Методическая разработка внеклассного мероприятия "Битва за Москву"
методическая разработка по истории (10 класс)

Бошектуева Виктория Владимировна

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Битва за Москву". Можно использовать на уроке при прохождении темы "Великая Отечественная война", а также как внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия

      Слайд 1.  Мы приветствуем участников интеллектуальной  игры «Битва за Москву».

Слайд 2. Сегодня 8 ноября мы собрались здесь, чтобы вспомнить историю Великой Отечественной войны, а именно ее первый этап 1941-1942 годы.

   Слайд 3. 7 ноября1941 года на Красной площади в столице нашей Родины  Москве проходил военный парад, посвященный празднику Великой Октябрьской социалистической революции. Прямо с парада  наши солдаты уходили на фронт.

        Слайд 4. В честь этого события мы сегодня вспомним те мужественные страницы защиты нашего Отечества от фашистской Германии.

 Слайд 5. На Москву противник бросил больше танковых и моторизованных дивизий, чем применил в мае 1940 года против Франции, Бельгии и Нидерландов, вместе взятых. От общего количества военной силы, сосредоточенной на советско-германском фронте, на Москву нацеливалось 75% танков (1700), 42% личного состава (1,8 млн человек), 33% орудий и миномётов (свыше 14 тыс.), около 50% самолётов (1390).

 Слайд 6. В Битве за Москву в общей сложности участвовало больше 7 млн. человек.

В игре принимают участие команды - боевые отряды первокурсников.

Представляем состав  жюри -  Председатель - Руководитель по учебной работе ГБПОУ «Авиационный техникум» - Сокольникова Светлана Геннадьевна.

Члены жюри -   Пнева В.В. - заместитель директора по ВР, заведующий   кафедрой ДОЦ - Трифонова Инга Федоровна,  руководитель дневного отделения Новикова Аюна Жаргаловна,  руководитель физического воспитания - Бадмаев Сергей Викторович.

Жеребьевка - капитаны команд, прошу пройти жеребьевку по представлению ваших отрядов. (Заранее)

     Команда озвучивает свое название, девиз.

    Жюри оценивает представление команд.

 Ведущий:

Слайд 7. Первоначальный план блицкрига, операция «Барбаросса» предполагал взятие Москвы в течение первых трёх или четырёх месяцев войны. Однако, несмотря на успехи вермахта в первые месяцы войны, усилившееся сопротивление советских войск помешало его выполнению.

   Немецкое наступление на Москву началось  30 сентября. Целью наступления являлся захват Москвы до наступления холодов.

Генеральный план «Ост»  предусматривал принудительное выселение до 85% советских граждан за Урал, на Северный Кавказ, а также в Южную Америку.

Освободившееся жизненное пространство руководство Германии планировало заселить немцами в течение 30 лет после победоносного окончания войны. Предполагалось, что около 4,5 миллионов немецких поселенцев контролировали бы 14 миллионов славян, оставленных в качестве бесплатной рабочей силы.

 Главной целью Германии в СССР конечно были ресурсы: сельхозугодия, вода, лес, нефть, уголь, железо.

Москву Гитлер рассчитывал сделать таким феодальным придатком Германии.

Для представителей «низших» рас в Москве, скорее всего, функционировала бы только начальная школа, где по представлениям Гитлера должны были преподавать азы арифметики и основы немецкого языка. Единственное удовольствие, которое фюрер мог позволить «недочеловекам» – это музыка. Именно музыкальное искусство, по мнению главного идеолога рейха, должно было воодушевлять рабочую силу на трудовые свершения.

В дневнике генерал-полковника Франца Гальдера есть такая фраза: «Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которые в противном случае мы будем кормить в течение зимы. Задачу уничтожения городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки».

Среди трофеев, которые попали в руки красноармейцев после победы под Москвой, оказался немецкий железнодорожный состав с гранитом, мрамором и прочими отделочными камнями, найденный недалеко от Можайска. По мнению историков, это были материалы для изготовления памятника, который бы символизировал покорение России. Монумент Гитлер намеревался возводить на берегу рукотворного моря, распложенного на месте затопленной Москвы.

Однако перед созданием «Московского водохранилища» фюрер собирался провести на Красной площади парад, на который уже был приглашен французский иностранный легион, экипированный киверами наполеоновской армии. Но планам Гитлера не суждено было сбыться, и камень употребили по другому назначению.

Сегодня боевые отряды первокурсников пройдут  4 этапа  игры.

 Слайд .  Этап «Подвиг». 

 Команда поднимает руку и дает ответ.

 Вопрос 1. Какой подвиг совершил  сержант Дмитрий Велигура 6 декабря 1941 года

Ответ: 6 декабря 1941 года на одном из участков авиазаграждения случалось ЧП - у одного аэростата оборвался трос. Командир поста сержант Дмитрий Велигура схватился за трос, но удержать аэростат, конечно, не смог, слишком велика была подъемная сила. В течение часа сержант подтягивался на тросе при сильном ветре и морозе в 38 градусов, пока не добрался до аэростата и не начал стравливать предохранительный клапан. Это произошло, когда аэростат уже набрал высоту 1500 метров. Дмитрий Велигура приземлился вместе с аэростатом в 110 километрах от поста. Когда его обнаружили, он был сильно обморожен и серьезно травмирован.

Сержант был награжден за этот подвиг орденом Красного Знамени. Спасенный аэростат через несколько дней снова взмыл в небо.

Сержант был награжден за этот подвиг орденом Красного Знамени. Спасенный аэростат через несколько дней снова взмыл в небо.

Вопрос 2.  Какой подвиг  под Москвой повторил  старший конюх

Иван Петрович Иванов села Лишняги  Серебряно-Прудского района 11 декабря 1941 года?  

Ответ:  Иван Петрович Иванов повторил подвиг Ивана Сусанина. Завел в глубокий овраг "Белгородские сосны" немецкую автоколонну из 40 машин. Выбраться из оврага немецкие машины, груженые оружием и провизией, так и не смогли.
С Иваном Ивановым немцы жестоко расправились. Герой был посмертно награжден орденом Отечественной войны.

Вопрос  3. Серьезную опасность для Москвы представляли немецкие дальнобойные артиллерийские батареи, которые могли вести прямой огонь на расстоянии 20 километров. После захвата фашистами Красной поляны, они подошли к Москве "на расстояние выстрела".

Какой подвиг совершила учительница  Елена Горохова?

Ответ: Простая учительница средней школы Елена Горохова,  заметившая передислокации немцев, подтягивавших в район Красной поляны свои дальнобойные батареи, написала командованию Красной армии записку, в которой указала точное расположением частей немцев. Записка ушла за линию фронта и дошла до адресата. Ударами нашей артиллерии вражеская батарея была уничтожена.

Вопрос 4. Что вы знаете о подвиге  первой женщины – Героя Советского Союза  -  Зое Космодемьянской?

Ответ: В составе  диверсионной группы  ВЧ №9903  на свое последнее задание в деревню Петрищево девушка отправилась в ночь на 27 ноября вместе с командиром группы и бойцом Василием Клубковым. Они подожгли три жилых дома вместе с конюшнями, уничтожив при этом 20 лошадей оккупантов. Кроме того, впоследствии свидетели рассказали еще про один подвиг Зои Космодемьянской. Оказывается, девушке удалось вывести из строя узел связи, благодаря чему стало невозможно взаимодействие некоторых немецких частей, занимающих позиции под Москвой.

 Вопрос 5. Какой подвиг совершил  Виктор Талалихин?

Ответ: Виктор Талалихин совершил первый таран в небе над Москвой.

Вопрос 6. Какой подвиг совершили герои-панфиловцы? Какие  знаменитые слова произнес Василий Клочков?

Ответ: 16 ноября 1941 года герои-панфиловцы во главе с политруком Василием Клочковым  у деревни Дубосеково уничтожили 18 вражеских танков. Последние слова Василия Клочкова: « Велика Россия, а отступать некуда. За нами Москва!»

 Вопрос 7. В 1941 году защитники Москвы страдали  от нехватки продовольствия. От сильных морозов продукты рассыпались в труху. Портились даже консервы.  И тогда за советом обратились к бывшему царскому  военному интенданту.  Когда этого очень пожилого человека привезли к Сталину и объяснили суть проблемы, он сказал:  «Русскую армию спасут три «с». Этот совет действительно помог. Назовите  хотя бы два продукта, о которых идет речь.

Ответ: Спирт, сало и сухари.

Слайд 21. В результате контрнаступления под Москвой и общего наступления немецкие части были отброшены на 100—250 км. Полностью были освобождены Тульская, Рязанская и Московская области, многие районы Калининской, Смоленской и Орловской областей.

2 этап. Шифровка.

 Командам предоставляется шифровка. Необходимо расшифровать имена  советских маршалов за 3 минуты.

 Слайд 22.  3 этап. Музыка военных лет.

Командам предлагается прослушать и отгадать название песни.

1. Эта песня, известная также по первой строчке  стала своего рода гимном защиты Родины от фашистов.  В конце июня 1941 года были опубликованы стихи поэта Лебедева-Кумача, после чего композитор Александров практически сразу же написал к ним музыку. Впервые она прозвучала  26 июня 1941 года на Белорусском вокзале, ее исполнила группа Краснознаменного ансамбля песни и пляски СССР.  Песня приобрела массовую популярность и транслировалась по всесоюзному радио ежедневно после боя курантов. ( «Священная война»).

2. Эта песня родилась из письма журналиста Алексея Суркова с фронта своей жене Софье Андреевне  в 1941 году. А уже в 1942 году композитор  Константин Листов написал музыку. ( «В землянке» )

3. Песня впервые прозвучала в фильме «Трактористы» в 1939 году. Задорная, зажигательная и очень мелодичная она стала лейтмотивом картины. Инициатором создания такой именно песни, по свидетельству ее авторов — поэта Бориса Ласкина и композиторов Дмитрия и Даниила Покрасс, был режиссер-постановщик “Трактористов” Иван Александрович Пырьев.  («На границе тучи ходят хмуро», или «Три танкиста»)

4. Песня была частью сюиты, написанной композитором А. Новиковым  и поэтом  Яковом Шведовым в 1940 году.  В ней воспевалась девушка-партизанка времён гражданской войны.  (4. «Смуглянка»)

5. Эта песня появилась на свет за несколько лет до Великой Отечественной войны в 1938 году. Поэт Михаила Исаковскиий и композитор Матвей Блантер.

Сильное впечатление  песня  производила не только на наших бойцов, но и на фашистов. Особенно в исполнении самого грозного артиллерийского оружия Красной Армии – мобильных реактивных минометов БМ-8 и БМ-13 (5. «Катюша»).

4 этап. Военная техника.

1. Как расшифровывается аббревиатура знаменитого пистолета советских офицеров ТТ.

Ответ: Тульский  Токарева

2. Под их руководством был создан лучший танк  Второй мировой войны - Т-34. Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Немецкие войска не ожидали такой мощной техники у СССР. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, защитными, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.

Назовите имя (имена) конструкторов.

Ответ: М.И. Кошкин, А.А. Морозов, Н.А.Кучеренко создали танк Т-34, превосходивший зарубежные танки. В 1940-1941гг. советская промышленность выпустила около 2 тыс. танков Т-34.

3. Осенью  и зимой 1941 года в Москве были ужесточены требования к маскировке. Обязанности по маскировке были четко распределены между представителями гражданских специальностей.  Маскировкой существующих объектов занимались архитекторы.  Созданием ложных объектов занимались художники-декораторы.

? А кто проверял качество маскировочных работ?

Ответ: летчики.

4. Как расшифровать аббревиатуру КВ на танке?

Ответ: Клим Ворошилов. 

5. Какие самолеты защищали небо Москвы? Назовите имя конструктора самолета-истребителя.

Ответ: Москву защищали полки 6-го истребительного авиакорпуса под командованием полковника Климова. Они имели 600 истребителей, из которых более половины — самолеты новейшего типа, двухмоторные пикирующие бомбардировщики Пе-2, которые также эффективно использовались как ночные истребители.

Пе-2. Конструктор  Владимир Михайлович Петляков.

6. Он создал самолет по прозвищу «летающий танк». Назовите имя этого конструктора.

Ответ: Сергей Ильюшин. Самолет Ил-2, Ил-4. Еще до войны эти самолеты ставили рекорды высоты, дальности и грузоподъемности.

Жюри подводит итоги.

Ведущий: Историческое значение Московского сражения.

  • Советская армия уничтожила 40 немецких дивизий
  • Враг потерял убитыми, ранеными и пропавшими без вести более 500 тысяч человек, 1,3 тысячи танков, 2,5 тысячи орудий и другой техники.
  •  Безвозвратные потери СССР  составили 936 644 человека, санитарные — 898 689 человек.
    Был сорван план блицкрига и война приняла затяжной характер
  • Победа СССР под Москвой подняла боевой дух советского народа и разрушила миф о непобедимости Гитлера.
  • Московское сражение стало первым поражением Гитлера.
  • Оно вдохновило на подвиги советский народ.

Сорвало план блицкрига.

Слово предоставляется жюри.

Награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка внеклассного занятия по патриотическому воспитанию "Мы шагаем по Москве"

...Звучит мелодия «Я шагаю по Москве» в исполнении Н. Михалкова- Сейчас вы услышали слова из веселого марша А. Петрова «Я шагаю по Москве» в исполнении Никиты Михалкова.Мы с вами тоже много шагали по ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия " Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва"

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, технологическая карта ур...