Программа по внеурочной деятельности 6 класс Истрия Самары
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс)

Софьина Ксения Сергеевна

История Самарского края , исторические памятники города, основатель Самары

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №128 имени Героя Советского Союза А.А. Тимофеевой-Егоровой»

городского округа Самара

Принята

на заседании методического объединения гуманитарного цикла

Протокол от _____________ № ___

Председатель М/О

___________  

Проверена

заместителем директора по УВР

__________ Т.В. Антропова

«____»_____________2016г.

Утверждаю

Директор

МБОУ Школа №128 г.о. Самара

___________ Л.А. Полстьянова

Приказ от ___________ №_____ М.П.

                         Рабочая программа курса внеурочной деятельности                            6,Б класс

                                                     

                                                  «История Самарского края»                            

Форма организации: кружок

Направление: правовое

Срок реализации: ____1__ год

Программа составлена:

учителем истории и обществознания

Софьина К.С.

Самара 20 ___ г.


  1. Пояснительная записка

Правовой базой для составления программы являются:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка.
  2. Закон РФ «Об образовании».
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  4. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2012-2015 годы”.
  5. Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2013 г. № 30-51-131/ 16).
  6. Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 31.01.2014 г. № 90/30-16).
  7. Программа развития МБОУ Школа №128
  8.  настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн - террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой - социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

«Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально-грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право» - вот что об этом говорится в национальной образовательной инициативе

Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно нравственного и правового долга.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина;

В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.

Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога - позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

Г лавное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Цель программы:

  • Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовнонравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
  • Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи программы:

  • Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
  • Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям,
  • +обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
  • Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
  • Развитие нравственных взаимоотношений в семье;

Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к Организация программы.

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на пять лет. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

I уровень:

Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач

обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения односельчанами, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране.

II уровень:

  1. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе. В учебно воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценны 

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности 

 МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Направления внеурочной деятельности

Будут сформированы:

Духовно-нравственное направление

  • Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция.
  • Понимание и осознание  моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе  этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
  • Положительный  опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сформированная коммуникативная компетенция.
  • Уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.
  • Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
  • Уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.
  • Бережное отношение к традициям своей семьи и образовательного учреждения.

Общеинтеллек-туальное направление

  • Осознанное ценностное отношение к  интеллектуально-познавательной  деятельности  и  творчеству.
  • Потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности.
  • Мотивация  к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно-практической деятельности.
  • Компетенции  познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями  (поиск, переработка, выдача информации).
  • Способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию.
  • Механизм самостоятельного поиска и обработки новых знаний  в повседневной практике взаимодействия с миром.
  • Внутренний субъективный мир личности с учетом уникальности, ценности и психологических возможностей каждого ребенка.

Общекультурное направление

  • Понимание и осознание  моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе  этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
  • Понимание и осознание эстетических и художественных ценностей  отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.
  • Способность  видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
  • Эмоционально реагировать на негативные  проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
  • Эстетическое отношение к окружающему миру и самому себе.
  • Потребность повышать свой культурный уровень, потребность в самореализации в различных видах творческой деятельности.
  • Способность  взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, на нравственно-этических началах.
  • Бережное отношение к традициям своей семьи и образовательного учреждения.

Социальное направление

  • Социальные  знания  (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание  социальной реальности и повседневной жизни.
  • Позитивное отношение школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностное отношение к социальной реальности в целом.
  • Социальный опыт, необходимый для жизни в обществе, социуме, и навык  самостоятельного социального действия.
  • Компетенции социального взаимодействия с обществом, общностью:  сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность.
  • Умение коммуникативного взаимодействия  с окружающими людьми, социо-культурные нормы  поведения в различных ситуациях межличностного  и межкультурного общения.
  • Ценностное отношение к  окружающей среде, природе;  потребность в  природоохранной деятельности, участие в экологических инициативах, проектах, в потребность в социально-значимой деятельности.


2.Содержание внеурочного курса. деятельности указанием форм организации и видов деятельности.

Вид внеурочной деятельности

Образовательные формы

1. Игровая

Ролевая игра

Деловая игра

Социально-моделирующая игра

2. Познавательная

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы

Дидактический театр, общественный смотр знаний

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

3. Проблемно-ценностное общение

Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы

Школьные благотворительные концерты, выставки

5. Художественное творчество

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе

Социальные проекты на основе художественной деятельности

6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми)

КТД (коллективно-творческое дело)

Социальный проект

7. Трудовая (производственная) деятельность

ЛЕГО-конструирование

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика»

Субботники

8. Спортивно-оздоровительная

деятельность

Беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Школьные спортивные турниры

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты

9. Туристско-краеведческая деятельность

Образовательные экскурсии

Туристический поход

Краеведческая экспедиция

Туристско-краеведческая экспедиция

  1. Тематическое планирование

Разделы и темы

Общее количество часов

Теоретические занятия (кол-во часов)

Практичес-кие занятия) (кол-во часов)

Планируемые сроки

1.

1.Знакомство с городом.

1

1

1.

Сентябрь -Октябрь

1.САМАРА -МАЛАЯ РОДИНА

10

5

5.Создание проекта, макет городка Самара.

Сентябрь –Октябрь- Ноябрь

2.

1 Основание города.

3.

2 Основание города.

4.

3.Откуда произошло название города.

5.

4. Откуда произошло название города

6.

5.Основание города.

7.

6. Основание города.

8.

7. Первые постройки в городе.

9.

8. Первые постройки в городе.

10.

9. Старинные улицы.

11

10. Старинные улицы.

2.Исторические памятники города.

15

5

10 Посещение виртуально исторических мест.

Декабрь- Январь-Февраль-Март

12.

1. Дом купца Головина

13.

2.Дом купца Головина

14.

3. Дом Курлиной

15.

4. Дом Курлиной

16.

5. Храмы города

17.

6.Храмы города

18.

7. Костел

19.

8.Костел

20.

9.Драматический театр

21.

10.Драматический театр

22

11 Площадь Кубышева.

23.

12. Площадь Кубышева.

24.

13.Памятники города

25.

14. Памятники города

26.

15. Памятники города

3.Красивые места города.

8

3

5 Создание калаша из красивых мест города.

Апрель-Май

27.

1.Шеряево

28

2.Гора Стрельная

29

3.Замок Гарибальди

30.

4.Жигулевские горы

31.

5.Красивые места города

32.

6.Бункер Сталина

33.

7.Бункер Жукова

34.

8.Обобщение

ИТОГО

__34___ часов

_14__часов (_____%)

__21__часов (_____%)

                                                 

   3.Тематическое планирование.

№ урока

№ темы

Содержание материала

Дни недели

1

1

Введение.

01.09-03.09

Т.1. Самара малая родина

2

1

Основание города.

03.09 – 10.09

3

2

Откуда произошло название города.

10.09 – 17.09

4

3

Основатель города.

17.09 – 24.09

5

4

Первые постройки в городе.

24.09 – 01.10

6

5

Старинные улицы.

01.10 – 08.10

7

6

Князь Засекин.

8.10 – 15.10

Т.2 Исторические памятники.

8

1

Дом купца Головина

15.10 22.10

9

2

Дом Курлина

22.10 - 29.10

10

3

Храмы города

05.11 – 12.11

11

4

Костел

12.11 – 19.11

12

5

19.11 – 26.11

13

6

Налоги, уплачиваемые гражданами.

26.11 – 03.12

14

7

Экономические цели и функции государства

03.12 – 10.12

Т.3. Социальная сфера

15

1

Социальная структура общества.

10.12 – 17.12

16

2

Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.

17.12 – 24.12

17

3

Семья. Отношения между поколениями

09.01 – 14.01

18

4

Социальные ценности и нормы.

14.01 – 21.01

19

5

Межнациональные отношения.

21.01 – 28.01

Т.4. Сфера политики и социального управления

20

1

Власть. Роль политики в жизни общества.

28.01 – 04.02

21

2

Понятие и признаки государства.

04.02 – 11.02

22

3

Формы государства

11.02 – 18.02

23

4

Политические режимы.  

18.02 – 25.02

24

5

Участие граждан в политике и управлении.

25.02 – 04.03

25

6

Демократия.

04.03 – 11.03

26

7

Политические партии и движения,

11.03 – 18.03

Т.5. Право

27

1

Норма права. Нормативный правовой акт.

18.03 – 23.03

28

2

Правоотношения. Правонарушение.

01.04 – 08.04

29

3

Юридическая ответственность.

8.04 – 15.04

30

4

Органы государственной власти Российской Федерации

15.04 – 22.04

31

5

Конституционные обязанности гражданина.

22.04 – 29.04

32

6

Механизмы  реализации  и  защиты  прав    и  свобод  человека  и гражданина.

02.05 – 06.05

33

7

Отрасли права.

06.05 – 13.05

34

8

Практическое занятие по теме.

13.05 – 20.05

п\п

Наименование разделов и тем.

Теория

Кол-во

часов

Практик а Кол-во часов

Вид деятельности

Дата проведения

по

плану

факт.

Раздел 1. Летопись родного края

1

Мир вокруг нас

1

Видеокругозор

2

С любовью к России

1

1

Беседа

3

Дом, где живёт уважение

1

1

Занятие в форме путешествия «Приглашаю в гости»

4

Улицы хранят имена героев

1

2

Экскурс в историю города, поселка, села.

5-6

Моя семья в истории ВОВ

1

2

Поисковая работа, проекты

7-8

Из семейного альбома. Создание школьного альбома памяти.

1

2

Фотовыставка с комментариями

9-10

"...Как будто лишь вчера закончен бой": война глазами детей

1

2

Мероприятие

Раздел 2. Основы военной и специальной подготовки

18

Во славу Отечества

1

Беседа

11

Почему ружье называют винтовкой?

1

Исторический

комментарий

12

Мушкетеры и пикинеры.

1

Исторический

комментарий

13

«Твои рядовые, Россия»

1

Презентация, торжественная линейка у Вечного огня

14

Стихами Отчизне служить

1

Праздник

15

16

Смотр строя и песни «Красив в строю - силён в бою»

2

Смотр строя и песни

17

18

Спортивные соревнования «Сильные, смелые, ловкие»

2

Соревнования

19

20

Соревнование «Сильные люди»

2

Соревнование

21

Библиотека «Дети и война»

1

Экскурсия

22

23

Военно-спортивная игра «Зарничка»

1

4

Военноспортивная игра

Итого

11

23

Всего

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...

Образовательная программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по математике", 8 класс

Программа курса предназначена для учащихся 8 класса, желающих заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий инт...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...