Методическая разработка урока по теме «Эпоха дворцовых переворотов»
методическая разработка по истории (8 класс)

Копылова Ольга Аркадьевна

Знание исторических личностей, их взаимоотношений и отношения их к российскому престолу помогает лучшему пониманию роли личности в истории развития государства, пониманию внутренней и внешней политики Российской империи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon epoha_dvortsovyh_perevorotov.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме «Эпоха дворцовых переворотов»

Цели урока:

  1. Выявить причины дворцовых переворотов; дать краткую характеристику императорам XVIII в.; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия
  2. Познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов;
  3. Продолжать формировать умение сравнивать исторические явления.

Основные понятия: дворцовый переворот, конституционная монархия, Верховный тайный совет, временщики, «кондиции», престолонаследник.

Оборудование: медиапроектор; презентация, содержащая слайды: портреты  императоров и императриц, правивших в эпоху дворцовых переворотов; схема «Династия Романовых в XVII-XVIII вв.»

Основные события и даты:

1725-1727гг. – правление Екатерины I

1727-1730гг. – правление Петра II

1730-1740гг. – правление Анны Иоанновны

1740-1741гг. – правление Иоанна VI Антоновича

1741-1761гг. – правление Елизаветы Петровны

1761-1762 – правление Петра III

1762г. – начало правления Екатерины II

Тип  урока: изучение нового материала

Ход урока

  • Учащимся в начале урока предлагается проблемное задание: за 37 лет – с 1725г. по 1762г. – на российском престоле сменилось 6 правителей. Все они восходили на престол в результате дворцовых переворотов. Объясните, почему это стало возможным.

Эпохой дворцовых переворотов в истории России считают довольно краткий период (37 лет), когда пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Начало этой эпохе положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть различных группировок. А завершилась эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II. Что же такое дворцовый переворот?

Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков.

  • Прочтите текст § 20-21, п.1 на стр. 146 и попробуйте ответить на вопрос: Почему стала возможной такая смена правителей в России и каковы причины дворцовых переворотов?

Учащиеся выделяют эти причины:

  1. Усиление роли гвардии в государственных делах (так как армия была дворянской по своему составу).
  2. Указ Петра I 1722г. о престолонаследии, который оставлял за монархом право передавать российский престол тому, кого он сам выберет. Указ действовал до 1797г.
  3. Появление дворянских группировок, борющихся за власть.

Итак, Петр I создал разветвленный административный аппарат. Это означало, что даже самый слабый монарх или даже младенец мог править империей, сидеть на российском престоле, опираясь на этот слаженный административный аппарат. И если в данное время для управления Россией не был востребован сильный монарх, то почему бы не заменить этого реального монарха на другого, отвечающего интересам определенной придворной группировки? Следовательно, у императора хоть и была огромная власть, но он оказался лишь игрушкой-марионеткой в руках политических сил. 1725-1762 гг. – время постоянных дворцовых переворотов, интриг, борьбы за власть, попыток, удачных и неудачных, захватить российский трон. Гвардейские полки, поддерживающие сторону той или иной придворной группировки, были способны в одну ночь решить судьбу Российской империи на годы и десятилетия вперед.

Однако «эпохой дворцовых переворотов» этот период в истории называют не только потому, что властители менялись так часто. Важнее то, что практически каждый раз смена власти сопровождались смутами, волнениями, арестами, ссылками. Тысячи людей ждали наступления утра нового царствования – они не были уверены в завтрашнем дне. Не случайно в ту пору широкое хождение получила шутка – люди по утрам спрашивали друг друга : «Кто у нас сегодня царь?»

Учащимся предлагается подробная хронология событий «эпохи дворцовых переворотов»:

  • Январь 1725г. (слайд) Умирает Петр I. Пред смертью император лишился речи. Он знаками попросил лист бумаги и с трудом вывел на нем слабеющей рукой только два слова: «Отдайте все…». Кого именно он хотел видеть своим наследником, так и осталось загадкой. Неясность завещания Петра привела к острой борьбе за власть, в результате которой за короткий промежуток времени на российском престоле сменилось шесть правителей и правительниц. Причем в основном это были женщины и дети.

Право посадить на престол своего человека оспаривали между собой влиятельные и сильные придворные группировки. Подчас, чтобы устроить очередной дворцовый переворот, достаточно было двух надежных гвардейских полков.

Правами на престол обладали внук умершего императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина (коронованная им как правящая царица в 1724г.) и дочери Анна и Елизавета. Были еще и родня по линии его старшего брата Ивана, с которым Петр начинал царствовать в 1682г.

Для решения вопроса о престолонаследии были созваны высшие чины империи. И когда чаша весов начала было склоняться в пользу Петра, оказалось, что дворец окружен солдатами Семеновского и Преображенского полков, выведенных по приказу Меншикова в поддержку Екатерины. Никто из присутствующих не решился выступить против гвардии. Императрицей была провозглашена Екатерина I. (слайд)

Однако царствование Екатерины продолжалось недолго. В мае 1727г. она умерла.

  • Май 1727г. вновь встал вопрос о престолонаследии. Реальных кандидатов было трое: дочери Петра I Анна и Елизавета, а также его внук Петр. Анна не могла рассматриваться как серьезный кандидат, так как по условиям брачного контракта с голштинским герцогом Карлом Фридрихом она отказывалась от престола за себя и своих детей. Елизавета также не выдерживала конкуренции в сравнении с представителем мужской линии. Воспользовавшись ситуацией, Меншиков расправляется со своими ближайшими коллегами и друзьями и сажает на престол Петра II, сделав его женихом своей дочери. (слайд)

  • Январь 1730г. – умирает Петр II и вновь со всей остротой встал вопрос о престолонаследии. Члены Верховного тайного совета были обеспокоены усилением влияния Долгоруких. Они в нарушение завещания Екатерины I отвергли в качестве кандидатов на престол дочерей Петра I как незаконнорожденных (так как они родились до официального заключения брака между Петром I и Екатериной I). Внимание их было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича – Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны – вдовы небогатого герцога Курляндского. С целью ограничения самодержавия «верховники» составили «кондиции» (условия) приглашения Анны Иоанновны на российский престол. По этим кондициям императрица обещала:

- не вступать в брак и не назначать наследника;

- не начинать войны и не заключать мира; не вводить новых податей;

- присваивать воинские звания лишь до полковника;

- передать командование гвардией и войсками Верховному тайному совету;

- не посягать на жизнь, имения и честь дворян;

- не жаловать вотчины и деревни с крепостными.

Это была первая попытка ограничить абсолютную власть российского монарха.

Но приехавшая в Москву Анна Иоанновна, заручилась поддержкой дворянства и гвардии и разорвала ранее подписанные условия приглашения на престол. Верховный тайный совет был упразднен. Происходит восстановление неограниченной власти самодержца.

Целое десятилетие она была императрицей России. Женщина недалекая и взбалмошная, она привыкла ни в чем себе не отказывать, не знала удержу в тратах государственных денег и проводила время в забавах, потехах и дорогостоящих развлечениях. Так, однажды она приказала прихоти ради соорудить ледяной дворец, чтобы отпраздновать свадьбу своего шута. Свадьба была шутовской, ненастоящей, но зато расходы на это увеселение были далеко не шуточные.

В царствование Анны Иоанновны высшие государственные должности были предоставлены немцам и другим иностранцам, так как императрица считала их более надежными и исполнительными, чем русские. Один из таких иноземцев, герцог Бирон, пользовался особым доверием Анны Иоанновны. Ловко и умело пользуясь своим положением, Бирон вскоре стал фактическим правителем страны и первым человеком в государстве.

  • Октябрь 1740г.  Анна Иоанновна умирает, по ее воле российский престол унаследовал только что родившийся внук ее младшей сестры – Иван. Но, поскольку он был совсем младенец, реальной правительницей стала его мать Анна Леопольдовна. Как и ее предшественница, она не блистала умом, была необразованна и совершенно не интересовалась государственными делами. Про таких, как она, в России с давних времен говаривали: лень раньше нее родилась. День за днем Анна Леопольдовна, не одеваясь и не причесываясь, а лишь повязав на голову платок и набросив на себя подобие халата, проводила во внутренних покоях дворца за пустопорожними разговорами со своей подругой – женщиной общительной, словоохотливой, но донельзя ограниченной, самодовольной и жадной до денег.
  • Ноябрь 1741г. конец правлению Анны Леопольдовны и царствованию ее малолетнего сына Ивана положил очередной дворцовый переворот, совершенный в ноябре 1741г. в пользу дочери Петра I Елизаветы Петровны. В надетом поверх женского платья военном мундире она сама возглавила верных ей гвардейцев и вместе с ними участвовала в аресте Анны Леопольдовны с сыном. «Бедное дитя!» - растроганно сказала она, взяв ребенка на руки и поцеловав его в лоб. Впрочем, это было не более чем минутное умиление, что не помешало ей сначала отправить несчастного мальчика в ссылку в Холмогоры, а затем пожизненно заточить его в Шлиссебургскую крепость – одну из самых мрачных и зловещих российских тюрем.

Народ принял новость о воцарении Елизаветы с радостью и воодушевлением. Ведь она пообещала вернуть Россию русским и решительно взялась покончить с засильем у власти иностранных временщиков. Новая императрица была хороша собой: привлекательна, статна, белолица, голубоглаза, пышна телом – настоящая русская красавица. Она была наделена живым умом, но плохо образована, даже невежественна. Так, ее крайне удивило, что до Англии нельзя добраться по суше. Но подобные пробелы в знаниях не мешали ей уделять повышенное внимание развитию отечественной науки. Именно в ее царствование были открыты университеты в Санкт-Петербурге и Москве, учреждена столичная Академия художеств.

Елизавета обожала наряды, музыку, маскарады и прочие развлечения. Она не страдала отсутствием аппетита, много и часто ела, как и подобает здоровой и цветущей русской женщине. Но ее приятная полнота не переходила в тучность и не мешала ей быть подвижной и изящной. Она прекрасно танцевала и во время балов была неутомима. Гардероб императрицы насчитывал пятнадцать тысяч платьев, и она порой ухитрялась в один вечер появиться сразу в трех обновах.

Когда ей по необходимости приходилось заниматься государственными делами, она откровенно скучала и спешила как можно скорее с ними покончить. Со временем императрица передоверила решение наиболее важных вопросов своим приближенным, в уме и опыте которых была уверена. От отца она унаследовала вспыльчивость. В минуту гнева государыня собственноручно хлестала рассердивших ее придворных по щекам и не знала удержу в грубой брани. Правда, отведя душу, быстро успокаивалась и не держала зла на провинившихся.

Ее дворец и покои были открыты для странников и странниц, у которых она охотно принимала ладанки и всякие спасительные и целебные снадобья. Сама пешком ходила на богомолье из Москвы в Троицкую лавру и обратно. На ночь какая-нибудь прислужница садилась у постели императрицы и принималась рассказывать ей сказки, большой любительницей которых та была.

Двадцать лет царствования Елизаветы Петровны протекли сравнительно ровно и спокойно, без потрясений и особых происшествий.

  • Декабрь 1761г. после смерти Елизаветы Петровны на трон взошел Петр III, внук Петра I. Он царствовал всего 186 дней. Отзывы о нем остались разными. Одни говорили о нем как о «ничтожнейшем человеке», «ненавистнике всего русского». Другие вспоминали о Петре как о деятельном правителе, неутомимом, добром и отзывчивом, слабом и в то же время грубом. Кто-то припоминал, как уже взрослым он велел судить и повесить крысу за то, что она изгрызла сделанного для великого князя крахмального солдатика.

В числе деяний Петра III было немало крупных государственных мер, вызвавших одобрительную реакцию при дворе и в армии. Но непредсказуемость императора, его пренебрежение русскими национальными и религиозными традициями сделали многих его противниками. Публичные нападки на жену Екатерину Алексеевну, угрозы отправить ее в монастырь и отстранить сына от наследования престола не могли оставаться без внимания. Сведение на нет итогов русского оружия в Семилетней войне было воспринято в армии как предательство интересов России. В гвардии зрел заговор в пользу Екатерины. 28 июня 1762г. Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит в драке с А.Г.Орловым. Это был пятый дворцовый переворот с момента смерти Петра Великого. На престол на долгие 34 года вступила Екатерина II, вошедшая в историю России как Великая.

  1. Закрепление.
  • Почему время после смерти Петра Великого вошло в историю России как время дворцовых переворотов?
  • Как вы поняли смысл слова «временщики»?
  • Назовите имена правителей, которые взошли на престол в результате переворота.
  1. Домашнее задание: заполните таблицу

Кто правил

Время правления

Опора правителя

Использованные источники:

1.        Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 18-19 вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

2.        Данилов А.А., Косулина Л.Г. История Отечества 17 -18 век. – М.: Просвещение, 2008.

3.        Соловьев В. История России. – М.: Белый город, 2003.

4.        Колесниченко Н.Ю. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Презентация к уроку по теме "Эпоха дворцовых переворотов"

Учебная презентация посвящена послепетровскому периоду в истории России. Поможет учителю наглядно объяснить материал, показать родственные связи императоров, разобрать их внешнюю и внутреннюю политику...

Урок по теме «Эпоха дворцовых переворотов – результат политики Петра I или простая случайность?».

10 класс. урок - исследование¨ Данный урок предназначен для работы на начальном этапе по теме: «Борьба за наследие Петра Великого ». Учащиеся дают определение термина «двор...

Презентация к уроку по теме "Эпоха дворцовых переворотов: правление Анны Иоановны"

Презентация к уроку по теме "Эпоха дворцовых переворотов: правление Анны Иоановны"...

Открытый урок в 8 классе по теме"Эпоха Дворцовых переворотов"

Конспект поможет :1. При формирование личных представлений о правителях эпохи дворцовых переворотов; 2. Развитие умения анализировать исторические источники, сопоставлять фактические данные, устана...

План-конспект урока истории России на тему "Эпоха дворцовых переворотов" 8 класс.

Конспект урока выполнен по требованиям ФГОС. На уроке использованы технологии: проблемного обучения и беседа, анализ визуального материала, работа с источниками, информационно-коммуникационные техноло...

Разработка урока истории с применением технологии развития критического мышления на тему "Эпоха дворцовых переворотов"

Тема эпохи дворцовых переворотов является достаточно объемной и сложной для восприятия. Использование приёмов составления кластера, приёма Insert, составления синквейнов и написания эссе в качестве до...