в том числе дам – жен сеньоров и рыцарей. Они с интересом наблюдали за разворачивающимся сражением. К их мнению прислушивались при присуждении призов победителям. Местность, в которой проходил турнир, пестрела знаменами участников, щитами с изображением их гербов, нарядными одеяниями зрителей.

 Определить, что символизируют рыцарские гербы?

 Герольды объявляли правила турнира, участники приносили клятву строго следовать им, и состязание начиналось (на слайде демонстрируются и характеризуются этапы турнира, его разновидности).

Обычно состязание открывало групповое сражение, за которым следовало несколько поединков между рыцарями. Победителей награждали призами, им воздавали почести, их ждала слава, уважение рыцарей и восхищение прекрасных дам. Кроме того, правила некоторых турниров разрешали победителю забирать оружие и доспехи побежденного в качестве трофея, а иногда и требовать за него выкуп, как за плененного в настоящем бою.

 Турниры были не только захватывающим зрелищем, но и серьезными учениями, на которых рыцари совершенствовали свое воинское мастерство и оттачивали приемы ведения боя.

После турнира победителя вели во дворец и устраивали в его честь пир, на котором герой занимал самое почётное место. Чтобы повеселить себя и гостей, сеньор  приглашал музыкантов, жонглеров, шутов.

Представим, что мы оказались на грандиозном пиршестве в честь победителей турнира в замке знатного феодала. Опишите картину, открывшуюся перед вашими глазами (обратите внимание на помещение, где собрались гости).

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

IV. Кодекс чести рыцаря

Став рыцарем, человек обязан был строго соблюдать кодекс рыцарской чести. Наиболее ярко о качествах настоящего рыцаря нам поведает средневековая эпическая поэма «Кудруна».

– Давайте подумаем, какими чертами идеального рыцаря наделен в поэме благородный герой?

Рыцарь прежде всего должен быть верным и преданным своему сеньору. Нарушить данное ему слово, слово чести, означало навеки покрыть себя позором. Рыцарь должен был рваться в бой, не заботясь о собственной безопасности. Излишняя осторожность могла быть расценена как трусость, а трусость – позор для настоящего рыцаря.  Считалось, что рыцарь должен был быть добрым. Он – защитник слабых, обиженных, бедных, вдов и сирот. Даже небогатый рыцарь обязан был показывать свою щедрость. Считать деньги было неприлично для рыцаря. Свои подвиги рыцарь обычно посвящал Даме Сердца (чаще всего ею была жена сеньора). Рыцарь всеми силами стремился завоевать расположение Прекрасной Дамы.                         

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

ТЕКСТ2

4. Закрепление изученного материала

(8 мин.)

5. Подведение итогов урока (3 мин.)

         Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу. Каким образом пословица: «Мой дом – моя крепость» отражала жизнь средневековых рыцарей? 

Давайте проверим, как вы запомнили материал нашего сегодняшнего урока, посвященного  занятиям и образу жизни средневековых рыцарей. Выполняем задания учебного модуля «Средневековый замок»:

– устройство средневекового замка (2 задание в модуле);

– снаряжение рыцаря (3 задание в модуле);

– воспитание рыцаря (4 и 5 задания в модуле)*

Молодцы! Все вы очень хорошо работали на уроке! Понравилась ли вам такая форма изучения нового материала? 

Выставление оценок за работу на уроке.

                                

Слайд 25

Работа с электроннымучебным модулем

«Средневеко-вый  замок»

Слайд 26

                        



Предварительный просмотр:

Тема урока: «В рыцарском замке»

Рабочий лист

Полны чудес сказания давно минувших дней:

про громкие деянья былых богатырей,

про их пиры, забавы, несчастья и горе

и распри их кровавые услышите вы вскоре...

отрывок из «Песни о Нибелунгах»

 В средневековом замке.

ЗАМОК – ____________________________ приспособленное к длительным осадам  жилище ______________________.                                              

Установите соответствия:

ДОНЖОН

ГОБЕЛЕН

Главная, отдельно стоящая башня.

Вытканный вручную ковер-картина. Он выполнялся цветными шерстяными и шелковыми нитями по рисунку.

 Воспитание рыцаря

Прочитать текст из учебника §11 и ответить на вопрос:

 

Как вы думаете, зачем феодалам было необходимо специальное воспитание?

Кодекс чести рыцаря

ТЕКСТ 2:

Всему, что подобает, был выучен герой,

Ни страха, ни упрёка не зная за собой.

За это восхищались им знатные девицы.

Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.

И так он был отважен, как нам твердит молва,

Что мстил врагам и близких отстаивал права,

Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,

О нём слагали сказки и песни на родине пели.

                                           

                                 ( Из немецкой поэмы «Кудруна» XIII в.)

Какими чертами идеального рыцаря наделен в поэме благородный герой?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Решите «Кроссворд наоборот»    

         

1. по вертикали __________________________________________________________________________________ 

_______________________________________________________________________________________________________                                                                                                                                                                

1. по горизонтали______________________________________________________________________________ _

_______________________________________________________________________________________________________                                                                                                                                                          
2.
 ____________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________                                                                                                                                                                      

3.                                                                                                                                                                        .

_______________________________________________________________________________________________________

4.                                                                                                                                                                        .

_______________________________________________________________________________________________________

5.                                                                                                                                                                        .

_______________________________________________________________________________________________________

6.                                                                                                                                                                        .

_______________________________________________________________________________________________________

7.                                                                                                                                                                        .

_______________________________________________________________________________________________________ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "В рыцарском замке" 6 класс

Разработка урока по теме "В рыцарском замке" выполнена в форме практической работы учащихся....

Конспект и презентация урока истории "В рыцарском замке"

Данный урок истории для 6 класса с применением интерактивной доски и ЭОР....

Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке

Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке...

Методическая разработка по истории в 6 классе "В рыцарском замке"

Методическая разработка по истории "В рыцарском замке". Использование различных методов работы с учащимися 6 класса: ответы на вопросы, презентация, видео, рефлексия...

Разработка урока по истории Средних веков "В рыцарском замке"

Урок с использованием презентации, видеофрагментов, раздаточного материала. Дети работают в группах и сами находят ответы на вопросы по рабочим листам....