"А память сердце бережет"
план-конспект на тему

Воспитательный час, посвященный дню вывода войск из Афганистана «А память сердце бережет!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a_pamyat_serdtse_berezhet.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное учреждение «Центр психолого – педагогической

помощи семьям с детьми, содействия семейному устройству и

постинтернатному сопровождению выпускников «Перспектива»  

Воспитательный час,

 посвященный дню вывода войск

из Афганистана

 «А память сердце бережет!»

                                   

Разработала и провела:

Воспитатель

Алтухова Н.М.

Цель:

     Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота Родины и способной выполнять гражданские обязанности в мирное время; сформировать представление о долге, чести, нравственности, понимании того, что без патриотизма у страны нет будущего.

Задачи:

  1. Воспитание патриотизма: сопричастности к истории Родины, готовности к достойному служению Отечеству.
  2. Формирование и развитие социально-значимых качеств: гражданской зрелости, ответственности, верности традициям, готовности к преодолению трудностей, активного участия в жизни общества.
  3. Удовлетворение потребности в познавательной информации, связанной с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и быта, самоотверженностью и самопожертвованием в бою, воинской доблестью, умением стойко переносить трудности воинской службы, гуманного отношения к населению Афганистана.

Оборудование:

  1. Книги о войне в Афганистане.
  2. Фонограммы песен о войне в Афганистане.
  3. Стенд с фотографиями воинов-земляков, погибших в Афганистане.
  4. Стенд с фотографиями воинов-земляков, участников войны в Афганистане, вернувшихся домой живыми.
  5. Гитара, ноутбук.
  6. Свечи.

Форма проведения: 

Литературно – музыкальная композиция.

План мероприятия:

  1. Вводная часть.

Знакомство с историей праздника.

  1. Основная часть.
  1. История ввода Советских войск на территорию Афганистана.
  2. Герои Афганской войны.
  3. Зажжение свечи в честь памяти о погибших воинах. Минута молчания.
  4. Чтение газетной статьи Е.Фроловой «Если не мы, то кто?»
  5. Вывод Советских войск из Афганистана.
  1.  Заключительное слово воспитателя.

Рефлексия.

Ход мероприятия:

I.        Вводная часть.

Звучит фонограмма песни М. Муромова «Боевым награждается орденом».

Воспитатель:       Добрый вечер, дорогие ребята! Сегодня мы                                             собрались здесь в предверии праздника – Дня Защитника Отечества. Поздравляю Вас с наступающим праздником. Пусть в этот день, поистине прекрасный, печаль и грусть исчезнут навсегда. Желаю в жизни радости и счастья, здоровья крепкого на долгие года.

1-й чтец:       Получают мальчики повестки

                       И уходят мальчики служить.

                       Есть обязанность у них такая:

                       От врага Отчизну защитить.

                       Юноши России присягают,

                       Клятву перед знаменем дают.

                       Юноши пока еще не знают,

                       Что домой они не все придут.    

 

2-й чтец:              Кабул далекий и безжизненная степь

                              Пропахли дымом от разрывов громких,

                              Ты долго не увидишь сыновей,
Спасающих другой народ от горя.


Мы, Родина, покинули тебя,
Нам совесть путь - дорогу указала:
Иди и выполняй святой приказ,
Чтоб Родина спокойно засыпала.

Воспитатель:     15 февраля 2015 года 26-я годовщина вывода советских войск из Афганистана. А до февраля 1989 года было почти десять лет войны, десять лет боев, крови, страха, подвигов. На истерзанных пулями и осколками афганских высотах, при защите мирных кишлаков, охране грузов проявились лучшие черты наших молодых современников, солдат и офицеров.

3-й чтец:       Я не знаю, кому и зачем это нужно,

                       Кто послал их на смерть

                                              недрожащей рукой,

                       Только так бесполезно,

                                              так зло и ненужно

                       Опускали их в вечный покой.

II.  Основная часть.

Воспитатель:          Кому нужна была война? Как это все начиналось? В результате апрельской революции 1978 в Афганистане к власти пришла Народная – демократическая партия Афганистана. Афганистан был объявлен Демократической Республикой. Главой государства и премьер – министром назначается Нур Мохаммад Тараки, первым заместителем премьера и министром иностранных дел – Амин Хафизулла.

                               19 июля Тараки и Амин поставили вопрос о вводе двух советских дивизий в случае чрезвычайных обстоятельств. Наши советники, чтобы как-то умиротворить Амина и Тараки пошли на небольшую уступку – полагали в ближайшие дни направить в Кабул один спецбатальон и транспортные вертолеты с советскими экипажами.

                                  23 августа Амин поднял вопрос о введении наших войск в Кабул.

                                   10 октября было официально объявлено о смерти Тараки от непродолжительной тяжелой болезни (хотя позже стало известно, что офицеры президентской гвардии за два дня до этого задушили его по приказу Амина). Пошла охота за сторонниками Тараки. К ноябрю 1979 года в Афганистане фактически началась гражданская война.

                                   Постепенно появилась идея создать условия для замены Амина более прогрессивным деятелем. В это время в Москве находился Бабрак Кармаль. Именно он возглавил действия прогрессивных сил после смерти Амина.

                                  12 декабря по предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану Л.И.Брежневым было принято решение об оказании военной помощи. 25 декабря 1979 года в 15 часов по московскому времени начался ввод советских войск в Афганистан.

                               Прежде всего, советские войска пошли помогать строить счастливую жизнь в глубь Азии. Впрочем, не все хотели укрепление позиций России на востоке. Заокеанские стратеги в борьбе за влияние в этом взрывоопасном регионе не жалели средств. Против нас была объявлена не только информационная война. Кто-то добренький стал щедро осыпать афганских моджахедов «благами западной цивилизации». Широкой рекой в Афганистан потекли современные средства ПВО – тогдашние «стингеры», стрелковое и тяжелое вооружение, средства минной войны. Но

                               главное – деньги: доллары, афгани. Убийство из засады стало самым прибыльным бизнесом для простого афганца. Словно время повернулось вспять – буквально за каждое ухо убитого советского воина, как за скальпы во время покорения Америки, стали платить и платили щедро. На бешеных деньгах множились солдаты удачи. Все мы знаем, сколько наших ребят полегло тогда. А чтобы бизнес у «духов» шел успешнее, их обучали в диверсионных школах на территории соседнего Пакистана.

 4-й чтец:       Бой гремел в окрестностях Кабула,

                        Ночь светилась всплесками огня –

                        Не сломало нас и не согнуло,

                        Видно, люди крепче, чем броня.

                        Знайте же, ребята мусульмане,

                        Ваша сила в том, что мы - за вас.

                        И не надо лишних воздыханий,

                        В бой ходить нам не в последний раз.

5-й чтец:       Вспомним, ребята, мы Афганистан,

                        Зарево пожарищ, крики мусульман,

                        Грохот автоматов, крики за рекой,

                        Вспомним, товарищ, вспомним, дорогой.

                        Вспомним с тобою, как мы шли в ночи,

                        Вспомним, как бежали в горы басмачи,

                        Как грохотал твой грозный АКС.

                        Вспомним, товарищ, вспомним, наконец.

                        На костре в дыму трещали ветки,

                        В котелке дымился крепкий чай,

                        Ты пришел усталый из разведки,

                        Много пил и столько же молчал.

                       Синими замершими руками

                       Протирал вспотевший автомат

                       И о чем-то думал временами,

                       Головой откинувшись назад.

  6-й чтец:         Снится часто мне мой дом родной,

                       Лес о чем-то о своем мечтает,

                       Серая кукушка за рекой,

                       Сколько лет осталось мне, считает.

                        И прижался ласково к цветку

                        Стебелек багульника примятый,

                        И звучит далекое «ку-ку»,

                        Отмеряя жизни моей даты.

                        Снится мне опушка из цветов,

                        Вся в рябине тихая опушка.

                        Восемьдесят, девяносто, сто,

                        Что ты так расщедрилась, кукушка?

                        Я тоскую по родной земле,

                        По ее рассветам и закатам.

                        На чужой и выжженной земле

                        Спят тревожно русские солдаты.

                        Они тратят силы, не скупясь,

                        Им знакомы голос и усталость.

                        Дни свои не прячут про запас.

                        Кто им скажет: сколько их осталось?

                       Так что ты, кукушка, погоди

                       Мне дарить чужую долю чью- то,

                       У солдата вечность впереди,

                       Ты ее со старостью не путай.

На фоне песни А.Розенбаума «В Афганистане» идет текст:

Воспитатель:        За годы войны награждено орденами и медалями более 200 тыс. человек. Звания «Герой Советского Союза» удостоен 71 «афганец» (таджики, русские, ингуши, татарины, украинцы, узбеки, казахи, калмыки, белорусы, молдаване). Двадцати из них это звание присвоено посмертно.

                                 Часто ценой жизни в ходе этой войны спасали своих товарищей советские солдаты и офицеры.

  1-й чтец:       Шли сегодня танки без привала,

                         С грохотом осколков по броне.

                         Здесь учений нет, и радуг мало

                         В этой необъявленной войне.

                         Жаркая, нерусская погода

                         Оседает пылью на броне,

                         Оседает вот уже два года,

                         На афганской стороне.

                         Пронесется пыль в Афганистане,

                         Вихрем чьи-то жизни прихватив.

                         Пусть им вечным памятником станет

                         Этой песни простенький мотив.

                         Жизнь такая наша без возврата

                         Прожитых когда-то мирных дней,

                         Умирать нам вроде рановато,

                         А приказ не выполнить страшней.

Воспитатель:        Примеров мужества и героизма в истории афганской войны много. И гибли на ней вдали от Родины, несли тяготы и лишения солдаты, и офицеры, и генералы. Они все они были воинами-афганцами.

  2-й чтец:       Зовут в афганской стороне

                         Нас непривычно – шурави,

                         А в наших снах, как облака,

                          Летят, курлычут журавли.

                          Сидим за дружеским столом,

                          Когда кончается работа,

                          И екнет сердце у друзей,

                          Когда опаздывает кто-то.

                          Пожелай, пожелай, командир,

                          Чтоб любимая не разлюбила,

                          Чтобы в памяти чьей-то всегда

                          Наше место не занято было,

                          Чтоб нас ожидала семья,

                          И чтоб Родина нас не забыла.

Воспитатель:         В предисловию к сборнику очерков «Звезды подвига» трижды Герой Советского Союза маршал авиации Н.И.Кожедуб писал: «Эстафета мужества передается от поколения к поколению, потому что в основе подвигов лежат священные для каждого советского человека понятия: Родина, дружба, воинский долг…»

                                 Герои афганской войны не какие-то необыкновенные люди, наделенные особыми качествами. Они такие же, как все солдаты, сержанты, офицеры, недавние школьники, вчерашние курсанты.

                                  В это непростое время русские мальчишки показывают вдруг на чужбине, в Афганистане, примеры высочайшей порядочности и достоинства. Вот где проверились честность, выдержка, мужество.

                                 

Олег Куликов исполняет песню «6 рота».

Воспитатель:      Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде. Мы узнаем их по спокойным и твердым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться.

                               Закончилась ли эта война для ребят из ограниченного контингента войск? Какими они вернулись? Как их встретила Родина, ради которой они воевали?

                               

  3-й чтец:    Вышли из войны, как из купели,

                      И, не доверяя тишине,

                      Перед жизнью словно оробели,

                      Словно бы остались на войне.

                      Их высокой чести и печали

                      Обучали пламя и свинец.

                      Школы до сердец не достучались –

                      Пули достучались до сердец.

                      Им сегодня тесно на Арбате,

                      Музыка для них не весела.

                      Где-то в Кандагаре иль Герате

                      Раненая молодость прошла.

 

                      И Отчизна, что сказала: «Надо

                      Вам побыть в пороховом дыму», -

                      На героев смотрит виновато

                      И сама не знает, почему…    

 

Воспитатель:     В 1992 году в Москве был создан Российский Союз ветеранов Афганистана. Союз оказывает помощь семьям погибших.

                                 Героям необъявленной войны посвящен памятник в старинной крепости Балла Хиссар, расположенной на холме в центре Кабула. Граненый шпиль величественной стрелы взметнулся в голубую лазурь неба. Пятиконечная звезда и лавровая ветвь венчают его. Внизу на черном граните высечено на русском и дари: «Воинам - интернационалистам». Этот памятник был сооружен в 1985 году на средства молодежи Афганистана в знак глубокой признательности советскому воину за самоотверженную помощь.

Воспитатель:     Документ – справка.

                                   Потери личного состава ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан в период с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года составили:

                              - убито, умерло от ран – 13 833 человека из состава 40-й армии;

                              - ранено 49 985 человек, стали инвалидами 6 759, находятся в розыске 330, из них пропали без вести 312 человек.

                                 Кроме того, военных советников 180 человек, переводчиков, специалистов из других министерств и ведомств – 584 человека.

                                 Из нашего города Железногорска было призвано на службу в Афганистан 298 человек, трое не вернулись домой.

                                  Это: Полтавский Валерий Владимирович, 17.05.1964-05.03.1983

                                          Прудников Андрей Фёдорович, 

                                12.06.1965-27.05.1985 

                                (Они похоронены на кладбище у мемориала «Большой дуб».)

                                          Мальцев Валерий Валентинович, 18.04.1965, пропал безвести 7 сентября 1984 года.

Зажжение свечи в честь памяти всех погибших на Афганской войне.

                                   Дорогие ребята, почтим минутой молчания всех, кто не вернулся с афганской войны.

                               (Минута молчания)

Чтение газетной статьи  Е. Фроловой «Если не мы, то кто?»

Воспитатель:         После подписанных Женевских соглашений между Афганистаном и Пакистаном с 15 мая 1988 года начался вывод советских войск с территории Афганистана, который проходил в два этапа и был закончен 15 февраля 1989 года. Советский Союз и Афганистан выполнили взятые на себя в Женеве обязательства. В то же время США и Пакистан, по сути, растоптали эти договоренности. Они продолжают обеспечивать оппозицию всем необходимым для ведения подрывной деятельности на территории Афганистана.

Просмотр видеоролика «Мы уходим» о выводе войск из Афганистана.

III.  Заключительное слово воспитателя.

Воспитатель:           Давно закончилась та война, так почему же волнуются матери, провожая своих сыновей в армию? Все новые и новые точки вспыхивают на карте, и среди них «Чечня», а сейчас «Украина», «Донбасс», «Луганск».

                            В этот праздник, светлый и большой

                            Счастья Вам желаю на года,

                            Мирной синевы над головой,

                            В этот день, и завтра, и всегда!

                            Пусть сбывается лучшее в жизни,

                            И не только по праздничным дням.

                            Слава нашей великой Отчизне.

                            Слава верным ее сыновьям!

Оценивание проведенного мероприятия детьми (рефлексия).

Литература:

  1. Алексина Е.Ю. «Афганистан: боль в моей судьбе» Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Выпуск № 2 М: Илекса, Народное образование 2003 год.
  2. Курносова Л. «Юноши присягают России» Журнал «Воспитание школьников» №9, 2002 год.
  3. Смирнов О. «Никто не создан для войны» Москва, «Молодая гвардия», 1990 год.
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Железногорск_(Курская_область)
  5. http://m.ria.ru/ugc/20110215/334498366.html
  6. http://fe-grad.ru/?page_id=1479
  7. http://post.kards.qip.ru/tags/show/воины -интернационалисты/9494761 /9/voinam.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"А память сердце бережет"

Сценарий  открытого  мероприятия про  Афганистан....

Урок мужества "А память сердце бережет". Авторская разработка Толмачевой Людмилы Владимировны

Урок мужества "А память сердце бережет". Авторская разработка Толмачевой Людмилы Владимировны...

Память сердце бережет

Внеклассное мероприятие ознакомит воспитанников с причинами ввода советских войск в Афганистан, ходом войны. духовно обогащает воспитанников поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов,...

"А память сердце бережет..."

Уроки ПобедыСценарий мероприятия, посвященного75-летию Победы в Великой Отечественной войне «А память сердце бережет…»  Учитель истории и обществознания: Яковлева Н.И...

Внеклассное мероприятие "Память сердце бережет", освященное выводу войск из Афганистана

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного выводу войск из Афганистана...

"А память сердце бережет"

Общешкольное мероприятие "А память сердце бережет" было проведено в 7 "б" классе. Провела учитель информатики и икт - Абдулаева Асият Магомедовна...