технологическая карта урока по всеобщей истории 6 класс "Столетняя война"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Педагогические

цели

Создать условия для формирования представлений о причинах, ходе и результатах Столетней войны, охарактеризовать роль  Жанны д’Арк в освобождении Франции, познакомить с понятиями партизанская война, народная освободительная война, с термином арбалет

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: сравнивают парламент и Генеральные штаты, находят сходство и отличия, перечисляют последствия нормандского завоевания, оценивают деятельность Генриха II; указывают хронологические рамки Столетней войны, перечисляют причины военных действий, характеризуют места сражений, обстоятельства, участников Столетней войны; представляют характеристику Жанны д’Арк, объясняют, почему ее имя сохранилось в памяти поколений; читают историческую карту с опорой на легенду, проводят поиск необходимой информации.

Метапредметные:

Познавательные: работают с учебной информацией, составляют конспект, выделяют логические части текста, составляют план на основе презентации и иллюстраций учебника.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, осознают качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение и аргументируют свой ответ, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умеют высказывать собственное мнение, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, задают вопросы с целью получения нужной информации.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, осмысляют социально-нравственный опыт предшествующих поколений, проявляют способность к определению своей позиции

Образовательные
ресурсы

Презентация «Жанна д’Арк», подготовленная учителем.

Столетняя война [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.medievalmuseum.ru/14wars/medieval_wars_... http://www.medievalmuseum.ru/14wars/medieval_wars_...

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карта «Англия и Франция во времена Столетней войны»

Основное содержание темы, понятия и термины

Причины Столетней войны. Основные этапы Столетней войны. Героическая роль Жанны д’Арк в освобождении Франции. Арбалет, партизанская война, народная освободительная война

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:  СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА

Педагогические

цели

Создать условия для формирования представлений о причинах, ходе и результатах Столетней войны, охарактеризовать роль  Жанны д’Арк в освобождении Франции, познакомить с понятиями партизанская война, народная освободительная война, с термином арбалет

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: сравнивают парламент и Генеральные штаты, находят сходство и отличия, перечисляют последствия нормандского завоевания, оценивают деятельность Генриха II; указывают хронологические рамки Столетней войны, перечисляют причины военных действий, характеризуют места сражений, обстоятельства, участников Столетней войны; представляют характеристику Жанны д’Арк, объясняют, почему ее имя сохранилось в памяти поколений; читают историческую карту с опорой на легенду, проводят поиск необходимой информации.

Метапредметные:

Познавательные: работают с учебной информацией, составляют конспект, выделяют логические части текста, составляют план на основе презентации и иллюстраций учебника.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, осознают качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение и аргументируют свой ответ, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умеют высказывать собственное мнение, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, задают вопросы с целью получения нужной информации.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, осмысляют социально-нравственный опыт предшествующих поколений, проявляют способность к определению своей позиции

Образовательные
ресурсы

Презентация «Жанна д’Арк», подготовленная учителем.

Столетняя война [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.medievalmuseum.ru/14wars/medieval_wars_100year_war.htm; http://www.medievalmuseum.ru/14wars/medieval_wars_100year_war_2.htm

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карта «Англия и Франция во времена Столетней войны»

Основное содержание темы, понятия и термины

Причины Столетней войны. Основные этапы Столетней войны. Героическая роль Жанны д’Арк в освобождении Франции. Арбалет, партизанская война, народная освободительная война

Организационная структура (сценарий) урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Обучающие и развивающие компоненты, задания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

I. Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Личностные: проявляют положительное отношение

к учебной деятельности

II этап. Актуализация знаний

Составьте схемы устройства и функций Генеральных штатов и парламента. Найдите сходства и отличия.

– Каковы последствия нормандского завоевания Англии?

– Оцените деятельность Генриха II.

В чем состоит его главная заслуга?

Письменно выполняют
задания и комментируют его устно: сравнивают парламент и Генеральные штаты, находят сходства и отличия;  перечисляют последствия нормандского завоевания Англии. Оценивают деятельность Генриха II

Предметные:  Сравнивают парламент и Генеральные штаты, находят сходства и отличия. Перечисляют последствия нормандского завоевания Англии. Оценивают деятельность Генриха II

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение и аргументируют свой ответ

III. Постановка учебных

задач

Беседа

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи

Формулируют учебные задачи

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи

IV. Изучение нового материала

Рассказ учителя

Учитель предлагает прочитать пункт 1 и найти в тексте причины  Столетней войны Рассказывает о причинах и основных этапах Столетней войны (см. Приложение 1)

Рассказывает об основных этапах Столетней войны

Читают тест параграфа и выписывают

Слушают учителя, составляют конспект

Предметные:  Указывают хронологические рамки Столетней войны, перечисляют причины военных действий

Познавательные: работают с учебной информацией, составляют конспект

Записи в тетради

Работа с учебником (п. 4,

с. 169–

170)

Предлагает изучить II этап войны,  прочитав п. 4 в учебнике.

– Как использовала Франция перемирие с Англией? (Король Франции Карл V увеличил отряды наемников, начал строить военный флот. Он создал сильную артиллерию, использовал тяжелые пушки для разрушения крепостей.)

– Каким образом изменения, коснувшиеся Франции, сказались на возобновившихся военных действиях? (К 1380 году оставшаяся в руках англичан часть Аквитании была значительно меньше, чем в начале войны. На севере они сохранили лишь несколько прибрежных городов.)

Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы

Предметные:  Характеризуют
места сражений, обстоятельства, участников, результаты II этапа Столетней войны

Познавательные: выделяют логические части текста.

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Устные ответы

Рассказ учителя

Рассказывает про III этап Столетней войны (см. Приложение 2)

Слушают учителя, делают записи в тетради

Предметные:  Характеризуют
места сражений, обстоятельства, участников, результаты III этапа Столетней войны

Регулятивные: учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале

Записи
в тетрадях

Презентация «Жанна

д’Арк», работа
с учеб-ником

(с. 172–

175)

Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 3) 

Слушают учителя, составляют план рассказа о жизни и подвиге Жанны д’Арк на основе презентации и иллюстраций учебника

Предметные:  Представляют характеристику Жанны д’Арк, объясняют, почему ее имя

сохранилось в памяти поколений

Познавательные: составляют план рассказа на основе

презентации и иллюстраций учеб-ника.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии

с поставленной задачей.

Личностные: осмысляют социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Записи
в тетрадях

V. Первичное  осмысление и закрепление знаний

Работа
с историческими картами

(с. 154,
177)

– Сравните размер английских владений во Франции с XII по XIV вв. (см. карту на с. 154).

– Из-за каких земель началась Столетняя война? (Франция стремилась отвоевать у Англии территорию Аквитании, без которой невозможно было за-

вершить процесс объединения страны.)

– Как изменялись владения англичан  во Франции в течение войны? (Накануне Столетней войны англичане обладали частью юго-западного побережья Франции (Гиень). К концу Столетней войны у англичан во Франции остался один порт Кале.)

– Найдите на карте места, связанные с деятельностью и подвигом Жанны д’Арк

Изучают карту, формулируют ответы

Читают историческую карту с опорой на легенду, проводят поиск необходимой информации

Коммуникативные: умеют высказывать собственное мнение, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, задают вопросы с целью получения нужной информации

Работа
с историческими картами

VI. Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа

•  Самым интересным на уроке было…

•  Мне понравилось…

•  Меня заинтересовало…

•  Моя работа на уроке была…

•  Я недоволен…

•  У меня получилось…

•  У меня не получилось…

Оценивают свою работу, эмоциональное состояние
на уроке

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения

материала; дают оценку своей работе на уроке.

Личностные: проявляют способность к определению своей позиции

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Оценивание работы учащихся
на уроке

Домашнее задание

Учебник, § 20; записи в тетрадях; самостоятельно изучить текст «Крестьянские восстания во Франции и Англии»

(с. 170–171)

Записывают
домашнее
задание

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

Столетняя война (1337–1453 гг.) – это военный конфликт между Англией и Францией, который с перерывами длился более 100 лет.

Причины военного конфликта:

1) стремление Франции вытеснить Англию со своих юго-западных территорий;

2) желание Англии сохранить за собой Аквитанию и другие территории на континенте, когда-то принадлежавшие ей.

Поводом к началу войны  послужили притязания английской династии Плантагенетов в лице короля Эдуарда III на французский престол (он приходился внуком французскому королю Филиппу IV Красивому из династии Капетингов, сыновья которого умерли бездетными, что позволило Эдуарду III заявить свои права на французский престол).

Основные этапы Столетней войны:

I этап : 1337–1360 гг.                                III этап: 1415–1424 гг.

II этап: 1369–1396 гг.                        IV этап: 1428–1453 гг.

I  этап  войны.

Начальный период войны был неудачным для Франции. Англичане, обладая сильным флотом, победили французов в морском сражении у берегов Фландрии в 1340 г., захватили Нормандию и одержали победу в битве при Креси (1346 г.).

Причиной подобной ситуации были недостатки военной организации французов. Дело в том, что английская армия была более организованной. Она состояла из отрядов наемных рыцарей, которые согласовывали свои действия и четко выполняли приказы короля. Кроме того, значительную часть вооруженных сил англичан составляла дисциплинированная пехота (лучники) из свободных крестьян.

У Франции же войско состояло из тяжеловооруженных рыцарей, возглавляемых сеньорами, которые действовали каждый самостоятельно и потому неэффективно. Лучников было мало. Пехота в основном состояла из чужеземных наемников.

Недостатки французской армии особенно ярко проявились в битве при Пуатье (1356 г.), итогом которой стала гибель основной части рыцарского войска французов и пленения остальной части с самим королем Иоанном II во главе.

Франция была вынуждена заключить унизительный мир в Бретиньи в 1360 году, по условиям которого она фактически теряла одну треть своих территорий.

Приложение 2

III ЭТАП СТОЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ

На III этапе Столетней войны положение Франции вновь осложнилось.

В 1415 г. Англия  решила захватить порт Кале и возобновила военные действия. Франция не смогла оказать практически никакого сопротивления, так как была ослаблена внутренней междоусобной борьбой между герцогом Бургундским и герцогом Орлеанским. В 1415 году состоялась битва при Азенкуре, где французская армия потерпела сокрушительное поражение. В итоге английский король Генрих V захватил Нормандию и Мэн. Англичане еще больше укрепили свои позиции, заключив союз с герцогом Бургундским. Будучи фактически независимым государством, герцогство, увеличившееся за счет территорий Люксембурга, Нидерландов и Пикардии, стало сильным союзником и соответственно несло значительную угрозу существованию Франции как самостоятельного государства. Бургундцы сумели захватить Париж, король оказался в плену (где вскоре умер), его наследник бежал и позже провозгласил себя королем Карлом VII. После таких успехов англичане вынудили Францию подписать мир на тяжелейших для нее условиях.

Приложение 3

ЖАННА Д’АРК

Заключительный этап Столетней войны носил во Франции ярко выраженный национально-освободительный характер. Во многом этому способствовала политика англичан на захваченных территориях – репрессии по отношению к населению, грабежи и фактически экспансия, так как все земли Генрих V стал раздавать своим феодалам.

В 1428 г. англичане осадили Орлеан. Ситуация становилась критической, и в этот наиболее тяжелый для Франции момент на исторической арене появляется Жанна д’Арк. Будучи простой крестьянской девушкой, она смогла переломить ход военных действий и потому по праву считается народной героиней.

Жанна д’Арк родилась в 1412 г. в деревне Домреми на границе Шампани и Лотарингии. Будучи крайне религиозной, она говорила, что слышит голоса святых, которые призывали ее спасти свое Отечество. Когда Жанне исполнилось 17 лет, она отправилась в город Вокулер, где, убедив коменданта замка в своей миссии, смогла добиться, чтобы ей дали оружие и коня. В мужском одеянии она смогла преодолеть территорию, занятую бургундцами и англичанами, и прибыть к французскому дофину (наследнику престола).

Карл VII, после ряда проверок, назначил девушку главнокомандующим французским войском.

В конце апреля Жанна д’Арк с армией прибыла в Орлеан, а к 8 мая англичане вынуждены были снять осаду с крепости. Эта победа имела исключительное значение для французов. После нее Жанну д’Арк стали называть Орлеанской Девой.

Жанна убедила Карла VII отправиться на миропомазание в Реймс, традиционное место коронования французских королей. Торжественная церемония сделала Карла законным правителем государства. Армия под руководством Жанны д’Арк освободила Шампань, однако попытка взять Париж провалилась. Несмотря на небывалые успехи Жанны, Карл и его ближайшее окружение опасались ее растущего влияния и славы.  В  результате предательства (мост в город был поднят, что отрезало ей путь к отступлению) в стычке под городом Компьеном в мае 1430 г. она попадает в плен к бургундцам. Французский король, который был обязан ей своей короной, не предпринял ничего, чтобы освободить девушку, в результате чего герцог Бургундский за 10 000 золотых продал ее англичанам. Жанну д’Арк перевезли в Руан, где передали суду инквизиции, обвинив в колдовстве и союзе с дьяволом. На процессе она вела себя очень мужественно и, несмотря на угрозу пыток, так и не признала себя виновной. В мае 1431 г. Жанна д’Арк была заживо сожжена на площади старого рынка в Руане. Лишь спустя четверть века король приказал пересмотреть судебный процесс, найдя множество нарушений закона, Жанна была реабилитирована, а в XX в. причислена к лику святых.

Гибель Жанны д’Арк не помогла англичанам. Народная война поднялась с новой силой. Примирение с герцогом Бургундским и реформы в армии (создание наемного войска, увеличение артиллерии) нанесли окончательный удар по оставшимся силам англичан. В 1453 г. сдался город Бордо, последний оплот захватчиков в Аквитании. Столетняя война завершилась. Англичане потеряли все свои владения во Франции кроме порта Кале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по всеобщей истории "Столетняя война" 6 класс

Изучение нового материала  с применением ИКТ....

Технологическая карта урока по теме" Первая Мировая война и история Владимирского края"

Технологическая карта урока по теме" Первая Мировая война и история Владимирского края"...

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

Технологические карты по предмету "Всеобщая история. 5 класс"

Представлено полное (68 часов) планирование курса....

Технологическая карта урока по предмету "История" 7 класс раздел "Всеобщая история". Тема урока: "Индия. Империя Великих Моголов"

Материал содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок занимает определенное место в теме: "Страны Востока в XVI-XVII веках....

Технологическая карта урока по Всеобщей истории «Мир художественной культуры Просвещения». 8 класс

Цели и задачи урокаЦель: Обеспечить организационно-педагогические условия для личностно-эмоционального осмысления учащимися достижений европейской художественной культуры в эпоху Просвещения....