Главные вкладки

    Урок "Культура России XVII в."
    методическая разработка по истории (7 класс)

    Тип урока: урок формирования новых знаний.

    Цель урока: выявить особенности развития культуры России XVII века.

    Задачи урока:

    1.     Сформировать систему знаний об особенностях развития и основных достижениях русской культуры XVII века в области искусства, науки и образования.

    2.     Развивать творческие способности учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему;  систематизации пройденного материала: составление таблиц, схем.

    3.     Воспитывать чувство глубокого уважения к культурному прошлому своей страны.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    PDF icon kultura_rossii_xvii_v.pdf2.73 МБ
    Microsoft Office document icon konspekt.doc138 КБ
    Microsoft Office document icon rabochiy_list.doc295 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Урок истории, 7 класс.

    Культура России XVII в.

    Тип урока: урок формирования новых знаний.

    Цель урока: выявить особенности развития культуры России XVII века.

    Задачи урока:

    1. Сформировать систему знаний об особенностях развития и основных достижениях русской культуры XVII века в области искусства, науки и образования.
    2. Развивать творческие способности учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему;  систематизации пройденного материала: составление таблиц, схем.
    3. Воспитывать чувство глубокого уважения к культурному прошлому своей страны.

    Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация PowerPoint; раздаточный материал; учебники: история России. Конец XVI–XVIII век. 7 класс (под редакцией А.А. Данилова и Л. Г. Косулиной)

    Предварительная подготовка к уроку.

    Ученики 7 класса получили индивидуальные задания: 1) подготовить сообщения о развитии научных знаний в XVII веке; 2) об основных жанрах русской литературы; 3) о создании русского театра и оформить материал в виде отдельного слайда.

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

    Используемые методы: проблемный, коммуникативный, объяснительно-иллюстративный.

    План урока:

    1. Исторические условия развития отечественной культуры в XVII в.
    2. Развитие образования и науки.
    3. Основные жанры русской литературы.
    4. Русский театр.
    5. Архитектура.
    6. Живопись.

    Ход урока.

    I. Организационный этап. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

    II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    (Слайд 1)

    Памятники истории безмолвны. Веками хранят они свои тайны от тех, кто не умеет вслушиваться и вглядываться в прошлое, но любознательному и вдумчивому они расскажут многое.

    Перед нами произведения европейского искусства, яркие примеры живописи, архитектуры, скульптуры, выполненные в стиле барокко и классицизма.

    Что объединяет все эти произведения искусства. Какое настроение создают эти шедевры европейской художественной культуры?

    В произведениях искусства отражается вся многогранная жизнь Европы XVII века. Культура – это отражение эпохи.

    Как вы знаете, в Западной Европе в XVI-XVII вв. происходят важные изменения, свидетельствующие о переходе на новый этап развития.

    Какие события повлияли на становление мировоззрения человека Нового времени? Ведь все это отразилось на  развитии европейской культуры XVII в.: (Слайд 2)

    • расширение представлений о мире;
    •  повышение роли личности;
    • формирование научной картины мира;
    • ослабление церковного влияния;
    • складывание национальных государств.

    XVII век — это век не только грандиозных открытий в науке, но и время стремительного развития культуры. Главными стилями в искусстве XVII в. выступают барокко и классицизм. (Слайды 3-4)

    Для барокко характерны динамичность, напряженность, яркость, пышность, эмоциональность.  Основными принципами классицизма являются: ясность, упорядоченность, последовательность.

    Мы вспомнили особенности европейской культуры Нового времени, а сегодняшний урок будет посвящен культуре России XVII века. (Слайд 5)

    (Слайд 6) 

    Я предлагаю вам иллюстративный ряд из произведений искусства России. Как вы думаете, что общего и чем отличаются эти произведения от европейских?

    Цель нашего урока: выявить особенности развития культуры России XVII века. (Слайды 7-8)

    II. Изучение нового материала. Усвоение новых знаний.

    1. Исторические условия развития отечественной культуры в XVII в.

    Какие основные события XVII века вам запомнились лучше всего? Какое отражение они нашли в культуре России XVII в.?

    Я предлагаю обратить внимание на символы, которые помогут нам справиться с  этим заданием. (Слайд 9) 

    1. Смутное время, воцарение династии Романовых.

    2. Церковный раскол.

    3. Социальные движения.

    Работа со схемой «Основные тенденции развития культуры России XVII в.» (Слайд 10) 

    Черты средневековой культуры           Новые явления в развитии культуры.

    Особенность средневековой культуры – её ориентированность на религиозные ценности. Вековая духовная жизнь находилась  под полным влиянием церкви, что отражалось на всех элементах культуры – живописи, литературе, музыке. В то же время происходит зарождение новых явлений в культуре.

    В русской культуре XVII века как отмечали современники, «старина и новизна перемешались». Убедимся, так ли это?

    2. Развитие образования и науки. (Слайды 11-12) 

    Давайте с вами подумаем, чем была вызвана  потребность в образованных, грамотных людях? (Оживление торгово-промышленной деятельности, рост государственного аппарата и т.д.)

    Работа с иллюстрациями. (Слайд 13) Какое образование существовало в средневековой Руси? (школы при монастырях, домашнее образование)

    Во второй половине XVII века в России начинает появляться школьная система образования. Государству были нужны грамотные чиновники, образованные служители церкви, военные офицеры, знакомые с артиллерией, навигацией.

    (Слайды 14-15)

    Новым было то, что обучать чтению в школах начали по печатным буквам – азбукам, а не по церковным книгам, как раньше. Книги можно было встретить не только в библиотеке царя, в монастырях, но и в домах «всяких чинов людей».

    Появились первые учебники — букварь В. Бурцева, который сразу же приобрел большую популярность, и грамматика М. Смотрицкого. К концу века Печатный двор выпускал буквари и другие учебные пособия. Они стоили недорого и быстро раскупались.

    Вслед за Европой в России приступили к выпуску газет. Рукописный листок с европейскими новостями назывался «Вести», издавался в одном экземпляре и предназначался для царя Алексея Михайловича. Потом появилась рукописная газета «Куранты». Ее читали придворные и высшие правительственные чиновники.

    Наиболее известной является школа, созданная Симеоном Полоцким в 1665 г. Эта школа готовила подьячих для Тайного приказа, которые должны были знать латынь как международный язык и грамматику русского языка.

    В 1680 г. была создана школа при Печатном дворе. Здесь можно было выучить греческий и церковнославянский языки.

    В 1687 г. в Заиконоспасском монастыре на Никольской улице была создана знаменитая Славяно-греко-латинская академия. Она должна была готовить чиновников в приказы. В Славяно-греко-латинской академии способные ученики, независимо от сословной принадлежности, проходили весь школьный цикл — от азов до высшей тогдашней премудрости — философии, богословия, этики. Из итальянского города Падуи в качестве первых преподавателей сюда пригласили братьев Лихудов.

    У нас есть возможность изучить расписание занятий в этом учебном заведении. Знания по каким предметам могли получить ученики? (Слайд 16)

    Предметы средневековой школы (древние языки, богословие, риторика) и светские дисциплины (арифметика, история).

    Работа с  диаграммой роста грамотности среди населения России в XVII в. (Слайд 17)

    Какой слой населения более грамотный? Почему? Чем занимались представители этого социального слоя?

    Сообщение ученика о развитии научных знаний. (Слайды 18-19)

    Создание сильного самодержавного государства, строительство новой армии, освоение новых земель требовали специалистов. Со второй половины XVII в. Россия все теснее включалась в европейскую политику: входила в антитурецкую лигу, вела переговоры со странами Европы.

    Присоединенные земли требовалось описать и освоить, для чего нужны были картографы, геологи, опытные администраторы, строители, переводчики.

    Важной причиной сдвигов в области русской культуры стало формирование великорусской нации. В XVII в. началось сплочение населения в великорусскую нацию. Эти процессы нуждались в осмыслении. Ещё большее распространение получили исторические сочинения. Обоснование прав М.Ф. Романова на престол — главная задача «Нового летописца» (1630 г.) и его продолжений. Летописные труды, составленные в Москве, носят официальный характер.

    Помимо сочинений, которые продолжают летописную традицию, в 17 в. появляются исторические сочинения нового типа, переходного от летописного жанра к своего рода обобщающему. Труд Сильвестра Медведева «Созерцание краткое лет 7190, 7191 и 7192».

     В конце 70-х гг. в Москве опубликовали «Синопсис» Иннокентия Гизеля, украинского учёного, архимандрита Киево-Печерского монастыря. В нём дан обзор, краткий и популярный, русской истории с древнейших времён до той эпохи, когда жил и писал его автор.

    Рост образования способствовал развитию научных знаний и техники. Научные знания находились еще на начальной стадии развития. Главным их источником продолжали оставаться книги зарубежных авторов, переведенные на русский язык. Развивалась преимущественно практическая сторона научного знания и почти не затрагивалась его теоретическая основа.

    1) Математические знания:  в математике научились извлекать корни, решать уравнения с несколькими неизвестными. Математические знания связаны с практикой описания земель, торговым и военным делом. Так, «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» (1621) давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии.

    2)  В химии:  приготовлять краски и чернила, селитру и порох.

    3) Знания об окружающей природе и мире:  В середине XVII в. в Россию проникают сочинения, знакомившие с  системой Коперника. Знания в астрономии использовались для определения дней переходящих церковных праздников. В начале XVII века составляются географические карты. Например, в 1627 г. в Разрядном приказе изготавливается «Книга Большому чертежу». Были созданы карты Сибири, Российского государства.

    Работа с текстом учебника, § 10, пункт «Русские первооткрыватели».

    Ребята, вы сможете проверить свои знания, ответив на вопросы викторины.

    Викторина. (Слайды 20-23)

    1. В 1648 г. этот землепроходец совершил экспедицию из Нижнеколымского острога по Северному Ледовитому океану вокруг Чукотки. Путешественник составил чертёж р. Анадырь. Целью экспедиции был сбор дани, поиск ценного моржового клыка и пушнины. За свои открытия он был произведён в казачьи атаманы. (Семен Иванович Дежнев)

    2. Этому первооткрывателю удалось первым побывать на Камчатке. Общая длина открытых им северных берегов Охотского моря составила не менее 1500 километров. Его географические открытия нашли отражение на карте П. Годунова, составленной в 1667 г. в Тобольске. (Стадухин Михаил Васильевич)

    3. Служил «письменным головой». В 1643 - 1646 гг. по приказу якутского воеводы совершил плавание по р. Лене и ее притокам, затем по р. Амур, вдоль берегов Охотского моря до р. Урал и возвратился в Якутск.  Расширив русские владения на Дальнем Востоке, собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья. (Поярков Василий Данилович)

    4. Первооткрыватель земли Амурской. (Хабаров Ерофей Павлович).

    Оформление выводов в таблице:

    Черты средневековой культуры

    Новые явления в культуре

    Образование и наука

    Примеры: 1)преобладание церковных дисциплин, 2) развитие книгопечатания, 3) школы при монастырях, 4) появление университетского образования,  

    5) накопление научных знаний об окружающем мире

    3. Основные жанры русской литературы.

    Сообщение ученика о развитии научных знаний. (Слайды 24-25)

    Новые явления происходили и в литературе. Она перестала быть только церковной, появились первые светские произведения.

    Обратите внимание на основные  направления литературы XVII века:

    1) религиозное;        

    2) светское;

    3) народное.

    Вспомним жанры религиозной литературы, мне потребуется ваша помощь:

     Как назывались записи событий по годам?  (летописи)

    1)  В XVII в. было создано последнее летописное сочинение – «Новый летописец», в котором излагались события от смерти Ивана Грозного до окончания «смутного времени».

    – Назовите наиболее распространенный жанр, в котором давалось описание жизни христианских святых, он служил наставлением, образцом, примером для жизни всех верующих. (Жития)

    В XVII веке создаются особые жития -  жития-биографии не церковных, а гражданских лиц. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» – яркая, живая автобиография.

    Кроме того, из жанра жития формируется новый жанр историческая повесть, героями которой становятся обычные люди, описываются реальные события (повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков). Многие произведения рассказывают о событиях «смутного времени»: «Сказание» Авраамия Палицына, «Новая повесть о преславном Российском государстве».

    В XVII веке появляются новые литературные жанры:

    1) сатирическая повесть (появление вымышленного героя, использование простого народного языка). Сатирические повести отражали настроения широких слоев населения.

    – Как вы считаете, какие пороки общества высмеивали сатирические повести? (Ложь, пьянство, жадность, ябедничество).

    Например:

    А)  Обман   «История о российском дворянине Фроле Скобееве»

    Б) Жадность и корыстолюбие судей «Повесть о Шемякином суде»

    В) Повесть «О Фоме и Ереме» разоблачает дворянских детей, не способных ни к какому труду.

    2) Новым жанром становится стихосложение, к которому относятся произведения Симеона Полоцкого. Полоцкий переложил на стихи Псалтырь, ему принадлежат два стихотворных сборника «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион», воспевающих Российское государство и его правителей.

    3) Все большую популярность приобретает переводная литература. Переводились рыцарские романы, приключенческие повести, юмористические рассказы, которые часто приобретали новые черты под влиянием русского фольклора.

     В устном народном творчестве по-прежнему преобладала героическая тематика - события «смуты» и борьбы с интервентами. Большое распространение получили исторические песни.

    Таким образом, литература XVII века стала носить светский характер и была направлена на широкий круг читателей.

    Задание. Какой жанр иллюстрирует приведенный ниже отрывок? Почему вы так решили?

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Задание. Распределите по жанрам представленные литературные произведения. Эталон ответа на экране. (Слайд 26)

    Жанр

    Произведение

    А) Автобиографическое произведение

    1) «Житие» протопопа Аввакума

    Б) Историческая повесть

    2) «Сказание» Авраамия  Палицына

    В) Сатирическая повесть

    3) Повесть о Фоме и Ереме

    Г) Стихосложение

    4) «Рифмологион» С. Полоцкого

    Д) Переводная литература (приключенческая повесть)

    5) Повесть о Бове-королевиче

    4. Русский театр.

    Сообщение ученика (Слайд 28-29)

    Осенью 1672 г. представители московской знати получили от царских гонцов такой приказ: «Быть с Москвы нарошно к великому государю к походу, в село Преображенское». Но это был не приказ собираться в поход, а… приглашение в театр. К этому времени уже несколько месяцев в Преображенском строилось театральное здание, рисовались декорации, актёры разучивали роли.

    17 октября 1672 г. состоялась премьера спектакля «Артаксерксово действо», поставленного по известной библейской истории о любви персидского царя Артаксеркса и прекрасной Есфири. Руководителем труппы был немецкий пастор Иоганн Готфрид Грегори, набравший актёров из детей своих прихожан в Немецкой слободе. Иностранцы же рисовали декорации и подбирали костюмы для актёров. Зрителями же были царь, его семья и приглашённые вельможи. Причём царская семья находилась за специальной решёткой, скрывавшей лица дочерей, сестёр и жены царя от любопытных взглядов.

    Представление шло 10 часов без антракта! Впрочем, многочасовые церковные службы вполне должны были подготовить царя и его окружение к такому длительному действу. Царь остался доволен постановкой.

    Единственный взрослый актёр, игравший Артаксеркса, — Фридрих Госенс — даже был пожалован чином прапорщика, а другие актёры и организаторы спектакля получили награды. В дальнейшем боярин А.С. Матвеев сформировал русскую актёрскую труппу, которая участвовала в постановке других «комедий»: «О Товии младшем», «Юдифь», «Об Адаме и Еве», «Малая прохладительная комедия об Иосифе»… К сожалению, после смерти царя Алексея Михайловича театр был закрыт, а труппа распущена.

    5. Архитектура. (Слайд 30-31)

    XVII век принёс с собой новые художественные веяния. Архитектура становилась всё более нарядной, церкви напоминали порой сказочные терема. Так в архитектуру пришел декоративный, живописный стиль.  Формы зданий усложнялись, их стены покрывали многоцветный орнамент, белокаменная резьба. Стремление к внешней нарядности

    К концу столетия складывается стиль московского, или нарышкинского, барокко, пышный и величавый, парадный и исключительно нарядный. Самой знаменитой постройкой конца 17 века является храм Покрова Богородицы в Филях – усадебная церковь Нарышкина Л.К.

    Отметьте памятники архитектуры, построенные в стиле московского барокко. (Слайд 32)

    1) Церковь Покрова на Нерли

    2) Успенский собор московского Кремля

    3) Царский дворец в коломенском

    4) Палаты А. Кириллова        

    6. Живопись.

    Живописные произведения, как и прежде, были представлены в основном иконами. Новым стало стремление изображать не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь людей, усилилось внимания к человеческой личности.

    В церковной живописи возникло стремление к индивидуализации религиозных персонажей. Начался отход от иконописного стиля, когда святые изображались в соответствии с церковными канонами.

    Обратимся к творчеству выдающегося мастера живописи XVII века Симона Ушакова. Искусство Ушакова сохранило свое влияние на развитие русской иконописи вплоть до  XIX века. Оно явилось компромиссом между средневековой традицией и новыми тенденциями европейской живописи. Нововведения художника – «живоподобное» светотеневое изображение ликов, стремление к передаче реального объема.

           К наиболее известным работам Ушакова относится «Богоматерь Владимирская» и «Спас Нерукотворный».

    Новым явлением стало возникновение и развитие портретной живописи.

    Появляется светская живопись – парсуна (персона) – переходная форма от иконы к портрету. На парсунах, в отличие от икон, изображались не святые, а реальные люди.

    III. Закрепление материала.

    1. Культура России XVII в. развивалась  в рамках общеевропейской

    2. Отечественная культура еще сохраняет черты средневековой культуры, но уже намечаются новые элементы, новые тенденции. Светское начало переплеталось с традициями религиозного мировоззрения. Русская культура ХVII в. представляет собой переходный этап от Средневековья к Новому времени.

    3. Отличительной особенностью культуры XVII в. стал  процесс ее обмирщения.

    IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

    1. § 10 (пересказ), выучить основные понятия;
    2. Творческое задание:

        А) составить вопросы к кроссворду;

        Б) дополнить презентацию «Культура России XVII в.» собственным слайдом.

     



    Предварительный просмотр:

    РАБОЧИЙ ЛИСТ

    Фамилия, имя, класс _________________________________________________

    ТЕМА: Культура России XVII века

    Цель: выявить особенности культуры России XVII века

    План урока

    1. Исторические условия развития отечественной культуры в XVII в.
    2. Развитие образования и науки
    3. Основные жанры русской литературы
    4. Архитектура

                                                                 5.   Живопись

    Задание 1.  Исторические условия

                        развития культуры в XVII в.

    Черты средневековой культуры

    Новые явления в культуре

                                                           Образование и наука

    Примеры: 1)преобладание церковных дисциплин, 2) развитие книгопечатания, 3) школы при монастырях, 4) появление университетского образования,  5) накопление научных знаний об окружающем мире

    Вывод:

    Задание 2.  Викторина «Русские первопроходцы XVII в»

        1)           ___________________________                    2) ______________                                

                                                                       

     

    3) _____________                                                                   4) __________________        4)

    Черты средневековой культуры

    Новые явления в культуре

                                                                  Литература

    Вывод:

    Задание 3. Какой жанр иллюстрирует приведенный ниже отрывок? Почему вы так решили?

                                                                                                                  Б) Отрывок из произведения    

    А) Картина человеческой жизни.        протопопа Аввакума

    ____________________________________

    _____________________________________                     __________________________________

    _____________________________________                     __________________________________

    Задание 4. К каким жанрам относятся данные произведения? Найдите соответствие.

    Жанр

    Произведение

    А)  Автобиографическое произведение

    1) «Житие» протопопа Аввакума

    Б) Историческая повесть

    2) «Сказание» Авраамия Палицына

    В) Сатирическая повесть

    3) Повесть о Ерше Ершовиче

    Г) Стихосложение

    4) «Рифмологион» С. Полоцкого

    Д) Переводная литература (приключенческая повесть)

    5) Повесть о Бове-королевиче

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Черты средневековой культуры

    Новые явления в культуре

                                                          Архитектура и живопись

    Вывод:

    Словарь:      

    Московское барокко –

            

    Парсуна –                                                        

    1)

    О

    2)

    3)

    Домашнее задание:

    1. § 10 (пересказ), выучить основные понятия;
    2. Творческое задание:

        А) составить вопросы к кроссворду;

        Б) дополнить презентацию «Культура России XVII в.»  

            собственным слайдом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Единая Россия (конец XV-XVII в.в.)»

    Цель: закрепить и обобщить основные знания учащихся об экономической, политической, культурной жизни страны в конце XV-XVII в.в.Задачи.Образовательные: закрепить и обобщить знания учащихся о жиз...

    Россия в XVII в. Политическое устройство.

    Презентация выполнена в форме плаката  с использованием триггеров...

    Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов

    Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...

    Тестирование по теме "Россия в XVII в."

    Вариант 1.1.Наиболее отчетливо новые явления в экономике России XVII в. проявились   1)       в развитии окраин2)...

    Смутное время в России в начале XVII в.

    Смутное время в России в начале XVII в....

    Тест 13. Россия в XVII в.

    Тест 13.   Россия в XVII в....

    Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

    Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...