Технологическая карта учебного занятия по истории по теме "Крымская война"
план-конспект занятия по истории (10 класс)

Бодрова Маргарита Вячеславовна
Технологическая карта учебного занятия содержит цель и задачи занятия, этапы занятия, проблемный вопрос, работу с документами, картой и рабочими листами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krymskaya_vyna_-1.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

А.

Технологическая карта  учебного занятия по истории по теме    «Крымская война»

Цель занятия: на основании изучения и анализа  исторических событий сформировать представление у обучающихся о причинах, этапах  войны  и её итогах; подвести к выводу о том, что война оказала значительное влияние на  развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации

Задачи:

 Образовательные:

- выявить причины войны и  последовательность событий,  

- охарактеризовать основные события Крымской войны;

- дать оценку действиям участников войны.

Развивающие:

- продолжить развитие навыков  работы с картой, документами, умения выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи.

Воспитательные:

-воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах  мужественной обороны Севастополя  российскими солдатами,  и матросами, на примере героического труда врачей и сестёр милосердия в условиях осажденного Севастополя.

Планируемые результаты:

Предметные: (знания, умения)

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- развитие умения рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

Личностные: 

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Российской империи;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса к изучаемому событию

Метапредметные

-развитие  способности сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству в группах

формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

Оборудование занятия:

Учебник. Волобуев, Клоков Рогожкин «Россия и мир» учебник для 10-11 классов базовый уровень;

Карта «Крымская война 1853-1856г.г.»;

Схемы Синопского сражения, обороны Севастополя;

Портреты Николая I , адмиралов Нахимова, Истомина, матроса  Петра Кошки медсестры Дарьи Севастопольской;

Мультимедиапроктор;

Рабочие листы

План занятия:

  1. Причины войны.
  2. Силы сторон.
  3. Ход военных действий.
  4. Итоги войны. Парижский конгресс.
  5. Этапы занятия

Этапы занятия:

I.Организационно-мотивационный.

  1. Вспомните, что такое восточный вопрос? Какие события внешней политики России связаны с его разрешением?

Причины войны заключались в противоречиях между европейскими государствами на Ближнем Востоке , борьбе европейских государств за влияние на слабеющую и охваченную национально-освободительными восстаниями Османскую империю.

Османская империя потеряла, а Россия приобрела Крым и Закавказское побережье в Русско-турецких войнах 1828-1829гг.

Деятельность обучающихся: делают выводы, логически рассуждают, анализируют, сравнивают, доказывают

 С помощью педагога формулируют познавательной цели; структурируют знания; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Педагог проговаривает слова НиколаяI  « Турция – это больной человек и его наследство можно и нужно делить»

Преподаватель предлагает обучающимся найти в учебнике, на что рассчитывал Николай I в предстоящем конфликте.

  1. На нейтралитет Великобритании за обещанные территории-  Крит и Египет.
  2. Н поддержку Австрии в качестве благодарности за подавление венгерской революции.

Обучающиеся делают вывод, что каждая страна преследовала свои внешнеполитические выгоды и заполняют таблицу

Страны – участницы войны

Цели стран-участниц

Российская империя

Пересмотр режима черноморских проливов

Усиление влияния на Балканском полуострове

Османская империя

Подавление национально-освободительного движения на Балканах

Возвращение Крыма и Черноморского побережья Кавказа

Англия

Франция

Подрыв международного авторитета России, ослабление её позиций на Ближнем Востоке;

Отторжение от России территорий Польши, Крыма, Кавказа, Финляндии, укрепление своих позиций на Ближнем Востоке.

  1. Вспомните, каким был режим черноморских проливов Босфора и Дарданеллы к началу военных действий?

Обучающиеся работают с документом и отвечают на вопрос

По Лондонской конвенции 1848 г. судоходство в проливах ставилось под международный контроль, провозглашался принцип их закрытия для военных кораблей всех европейских держав в мирное время. Для России это означало изоляцию её флота в черноморском бассейне и отсутствие уверенности в безопасности её южных границ, так как Османская империя могла в случае военных действий открыть проливы для кораблей европейских держав.

Действия обучающихся:

слушают, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

формируют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими

  1. Когда и при каких условиях Османская империя потеряла Крым и черноморское побережье Кавказа?

Обучающиеся находят ответ в учебнике

Россия пробрела эти территории в результате двух войн с Турцией во второй половине XVIII века и двух войн в первой половине XIX

II этап.  Изучение нового материала.

1.Преподаватель проговаривает тему и цель  занятия и ставит проблемный вопрос

Почему  Россия, победоносно сражавшаяся с неприятелем на протяжении XVIII столетия, давшая отпор  Наполеону, в середине XIX в. потерпела сокрушительное поражение в Крымской войне?

2.Силы сторон.

 Обучающиеся делают записи в тетради:

Участники войны: Российская империя с одной стороны; Османская империя, Англия и Франция с другой. Враждебный нейтралитет по отношению к России со стороны Австрии и Пруссии.

Вывод: у России в войне не было союзников!

3.Игра в пазлы «Состояние российской армии накануне Крымской войны»

Обучающимся раздаются карточки, из которых они должны составить блоки и наклеить их на чистый лист бумаги.

Рекрутская система формирования армии

Большие расходы государства на содержание армии

  Содержание армии численностью более 1 млн. чел.

Отсутствие дееспособного генштаба

Ошибки в разработке стратегических планов ведения войны

Войска сосредоточены по всей территории страны

Много времени на переброску войск к театру военных действий

Отсутствие разветвлённой системы железных дорог

Низкая манёвренность войск

Процветание в армии муштры, наказаний, показных парадов

Отсутствие инициативы, привычка бездумно выполнять приказы

Тяжёлая амуниция солдат

Трудности во время ведения боя

Плохое техническое оснащение армии

Необходимость ведения ближнего боя, что повышало уязвимость солдат, трудности ведения морских сражений.

Преобладание парусного флота

Действия обучающихся: делают выводы, логически рассуждают, анализируют, сравнивают, доказывают.

4.Ход военных действий.

Обучающиеся делают запись в тетради:

20 октября 1853 г. НиколайI подписал Манифест о начале войны с Турцией

I этап войны: ноябрь 1853 – апрель 1854 – русско-турецкие военные действия

II этап: апрель 1854 – февраль1856 – англо-французская интервенция в Крым, появление кораблей западных держав в Балтийском и Белом морях, на Камчатке.

Сообщения обучающихся:

  1. Синопское сражение.

Вопрос обучающимся:

Почему блестящая победа русского флота при Синопе явилась поводом для прямого вмешательства Англии и Франции в военный конфликт между Россией и Османской империей.

  1. Оборона Севастополя.

Вопросы обучающимся:

2.1. Почему действия главных сил союзников были направлены против Севастополя ?

2.2. В каких условиях оказался Севастополь?

2.3.Почему противники так долго не могли овладеть Севастополем? И почему Севастополь все-таки пал?

Действия обучающихся: делают выводы, логически рассуждают, анализируют, сравнивают, доказывают.

3.Подвиг врачей и сестёр милосердия.

Действия обучающихся:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Действия обучающихся:

нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

5. Работа с документами и вопросы к ним:

  1. Рабочий лист, документ № 1.

Почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли в Севастополе, В.А. Корнилов и П.С. Нахимов не только выполнили этот приказ, но и нашли слова для подчинённых, доказывающие правильность этого решения?

5.2. Рабочий лист, документ № 2

 Прочитайте о решениях Парижского конгресса и назовите условия Парижского мирного договора. Дайте определение термину «нейтрализация Чёрного моря»

5.3. Рабочий лист, документ № 3

Как вы понимаете фразу журналиста И. Горизонтова «Чувствовалось, что Европа нас победила не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития». Как вы понимаете эту фразу?

III.Первичное осмысление и закрепление

1.Почему именно в 1853 году Николай1 решил начать войну с Османской империей ?

2.-Выясните причины и повод войны 1853-1856 гг., а также обозначьте участников этого конфликта, опираясь на текст учебника на стр. 94

3.-Какие страны оказались втянуты в эту войну и какие цели они преследовали ?

4. Каковы же причины Крымской войны?

5.Что послужило поводом к началу войны?

6.Что показал первый этап войны в расстановке сил ?

7.Почему Парижский мир 1856 г. для русской дипломатии оказался провалом ?

IV этап. Рефлексия осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Почему  Россия, победоносно сражавшаяся с неприятелем на протяжении XVIII столетия, давшая отпор  Наполеону, в середине XIX в. потерпела сокрушительное поражение в Крымской войне?

Деятельность обучающихся: оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, оценивание качества и уровня усвоения

Обучающиеся работают с карточкой №1

Карточка № 1

В результате занятия мне открылись:

  • Три самых важных имени - Нахимов, Корнилов, Тотлебен. Николай I, Дарья Севастопольская, Петр Кошка.
  • Три самых важных события –  оборона Севастополя, Парижский мир, оборона Соловецкого монастыря, появление военных кораблей Англии и Франции у брегов Камчатки.
  • Три самых важных качества – смелость, мужество, милосердие, патриотизм, честь и достоинство, ответственность, самообладание.
  • Три самых важных чувства – любовь, гордость, интерес, обида, печаль, восторг.

Карточка №2: у меня вызвало затруднение…

Карточка №3: мне особенно запомнилось…

V. Домашнее задание: п.14, ответить на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"

В технологической карте  учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных  игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...

Технологическая карта учебного занятия по теме «Who does what»

Коспект занятия представлен в виде технологической карты. Цели урока:  - формирование знаний об образовании вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем простом времени.-   формир...

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»...

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью...

Технологическая карта учебного занятия английского языка в 5 классе "Учебные предметы. Расписание уроков."

Технологическая карта урока изучения нового материала по теме "Учебные предметы. Расписание уроков" в 5 классе, УМК "Английский язык" Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К....

Технологическая карта учебного занятия на учебно-опытном участке

Предметные области данной разработки -география, биология, экология, химия...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ тема занятия: «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»

Технологическая карта учебного занятия  по теме «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»...