Интегрированный урок "Права человека в период сталинских репрессий"
план-конспект урока по истории (11 класс)

Буторин Владимир Евгеньевич

Интегрированный урок  истории и обществознания

Тема  "Права человека в период сталинских репрессий"

Цель: определить значение права на жизнь в истории и в современности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_tehnokarta.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

« Байкаловская средняя общеобразовательная школа»

 Интегрированный урок

история и обществознание

Тема урока:

Права человека в период сталинских репрессии

Учитель истории Буторин В.Е.

Учитель обществознания Начмутдинов А.А

Байкалово, 2019 год

Цели урока:

  • Учебная – определить значение права на жизнь в истории и в современности;
  • Воспитательная – осознать ценность человеческой жизни, воспитать чувство терпимости и толерантности;
  • Развивающая – развить умение работать с разными видами исторических источников и нормативно-правовыми актами; формировать и развивать навык ведения дискуссии.

Тип урока: проблемно-развивающий.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный

АА: Здравствуйте. Сегодняшний урок мы предлагаем начать с прочтения высказываний, размещенных по периметру класса.

ВЕ: Предлагаем вам не просто прочитать высказывания, а выбрать высказывание, которое вы считаете верным.

АА: Подойти к нему и быть готовыми аргументировать свой выбор (свою точку зрения)

АА и ВЕ: проводят опрос учащихся.

Учащиеся слушают задание

Учащиеся знакомятся с высказываниями

Учащиеся аргументируют свою точку зрения

Целеполагание

АА: Исходя из высказываний сформулировать тему урока (попробуйте определить тему урока)

Учащиеся формулируют тему (Права человека)

Актуализация знаний

АА: Какие права человека вы знаете?

Учащиеся перечисляют известные права.

Первичное усвоение новых знаний (обществознание)

ВЕ: Хорошо, что вы знаете права человека, но давайте проверим всели права вы перечислили.

АА: На столе у каждой группы лежит текст Конституции РФ. Ваша задача познакомиться со статьями Конституции,

указанными на карточке (доске) и указать на ватмане найденные права.

ВЕ: по окончании работы каждая группа или ее представитель познакомят всех с результатами своей работы.

АА: По окончании работы у нас должен кластер с которым мы будем работать в дальнейшем. Время работы 5 минут.

Учащиеся слушают задание

Учащиеся работают в группах

1 группа ( 17-25 ст)

2 группа( 26-35)

3 группа ( 36-45)

4 группа ( 46-55)

Первичная проверка понимания новых знаний по обществознанию

АА и ВЕ координируют работу группы и дополняют

Учащиеся отчитываются о проделанной работе.

Первичное усвоение новых знаний (история)

ВЕ: В некоторые периоды в истории России руководящий состав страны, пренебрегал правами человека. Обратим свое внимание на конституцию СССР 1936 года. И проведем сравнительный анализ.

АА: Познакомьтесь. Найдите сходства и отличия в главе посвященный правам человека. Обсудите в группе. Время работы 3 минуты.

АА и ВЕ: Фронтальный опрос учащихся (сориентировать на то, что отсутствует статья о праве на жизнь)

ВЕ: В тот исторический период с.Байкалово входило в состав Омской области. И в связи с этим предлагаем поработать с историческим документом того периода.

АА:  По документу определите какие права  и свободы нарушались, определите исторический период и название этого периода.

Учащиеся слушают задание

Учащиеся работают с документом в группах

Учащиеся формулируют сходства и отличия двух документов 

Учащиеся работают с документом в группах и предлагают свои варианты

Первичная проверка понимания новых знаний по истории

ВЕ: Этот документ относится к периоду правления И.В Сталина, название - период сталинских репрессии, и этот период затронул все сферы общества.

АА: Каждой группе предлагается задание определить, что происходило в этот период с различными социальными группами.

ВЕ: 1 группа работает с текстом о репрессиях в отношении крестьян, 2 группа с текстом о репрессиях в отношении военных, 3 группа с текстом о репрессиях в партийных и государственных органах, 4 группа с текстом о репрессиях в культуре и церкви.

АА: по окончании работы каждая группа или ее представитель познакомят всех с результатами своей работы.

ВЕ: Время работы 8 минут.

АА и ВЕ координируют работу группы и дополняют

 Учащиеся слушают задание

Учащиеся работают с текстами в группах

1 группа – коллективизация (стр 174-175)

2 группа- военные репрессии ( стр 183)

3 группа – партийные гос.органы (стр 183)

4 группа- церковь и культура ( стр 185,180)

Учащиеся отчитываются о проделанной работе.

Рефлексия

АА: У вас на столах лежат конверты с карточками для голосования. Если вы считаете, что право на жизнь соблюдается, то поднимите карточку зелёного цвета, если нет – красного, если считаете, что право на жизнь соблюдается не всегда – жёлтого цвета 

ВЕ и АА: организуют дебаты, в ходе которых ученики обмениваются мнениями и аргументами, приводят примеры в защиту своей точки зрения.

АА: Ученики вашего класса проводили социологический опрос среди школьников. Предоставляем им слово.

Учащиеся принимают участие в голосовании

В результате голосования выявляются группы учащихся:

  • Право на жизнь в нашей стране не соблюдается
  • Право на жизнь соблюдается
  • Право на жизнь соблюдается не всегда.

Учащиеся отчитываются о проделанной работе.

Информация о домашнем задании

ВЕ: Безусловно, мы не можем дать однозначный ответ на вопрос - Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране сейчас? Это вопрос очень сложный. Поэтому мы предлагаем в качестве ДЗ Написать эссе, что вы думаете по этому поводу!  

Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы по домашнему заданию

Рефлексия (взаимооценка)

АА:  А сейчас мы вам предлагаем, работу на уроке своих товарищей по группе на основе следующих критериев:

3-работал с документами

4- работал с документами и принимал участие в обсуждении, высказывал свое мнение

5- работал с документами и принимал участие в обсуждении, высказывал свое мнение отчитывался о работе группы. (карточки для учащихся). Ученик получает итоговую оценку среднее-арифметическое, выставленных ему оценок.

Ученики оценивают работу друг друга

ВЕ: сегодня на уроке, мы узнали, какими правами обладает человек согласно Конституций РФ,  и как соблюдались права человека в 30-40 годы 20 века. И этот период не обошел стороной и наших односельчан. В нашей библиотеке имеются книги со списками репрессированных

АА: предлагаем вам познакомиться с этими документами, какие слои населения пострадали в этот период (дополнительное задание к эссе). Спасибо вам за работу.

ВЕ: На этом наш урок окончен. Так, как мы сегодня не работали в тетрадях, предлагаем вам сфотографировать кластеры, распечатать и вклеить в тетрадь.

Учащиеся знакомятся с книгами о репрессированных односельчанах

Учащиеся фотографируют результаты своей работы на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное интегрированное занятие "Человек и космос"

В рамках декады естественных наук проведено интегрированное мероприятие "человек и космос", форма- заседание клуба любителей наук в рамках работы школьного НОУ. Ценность данного мероприятия в том, что...

Внеклассное интегрированное занятие "Человек и космос"

В рамках декады естественных наук проведено интегрированное мероприятие "человек и космос", форма- заседание клуба любителей наук в рамках работы школьного НОУ. Ценность данного мероприятия в том, что...

интегрированный урок "Человек и природа" 6 класс

Методическая разработка интегрированного урока биологии, русского языка и литературы в 6 классеТема: «Человек и природа.»Технологии обучения: проблемное обучение, информационная компьютерная здоровьес...

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» на примере фрагмента интегрированного урока "Человек подобен дроби"

Технология критического мышления - универсальная технология, которую может использовать в своей работе как математик, так и историк. На примере данной презентации мы раскрываем суть технологии критиче...

Жертвам сталинских репрессий.

Классный час посвящен трагической дате в жизни калмыцкого народа депортации в Сибирь – 28 декабря 1943 года. Одна из таких семья Никеевых. На примере этой семьи учащиеся могут узнать по фотограф...

Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе.

Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмыс­ление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе....