Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс)

Галикеев Нияз Наилевич

Рабочая программа по истории 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_istoriya.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель МО

_________/Габдуллина Л.Р./

Протокол №   ____

от «____» __________201__ г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «СОШ № __» НМР РТ

_________/Базилевских Н.А/

от «____» _________ 201__ г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № __» НМР РТ

_________________/Юнусов Д.Р. /

Приказ №  _______________

от «____»   _________  201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории для 5 А, Б класса

Галикеев Нияз Наилевич

Учителя без квалификационной категории

МБОУ «СОШ №5» НМР РТ

г. Нижнекамск, 2019 год

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения истории. Личностные: 

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

- складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметные:

Регулятивные:

 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность. Познавательные:

 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

 выделять явление из общего ряда других явлений;

 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

 резюмировать главную идею текста;

 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями. Коммуникативные:

 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др. Предметные:

- освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

- владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;

- умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

- составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;

- понимание вклада древних народов в мировую культуру.

Содержание учебного предмета.

История Древнего мира

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Первобытность.

Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир.

Понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Восток.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды..

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей..

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена..

Древняя Греция.

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры. Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим.

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.

Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города- государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся (или основные формы внеурочной деятельности обучающихся)

1

История Древнего мира

2

Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник; Учувствовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю

2

Первобытность

4

Показывать на карте места расселения древнейших людей; Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы; Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества;

3

Древний мир

1

Объяснять, как ведется счет лет до н.э. и н.э., используя ленту времени; Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории.

4

Древний Восток

20

Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии; древние города и государства Восточного средиземноморья; территорию Персидской державы; территорию древней Индии; территорию и центры древнеегипетского государства. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения, крупнейших городах Древней Месопотамии; о культуре Древней Ассирии (используя иллюстративные материалы); о культуре Древней Индии, высказывая суждения о ее вкладе в мировую культуру. Объяснять, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире; в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе; предпосылки и следствия создания финикийцами алфавита, значение перехода к монотеизму (в иудаизме); какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев; значение понятий империя, конфуцианство; какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества; Характеризовать источники, рассказывающие о древних цивилизациях (материальные и письменные источники, законы Хаммурапи); 1)основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др. 2)особенности власти фараонов и порядок управления страной; условия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии, положение представителей отдельных каст; занятие и положение населения в Древнем Китае. Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец, пирамида, папирус; Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру.

5

Древняя Греция

20

Показывать на карте территории древнегреческих государства, места значительных событий; на карте направления походов Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции; о том, как утверждались демократические порядки в Афинах; о развитии наук, образовании в Древней Греции. 247 Характеризовать верования древних греков, объяснять какую роль играли религиозные культы в греческом обществе; политический строй древнегреческих государств-городов (Афины и Спарта); афинскую демократию при Перикле. Объяснять значение понятий полис, демократия, олигархия, колонизация, метрополия; что значило в древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков; в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие; причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока. Давать сравнительную характеристику общественно- политического устройства Афин и Спарты. Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения. Составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского. Раскрывать значение понятия эллинизм. Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма.

6

Древний Рим

19

Показывать на карте местоположение древнейших государства на территории Италии; На карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после ее разделения; на карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии; о хозяйственной жизни в древнем Риме, положении трудового населения, рабов; о культурной жизни в Древнем Риме; как строились отношения между Римом и провинциями. Раскрывать значение понятий патриций, плебс, республика; консул, трибун, сенат, диктатор, легион, император, провинция. Объяснять кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему учувствовал в политической борьбе; в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан. Характеризовать верования древних жителей Италии; причины и итоги войн Рима; политическую жизнь в древнем Риме и ее участников, важнейшие события. Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника. Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества. Выявлять примеры влияния античного искусства в современной архитектуре.

7

Народы и государства на территории нашей страны в древности

2

Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древнейшие государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов, древних государств. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

8

Резерв

2

Итоговое повторение за курс 5 класса

Итого

70

Календарно-тематическое планирование

урока (сквозная нумерация)

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

5 А

5 Б

История Древнего мира (2 часа).

1

 Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»).

1

1 неделя

1 неделя

2

Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

1

1 неделя

1 неделя

Первобытность (4 часа).

3

Расселение древнейшего человека. Человек разумный.

1

2 неделя

2 неделя

4

Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.

1

2 неделя

2 неделя

5

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской.

1

3 неделя

3 неделя

6

Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

1

3 неделя

3 неделя

Древний мир (1 час).

7

Понятие и хронология. Карта Древнего мира.

1

4 неделя

4 неделя

Древний Восток (20 часов)

8

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения.

1

4 неделя

4 неделя

9

Управление государством (фараон, чиновники).

1

5 неделя

5 неделя

10

Религиозные верования египтян. Жрецы.

1

5 неделя

5 неделя

11

Фараон-реформатор Эхнатон.

1

6 неделя

6 неделя

12

Военные походы. Рабы.

1

6 неделя

6 неделя

13

Познания древних египтян.

1

7 неделя

7 неделя

14

Письменность.

1

7 неделя

7 неделя

15

Храмы и пирамиды.

1

8 неделя

8 неделя

16

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения.

1

8 неделя

8 неделя

17

Города-государства.

1

9 неделя

9 неделя

18

Мифы и сказания. Письменность.

1

9 неделя

9 неделя

19

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

1

10 неделя

10 неделя

20

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит.

1

10 неделя

10 неделя

21

Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

1

11 неделя

11 неделя

22

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

1

11 неделя

11 неделя

23

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

1

12 неделя

12 неделя

24

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства.

1

12 неделя

12 неделя

25

Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли.

1

13 неделя

13 неделя

26

Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство).

1

13 неделя

13 неделя

27

Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

1

14 неделя

14 неделя

Древняя Греция (20 часов)

28

Население Древней Греции: условия жизни и занятия.

1

14 неделя

14 неделя

29

Древнейшие государства на Крите.

1

15 неделя

15 неделя

30

Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.).

1

15 неделя

15 неделя

31

Троянская война. «Илиада» и «Одиссея».

1

16 неделя

16 неделя

32

Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

1

16 неделя

16 неделя

33

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос.

1

17 неделя

17 неделя

34

Развитие земледелия и ремесла.

1

17 неделя

17 неделя

35

Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена.

1

18 неделя

18 неделя

36

Спарта: основные группы населения, политическое устройство.

1

18 неделя

18 неделя

37

Спартанское воспитание.

1

19 неделя

19 неделя

38

Организация военного дела.

1

19 неделя

19 неделя

39

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.

1

20 неделя

20 неделя

40

Афинская демократия при Перикле.

1

20 неделя

20 неделя

41

Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство.

1

21 неделя

21 неделя

42

Пелопоннесская война.

1

21 неделя

21 неделя

43

Возвышение Македонии.

1

22 неделя

22 неделя

44

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр.

1

22 неделя

22 неделя

45

Спортивные состязания; Олимпийские игры.

1

23 неделя

23 неделя

46

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад.

1

23 неделя

23 неделя

47

Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

1

24 неделя

24 неделя

Древний Рим (21 час)

48

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски.

1

24 неделя

24 неделя

49

Легенды об основании Рима.

1

25 неделя

25 неделя

50

Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы.

1

25 неделя

25 неделя

51

Верования древних римлян.

1

26 неделя

26 неделя

52

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал.

1

26 неделя

26 неделя

53

Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье.

1

27 неделя

27 неделя

54

Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

1

27 неделя

27 неделя

55

От республики к империи. Гражданские войны в Риме.

1

28 неделя

28 неделя

56

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти

1

28 неделя

28 неделя

57

Октавиан Август. Римская империя: территория, управление.

1

29 неделя

29 неделя

58

Возникновение и распространение христианства.

1

29 неделя

29 неделя

59

Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.

1

30 неделя

30 неделя

60

Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

1

30 неделя

30 неделя

61

Культура Древнего Рима.

1

31 неделя

31 неделя

62

Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство

1

31 неделя

31 неделя

63

Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура.

1

32 неделя

32 неделя

64

Пантеон. Быт и досуг римлян.

1

32 неделя

32 неделя

65

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

1

33 неделя

33 неделя

66

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

1

33 неделя

33 неделя

67

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век.

1

34 неделя

34 неделя

68

Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.

1

34 неделя

34 неделя

Резерв (2 часа)

69

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса

1

35 неделя

35 неделя

70

Анализ к/р.

Итоговое повторение

«История Древнего мира»

1

35 неделя

35 неделя

Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения,

внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...