Олимпийские игры в древности
план-конспект урока по истории (5 класс)

Кудерова Мария Павловна

Открытый урок истории в 5 классе (2017 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiyskie_igry_v_drevnosti.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №9 среднего  общегообразования открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Методическая разработка

урока истории в 5 классе

Тема урока:

«Олимпийские игры в древности»




                                                             Подготовлена учителем истории

и обществознания Кудеровой М.П.



г. Кинель,  2018год

Конспект урока истории в 5-м классе по теме

"Олимпийские игры в древности" 

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в  древности и показать их значение в жизни Древней Греции.  
  2. Способствовать развитию умений и навыков учащихся работы с   текстом, используя логическое мышление и изученный материал; работы с картой; формировать навыки самостоятельной подготовки проекта;
  3. Расширять кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

План урока:

1.История возникновения Олимпийских игр.

2. Какие виды спорта были самыми первыми.

3. Какие традиции связаны с играми.

Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, элементы здоровьесберегающей технологии.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная и индивидуальная работа.

Оборудование урока и использованная литература:

  1. Учебник "История Древнего мира" Вигасина, Свенцицкой, Годера, Москва, 2013, п. 33;
  2. Энциклопедия "История. Древний мир". Издательство "Олма-Пресс", 2010 г.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Презентации.
  5. Карта "Древняя Греция".
  6. Раздаточный материал для проекта.

Цифровые образовательные ресурсы: 

1.http://lesson-history.narod.ru/map/gr-kolon.gif

2.http://class2004.ru/index.php/drevnieolimpiiskieigry

3.http://news.bcm.ru/sport/2011/2/13/22901/1

4.http://www.olympic.kz/content.php?id=001

5.http://www.olympic-history.ru/istoriya-ellady/nauka.html

6.http://www.olympic.kz/content.php?id=070

Ожидаемые результаты: 

В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением.

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Сравнивать.

7. Анализировать – выделять главное.

8. Представлять информацию в разных формах (проект).

Личностные

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Ход урока

1Организационный момент 

2. Вступительная беседа.

3. Изучение нового материала.

Тема нашего урока Олимпийские игры в древности.                     (Слайд 1)

Каждые два года люди на всей планете с нетерпением ожидают олимпийских игр зимних или летних.                                                                           (Слайд 2)

К этому празднику не только спорта, но и единения народов готовятся все.

                                                                                                             (Слайд 3)

В ходе нашего урока вам предстоит узнать:

- С чего началась история олимпийских игр

- Какие виды спорта были самыми первыми

- И какие традиции связаны с играми.                                                   (Слайд 4)

Первые олимпийские игры прошли в Греции в 776 году до н.э. в г. Олимпия.

                                                                                                            (Слайд 5)

Этот город был открыт для людей только на время проведения игр. В остальные дни он принадлежал богам. Олимпия была священным местом и преступником объявлялся каждый, кто пытался войти туда с оружием в руках.                                                                                                 (Слайд 6)

Вообще в год когда проводились олимпийские игры объявлялось перемирие со всеми воюющими государствами. Дороги становились безопасными. Никто не боялся, что на него нападут во время пути в Олимпию.  (Слайд 7)

Существует несколько версий появление идеи игр. Одна из них связана с древнегреческим мифом.                                                                   (Слайд 8)

Сообщение ученика.

Когда-то давным-давно всем на земле правил титан Кронос. Ему предсказали что он умрет от руки своего ребенка поэтому Кронос как только рождался у него сын или дочь немедленно их проглатывал. Жена Кроноса Рея родила ему еще одного сына и очень боялась что его ждет та же участь. Тогда она решила вместо ребенка завернуть в ткань камень и отдать его Кроносу. Титан не заметил подмены, а новорожденного мальчика отдали на воспитание пастуху.                                                                                              (Слайд 9)

Этим ребенком был Зевс. Когда он вырос то вызвал отца на бой и убил его. Из чрева титана вышли все братья и сестры Зевса будущие боги Олимпа. В честь победы над Кроносом они устроили соревнования среди самых сильных и ловких.                                                                           (Слайд 10) 

Состоялись они в Олимпии. С тех пор появилась традиция проведения спортивных игр в этой местности.                                                      (Слайд 11)                                                                                            

Ребята, а кто  из вас знает, что является символами Олимпийских игр? (Олимпийский факел и флаг с олимпийскими кольцами).

А почему эти пять колец разного цвета?                                    (Слайд 12)

(Потому, что они символизируют  пять континентов:

чёрный - Африка, зелёный – Австралия, жёлтый – Азия, красный– Америка, синий – Европа).

В наши дни олимпийский огонь, который путешествует по миру зажигают именно в Олимпии.                                                                          (Слайд 13)

За год до начала игр начиналась подготовка участников. Они посещали специальные платные школы. Когда до игр оставался месяц все спортсмены прибывали в Олимпию. Здесь им было необходимо сдать экзамен, который давал допуск на участие. Судьи или элланодики были самыми уважаемыми гражданами. Их мнению доверяли все участники. Именно они принимали решение о допуске спортсменов к участию.                                   (Слайд 14)

Участниками олимпийских игр могли стать на только жители Греции, но и те которые находились в колониях Черного и Средиземного морей. Однако они должны были быть полноправными гражданами. Рабы и варвары к участию не допускались. Строгий запрет на посещение игр существовал у женщин. Его нарушение каралось смертной казнью.                                   (Слайд 15)

За все время только одна женщина рискнула нарушить этот запрет.

                                                                                                            (Слайд 16)

Сообщение ученика.

Ференика. Она была дочерью знаменитого во всей Элладе кулачного бойца. И когда у нее родился сын Ференика сама занималась его подготовкой к играм. Перед началом соревнований она переоделась в мужскую одежду и представилась учителем. Никто ничего не заподозрил. Но когда сын Ференики одержал победу, она не смогла сдержать радости и бросилась его обнимать. Только просьбы зрителей спасли ее от неминуемой смерти. С тех пор появилась традиция, что тренеры во время соревнований должны сидеть за специальной оградой.

Перед началом игр на белой вывеске объявлялся порядок проведения состязаний. Затем проходила жеребьевка, которая определяла время соревнований и очередность выступлений.                                         (Слайд 17)

А теперь пришло время узнать как проходили сами игры. Для этого вам предстоит подготовить проект. У нас три команды. У каждой команды есть все необходимое для самостоятельной работы: ватман, фломастеры, клей, раздаточный материал, инструкция как работать над проектом, учебник (параграф 33) и оценочный лист. Ваша задача согласно инструкции сделать проект: наглядно показать, что  проходило в течении пяти дней в Олимпии во время игр. 

Инструкция как работать над проектом

  1. Создать группу из 5-6 человек.
  2. Продумать результат своей работы.
  3. Распределить функции.
  4. Определить сроки выполнения каждого вида работы.
  5. Обсудить результат, внести изменения если это необходимо.

Этапы работы

  1. Каждый участник проекта выбирает себе определенный вид работы, но выполняет его максимально хорошо, потому что проект будет оцениваться в целом.
  2. Пользуясь различными источниками информации (учебники, справочники, интернет) соберите необходимый материал по теме работы.
  3. Подберите необходимые иллюстрации, схемы для оформления вашего проекта.
  4. Расположите в нужной последовательности
  5. Составьте комментарии.
  6. Можно ли еще что-то изменить или добавить?
  7. Все ли участники проекта приняли участие в работе?
  8. Как вы сами оцениваете свою работу?

При оценке вашей работы будут учитываться:

  1. Качество материала.
  2. Наглядность и доступность.
  3. Оформление.

ПРОЕКТ

1 день                                          2 день гонки на колесницах, скачки, пентатлон

 клятва Зевсу                                          пятиборье (бег, метание диска, метание

жертва Зевсу                                          копья, прыжки, борьба)

3 день                                       4  день борьба, рукопашный бой,  

соревнования по бегу                            кулачный бой

                                      5 день

                      награждение победителей

                     самые известные атлеты: Милон, Полидам, Феаген

Давайте подведем итоги.                                                               (Слайд 18)

Оценочный лист команды____________________________________

 по теме «Олимпийские игры в Древней Греции»

2 балла

1 балл

0 баллов

1-й день

2-й день

3-й день

4-й день

5-й день

Итого:

Оценка

«5» 10-9 баллов;    «4» 8-7 баллов;    «3» 6-5 баллов

По одному участнику из команды выходят с проектом и второй  с места по оценочному листу комментирует , что удалось, а что нет.

Оценочные листы собрать

Давайте подведем итоги.

1. В каком году и где прошли первые Олимпийские игры? (в Греции в 776 году до н. э.)

2. В честь какого бога они организованы? (богу Зевсу)

3. Почему они называются Олимпийскими?

4. Кто мог принять участие в олимпийских играх?(полноправные граждане)

5. Сколько дней проходили Олимпийские игры? (5 дней)

6. Какие виды спорта были представлены на олимпийских играх в Древней Греции?  (гонки на колесницах, скачки, пятиборье, бег, борьба, рукопашный и кулачный бой) 

7. Когда и где были проведены последние  зимние олимпийские игры и летние?

(2018 г., в Китае – зимние, 2016 г., в Бразилии – летние)

Домашнее задание: параграф 33, стр. 154 в. 4 письменно

Сообщение ученика.

Ференика. Она была дочерью знаменитого во всей Элладе кулачного бойца. И когда у нее родился сын Ференика сама занималась его подготовкой к играм. Перед началом соревнований она переоделась в мужскую одежду и представилась учителем. Никто ничего не заподозрил. Но когда сын Ференики одержал победу, она не смогла сдержать радости и бросилась его обнимать. Только просьбы зрителей спасли ее от неминуемой смерти. С тех пор появилась традиция, что тренеры во время соревнований должны сидеть за специальной оградой.


Сообщение ученика.

Когда-то давным-давно всем на земле правил титан Кронос. Ему предсказали что он умрет от руки своего ребенка поэтому Кронос как только рождался у него сын или дочь немедленно их проглатывал. Жена Кроноса Рея родила ему еще одного сына и очень боялась что его ждет та же участь. Тогда она решила вместо ребенка завернуть в ткань камень и отдать его Кроносу. Титан не заметил подмены, а новорожденного мальчика отдали на воспитание пастуху.                                                                                                      

Этим ребенком был Зевс. Когда он вырос то вызвал отца на бой и убил его. Из чрева титана вышли все братья и сестры Зевса будущие боги Олимпа. В честь победы над Кроносом они устроили соревнования среди самых сильных и ловких. Состоялись они в Олимпии. С тех пор появилась традиция проведения спортивных игр в этой местности.                                                      









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Олимпийские игры в древности"

Предлагаемый вариант проведения урока позволит преподавателю более наглядно и интересно познакомить учащихся с историей Олимпийских игр. Организация образовательного процесса на основе медиаобразовате...

Конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Урок по истории Древней Греции в 5 классе...

Урок по теме "Олимпийский игры в древности"

Урок по истории Древнего мира (раздел Древняя Греция)  ...

Олимпийские игры в древности

Бинарный урок (история + Физическая культура)Цели урока:Обучающие: Познакомить учащихся с историей олимпийских игр, первыми спортивными традициями.Развивающие: Продолжить формирование умений работать ...

Открытый урок Олимпийские игры в древности

Олимпийские игры в древности...

Интеллектуальная игра "Знатоки" (олимпийские игры в древности и современности)

Всё внимание россиян приковано к городу Сочи, и неслучайно, ведь в 2014году в этом замечательном городе состоятся летние Олимпийские игры. Нельзя оставаться в стор...

Игра "Олимпийские игры в древности"

Игра может быть использована на уроке "Олимпийские игры" в 5 классе. Она создана по принципу выбора категории вопроса и его номера. В содержание включены вопросы не только по истории игр, но и материа...