"А память сердце бережет..."
методическая разработка по истории (10 класс)

Уроки Победы

Сценарий мероприятия, посвященного

75-летию Победы в Великой Отечественной войне

 

«А память сердце бережет…»

 

 

Учитель истории и обществознания: Яковлева Н.И.

 

 

Цели: показать учащимся великий подвиг советского народа во время Великой Отечественной войны и в период восстановления страны, способствовать патриотическому воспитанию учащихся, чувства национальной гордости за великий подвиг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakovleva_n.i._meropriyatie_k_75-letiyu_pobedy.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Яковлева Н.И. МБОУ «ЦО №2» г.Чебоксары

Уроки Победы

Сценарий мероприятия, посвященного

75-летию Победы в Великой Отечественной войне

«А память сердце бережет…»

Учитель истории и обществознания: Яковлева Н.И.

Цели: показать учащимся великий подвиг советского народа во время Великой Отечественной войны и в период восстановления страны, способствовать патриотическому воспитанию учащихся, чувства национальной гордости за великий подвиг.

Оформление выставки: Яковлева Н.И.

Оборудование: презентация «Велика Отечественная война», выставка, стихи советских поэтов, карты (Сталинградская битва, битва за Москву, Курская дуга)

Учитель: Уже много лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война и отгремели последние орудийные залпы, как прошли строем по Красной площади победители, уничтожившие фашизм. Но каждый год снова и снова мы вспоминаем тех, чьи жизни были отданы за то, чтобы у нас над головой было мирное небо, светило солнце. Не раз нашу Родину пытались закабалить, но она стойко защищала свои рубежи. Давайте вспомним, ребята, трагические периоды в истории  нашей страны, когда Россию пытались захватить иностранцы (невская битва, татаро-монгольское иго, литовская интервенция, немцы, французы, японцы…).

Перенесемся мысленно в прошлое нашей страны. 1941 год. Мирное воскресное утро 22 июня. Спят города и села…

Презентация (голос Левитана, песня «Священная война»).

    Учитель:

Так мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. Начал осуществляться план Барбаросса, разработанный Гитлером. До нападения на нашу страну германские войска покорили уже многие страны Европы: Чехословакию, Польшу, Венгрию, Болгарию, Югославию, Румынию, Австрию. Захватив страны Европы, гитлеровская Германия обрушила свой страшный удар на Советский Союз. Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца затратили фашисты на взятие Брестской крепости. Настолько мужественно сражался малочисленный гарнизон, что даже сами немцы были поражены подвигом ее героев. И когда последний, истощенный без воды и еды солдат вышел наверх, немецкий офицер отдал ему честь. Но силы были неравны. Оборона крепости пала, дорога была открыта, и гитлеровцы продолжали наступление вглубь, к Москве  –«сердцу» нашей Родины. Но прежде чем пойти на Москву, гитлеровская армия решила захватить не менее значимый для нашего государства город, второй после Москвы, город Ленинград.

Выступления учащихся (фрагменты войны):

    1 учащийся.: Прошло 2 месяца после начала войны, в августе, германские войска начали мощное наступление на Ленинград. Для ленинградцев Гитлер готовил чудовищную расправу. Медленную смерть города. Были перекрыты все дороги, по которым можно было подвозить горючее, боеприпасы, продовольствие. Кроме этого, они подвергли город массированным бомбардировкам. За время блокады (а она продолжалась 900 дней и ночей, т. е. 2,5 года) фашисты сбросили на Ленинград около 100 тысяч бомб и 150 тысяч снарядов. От бомбежек вышел из строя водопровод, замерло электричество, не было топливо. В городе закончилось продовольствие и начался голод. Сотни тысяч людей гибли от голода, но помощи ждать было неоткуда, т. к. все дороги к Ленинграду были заняты фашистами.

    2 учащийся.: (дневник Тани Савичевой).

    3 учащийся.: Только часть Ладожского озера была в руках наших солдат. Тут по воде летом и зимой по льду вела в Ленинград дорога, по которой переправлялось продовольствие. Нелегкой была эта дорога. Фашистские самолеты бомбили колонны с воздуха, ломался лед под напором ветра, застывали в пути моторы, тонули машины. И все же ни днем, ни ночью, ни в самый лютый мороз не переставали работать фронтовые шоферы, доставляя груз через Ладожское озеро. «Дорогой жизни» назвали ее ленинградцы. Шоферы ежедневно совершали настоящий подвиг, спасая людей от голода. Городу Ленинград впоследствии было присвоено звание города-героя.

    4 учащийся.: 30 сентября 1941 года Гитлер отдал приказ о наступлении на Москву. Он так говорил о Москве: «Я сотру этот город с лица земли, а на его месте построю искусственное озеро. Само название «Москва» исчезнет навсегда». Враг рвался к сердцу советской страны, не считаясь ни с чем. Весь город встал на защиту столицы. Были созданы оборонительные сооружения: рвы, противотанковые ежи.  В битве под Москвой отличилась группа бойцов под руководством Василия Клочкова. Эта малочисленная группа отразила множество атак вражеских танков. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» - эти слова принадлежат Клочкову. Тяжело раненный, с гранатой в руках он бросился под танк и взорвал его вместе с собой. На помощь защитникам Москвы пришли войска из Сибири, Средней Азии, Казахстана, Урала, Дальнего Востока. С 5 декабря наши войска начали мощное наступление по всему фронту. Это было полной неожиданностью  для германского командования. Москва, которую Гитлер считал побежденной, внезапно оказалась недоступной.  

         

     Ведущий:

Великая Отечественная война не оставила равнодушным никого. На защиту любимой Родины встали все: от мала до велика, от простого солдата до генералов. Представители творческой интеллигенции (писатели, поэты, журналисты, музыканты) тоже не остались в стороне и восприняли как личную боль происходящие  в стране события. Они создавали агитбригады, которые ездили по фронтам, на передовую и выступали перед бойцами Красной Армии, поднимали боевой дух солдат, приближали Победу как могли. Много замечательных художественных и музыкальных произведений было создано во время войны, среди них «Василий Теркин» А. Твардовского, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Реквием» А. Ахматовой, 6 симфония Шестаковича  и другие.

     Выступление учащегося (стихи Д. Самойлова «Сороковые» - 5 учащийся)

     Учитель:

Потом были Сталинградская и Курская битвы.

     6 учащийся.: 200 дней продолжалась Сталинградская битва (17 июля 1942 – 2 февраля 1943). С середины сентября 1942г. бои шли внутри города. Обороной руководили генералы В.И. Чуйков, А.И. Родимцев, М.С. Шумилов. По советскому плану «Уран» (окружение врага у Сталинграда) 19 ноября 1942 г. Красная Армия перешла в наступление, а 23 ноября крупная группировка противника оказалась полностью окружена, в «котле» встала 330-тысячная армия врага. По плану «Кольцо» 10 января 1943 г. Советские войска начали разгром фашистской группировки, 2 февраля ее ликвидировали. Наступил коренной перелом: инициатива перешла к Красной Армии, началось массовое изгнание врага. Эта победа помогла освободить Кавказ.

      Ведущий:

Ребята, кроме военных сражений на войне случаются и передышки, во время которых солдаты могут передохнуть, почитать письма от родных и близких. Вот такие треугольники приходили по почте, так осуществлялась связь с тылом.

   6 учащийся (чтение письма лейтенанта Красной Армии, уроженца г. Ядрин, Е.П. Долбилова): «Пишу, согнувшись в три погибели в воронке от авиабомбы, покрытой щитом из досок. Сверху сыплет дождь, идет перестрелка. Немножко  прохладно, не мешало бы пропустить стаканчик-другой, да нету. Ничего, будем живы, еще поквитаемся за годы, прожитые в земле из-за какого-то сумасброда. Час близок, петля уже затягивается вокруг шеи Гитлера. Силы надо много – у нас ее хватит, чтобы задушить навсегда шайку международных бандитов, именуемых нацистами. Да будет так, да свершиться так!».

   7 учащийся.: 50 дней (5 июля – 23 августа 1943) проходила битва на Курской дуге, в которой противник пытался, захватив Курск по плану «Цитадель», окружить два советских фронта и отомстить за поражение под Сталинградом. Советское командование подготовило два плана: «Кутузов» - по освобождению Орла и окружающей территории, «Румянцев» - по освобождению Белгорода и Харькова. 12 июля у деревни Прохоровка произошло ожесточенное танковое сражение. 5 августа в честь освобождения Харькова и Белгорода в Москве был дан первый за время войны салют. 23 августа битва завершилась освобождением Харькова и большей части советской территории. Битва на Курской дуге поставила фашистскую Германию перед катастрофой, так как понесенные потери стали невосполнимыми.

    Выступление учащегося (стихи А. Ахматовой «Мужество» - 8 учащийся )

    Учитель:

Летом 1944 года наша армия отвоевала у немцев всю советскую территорию, потом помогла освободить страны Европы и взяла курс на Берлин. Советский солдат прошагал всю Европу и, дойдя до города Берлин, водрузил знамя победы над Рейхстагом… Нелегко досталась нам победа. Война нанесла тяжелые раны советским людям. Гитлеровцы на оккупированных территориях совершали немыслимые зверства : они расстреливали, закапывали людей живьем, разрушали и сжигали сотни городов, тысячи населенных пунктов… Так, белорусская деревня Хатынь была полностью сожжена. Более 1 млн. человек замучено в лагерях смерти.

    9 учащийся (чтение письма командира 22-го стрелкового полка, уроженца Вурнарского района Ч Р, Н.Г. Казанкова) : «Мы здесь живем хорошо и успешно. Только за май набили 500 фрицев, вчера поймали одного живого, матерого  эсэсовца, рыжего и вшивого. Наглый драчун, кусается, царапается, но все же попался. Подумай – мюнхенский член СС, награжден крестом, в общем, ценный для нас фриц… Если так  дело пойдет и дальше, то действительно скоро фрицам придет капут…»

Звучит песня «День Победы».

Учитель:

… С каждым днем редеют ряды ветеранов-участников  Великой Отечественной войны. Поэтому мы обращаемся ко всем: будьте к ним внимательны и добры, заботьтесь о них, помогайте им. Это им так необходимо в наше трудное время. К сожалению, и нашим современникам пришлось обжечься пламенем войны. В течение 10 лет воины-интернационалисты сражались на территории Афганистана… Свежи в памяти у нынешних солдат и воспоминания о сражениях с бандитами и террористами на Северном Кавказе…

    Звучит  «Молитва солдата».

    Учитель:

    Итак, на этом мероприятие подошло к концу. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"А память сердце бережет"

Сценарий  открытого  мероприятия про  Афганистан....

Урок мужества "А память сердце бережет". Авторская разработка Толмачевой Людмилы Владимировны

Урок мужества "А память сердце бережет". Авторская разработка Толмачевой Людмилы Владимировны...

"А память сердце бережет"

Воспитательный час, посвященный дню вывода войск из Афганистана «А память сердце бережет!»...

Память сердце бережет

Внеклассное мероприятие ознакомит воспитанников с причинами ввода советских войск в Афганистан, ходом войны. духовно обогащает воспитанников поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов,...

Внеклассное мероприятие "Память сердце бережет", освященное выводу войск из Афганистана

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного выводу войск из Афганистана...

"А память сердце бережет"

Общешкольное мероприятие "А память сердце бережет" было проведено в 7 "б" классе. Провела учитель информатики и икт - Абдулаева Асият Магомедовна...