Технологическая карта урока "Возникновение земледелия и скотоводства"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Семенцова Надежда Викторовна

Технологическая карта урока по теме "Возникновение земледелия и скотоводства" по истории Древнего мира ( 5 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

«Возникновение земледелия и скотоводства»

Тип урока

Комбинированный урок

Цель урока

Способствовать формированию у учащихся представления о возникновении земледелия и скотоводства

Образовательные ресурсы

Учебники: А.А.Вигасин и др., История древнего мира, 5 класс, изд Просвещеие, М. 2010 г.;

Дополнительно: Е.Н.Сорокина, Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс. – 2 изд. – М.: ВАКО, 2017.

План урока

  1. Возникновение земледелия.
  2. Возникновение скотоводства.
  3. Жизнь родовой общины.

Личностно-значимая проблема

Подведение учащихся к пониманию особенностей жизни древнейших людей;

Методы и формы обучения

Методы: словестный, наглядный;

Формы: фронтальная;

Основные понятия

Земледелие, скотоводство.

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Формирование умения описывать условии и образ жизни земледельцев и скотоводов. Устанавливать последовательность развития орудий труда и занятий древнего человека. Сравнивать родовую и соседскую общину. Рассказывать о жизни семей земледельца и скотовода.

 - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- установление причинно-следственных связей

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

Осмысливать социально-нравственный опыт предыдущих поколений.

Ход урока

Этап урока

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный

Приветствие учеников, проверка готовности класса к уроку.

Приветствие учителя.

Опрос

Индивидуальный, устный.

Согласно вопросов учебника.

Отвечают на вопросы учителя.

Новая тема

Вводное слово

Сжатое повествование

Элементы эвристической беседы

Работа с иллюстрацией

Сжатое повествование

Сжатое повествование

Работа с учебником

Мы продолжаем изучение мира древнего человека. Сегодня мы должны узнать, как же люди научились выращивать культуры и как появились домашние животные. Запишите тему урока.

Десять тысяч лет назад началось потепление. Северный океан вскрылся ото льда. Северные степи со временем превратились в тундру, где крупным животным (таким как мамонты) стало не хватать пищи, и они постепенно вымерли.

Племена охотников откочевали на юг. Но и там степи занимали небольшую площадь – только вдоль края горных ледников. Охотникам не хватало диких животных, и они были вынуждены искать новые способы добывания пищи.

Мы с вами уже знаем, что люди стали вести больше оседлый образ жизни. Из животных, которых добывали на охоте, кроме пищи, делали орудия труда и одежду. А куда же люди могли деть остатки корешков и растений?

А что могло произойти с этими остатками в теплой, но влажной земле после ледникового периода?

И что могли решить те люди, которые заметили, что остатки пищи прорастают?

Так появилось земледелие.

Земледелие - возделывание, обработка земли с целью выращивания с/х растений.

Могли ли люди, с помощью старых орудий труда возделывать культуры?

Откройте иллюстрацию стр. 21-22 учебника. Посмотрите – какие новые орудия труда придумал человек? И из чего они были изготовлены?

С/Х орудия труда:
Топор, Серп, Мотыга

Иногда, после охоты мужчины приносили детенышей убитых зверей. Их приходилось выкармливать и со временем они привыкали к людям и начинали им служить. А иногда животные приходили на службу к людям сами – у людей был теплый огонь и еда для кормлежки. Так  из охоты появилось скотоводство.

Скотоводство - разведение животных для получения мяса, шкур и других продуктов.

Но с развитием земледелия и скотоводства у людей возникла потребность хранить все что они выращивали и добывали. Так, снова случайно, люди заметили, что случайно обгоревшая глина в огне становится очень прочной, а из прутьев можно плести ткань, которую можно постелить на землю и та становится не такой жесткой.

Но как же управлялась такая община?

Стр. 23-24 чтение вслух

Кто руководил одной общиной?

Могли ли люди из одной общины жениться на других?

Как называлось несколько общин, живущих на одной территории?

А кто управлял племенем?

Племя – несколько общин, живущих на одной территории.

Записывают тему урока

Высказывают свои предположения

Записывают определение

Высказывают предположения

Называют новые орудия труда

Записывают определение

Отвечают на вопросы

Закрепление

Закрепительная беседа

  1. Из каких более древних занятий возникли земледелие и скотоводство?
  2. Какие перемены в жизни людей произошли с возникновением земледелия и скотоводства?
  3. Почему сородичи слушались старейшин?
  1. Первобытные люди часто считали животных своими сородичами и даже предками, называли себя «люди Бобра», «люди Орла». Известно, что некоторые роды устраивали праздники, во время которых надевали маски медведей, танцевали, подражая медвежьей походке. Подумайте, с какой целью они так поступали. 

Выполняют задание

Д/З Пар. 4, пересказ. Стр. 24 «Опишите рисунок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Возникновение земледелия и скотоводства"

Технологическая карта урока составлена на основе ФГОС,  образовательной программы 5-9 классы, примерной программы по истории 5-9 классы и примерной программы для предметной линии учебников  ...

технологическая карта урока истории в 5 классе "Возникновение земледелия и скотоводства"

технологическая карта по истории на тему "Возникновение земледелия и скотоводства", цели, задчи урока, деятельность учителя, учащихся, итог, рефлексия...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ 5 КЛАССА "ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ "вОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА"...

Технологическая карта урока по теме «Возникновение земледелия и скотоводства» с использованием сингапурских образовательных структур

В условиях информационного общества учитель, сможет преподать своим ученикам материал с  критическим применением информации. Его воспитание — одна из задач так называемого «сингапурск...