Рабочая программа ИСТОРИЯ РОССИИ
рабочая программа по истории (7 класс)

Рабочая программа  ИСТОРИЯ РОССИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_rossii7_1.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 32 им. С.А.Лавочкина» города Смоленска

РАССМОТРЕНО                                                                                                                                                                             УТВЕРЖДЕНО

На заседании педагогического совета                                                                                                                                   приказом директора

Протокол №1                                                                                                                                            МБОУ «СШ № 32 им. С.А.Лавочкина»

от «    » августа 2019 г.                                                                                                                            Приказ от «    » августа 2019 г. № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование учебного предмета  ИСТОРИЯ РОССИИ

Класс 7 А, Б, В, Г

Уровень общего образования   основное общее образование

Учитель У   мпирович Елена Анатольевна

Срок реализации программы, учебный год 2019-2020

Количество часов по учебному плану       всего 40 ч в год; в неделю 2 ч. во втором полугодии.

Составлена  на основе: Федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования.

Авторской программы А.А. Данилова, О.Н.Журавлевой, И.Е.Барыкиной. История  России XVI – XVII вв. 7 класс. – М.: Просвещение, 2016.

Учебник: История России.  6 класс : учебник  для общеобразовательных организаций/ Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарев; Под редакцией А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 г.

Рабочую программу составил (а) ___________________________Умпирович Елена Анатольевна

                                                                                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897).

2. В соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта.

3. Примерной программы основного общего образования по истории (5- 9 классы).

4. Авторской программы А.А. Данилова, О.Н.Журавлевой, И.Е.Барыкиной. История  России XVI – XVII вв. 7 класс. – М.: Просвещение, 2016.

Для реализации программы используются следующие учебные пособия:

1. История России.  6 класс : учебник  для общеобразовательных организаций/ Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарев; Под редакцией А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 г.

Рабочая программа ориентирована на 7 класс, рассчитана на базовый уровень, 40 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

  1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2.        Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3.        Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  1. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  1. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
  2. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

  1. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
  2.  Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
  3.  Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы).

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, законо-мерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компе-тенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У обучающихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения предмета обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Универсальные учебные действия

Регулятивные УУД

1.        Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в        учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: 

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения
  • практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуа-ции и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать  логическую  цепочку,  состоящую  из  ключевого слова  и  соподчиненных  ему
  • слов;
  • выделять  общий  признак  двух  или  нескольких  предметов  или  явлений  и  объяснять  их
  • сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для ре-шения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать

текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);
  • критически оценивать содержание и форму текста.

4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого
  • фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации ре-зультатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять    в    рамках    диалога    разрывы    в    коммуникации,    обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
  • диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты

История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках (79 класс)

Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

ИСТОРИЯ РОССИИ

Россия в XVI в.  

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий.

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Формирование единых государств в Европе и Росии.

Российское государство в первой трети XVI века.

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI века.

Правление Ивана IV (1533-1584) и черты его личности. Венчание на царство в 1547 году. «Избранная рада». Реформы середины XVI века: Судебник 1550 года, организация приказной системы, начало созыва Земских соборов, Стоглавый церковный собор, организация стрелецкого войска.

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI века.

Внешняя политика России во второй половине XVI века.

Присоединение Казанского ханства (1552 г.) и Астраханского ханства (1554-1556 гг.): цель и значение для России и народов Поволжья. Успешное начало Ливонской войны (1558-1583 гг.): цели и результаты.

Российское общество XVI века: «служилые» и «тяглые».

Народы России во второй половине XVI века.

Опричнина (1565-1572 гг.): цели, методы, результаты. Вопрос о пределах царской власти.

Россия в конце XVI века.

Церковь и государство в XVI веке.

Культура и повседневная жизнь народов России XVI века.

Смутное время. Россия при первых Романовых.

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI – начале XVII веков.

Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский. Окончание смутного времени.

Экономическое развитие Росии в XVII веке.

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. 

Изменения в социальной структуре российского общества.

Народные движения в XVII веке.

Россия в системе международных отношений.

Вхождение Украины в состав России.

Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.

Народы России в XVII веке.

Русские путешественники и первопроходцы XVII века.

Культура народов Росии в XVII веке.

Сословный быт и картина мира русского человека в XVII веке.

Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII веке.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 32 им. С.А.Лавочкина» города Смоленска

РАССМОТРЕНО                                                                                                                                                                             УТВЕРЖДЕНО

На заседании педагогического совета                                                                                                                                   приказом директора

Протокол №1                                                                                                                                            МБОУ «СШ № 32 им. С.А.Лавочкина»

от «__» августа 2019 г.                                                                                                                            Приказ от «__» августа 2019г. № ____

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование учебного предмета  ИСТОРИЯ РОССИИ

Класс _____7 А, Б, В, Г

Уровень общего образования ____основное общее образование

Учитель _Умпирович Елена Анатольевна

Срок реализации программы, учебный год 2019-2020

Количество часов по учебному плану ___всего 40 ч в год; в неделю 2 ч. во втором полугодии.

Составлена  на основе: Федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования.

 Авторской программы А.А. Данилова, О.Н.Журавлевой, И.Е.Барыкиной. История  России XVI – XVII вв. 7 класс. – М.: Просвещение, 2016.

Учебник: История России.  6 класс : учебник  для общеобразовательных организаций/ Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарев; Под редакцией А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (40 ч.)

Тема

Элементы содержания

По плану

По факту

Глава I. РОССИЯ В XVI В. (20 ч.)

УУД

Личностные:

•самовоспитание в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, ответственной деятельности;

•толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

•сотрудничество со сверстниками, взрослыми в образовательной деятельности.

•самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные:

•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

•поиск и выделение необходимой информации;

•структурирование знаний;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач;

•рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

•смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

•умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

•постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

• умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

Предметные: 

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов;

• использовать историческую карту как источник информации, показывать на карте и описывать границы территории, маршруты первооткрывателей России XV — начала XVI в.;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей, памятники культуры; рассказывать о событиях истории XVI в.;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства; б) положения основных групп населения

• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников культуры XVI в.: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям истории XVI в.

 давать характеристику общественного строя;

 сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

 высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия России XVI в. в мировой истории.

1

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий.

Великие географические открытия. Предпосылки и периодизация. Начало русских географических открытий и их специфика. Последствия ВГО.

2

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Население. Сословия: крестьянство, казачество, горожане. Ремесло и торговля. Городское самоуправление и купеческие организации. Денежная система.

3

Формирование единых государств в Европе и России.

Предпосылки и особенности формирования единых государств в Европе и России.

«Новое государство в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России. Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия.

Роль сословий в европейских странах и России. Военная революция в Европе.  

4

Российское государство в первой трети XVI века.

Государи всея Руси. Завершение объединения русских земель. Система управления в государстве.

        

5

Внешняя политика российского государства в первой трети XVI века.

Литва и Балтика. Царь и император. На юго-восточных границах.

6

Начало правления Ивана IV. Избранная Рада.

Боярское правление. Елена Глинская. Личность Ивана IV. Венчание на царство. Московское восстание 1547 г. Избранная Рада. Укрепление центральной власти. Военная реформа. Реформы местного самоуправления и налогообложения.

7

Государства Поволжья, Северного причерноморья и Сибири в середине XVI века.

Казанское ханство. Крымское ханство. Сибирское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство.

8-9

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

Присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Значение присоединения Поволжья к России. Россия и Кавказ. Россия и Западная Европа. Ливонская война.

10-11

Российское общество в XVI веке.

«Служилые» и «тяглые». На государевой службе. Крестьянский мир. Посадские и гости.

12-13

Народы России во второй половине XVI века.

Народы Западной Сибири. Народы Поволжья. Формирование новой администрации. Освоение русскими присоединенных земель. Проблема вероисповедания на присоединенных землях.

14-15

Опричнина.

Падение Избранной Рады. Расправа царя с приближенными. Опричнина и опричники. Поход на Новгород и Псков. Итоги опричнины. Борьба с Крымом. Итоги правления Ивана IV.

16

Россия в конце XVI века.

Внутренняя политика Федора Ивановича. Учреждение патриаршества. Внешняя политика Федора Ивановича. Пресечение династии Рюриковичей. Царь Борис Годунов. Торговля и культурные связи России со станами Западной Европы.

17

Церковь и государство в XVI веке.

Духовенство и миряне. Нестяжатели и иосифляне. Ереси Матфея Башкина и Феодосия Косого. Церковь и государство.

18-19

Культурная и повседневная жизнь народов России в XVI в.

Особенности развития культуры. Просвещение. Начало книгопечатания. Летописание. Исторические произведения. Публицистика. Светская литература. Архитектура. Изобразительное искусство.

20

Основные события и понятия истории России XVI века.

Основные события и понятия истории России XVI века.

Глава II. РОССИЯ В XVII ВЕКЕ. СМУТНОЕ ВРЕМЯ. РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ. (20 ч)

УУД

Личностные:

•самовоспитание в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, ответственной деятельности;

•толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

•сотрудничество со сверстниками, взрослыми в образовательной деятельности.

•самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные:

•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

•поиск и выделение необходимой информации;

•структурирование знаний;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач;

•рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

•смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

•умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

•постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

• умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

Предметные: 

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов;

• использовать историческую карту как источник информации;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей, памятники культуры; рассказывать о событиях истории XVI I в.;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства; б) положения основных групп населения ; в) религиозных верований;

• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников культуры XVII в.: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям истории России XVII в..

 давать характеристику общественного строя древних государств;

 сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

 высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия России XVII в. в мировой истории.

21-22

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI – начале  XVII вв.

Европа и Россия в начале тридцатилетней войны. Россия и Речь Посполитая. Россия и Османская империя. Россия и Персия.

23

Начало смуты в Российском государстве.

Экономические трудности. Народные выступления. Самозванец. Политика нового правительства.

24

Смута в Российском государстве.

Боярский заговор. Правление Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова.

25

Смута в Российском государстве.

Лжедмитрий II. Тушинское правительство. Перемены в настроении народа. Вторжение Речи Посполитой и Швеции в Россию.

26

Окончание смутного времени в Российском государстве.

Распад Тушинского лагеря. Семибоярщина. Первое ополчение.

27

Окончание смутного времени в Российском государстве.

Второе ополчение. Освобождение Москвы. Воцарение династии Романовых.

28

Экономическое развитие России в XVII в.

Последствия смуты. Сельское хозяйство и земледелие. Развитие ремесла. Развитие мелкотоварного производства. Первые мануфактуры.  Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Россия и Европа.

29

Россия при первых Романовых. Перемены в государственном устройстве.

Первые Романовы. Боярская дума. Земские соборы. Приказы. Местное управление. Реформа армии. Законы. «Соборное Уложение» 1649 г.

30

Изменения в социальной структуре российского общества.

Дворяне. Крестьяне. Городское население. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Казачество.

31

Народные движения XVII в.

Причины народных движений. Соляной бунт. Восстания в Пскове и Новгороде. Медный бунт. Восстание Степана Разина.   

13.04

32-33

Россия в системе международных отношений.

Посольский обычай. От войны к «вечному миру». Борьба со Швецией. Россия и станы исламского мира. Отношения с Китаем.

20.04

34

Вхождение Украины в состав России.

Западнорусские земли в составе Речи Посполитой. Освободительная война 1648-1654 гг. под руковод ством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России.

23.04

35

Русская православная церковь в XVIIв. Реформа Патриаха Никона и раскол.

Церковь после смуты. Реформа патриарха Никона. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный Собор 1666 – 1667 гг. Протопоп Аввакум. Протесты старообрядцев.

27.04

36

Русские путешественники и первопроходцы XVII века.

Кто и как шел в Сибирь. Семен Дежнев. Походы на дальний Восток. Освоение Сибири.

04.05

37

Культура народов России XVII века.

Влияние европейской культуры. Образование. Научные знания. Литература. Архитектура. Живопись. Театр. Культурное взаимодействие народов России.

07.05

38

Сословный быт и картина мира русского человека XVII века. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII веке.

Изменения в восприятии картины мира русским человеком XVII века. Общинные традиции. Православие в повседневной жизни русского народа. Образ царя в народном сознании. Домашний быт российских царей. Повседневный быт первого сословия. Повседневная жизнь посадского населения. Быт и обычаи крестьян. Украинцы. Народы Поволжья. Народы Северного Кавказа. Народы Сибири.

11.05

39

Повторение и контроль по теме  «Россия в XVII в».

Основные понятия и события истории России XVII века.

14.05

40

Промежуточная аттестация.

Контрольное тестирование

18.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Рабочая программа по учебному курсу «География России. Природа России»

За основу взята программа курса «География»,  автор - составитель программы Е.М Домогацких, второе издание (М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. ФГОС. Инновационная школа). Программа соответст...

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...

Рабочая программа "Россия и мир" (для 10-11 класса)

Рабочая программа представляет собой расширенную версию программы "Россия и мир" и  рассчитана на 102 часа в год...

Рабочая программа. Россия в мире. 11 класс

Рабочая программа  к учебнику "Россия в мире".  С  древнейших времён до начала XX века. Базовый уровень: 11 класс. / О. В. Волобуев, В. А. Клоков,...