рабочая программа " История России 6 класс"
рабочая программа по истории (6 класс)

Шацких Юлия Васильевна

Аннотации

 

Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена на основе авторской программы учебного предмета:«История России». Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016г.

Авторская программа отводит на изучение Истории России в 6 классе 40 часов,  из расчета по  2 учебных часа в неделю.

Цели и задачи обучения в основной школе:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

-  формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

- овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
- формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничноми многоконфессиональном мире;

- воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.

Обучение ведётся по УМК к учебникам, включённым в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования:

1) Арсентьев Н. М., Данилов А.А., Стефанович П. С., Токарева А. Я.; под ред. Торкунова А. В. История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч 1 – М.: Просвещение, 2016.

2) Арсентьев Н. М., Данилов А.А., Стефанович П. С., Токарева А. Я.; под ред. Торкунова А. В. История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч 2 – М.: Просвещение, 2016.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriros61920.docx86.42 КБ

Предварительный просмотр:

Нижнекаменская средняя общеобразовательная школа – филиал муниципального

 бюджетного образовательного учреждения

Алтайской средней общеобразовательной школы №1

 имени П.К.Коршунова Алтайского района Алтайского края

Согласовано:                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

Зам. Директора по УВР                                                                  Директор МБОУ АСОШ № 1

Легкова О.С.                                                                                    им. П.К.Коршунова Ф.В. Беляев  

«___»  _____  2019 г.                                                                      Приказ №___ «___» ___2019 г.

Рабочая программа

по истории России

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

6  (общеобразовательный) класс

 2019-2020 учебный год

Количество часов в неделю:  2 (всего – 40 ч.).

Составил: учитель истории и обществознания  Шацких Юлия Васильевна, высшей категории

Составлена в соответствии с авторской программой основного общего образования «История России. 5-9 классы»  авторы А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина    2016  г.

Согласовано на заседании школьного методического объединения учителей естествознания и обществознания          протокол №____

от «____» _____2019г.  

 _____________Ю.В.Шацких

с. Нижнекаменка 2019 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена на основе:

           1)федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 1897  от  17.12.2010 (ред. от 29.12.2014);

           2) примерной программы по истории (5-9 класс, ФГОС ООО) –Режим доступа:  http://uchitel.edu54.ru/node/273568;

3) авторской программы учебного предмета: Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016г;

          4) ООП ООО, утверждённой приказом директора школы № 335 от 30.08.2019г. «Об утверждении  основных образовательных программ»;

5) учебного плана ОУ (основное общее образование), утверждённого приказом директора школы № 161 от 30.08.2019г  (п.1). «Об утверждении учебного плана, плана ВШК, годового календарного учебного графика»;

          6) годового календарного учебного графика ОУ, утверждённого приказом директора школы  № 161 от 30.08.2019г (п.5) «Об утверждении учебного плана, плана ВШК, годового календарного учебного графика»;

 7) перечня используемых учебников в образовательном процессе на 2017 – 2018 учебный год, утверждённого приказом директора школы № 84-ОД от 22.05.2019г. «О формировании библиотечного фонда в части укомплектованности учебниками» (в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования).

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностные результаты:

- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период доXV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- познавательный интерес к прошлому своей Родины;

-изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

- проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

- уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

- навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

- уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

-следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

- обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

- расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты:

- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

- работать с учебной  и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект т т.д.);

- собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

- использовать современные источники информации – материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

- привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

- ставить репродуктивные вопросы ( на воспроизведение материала) по изученному материалу;

- определять понятия, устанавливать аналоги, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

-решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

- планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты:

- определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

-установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

- составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

-определение и использование исторических понятий и терминов;

- овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

- использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

- использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

- изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

- описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

- понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

- высказывание суждений  о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

- описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

- поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

- анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;

- использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

- понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

- оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира IСвятославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистческих ценностных ориентаций, установок;

-умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

- сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

- определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV-начале XVI в.);

- поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

- приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

- личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

- уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

3.Содержание учебного предмета.

От Древней Руси к Российскому государству

(с древности до конца XV в.) (40 ч)

Введение

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества.

Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.

Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока.

Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.

Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане.

Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов.

Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена.

Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян.

Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э.

Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

Образование государства Русь

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств.

Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь.

Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли.

Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.

Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой.

Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.

Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Русь в конце X — начале XII в.

Место и роль Руси в Европе.

Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие.Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель.

Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения.

Православная церковь и её роль в жизни общества.

Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения.

Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека.

Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Русь в середине XII — начале XIII в.

Эпоха политической раздробленности в Европе.

Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств.

Изменения в политическом строе.

Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.

Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.

Международные связи русских земель.

Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Русские земли в середине XIII — XIV в.

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.

Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды.

Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля.

Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.

Золотая Орда в системе международных связей.

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.

Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский.

Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.

Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Формирование единого Русского государства

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в.

Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.

Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства.

Характер экономического развития русских земель.

Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.

Расширение международных связей Московского государства.

Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.

Повседневная жизнь и быт населения.

4.Учебно- тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Резерв

Курс «История России»

40 часов

1

Введение

1 час

2

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

5 часов

3

Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в.

11 часов

4

Тема 3. Русь в середине XII –начале XIII в.

5 часа

5

Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV в.

10 часов

5

Тема 5. Формирование единого Русского государства

8 часов

Итого

40 часов

5.Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Наименование темы 6 класс

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

Курс «История России»

40 часов

Введение

1 час

1

Наша Родина - Россия

1 час

19.12

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

5 часов

2

Древние люди и их стоянки на территории современной России

1 час

23.12

3

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1 час

26.12

4

Образование первых государств

1 час

13.01

5

Восточные славяне и их соседи

1 час

6

История заселения территории родного края в древности.

1 час

16.01

Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в.

11 часов

7

Первые известия о Руси

1 час

20.01

8

Становление Древнерусского государства

1 час

23.01

9

Становление Древнерусского государства

1 час

27.01

10

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1 час

30.01

11

Русское государство при Ярославе Мудром

1 час

03.02

12

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1 час

06.02

13

Общественный строй и церковная организация на Руси

1 час

10.02

14

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

1 час

13.02

15

Повседневная жизнь населения

1 час

17.02

16

Повторение и обобщение: «Место и роль Руси в Европе.»

1 час

20.02

17

История и культура родного края в древности

1 час

27.02

Тема 3. Русь в середине XII –начале XIIIв.

5 часа

18

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

1 час

02.03

19

Владимиро-Суздальское княжество

1 час

05.03

20

Новгородская республика

1 час

12.03

21

Южные и юго-западные русские княжества

1 час

16.03

22

Повторение и обобщение: «Русь в середине XII –начале XIII в.»

1 час

19.03

Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV в.

10 часов

23

Монгольская империя и изменение политической картины мира

1 час

30.03

24

Батыево нашествие на Русь

1 час

02.04

25

Северо-Западная Русь между Востоком и западом

1 час

06.04

26

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

1 час

09.04

27

Литовское государство и Русь

1 час

13.04

28

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1 час

16.04

29

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1 час

20.04

30

Развитие культуры в русских землях во второй половинеXIII-ХIV в.

1 час

23.04

31

Родной край в истории и культуре Руси

1 час

27.04

32

Повторение и обобщение: «Русские земли в середине XIII-XIV в.»

1 час

30.04

Тема 5. Формирование единого Русского государства

8 часов

33

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

1 час

07.05

34

Московское княжество в первой половине XVв.

1 час

14.05

35

Распад Золотой Орды и его последствия

1 час

18.05

36

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1 час

21.05

37

Русская православная церковь в XV-начале XVI в.

1 час

25.05

38

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

1 час

25.05

39

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1 час

28.05

40

Повторение и обобщение: «Формирование единого Русского государства»

1 час

28.05

  1. Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа История России XX век 9 класс 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по истории России (XX в.) для учащихся 9 класса имеет следующие составные части: 1. Пояснительная записка. 2. Содержание рабочей программы. 3. Требования к уровню подготовки учащихся...

Рабочая программа.История России (с древнейших времен до конца XIX в.). 10 класс. 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по истории России 10 класса включает  в себя:  пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки учащихся 10 класса, планируемые результаты освоен...

Рабочая программа. История России (XX- начало XXI в.). 11 класс. 2012-2013 учебный год.

Рабочая программа по истории России 11 класса соответствует требованиям для составления материалов данной категории....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...