Конспект по истории "В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса"
план-конспект урока по истории

Арипова Алина Альбертовна

 

Цели:

обучающие:

-  сформировать у учащихся общее представление о школах, палестрах и гимнасиях Древних Афин; 

- знакомство учащихся с культурными достижениями Древней Греции.

развивающие:

-  продолжить формирование навыков работы  с текстом учебника и его иллюстрациями, с историческими документами;

- способствовать развитию познавательной активности учащихся;

- развитие навыков групповой работы.

воспитательные:

- формирование толерантного отношения к истории другого народа;

- повышение интереса к предмету;

 

- приобщение к культурным традициям Древней Греции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 0016afec-c1aa2d6c.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса

Класс

5

Цель

обучающие:

-  сформировать у учащихся общее представление о школах, палестрах и гимнасиях Древних Афин;  

- знакомство учащихся с культурными достижениями Древней Греции.

развивающие:

-  продолжить формирование навыков работы  с текстом учебника и его иллюстрациями, с историческими документами;

- способствовать развитию познавательной активности учащихся;

- развитие навыков групповой работы.

воспитательные:

- формирование толерантного отношения к истории другого народа;

- повышение интереса к предмету;

- приобщение к культурным традициям Древней Греции.

Задачи

1. Формирование умения использовать изученный материал на практике, учиться выражать свое мнение.

2. Развивать навык работы в команде

3. Воспитывать толерантное отношение.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Планируемые образовательные результаты (предметные)

Анализируя данные об афинских школах, гимнасиях, палестрах выявить особенности образования в Древней Греции; научить выявлять причины возникновения школ, характеризовать их значение для афинского общества; видеть сходство и различия древнегреческих и современных школ.

Личностные результаты

  • Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Основное содержание темы, понятия, термины

Стиль, палестра, гимнасий.  

Форма

Коллективная, фронтальная.

Методы
обучения

Первичное закрепление нового материала, мозговой штурм, инсценировка.

Образовательные
ресурсы

  1. Учебник  А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «Всеобщая история. История Древнего мира», М., Просвещение 2014 г.
  2. презентация

Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Предметные

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Цель:

- психологический настрой учащихся;                            - обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Приветствуют.

Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм

2. Актуализация опорных знаний

Цель:

- сосредоточение внимания;

- на основе пройденного материала произвести плавный переход к новой теме урока.

Ребята, вспомните какие качества ценились у граждан Древней Греции? Где они могли продемонстрировать эти качества? Вспомните, о каких достижениях древних греков вы знаете?

А как вы думаете, где древние греки могли овладеть знаниями и умениями?  Где вы получаете знания? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Вспоминают об ораторском искусстве эллинов, Олимпийских играх, о развитии архитектуры и искусства в Афинах.

Предполагают, что в Греции существовали учебные заведения, о которых мы и узнаем на уроке и какое значение образование играло в жизни древних греков.

Умение находить или вспоминать нужную информацию.

РУУД: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

ЛУУД: Рассуждение учеников

3. Целеполагание  и мотивация учебной деятельности

Цель: учащиеся самостоятельно определяют тему урока и ставят учебные задачи.

2 слайд:

Тема нашего урока: «В афинских школах и гимнасиях.  В театре Диониса.

Подумайте, как мы будем работать на уроке?

3 слайд:

Цель урока: изучить особенности древнегреческого воспитания и образования.

План работы:

1) Занятия в школе

2) Посещение палестры  

3) В афинских гимнасиях  

4) В афинском театре

Проблемное задание:

Определите, что могут позаимствовать наши современники у греков из их опыта обучения и воспитания детей.

Записывают тему урока.

Учащиеся предлагают  план изучения темы и с помощью учителя формулируют основные вопросы:

Где?  С какого возраста?  Чему учились?

Записывают план урока.

КУУД:

уметь строить речевые высказывания; планирование учебного сотрудничества с учителем и детьми.

РУУД:

уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.

ПУУД: самостоятельное формулирование познавательной цели;

ЛУУД: Рассуждение учеников

4. Первичное усвоение новых знаний

Цель: проверить умение  работать в группах.

Сегодня мы будем работать в группах (обратимся к памятке организации групповой работы).

Класс делится на 4группы (в каждой группе 1оратор, 1 командир), 2 эксперта.

Каждая группа получает задания по темам:

1.  Школа.  

2.  Гимнасия.    

3. Палестра.

4. Театр.

Карты оценки деятельности в группе

В результате работы постараемся ответить на проблемный вопрос нашего урока.

Приложение 1. Задания для групп.

Приложение 2. Оценочный лист экспертам.

Работают в группах, используя учебник и подготовленные сообщения.

Определите, что могут позаимствовать наши современники у греков из их опыта обучения и воспитания детей.

Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира, анализировать их по предложенным признакам.

ПУУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;                                

ЛУУД :рассуждение учащихся;

5.Первичная проверка понимания

Цель: формирование оценочной деятельности у учащихся.

Учитель предоставляет слово представителям от групп, предлагает оценить выступление каждого оратора. Ораторы получают лавровые листы для группы из которых в конце урока составят «венок победителя».

Учащиеся выступают с информацией по  теме.

Группы оценивают выступления «ораторов», задают вопросы.

Записывают опорные схемы в тетрадь.

Готовность применять новые знания и умения.

КУУД:

уметь строить речевые высказывания; планирование учебного сотрудничества с учителем и детьми.

ЛУУД: Рассуждение учеников

6. Первичное закрепление.

Цель: закрепить полученные знания на уроке.

Ораторы групп представляют результат в устной форме и сдают экспертам.

Проблемный вопрос: определите, что могут позаимствовать наши современники у греков из их опыта обучения и воспитания детей.

Эксперты подсчитывают баллы

В работе с подростками особое внимание обращалось на физическое воспитание. Оно дополнялось занятиями музыкой, пением и религиозными танцами, которые носили боевой, военный характер.

Умение отстаивать мнение группы, основываясь на фактах.

КУУД:

уметь строить речевые высказывания; планирование учебного сотрудничества с учителем и детьми.

7. Домашнее задание

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

Оценки за урок.

Дифференцированное дом.задание:

На «3» -  параграф 39 п.3 или п.4 пересказ

На «4» - сообщение (Эсхил, Софокол, Аристофан)

На «5» - кроссворд параграф 38-39 (20 слов)

Записывают домашнее задание.

ПУУД:  контроль и оценка  результатов деятельности.

8. Рефлексия.

Цель: учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Что мы выяснили с вами на уроке?

Что вам больше всего понравилось?

Был ли понятен материал?

Вспоминают пройденный материал на уроке.

Умение находить или вспоминать нужную информацию.

ПУУД:  контроль и оценка  результатов деятельности.

ЛУУД: оценивание собственной роли в учебном процессе;

РУУД: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Приложение 1.

1 группа:

Изучите п. 1-2 параграфа 38, дополнительный материал и иллюстрации составьте опорную схему и выступите с рассказом «Чему учили в афинской школе?» Что вам понравилось, а что нет? Чем древнегреческая школа похожа на современную? 

Заполните таблицу:

Вопросы для сравнения

Школа

Чему учили

Кого обучали

Кто обучал

С какого возраста

Памятка для учеников при работе с вопросом по карточке:

  1. Прочитай пункт параграфа.
  2. Составь план.
  3. Подготовь рассказ по плану.
  4. Сделай вывод.

2 группа:

Изучите п. 3 параграфа 38, дополнительный материал и иллюстрации составьте опорную схему и выступите с рассказом «Чему учили мальчиков в палестрах?» Каким видам спорта уделялось внимание? Какое значение в жизни человека имеют занятия спортом? Подготовьте «древнегреческую» физминутку.

Заполните таблицу:

Вопросы для сравнения

Палестра

Чему учили

Кого обучали

Кто обучал

С какого возраста

Памятка для учеников при работе с вопросом по карточке:

  1. Прочитай пункт параграфа.
  2. Составь план.
  3. Подготовь рассказ по плану.
  4. Сделай вывод.

3 группа:

Изучите п. 4 параграфа 38, дополнительный материал и иллюстрации составьте опорную схему и выступите с рассказом «Как проходили занятия в гимнасиях?»  

Заполните таблицу:

Вопросы для сравнения

Гимнасия

Чему учили

Кого обучали

Кто обучал

С какого возраста

Памятка для учеников при работе с вопросом по карточке:

  1. Прочитай пункт параграфа.
  2. Составь план.
  3. Подготовь рассказ по плану.
  4. Сделай вывод.

4 группа:

Изучите параграф 39 пункт 2, дополнительный материал, иллюстрации и инсценируйте экскурсию в афинский театр.

Используйте следующие определения: Театр, места для зрителей, орхестра, скене, трагедия, комедия, участниками были мужчины.

Памятка для учеников при работе с вопросом по карточке:

  1. Прочитай пункт параграфа.
  2. Составь план.
  3. Подготовь рассказ по плану.
  4. Сделай вывод.

Приложение 2.

Оценочный лист

Критерии

Оценка

1

Оратор:

Грамотность речи

2

Логичность выступления

3

Соответствие регламенту

4

Группа:

Дисциплина

5

Работа в группе

Шкала оценивания:

0 - не справился/ справились

1 - удовлетворительно

2 - очень хорошо

Итого:

  Оценки:

9 - 10 = «5»

7 - 8 = «4»

5 - 6 = «3»

Менее 5 = 2

Ответы:

Вопросы для сравнения

Школа

Палестра

Гимнасия

Чему учили

Письмо, чтение, счет, пение, рисование и т.д.

Борьба, бег, прыжки, метание копья и диска.

Красноречию, умению отстаивать свое мнение при выступлении в Народном собрании судах

Кого обучали

мальчиков

мальчиков

мужчин

Кто обучал

Учитель (педагог)

Учитель (педагог)

Учитель (педагог)

С какого возраста

С 7 лет

С 12 лет

С 16 лет

Физминутка:

А сейчас!

В путешествие мы отправляемся

Очень быстро встаем, собираемся.

Нужна небольшая разминка,

Чтоб в пути не была заминка.


Коль готовы вы всегда,

То кивайте да-да-да! (выполнение по смыслу)

А может, отрицателен ваш ответ?

Хочет кто-то остаться НЕТ-НЕТ-НЕТ!

По горам быстрей шагаем

Про Грецию много чего уже знаем.

Вот оливки собираем

И с земли их подбираем. (имитация)

На триере мы гребем

Не отвлекаемся, не отстаем!

К порту причалили. Это-Пирей!

Пора посетить нам Афины скорей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе "В Афинских школах и гимнасиях"

Урок-путешествие с элементами ролевой игры....

Технологическая карта урока истории на тему В афинских школах и Гимнасиях

Учебный предмет: историяКласс: 5Автор учебника: А.А. Вигаскин, Г.И. Годер, И.С. СвеницкаяТема урока: « В афинских школах и гимнасиях»   Цель  урока: показать значимость древнегрече...

Презентация к уроку истории в 5 классе "Путешествие в афинские школы и гимнасии"

Презентация к уроку истории Древнего мира в 5 классе "Путешествие в афинские школы и гимнасии" явялется иллюстративным приложением к разработке урока. Ведущая технология - "погружение в историю" с эле...

12_02_5класс_история_В афинских школах и гимнасиях

12_02_5класс_история_В афинских школах и гимнасиях...

Тест " В Афинских школах и гимнасиях". 5 класс.История.

Тест к уроку истории  в 5 классе  по теме : " В Афинских школах и гимнасиях"...

урок истории в 5 классе по теме "В афинских школах и гимнасиях"

урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС (учебник А.А.Вигасин)...