«Декабристы. Роль личности в истории»
план-конспект урока по истории (8 класс)

Разработка урока по теме: "Декабристы. Роль личности в истории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_dekabristy._rol_lichnosti_v_istorii.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Декабристы. Роль личности в истории»

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. (В.С. Шефнер)

Тип урока: Лабораторное занятие с элементами дискуссии.

Цель урока: Показать  роль личности для формирования у учащихся объективного взгляда на события российской истории.

Задачи урока:

  • Обобщить сведения о событиях 14 декабря 1825г.;
  • Продолжить формирование умения давать собственную оценку событиям, нравственным качествам исторических личностей;
  • Продолжить развитие критического мышления, умений и навыков по работе с историческим материалом;
  • Развивать творческий, исследовательский подход в изучении материала;
  • Учить работать в группе, задавать вопросы, доказывать свое мнение;
  • Воспитывать качества гражданственности, патриотизма, любви к Родине, чести и долге;
  • Воспитывать бережное отношение к истории своей Родины;
  • Формирование духовно-нравственных качеств личности.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация.

Ход урока:

Блок 1. Организационный момент. 

Тема сегодняшнего урока: «Декабристы. Роль личности в истории»

Переключение слайда.

Вопрос: Ребята, Вы, все, наверное, смотрите телевизор? (нет, да). Вы, знаете, что-нибудь о канале «365 дней», первый исторический канал.

Лейтмотивом одной из передач на этом канале, звучит следующая фраза:

«Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда – в результате может вообще ничего не остаться». (Станислав Ежи Лец).

Переключение слайда.

Блок 2.

Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Мы поговорим с Вами о роли личности в истории.

Вы прошли тему «Восстание декабристов». Ведь чем больше проходит времени с этих событий, тем больше возникает вопросов.

А когда было восстание декабристов и где оно проходило?

Наш урок – попытка понять: Кто они?

Ради чего рисковали жизнью и карьерой? Что ими двигало?

Как случилось, что аристократы боролись не за то, чтобы получить привилегии, а за то, чтобы лишиться их?

Блок 3.

Вы сегодня выступите не только в роли историков, лингвистов (Вы увидите сюжеты на французском языке), но еще и в новой для Вас роли психологов и экспертов.

Ведь для нас декабристы интересны не только в плане их общественно- политической деятельности, сколько в плане истории ментальности, их богатого внутреннего мира, их внутренней борьбы, их поступков.

Блок 4.

Пожалуйста, откройте конверты и возьмите материал с название «Карта урока».

Объяснить, что необходимо будет сделать?

Попросить выполнить первое задание?

Обсудить ответы?

Блок 5.

Что бы полнее рассказать о каком-то историческом событии, необходимо, на некоторое время мысленно погрузиться в то время.

Просмотр фрагментов из фильма «Звезда пленительного счастья», режиссер Владимир Мотыль, 1975г.

Переключение слайда.

Вопросы:

  1. Почему именно дворяне выступили в защиту прав крестьян?
  2. Как вы думаете, почему император не проводил реформы?

Блок 6.

Заполнение таблиц, касаемо психологических характеристик.

Опрос учащихся.

Переключение слайда.

Блок 7.

Переключение слайда.

Сюжет из фильма «Звезда пленительного счастья». Казнь декабристов.

Блок 8.

Вопросы:

Ребята, а кто, по-вашему, мнению творит историю? (Личность).

А какими качествами, на Ваш взгляд, должна обладать личность?

Личность может быть только положительный человек или нет?

Блок 9.

Переключение слайда.

Историческим личностям, по мнению В.О. Ключевского, свойственны:

 «Стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения; стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий; совестливость во всех делах; ясность, убедительность и разумность предпринимаемых действий». 

Вопросы:

Ребята, а эту цитату мы можем отнести к декабристам?

А про кого мы с Вами еще забыли сказать?

Блок 10.

Раздача документов, делю на группы?

Переключение слайда.

Первая группа отвечает на 1 и 2 вопросы, вторая на 3 и 4 вопросы.

Вопросы для обсуждения:

Группа I.

  1. Почему высказываются такие разные точки зрения на события 14 декабря 1825г., и современниками и потомками?
  2. Какими людьми предстают перед нами декабристы?

Группа II.

  1. Найдите, пожалуйста, положительные и отрицательные характеристики действий декабристов и Николая I?
  2. Найдите, пожалуйста,  в представленных источниках те черты, которые присуще личности?

Блок 11.

Обращаюсь к мужчинам, я сейчас прочитаю высказывание декабриста А.П. Беляева, а Вы мне скажите, о ком идет речь?

Слава и краса вашего пола!

Слава страны, вас произрастившей! ...

Да будут незабвенны имена ваши!    

Вам не кажется, что романтический образ декабристов сложился, благодаря подвигу их жен?        

Блок 12.

Переключение слайда.

Так где, правда, ребята?

Переключение слайда.

Герои они или государственные преступники? (ответы).

Выполните, пожалуйста, задание №3.

У кого-нибудь поменялась точка зрения за урок?

Блок 13.

Сбылись ли надежды декабристов в современной России?

Что могло бы их восхитить, а что огорчило бы?

Какие идеи декабристов не потеряли своей актуальности до сих пор? (ответы).

А в чем была их сила? (в правде).

Ребята, учите историю, и она поможет Вам находить правду. Спасибо.

Блок 14.

Отметить работу учащихся. Домашнее задание посмотреть фильм «Звезда пленительного счастья».

Группа I

И.А. Федосов. История СССР. Учебник для 8 класса. Год издания 1986г.:

Стр. 41. «Революционное движение отличалось от стихийных крестьянских восстаний тем, что оно выработало политическую программу, вело организованную борьбу, направленную на ликвидацию насильственным путем существующего государственного строя во имя строя более передового».

Стр. 42. «В статье «Памяти Герцена» В.И. Ленин так характеризовал историю революционного движения в России: «…Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало…»

П.И. Зырянов. История России. XIX век. Учебник для 8 класса. Год издания 2005 г.:

Стр. 64. «В этом движение были очевидные слабости. Главная из них заключалась в немногочисленности его рядов. Другая слабость декабристского движения состояла в несколько любительском, не всегда серьезном отношении к делу. Лишь немногие – Рылеев, Пестель, Муравьев-Апостол – с головой ушли в это дело и представляли всю его опасность. В массе же своей декабристы были молоды, беспечны, слишком любили жизнь, чтобы отказываться от всех ее благ, красоты и радостей».

Из воспоминаний М. Муравьева-Апостола: «Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже самую жизнь, ради любви к Отечеству было сердечным побуждением. Наши чувства были чужды эгоизма. Бог свидетель этому».

Л.Н. Толстой: «Планы декабристов были нацелены на будущее, в них боль за Россию, они жертвуют жизнью ради убеждений, осознают несовершенство политического строя, необходимость отмены крепостного права, необходимость перемен, работы в обществе. Реформаторов превратили в революционеров».

В.О. Ключевский: «Движение декабристов – «историческая случайность, обросшая литературой»

         

Н. Греч: «Эти замыслы были чужды для русского ума и сердца».

Слова самого молодого из декабристов Александра Одоевского, сказанные им при прощании с товарищами, когда он уходил от К. Рылеева в ночь перед восстанием: «Умрем, братцы, ах, как славно умрем!»

Группа II

А.С. Пушкин из черновых набросков к «Капитанской дочке»:  «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и бесполезный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, кому чужая головушка — полушка, да и своя шейка — копейка».

Балязин В.Н. «Неофициальная история России»

Встреча Николая с Пушкиным. На вопрос Николая: «Что бы вы сделали, если бы 14 декабря были в Петербурге?», Пушкин ответил: Встал бы в ряды мятежников». В защиту своей позиции поэт дал столь аргументированное обоснование, что Николай признавался потом, что Пушкин  один из умнейших людей России.

Из письма А.С. Грибоедова Бегичеву (конец 1826 г.): «Сто прапорщиков хотят изменить весь государственный быт в России».

Из воспоминаний о Лунине: «Когда не с кем было драться, Лунин подходил к какому-либо незнакомому офицеру и начинал речь: «Милостивый государь! Вы сказали…» – «Милостивый государь, я Вам ничего не говорил». – «Как, вы, значит, утверждаете, что я солгал? Я прошу мне это доказать путем обмена пулями…».

Лорер Н.И. Из «Записок моего времени»:

«Пестель, Муравьев-Апостол, Рылеев, Бестужев-Рюмин и Каховский, в белых саванах, с черными завязками, опоясанные кожаными поясами, на коих большими буквами написано было: государственный преступник, простились друг с другом и с покойным духом взошли на подмостки… Когда Муравьев стал на скамейку, то еще подозвал священника и сказал ему: «Благословите меня в последний раз, я расстаюсь с здешним миром без злобы, даже на того, который приговорил меня к этой позорной смерти… Прощаю ему, лишь бы он сделал счастливою Россию».

Разговор А.Н. Андреева с Сергеем Муравьевым-Апостолом в ночь перед казнью: «— Пропойте мне песню, я слышал, что вы превосходно поете. Муравьев ему спел. — Ваш приговор? — спросил Андреев. — Повесить! — отвечал тот спокойно. — Извините, что я вас побеспокоил. — Сделайте одолжение, очень рад, что мог вам доставить это удовольствие».

Балязин В.Н. «Неофициальная история России»

Начало царствования Николая I проходило под знаком восстания декабристов. Император был для «бунтовщиков» и судьей – следил за их поведением на каторге и в ссылке, лично решал судьбу самих осужденных и членов их семей. В тоже время по его распоряжению был составлен «Свод показаний членов тайного общества о внутреннем состоянии государства», ставший настольной книгой царя.

Карта урока:

Тема урока: Декабристы. Роль личности в истории.

Вопросы для изучения:

  1. Кто они, декабристы?
  2. Знакомство с мемуарными и историческими материалами?

Задание №1: Напишите свою точку зрения:

  • Я считаю, что декабристы поступили правильно, потому что______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Я считаю, что декабристы поступили неправильно,  потому что_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2: Отметьте высказывания, которые на Ваш взгляд, характеризуют декабристов:

  1. Человек действия;
  2. Человек, склонный к резким суждениям, оценкам и приговорам;
  3. Человек, не стремящийся привлечь к себе внимание окружающих;
  4. Публичный человек открытого слова и жеста;
  5. Человек, склонный к философской созерцательности;
  6. Человек, воспринимающий себя историческим героем;
  7. Человек, дорожащий тихими радостями души.

Задание №3: Так где, правда? Декабристы герои или государственные преступники? Напишите, пожалуйста, свое мнение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».

Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...

Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»

Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ». Урок - решения познавательных задач для 10-х классов...

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

"Роли личности в истории"

"Роль личности в истории" - это презентация, посвященная психологическому аспекту в истории, подходу к данному вопросу со стороны как учителя, иак и ученика....

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…»

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…» Цель: Определить роль личности Наполе...

Элективный курс по истории для 6 класса "Первые русские князья. Роль личности в истории"

Курс предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории, роли личности в истории. Необходимость и актуальность данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной ш...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...