Методическая разработка "Период Оттепели"
методическая разработка по истории (10 класс)

Гаврилова Екатерина Игоревна

урок истории для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ottepel.docx48.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Культура и наука в период «Оттепели».

Цели урока:

-Образовательные: охарактеризовать тенденции в развитии духовной жизни общества в 1953-1964; проанализировать противоречивый характер оттепели в духовной среде;

характеризовать данный период «славным десятилетием « или «оттепелью»; раскрыть сущность духовного развития общества;

-Развивающие: формировать мировоззренческие позиции ; развивать направленность личности;

-Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к истории своей страны; толерантное отношение к мнению и позициям разных людей

Методические: предложить вариант нетрадиционного начала урока;

-показать возможность работы с презентацией и мультимедийным оборудованием;

-продемонстрировать обеспечение принципа наглядности;

-показать возможность использования межпредметных связей;

Ход урока

 I этап. Постановка целей урока

II этап. Актуализация знаний

III этап. Изучение нового материала

IV этап. Итоги урока

Настрой на урок.

Рада всех вас видеть. Как настрой на урок?  Подарите мне ваши улыбки. И я в ответ подарю вам свою. Поднимите ваши ладошки. Нарисуйте мне ваши улыбки. Хорошо. Сегодня всем вам желаю удачи на уроке.

I этап. Постановка целей урока

Картинка оттепели.

О чем же пойдет речь сегодня на уроке?

Давайте подумаем сначала о периоде.

Учитель: Что вы видите на экране?  (дети отвечают)

Весну или Оттепель? Чем весна отличается от оттепели?

Правильно. Оттепель может быть и зимой.

Играет музыка из кф. «Оттепель»

Речь пойдет о периоде оттепели. Но не о оттепели как о природном явлении, а как историческом периоде.

А про что мы сегодня будем говорить?

Весят картинки из разных сфер.

Вопрос: эти картинки из каких двух сфер? Дети: культура и наука

Культура и наука.

Тема урока: Культура и наука в период оттепели.  

Какие же цели урока:

Дети отвечают. Из ходя из цели и темы дети предполагают, что будут изучать.

План

2. Изменения в области науки

3. Изменения в области культуры

4. Противоречия оттепели

II этап. Актуализация знаний

А что такое «Оттепель»? Давайте вспомним этот исторический термин

Оттепель – попытка либерализации обещественно-политической жизни, проведения значительных социально-экономических реформ. Хронологические рамки данного периода 1953-1964 гг.

Учитель обращает внимание на слова самого Н.С. Хрущева.

- « …кто-то мои худые дела вспомнит, кто-то хорошие. Но главное то, что все мы глотнули свежего воздуха. Это не пропадет».

- « В вопросах искусства – я сталинист»

 

Проблемное задание: В духовной сферы была все таки весна или оттепель?  

Прежде чем мы будем искать противоречия, давайте осветим главные достижения в культуре и науке

III этап. Изучение нового материала

  1. Класс делится на две группы: ученые, деятели культуры

За пять минут они изучают учебник, доп. материалы и  характеризуют область, заполняя кластер на планшетах.

После завершения работы, у каждого ученика получается заполненный кластер

Область «Наука»

«Космос и авиаконструирование»

«Военная сфера»

«Естествознание»

Область «Культура»

«Литература»

«Живопись и скульптура»

      «Песни и музыка»

       «Спорт»

        «Театр и Кино»

  1. Далее класс, разделенный на две группы. Каждая группа отстаивает свою позицию: 1 Группа 1: говорит о том, что действительно было потепление в литературе. Группа 2: что не было потепления. Группы работаю с документами и учебников  В итоге у всех в тетрадях таблица заполняется:

В тетрадях таблица:

                             Противоречивость «оттепели» в литературе

«оттепель»

границы «оттепели»

Группа 1: Примеры «раскрепощения» литературы

  • Реабилитация деятелей культуры и их творчества
  • Смягчение цензуры. 1962г. – опубликование повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
  • Издание новых журналов
  • Поэты-шестидесятники: Вознесенский, Евтушенко, Рождественский и др. Их стихи и выступления перед зрителями (Видео Евтушенко)
  • Зарождение бардовского движения: Визбор, Окуджава, Галич и др.

Группа 2: Примеры ограничений свободы в литературе

  • Сохранение цензуры
  • Преследования и гонения деятелей культуры.
  • Судьба Б.Пастернака. Роман «Доктор Живаго», «Нобелевская премия»
  • Сохранение партийного и идеологического контроля.

Дети делаю выводы о том, что в литературе были примеры и раскрепощения и ограничение свободы.

IV этап. Итоги урока

В конце дети делают вывод о противоречивости оттепели. Учитель возвращается к высказываниям Хрущева.

Для закрепления выполнение теста на планшетах.

Домашнее задание (на выбор)

  • Подготовьте краткое сообщение о советском ученом-лауреате Нобелевской премии (по выбору).
  • Подготовьте описание нескольких известных произведений советской литературы, искусства рассматриваемого периода. Объясните причины их популярности.
  • Проанализируйте одно из современных произведений, посвященных периоду «оттепели» ( фильм «Стиляги». «Оттепель» и т.п.) Определите, насколько авторами удалось передать реальную атмосферу и события тех лет.
  • План

СССР в 1953-1964гг.

«Оттепель» в духовной и культурной жизни

Проблемное задание: В чем заключался противоречивый характер

«Оттепели» в этой сфере?

  1. Художественная культура:

- музыка        - театр        - кино  - живопись

     2)   Власть и культура:

         ? Что нового появилось во взаимоотношениях власти и деятелей культуры?

            Как складывались эти отношения?

          - 1962 г. - выставка в Манеже. Эрнст Неизвестный.

     3)  Советская культура и Запад:

          - Приведите примеры установления культурных связей с Западом

            1957г. - Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве  (документ)

         - стиляги - новая молодежная субкультура

     4)   Власть и церковь:

         ? Могла ли власть допустить религиозное самосознание? Почему?

         - политика по отношению к церкви (документ)

   5.- Сделайте общий вывод о духовной и культурной жизни общества в период «Оттепели»

          -  Выскажите свое мнение о роли интеллигенции в жизни общества.

          -  Выскажите свое мнение о рамках и границах свободы в творчестве.

Рефлексия:

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Какие испытывали трудности?

3. Решена ли проблема и задачи?

4. Оцените свою работу на уроке и выставьте оценки в дневники.

Перед вами мишень вашей работы

Image2445


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От «оттепели» к «застою».

Методическая разработка дополнительного занятия по истории....

Урок литературы в 11 классе."Поэты "оттепели".Е Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Окуджава

Предлагаемый вариант урока посвящен поэтам 60-х годов прошлого столетия Е.Евтушенко, А.Вознесенскому, Б.Окуджаве. Технология использования межпредметных связей. Это урок в  форме  поэтически...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА-ПРОЕКТА ПО ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ: «Оттепель» в духовной жизни» (11 класс)

Предложенный план-конспект урока может быть использован на уроке в 11 классе при изучении истории России периода хрущевской "Оттепели". Форма урока - минипроект, над которым учащиеся работают два урок...

Конспект урока по истории в 11 классе "СССР в 1964—1980 гг. ХХ в. От «оттепели» к «застою»"

Данный конспект сопровождается презентаций. Тема "СССР в 1964—1980 гг. ХХ в. От «оттепели» к «застою»" раскрывает сущность режима в СССР и смену власти в 60-е годы XX столетия....

Презентация к уроку истории в 11 классе по теме "СССР от «оттепели» к «застою»"

Данная презентация является сопровождением урока истории в 11 классе по теме "СССР в 1964—1980 гг. ХХ в. От «оттепели» к «застою»"...

Методическая разработка урока по теме :«Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура.

Методическая разработка является попыткой применить технологию проблемного обучения при рассмотрении темы «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура....

Методическая разработка урока по истории России в 9 классе по теме: "Оттепель духовная жизнь, наука и культура"

Подробная методическая разработка, которая охватывает не только сам ход урока, но и дает обоснование урока , которое содержит анализ учебно-методического комплекса, структурно-функциональный анализ уч...