Внеклассное занятие "Сталинградская битва"
классный час по истории (8 класс)

Смирнова Екатерина Геннадьевна

В этом внеклассном мероприятии учащиеся знакомятся с историей Сталинградской битвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_stalingrad.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Герои-земляки – участники Сталинградской битвы».

Класс: 8 

Время: 50 мин

Цель: организация внеклассного мероприятия, в память о победе русского народа в Сталинградской битве.

Задачи:

  • расширить знаний учащихся об исторических событиях победы в Великой Отечественной Войне;
  • воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к ветеранам и память о великой победе:
  • формировать умение находить информацию на заданную тему;
  • способствовать воспитанию чувства гордости за героическое прошлое малой Родины;
  • вызвать эмоционально-нравственный отклик на события Сталинградской битвы и чувство восхищения родным городом.

Техническое оснащение: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, программа PowerPoint, презентация.

Предварительная работа: разучивание стихов, подготовка сообщений по теме “Герои Сталинградской битвы”.

Ход мероприятия.

Ход мероприятия:  

Видеоряд. Хроника, Сталинград. Война в городе.  Звучит «Лунная соната» Людвига ван Бетховена.                                                                                                                        

                                                                                                                          На  старой, милой  нам  Земле

                                                                                                                       Есть  много  мужества. Оно

                                                                                                                    Не  в  холе, воле  и  тепле,

                                                                                                                        Не  в  колыбели  рождено…

К. Симонов

1. Ученик Блохин Ев.:

Гремят истории колокола,
Взывая к памяти моей,
И в них набаты
Жестоких битв и созиданий даты,
И праздники, чья ширь и даль светла
И позабытый, вновь встает рассвет
И кто-то падает сраженный,
И город, артиллерией сожжённый,
От дыма чёрен и от пепла сед.
Они гремят, в них отзвук прежних дней,
Намёк, подсказка, предостереженье.
Кто помнит, тот не знает пораженья,
Кто помнит, тот беспамятных сильней.

Учитель: 73 года прошло с момента Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., но ее отголоски слышны до сих пор. Сколько жизней унесла эта война, сколько разрушений оставила после себя, сколько изломанных судеб... Вся страна работала на победу и в тылу, и на фронте люди проявляли массовый героизм и отвагу. И все это ради дальнейшей жизни других поколений, целых народов и стран, ради мира на Земле.

Ученик 2. Довыденко Л.:                                                                                                                                                                                                                                             Там, где двести дней и ночей
Бушевала великая битва,
Там, где кровью тысяч людей
Каждый метр земли был пропитан.
Там, где сила советских солдат,
Сокрушала фашистскую силу,-
Там давно уже пушки молчат,
И поля от пожарищ остыли.
Там сегодня над Волгой-рекой,
На священной земле Сталинградской,
Рвётся к солнцу цветок полевой,
Из-под каски пробитой солдатской.
Жизнь! Мы славим величье её.
Жить! — вот благо и счастье людское.
За него, за счастье твоё и моё,
Свои жизни отдали герои.

У.: Как вы догадались. Сегодня мы будем с вами говорить о Сталинградской битве.

У.:  С 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года на территории волжских степей шли тяжёлые, кровопролитные бои. По продолжительности и ожесточенности, по количеству участвующих и погибших в них людей эта битва превзошла все известные ранее истории сражения.

У.: Сейчас, вашему вниманию будет представлен видеофильм о Сталинградской битве, по ходу фильма, ваша задача поработать в парах и ответить на несколько вопросов по содержанию фильма?

Вопросы:

1. Причины того, что немцы  летом 1942г. сосредоточили свои основные силы по направлению города Сталинград? (Они рвались к Волге и Каспийскому морю. Там были большие запасы нефти, из которой можно получить топливо для самолётов и танков. Богатые урожайные земли. Волга – важная транспортная артерия. Сталинград – город Сталина, реванш за поражение в Московской битве.)

2.  Численность немецких войск? (        )

3. В чём состоял стратегический план Ставки, кто разрабатывал план обороны Сталинграда? Как называлась боевая операция по освобождению города и прилегающих территорий от немецких захватчиков? ( План – измотать врага, ведение затяжных боёв, окружение и полное уничтожение противника. Боевая операция «Уран», разработана Г.К. Жуковым.)  

4. Кто защищал Сталинград? (Войска регулярной армии (зенитчики, речной флот, пехота, танковые соединения); народное ополчение.) 

5. В чём был подвиг сержанта Павлова (57 дней мужественно сражался небольшой взвод сержанта Павлова, обороняя жилой дом, через который немцы никак не могли пройти для своего дальнейшего наступления.)

У.: Верно. Сталинградская битва – одна из самых кровопролитных и продолжительных битв в истории мировых войн.

(Звучит отрывок песни Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа» из к.ф. «Белорусский вокзал» )

 Учитель: Да. За ценой не стояли наши солдаты, бились на смерть, до последней капли крови.

Ученик 3 Чернигова Лера.

День за днём Сталинградцы сражались.

В небывалом, кровавом бою.
В эти грозные дни отстояли они
и Отчизну, и Волгу свою.
Мы с тобой пораженья не знали,
Был наш лозунг: «Ни шагу назад!»
До последнего насмерть стояли,
Но не сдали врагу Сталинград.

Учитель: Девизом защитников стали слова: «Ни шагу назад! Стоять на смерть! За Волгой для нас земли нет!» В ожесточенных кровопролитных боях рождались тысячи героев показывающие образцы мужества, отваги, самоотверженности. Были среди героев Сталинграда и наши с вами земляки, герои-сибиряки.

Ученик: Карабалина Алия.

В результате сбора информации о участии наших героев-земляков в Сталинградской битве мы выяснили, что с ноября 1941 по апрель 1942 года в Новосибирской области была сформирована 112-ая стрелковая дивизия. Её ряды пополнили  бойцы из Новосибирска, Татарска, Барабинска, Куйбышева. Именно 112  добровольческая стрелковая дивизия  по-настоящему познала, что такое  кровавый снег Сталинграда. Путь, которым прошла 112 дивизия, действительно, героический! Путь, балансирующий на грани жизни и смерти! Ветеранами, прошедшими ожесточённые бои из города Татарска  и Татарского района  являются Крапива Алексей, Аксинин Николай, Дорофеева Анна, Нафиков Хази, Мухаметханов Хаби и многе другие из тех, кто с гордостью носил почётное звание гвардейца, защищал Сталинградские высоты, стоял насмерть на берегах матушки Волги.

Ученик: Сумина Анастасия

В феврале 1942 года 30 девушек – комсомолок городской организации были зачислены в 112 стрелковую добровольцами. В их числе отправились на фронт Надя Ильина, Зина Курочкина, Тамара Макшанцева, Маша Федотова, Таня Цимбалова, Люба Тырсенко, Люда Голубева, Надя Ястребова, Полина Иванова, Дуся Никишкина, Нина и Аня Компанистовы, Шура Бондырева, Магния Успенская. В историко-краеведческом музее нашего города бережно хранятся воспоминания об этих мужественных девушках, героях Сталинградской битвы.  Эти воспоминания позволяют нам, людям 21 века, погрузиться в те далёкие годы военного лихолетья и прочувствовать весь трагизм, происходящих событий, ощутить масштабы героизма наших земляков, участвующих в этой страшной войне.

- Рассказ об Анне и Юлии Компанистовых- Мирсадикова Нигина

Евдокии Никишкиной – Люсова Софья;

Тане Цымбаловой. Любе Тырсенко. Шуре Орловой – Парфёнова Ангелина.

У.: Вашему вниманию представляются фрагменты писем девушек, о судьбах которых мы только что узнали, скажите, какие черты характера у них были сформированы? (Смелость, мужественность, решимость, отвага, при этом они не очерствели, не огрубели на войне, их письма пронизаны любовью, заботой о родных и близких, тревогой за их судьбы)

У.: Как вы знаете в нашем Татарском районе 12 героев Советского союза, участников Великой Отечественной войны. Среди них Козин Нестор Дмитриевич. Давайте послушаем рассказ о нём:

У.: Плаксина Алина:

Нестор Дмитриевич Козин родился 28 октября 1902 года в селе Новопокровка Татарского района Новосибирской области. Рано остался без отца и работал с 12 лет. В 1924 году был призван в ряды Красной Армии. Вскоре был направлен в Омскую пехотную школу, которую окончил в 1929 году. Служил в Белорусском и Сибирском военных округах. С началом Великой Отечественной войны командовал войскам под Ельней, Смоленском.  За массовый героизм личного состава дивизия Козина была преобразована в 1-ю гвардейскую стрелковую, а Козин был награждён орденом Ленина. В апреле 1942 года подполковник Козин был назначен на должность командира 8-й мотострелковой дивизии  на Юго-Западном фронте в районе Воронежа. Затем переброшен на оборону Сталинграда. В ходе Сталинградской битвы дивизия под командованием Козина прорвала оборону противника и начала наступление.  В 1942 году дивизия замкнула кольцо окружения вокруг союзников немцев –  румын. За выдающиеся боевые заслуги и массовый героизм личного состава 27 ноября 1942 года приказом народного комиссара обороны СССР 63-я стрелковая дивизия была переименована в 52-ю гвардейскую стрелковую дивизию, а командир дивизии Козин был награждён орденом Суворова 2 степени. До февраля 1943 года дивизия принимала участие в ликвидации окруженной 6-й армии противника в Сталинграде. Гвардии генерал-майор мужественно командовал войсками на протяжении всего периода войны, за что и был удостоен звания - Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Козин Нестор Дмитриевич принимал участие в Параде Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года.

У.: Так чем, прославился наш земляк Козин Нестор Дмитриевич? (Он мужественно бил фашистов, за что был  удостоен звания - Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Козин Нестор Дмитриевич принимал участие в Параде Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года.)

У.: Местом самых ожесточенных боев в Сталинграде  стал Мамаев Курган. 200 суток шли ожесточенные бои. 2 февраля 1943 года историческая Сталинградская битва закончилась. До войны в Сталинграде проживало около полумиллиона человек, а после окончания битвы насчитывалось полторы тысячи жителей. За битвой следил весь мир. «Сталинград!» – шептали это слово на многих языках. Советские войска в ходе оборонительного сражения отразили натиск врага и в решающем контрнаступлении окружили и уничтожили 22 дивизии противника, более 330 000 тысяч гитлеровцев. После сталинградского побоища немцы не смогли оправиться.

(Кадры хроники. Сдача немцами города Сталинграда)

У.: По приблизительным подсчетам наши потери в Сталинградской битве составили 1млн.130 тыс. В память о событиях Салинградской битвы в городе герое Волгограде расположены самые большие памятники защитникам Сталинграда: Мамаев Курган – мемориальный памятник-ансамбль, Музей-панорама «Сталинградской битвы», Дом солдатской славы – Дом Павлова.  

Сегодня, мы совершим виртуальную экскурсию на Мамаев курган, а экскурсию для нас проведут: Пермякова Елизавета и Устименко Любовь. По ходу рассказа наших экскурсоводов, я попрошу вас в путевой лист записать названия монументов, посвящённых боевому подвигу защитников Сталинграда.

1.  Мамаев Курган — центральная высота России, святое место для всех славян, именно здесь произошел коренной поворот в ходе Великой Отечественной войны. Созданный здесь памятник – монументальный и величественный ансамбль «Героям Сталинградской битвы»  сохранил на века историю об отваге и бесстрашии защитников Сталинграда в ходе ожесточенных боёв за город. Сооружение комплекса было начато в мае 1959 года, а окончено 15 октября 1967 года. Этот грандиозный скульптурно-архитектурный комплекс выполнен под руководством Вучетича.

2. У входа в комплекс нас встречает аллея пирамидальных тополей. К ней ведёт широкая лестница с призывом "За Советскую Родину, СССР!"223 метра гранитной дороги с посаженными по обеим сторонам тополями, как символами мирной жизни. Стройные тополя, словно солдаты в строю провожают нас к вершине кургана.

1. За композицией “Стоять насмерть” расположены стены-руины. Они, исщерблённые снарядами и автоматными очередями, как свидетели яростных боев зимы 1942-1943 гг. Где-то внутри самих стен тихо звучит музыка, слышится задушевная солдатская песня.  Вдоль каменной полуразрушенной стены движутся люди. Они идут отдать последние почести героическим защитникам Сталинградской земли.

2. Подъем по ступеням широкой лестницы выводит нас на площадь “Стоять насмерть”. Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту города. Высота скульптуры 16,5 м, на ней начертаны надписи, которые лежали в нравственной основе всех совершаемых подвигов: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть», «За Волгой для нас Земли нет", "Не посрамим священной памяти». Вокруг фигуры – бассейн. Есть такое поверье, если бросить в воду монетку, то опять вернешься сюда.

1.  Далее нам открывается площадь Скорби. Над погибшим воином, склонилась мать.  Скорбящая мать — это собирательный образ  женщин, потерявших своих близких на войне. Высота скульптуры – 11 м. У ее основания могила Неизвестного солдата.

2. При входе в Зал воинской славы приходит настроение скорби и печали. На стене зала изображены тридцать четыре символических красных знамени, на которых начертаны имена более 7 тысяч героических защитников Сталинграда. Над знамёнами изображена георгиевская лента, надпись на которой гласит: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!».

1. На вершине кургана стоит скульптура «Родина-мать зовёт!» Как богиня победы – Ника, так и Родина – мать призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление. Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это 52-х метровая фигура женщины, стремительно шагнувшей вперед. В правой руке она держит меч длиной 33 м и весом 14 тонн. Общая высота скульптуры 85 метров, а вес ее составляет восемь тысяч тонн. С вершины кургана виден цветущий город-герой Волгоград.

У.: Ребята, скажите, так какие памятники, расположены на Мамаевом кургане?

У.: На Мамаевом кургане тишина… Дай нам Бог сохранить эту тишину и память о тех страшных военных днях, чтобы они никогда не вернулись к нам вновь. Вашему вниманию песня сказ «На Мамаевом кургане тишина», музыка Александры Николаевны Пахмутовой, слова Виктора Бокова.

(Звучит песня «На мамаевом кургане тишина»)

У.: Скажите, что хотели донести до нас, создатели этого музыкального произведения? (Они хотели рассказать о мужестве нашего народа, пережившего столь суровые испытания в годы войны; о том, почему необходимо сохранять память о героях войны, отдавших свои жизни за Родину).

У.: 2 февраля исполнилось ровно 75 лет, отделивших нас от дня победы русского народа в Сталинградской битве. Сегодня я предлагаю почти всех павших воинов, участников этого сражения минутой молчания.

Звучит метроном.

У.: Спасибо. Сохраняйте память о героях минувших времён, гордитесь ими. Чтобы память поколений никогда не прервалась. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории "Битва под Москвой"

Методическая разработка классного часа для 9 класса (в зависимости от аудитории легко адаптировать), посвящённая битве под Москвой....

Внеклассное мероприятие "Битва за Москву"

Внекоассное мероприятие по истории "Великой Отечественной войне 1041-1945 гг. посвящается. Битва за Москву"...

Внеклассное мероприятие "Битва за Москву"

Мероприятие посвящено 75 – летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой....

Разработка внеклассного мероприятия "Битва за Москву"

Данное внеклассное мероприятие посвящено битве под Москвой. Разработка может использоваться для проведения классного часа или мероприятия на параллель....

Презентация к внеклассному мероприятию "Битва под Москвой"

В презентации представлены исторические справки о битве под Москвой, фотоматериал времен вВеликой Отечественной войны...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Битва за Москву"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Битва за Москву". Можно использовать на уроке при прохождении темы "Великая Отечественная война", а также как внеклассное мероприя...

Внеклассное мероприятие "Битва за Москву".

Цели и задачи:  - формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах; - способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, ...