Разработка открытого урока в 6 классе "ПУТЕШЕСТВИЕ В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД"
методическая разработка по истории (6 класс)

Огальцова Римма Николаевна

Сегодня мы совершаем виртуальное путешествие в средневековый город, познакомимся с жизнью и бытом горожан, ремесленников, купцов, поработаем с историческими документами, побываем на пиру в средневековом замке. А сейчас давайте вспомним некоторые термины и понятия из средневековой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc60.5 КБ
Файл statut_tkachey_shersti.docx13.74 КБ
Microsoft Office document icon testy.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon viktorina_igry.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon istoricheskie_zadachi.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon opornye_slova_1.doc25.5 КБ
Файл opornye_slova_2.docx10.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

школа-интернат для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

Разработка открытого урока

 в 6 классе

по теме:

Учитель истории и обществознания:

Огальцова Р.Н.

г. Павловский Посад

2017 – 2018 год

ТЕМА УРОКА:

Путешествие в средневековый город.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. образовательная

а)  систематизация и контроль знаний учащихся по теме «Средневековый город»;

б)  развитие познавательной активности учащихся; закрепление умений и навыков при работе с картами и схемами.

2. воспитательная

а) сформировать у учащихся представление о добре и зле, нравственные понятия.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. учебник;

2. карта «Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы в XI-XIV вв.»;

3. настольные атласы;

4. тест – повторение;

5. тест – закрепление;

6. основные термины;

7. опорные понятия;

8. рабочая тетрадь;

9. картины «В мастерской ремесленника», «В средневековом городе»;

10. исторические документы;

11. Реквизит: ложка, вилка, карты, чай, подсвечник, салфетки, механические часы.

ХОД  УРОКА:

  1. Орг. момент.

  1. Опрос учащихся.

  1. Объяснение новой темы.

  1. Закрепление и обобщение изученного.

  1. Домашнее задание.

  1. Орг. момент.

Приветствие. Запись в журнале.

Объявление темы и целей урока.

Слово учителя:

                        Сегодня мы совершаем виртуальное путешествие в средневековый город, познакомимся с жизнью и бытом горожан, ремесленников, купцов, поработаем с историческими документами, побываем на пиру в средневековом замке. А сейчас давайте вспомним некоторые термины и понятия из средневековой жизни.

II. Фронтальный опрос – повторение.

Проводится викторина – разминка «отгадай словечко» (работа с терминами).

                        На доске вывешиваются слова, которые учитель использует в викторине. Учащиеся должны подобрать нужный ответ.

Работа с тестами.

Учащиеся находят правильные ответы, проводят самопроверку. Учитель проводит выборочный опрос по тестам.

  1. Объяснение новой темы.

Работа с картой.

На доске вывешивается карта «Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы в XI – XIV вв.».

Слово учителя:

                Новые города появлялись в различных местах, о чем свидетельствуют их названия: около замков и крепостей (Аугсбург, Страсбург, Бранденбург), вокруг монастырей (Сент Олбанс, Сен Жермен, Сант Яго), около мостов (Брюгге, Кембридж), около переправ через реки (Оксфорд). В немецком языке слово «бург» означает крепость, «фурт» - брод, «хафен» - гавань; в английском языке слово «форд» означает брод, «бридж» - мост.

                Что способствовало возникновению городов? Появились новые орудия труда, увеличилось количество распаханных земель, возросла урожайность, и это привело к отделению ремесла от сельского хозяйства. Многие феодалы способствовали росту городов на своих землях так как города приносили хороший и стабильный доход. Города способствовали торговле. Найдите на карте крупные торгово-ремесленные города.

Учащиеся находят на карте и называют города: Брюссель, Антверпен, Аугсбург, Оксфорд.

        Учитель:

        По какому морю европейцы плавали, чтобы торговать со странами Востока, со странами Кавказа и Крыма?

Ученик:

        Чтобы торговать со странами Востока, со странами Кавказа и Крыма средневековые купцы плавали по Средиземному морю и по Черному морю.

Учитель:

        Какой важный морской торговый путь существовал для торговли на Севере?

Ученик:

        Это был путь по Северному и Балтийскому морям.

Учитель:

        Назовите города, в которых проходили крупнейшие ярмарки и торги?

        Ученик:

                Париж, Милан, Москва, Новгород.

        Учитель:

В средние века профессия купца была очень  опасной. Кто представлял угрозу для купцов?

Ученик:

Разбойники и пираты. Они нападали на купцов, грабили их и даже продавали в рабство.

        Учитель:

Чтобы легче было переносить трудности, купцы часто объединялись. Как называлось такое объединение?

        Ученик:

Такое объединение называлось «гильдия». Это союз купцов, который организовывался для защиты их интересов.

        Учитель:

                Какие налоги приходилось платить купцам?

        Ученик:

Купцам приходилось платить налог за пыль, за переезд по мосту.

        Учитель:

Что обозначала средневековая поговорка: «Что с возу упало, то пропало»?

        Ученик:

Упавшие вещи с повозок купцов принадлежали хозяину того участка земли, по которой следовал торговец.

        

        Слово учителя:

Мы с вами привезли товар в средневековый город, а теперь давайте побываем в лавке ремесленника.

        Индивидуальный опрос по опережающему заданию.

        Отвечает первый ученик, которому было дано опережающее задание: составить рассказ по картине «Лавка ремесленника».

        Отвечает второй ученик, зачитывает «Статут ткачей шерсти».

Учитель дополняет ответы учащихся, комментирует их. И оценивает.

        

  1. Закрепление и обобщение изученного.

Проводится игра «Пир в средневековом замке».

Класс делится на две команды, за каждый правильный ответ начисляют пять баллов. В конце игры подводят итоги и определяют победителя

На столе раскладывают реквизит: подсвечники со свечами, посуду, вилки, ножи, ложки, механические часы, чай, салфетки, игральные карты.

Задание 1.

Определить, что не могло находиться на пиру в средневековом замке (вилки, чай, салфетки, часы, карты).

Задание 2.

Зачем на свечах деления? (чтобы следить за временем; каждое деление соответствует двум часам).

Задание 3.

Как будет вымыта посуда? (никак; посуду чистили с помощью песка и травы).

        Задание 4.

Как хранилась пища? (мясо и рыбу хранили в соли, овощи и фрукты сушили и мариновали).

        Слово учителя:

Давайте еще раз посмотрим на картину «Средневековый город». Как жилось людям в этом городе? Как выглядел город изнутри? В долгие месяцы осени и зимы город рано погружался во мрак. Домовладельцев обязывали вывешивать фонари у своих домов лишь в особых случаях: при пожаре, в дни приезда высокопоставленных гостей. Горожанин вынужденный вечером выйти из дома, вооружался длинной палкой и коптящим фонарем, который надо было защищать плащом от ветра.  Улица носила имя какого-нибудь святого или обозначалась названием того ремесла, представители которой селились на этой улице. Нумерации домов не было. Обычно дом украшался эмблемой своего хозяина. Адрес звучал своеобразно: «улица Святого Якоба. Дом синего сапога., справа». Дома были деревянные, их обмазывали снаружи глиной и крыли тёсом или соловой. Только отдельные здания, принадлежавшие дворянам да богатым купцам, были каменные. При таких условиях, когда деревянные здания тесно примыкали друг к другу, пожары были нередки и представляли собой грозное, опустошительное бедствие, с которым боролись все горожане.

        Работа с историческими источниками.

        Решение исторических задач.

Учащиеся зачитывают свои задания, ученики стараются найти правильный ответ (приложение).

        

Слово учителя:

Мы с вами совершили путешествие в средневековый город, побывали в лавке у ремесленника, узнали каковы обычаи в цехах, каковы порядки в городе, как жили простые горожане и состоятельные купцы. А сейчас давайте составим термины, значение которых вы узнали на уроке.

        Проводится игра «Шарада» (приложение).

V. Домашнее задание.

Учитель комментирует ответы учащихся, выставляет оценки, записывает на доске домашнее задание.

        



Предварительный просмотр:

  1. Никто в Париже не может быть ткачом, если он не купил право заниматься этим ремеслом у короля.
  1. Каждый ткач может иметь в своем доме два широких станка и один узкий.
  1. Каждый ткач шерсти может иметь лишь одного ученика, причем не меньше, чем на4 года службы. Плата за учебу должна равняться – 4 парижским ливрам… Или на 7 лет без денег.
  1. Если ученик уйдет по вине хозяина в течение четверти года, хозяин возвращает ему три четверти денег.
  1. Старшина и двое присяжных должны смотреть имеет ли мастер достаточно имущества и способен ли он передать мастерство своему ученику.
  1. Ткани любого сорта должны иметь в ширину семь четвертей, иначе мастер заплатит 5 су штрафа.
  1. Никто при выделке сукна не может примешивать к настоящей шерсти шерсть ягненка под угрозой штрафа в 10 су за каждый кусок.
  1. Старшина и присяжные должны… разрезать испорченное сукно на пять частей и вернуть его хозяину после уплаты 20 су штрафа за каждый целый кусок.
  1. Каждый ткач должен платить торговую пошлину в размере 6 денье с любого куска сукна.
  1. Никто не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа в 12 денье.
  1. Все штрафы должны уплачиваться главе парижского округа или его помощнику.



Предварительный просмотр:

  1. Причины появления новых городов в Средневековой Европе.

А) успехи в хозяйстве;

Б) строительство замков;

В) отделение ремесла от сельского хозяйства.

  1. Город, жители которого победили в борьбе с сеньором.

А) монополия;

Б) коммуна;

В) фортуна.

  1. Орган управления городом, избираемый горожанами.

А) совет народных депутатов;

Б) городской совет;

В) совет ремесленников.

  1. Что такое цех?

А) место добычи сырья;

Б) место обработки сырья;

В) союз ремесленников одной специальности.

  1. Кто являлся хозяином мастерской?

А) цеховой старшина;

Б) мастер;

В) подмастерье.

  1. Что такое гильдия?

А) союз старшин;

Б) союз купцов;

В) союз правителей.

  1. Название управления городов, жители которых победили сеньора.

А) самоопределение;

Б) самовыражение;

В) самоуправление.

  1. Название правил, которые обязаны соблюдать все члены цеха.

А) устав;

Б) программа;

В) приказ.

  1. Что такое банк в Средневековье?

А) хранилище больших сумм денег;

Б) место торговли купцов;

В) место работы менял.

  1. Что называется товаром?

А) вещь, изготовленная на продажу;

Б) вещь, изготовленная для собственного пользования;

В) вещь, изготовленная для подарка.

  1. Что такое ярмарка?

А) большая площадь;

Б) ежегодный торг;

В) место сбора налогов.

  1. Здание городского совета в средневековом городе:

А) мэрия;

Б) сенат;

В) ратуша.



Предварительный просмотр:

Игра «Шарада»

Первый слог – кусок земли.

Второй слог – мычание коровы.

Третий слог – предлог.

Целое – свободный средневековый город.

(ком-му-на)

Игра «Шарада»

Первый слог – бог солнца в Египте.

Второй слог – короткое музыкальное приветствие.

Третий слог – начальная буква алфавита.

Целое – здание городского совета в средневековом городе.

(ра-ту-ша)

ВИКТОРИНА

  1. То, что производил ремесленник на продажу (товар).

  1. Помощник мастера (подмастерье).

  1. Глава цеха, избиравшийся мастерами (старшина).

  1. Правила, обязательные для всех членов цеха (устав).

  1. Города, освободившиеся от власти сеньора (коммуна).

  1. Здание городского совета (ратуша).



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ № 1

Реши историческую задачу:

Герцог Конрад фон Церинген, владевший землями в Брей-сгау (Германия), 3 апреля 1202 года подал жалобу в суд Фрейбурга на двух его жителей: Зетвина и Лютфрида. Герцог утверждал, что они его крепостные, бежавшие из своих деревень осенью 1201 года, он требовал, чтобы они вернулись на прежние места жительства. Но Лютфрид доказал при помощи 7 свидетелей, что он живет в городе с 1 апреля 1202 года. А Зетвин заявил, что он лично свободный.

Вопрос:

Какое решение должен был принять суд  и на каком основании?

Ответ:

ЗАДАНИЕ № 2

Реши историческую задачу:

Известно, что в средневековых европейских городах были очень узкие улицы. Власти многих городов пытались регулировать их ширину, определяя, что улица не должна быть уже установленной ими нормы – например, не уже длины копья или, как в Париже, такой, чтобы идущий по ней осёл, мотая головой, мог щипать траву с противоположных боковых оград улицы.

Вопрос:

Как обходили эти запреты хитрые горожане?

Ответ:

ЗАДАНИЕ № 3

Реши историческую задачу:

В одном средневековом документе сказано: «Да будет известно, нам в Кельн явился Вальтер Кезингер, предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка. Но, подумавши, посоветовавшись со своими друзьями, совет нашел, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Поэтому постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, ни когда-либо впоследствии»

Вопрос:

Почему совет не разрешил строить колесо, ведь с экономической точки зрения это было выгодно?

Ответ:

ЗАДАНИЕ № 4

Работа по картине. Составление рассказа.

Представь, что ты – владелец ремесленной мастерской XIII века. Расскажи о том, что ты производишь в своей мастерской? Кто тебе помогает? Какие орудия труда ты используешь? Какое сырье? Отгадай, гербы каких ремесленников ребята здесь изобразили?



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"

Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Метадическая разработка открытого урока вокала. Тема:«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».

- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата; - обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке; - создать условия для развити...