Рабочая программа "История России" 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс)
Рабочая программа "История России" 10 класс.
К учебнику Борисова Н.С., Левандовского А.А. "История России" в 2-х частях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_istoriya_rossii_10_klass.doc | 222 КБ |
Рецензия к рабочей программе "История России" 10 класс | 734.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
История России 10 класс.
Нормативно – правовая основа рабочей программы:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. № 273-ФЗ
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями 2008-2012 г.г.;
- Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ «Выдринская СОШ» на 2018-19 уч.г.
- Учебный план МАОУ «Выдринская СОШ» на 2018-19 уч.г.
- Авторская программа «Программа общеобразовательных учреждений: история: 10 класс» - Н.С. Борисов, А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. – М: «Просвещение», 2009 г.
УМК:
1. «История России. 10 класс». Ч.1 Учебник для общеобразовательных учреждений», Н.С. Борисов, М: «Просвещение». 2015 г.
2. «История России. Ч.2 10 класс» учебник для общеобразовательных учреждений., А.А. Левандовский, М: Просвещение. 2015 г.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 10 классе в объеме 68 часов , 2 часа в неделю.
Структура курса сохраняет авторскую концепцию. При создании авторы исходили из принципов историзма и объективности, концепции многофакторного подхода к истории, что предопределяет необходимость показа действий различных факторов, выявление альтернатив и объяснение причин реализации одной их них в переломные моменты истории России. Большое внимание уделено личностно – психологическим аспектам исторического развития, что, прежде всего в раскрытии роли крупнейших исторических деятелей, а также влиянии ментальных установок народов России на ход исторического процесса. Значительное место в программе отведено вопросам культуры.
Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление имеющихся у десятиклассников знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной истории, получение ими целостных представлений о месте и роли России во всемирно – историческом процессе, понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути России.
Историческое образование на III ступени общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического
восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе к развитию исторического
мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и
личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
Цели и задачи обучения:
Изучение истории на III ступени общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
∙ воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
∙ развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
∙ освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
∙ овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
∙ формирование исторического мышления-способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи курса
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование у учащихся целостного представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
- способствование социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, национальной общности, пониманию многообразия современного мира.
Характеристика 10 класса.
Учащиеся с высоким уровнем мотивации | Учащиеся со средним уровнем мотивации | Слабо мотивированные учащиеся |
6 человек | 7 человек | 3 человека |
Особенности работы с первой группой заключаются в следующем: формирование умений развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика). Умений отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу и др.).
Эти ребята на уроках умеют давать полный, точный, четкий ответ, отстаивать свою позицию опираясь на факты истории и др. Регулярно и добросовестно выполняют домашнее задание. Эти умения и навыки необходимо развивать и совершенствовать и далее, для контроля знаний применяются задания усложненные, творческого характера, проблемные задачи в качестве дополнительных заданий.
Особенности работы со второй группой ребят заключаются в следующем: ребята так же активно работают на уроках, умеют применять на практике свои знания, однако могут не систематически готовиться к урокам, что создает пробелы в их знаниях и это находит отражение на их оценках. Необходимо повышать уровень заинтересованности в изучении предмета у этих ребят, а так же привлекать их к самостоятельной, проектной деятельности. Контроль знаний так же предусматривает дополнительные задания усложненного характера. Необходимо формирование всем перечисленным выше умениям и навыкам.
Третья группа ребят в изучении предмета в основе своей не заинтересована, на уроках создают «эффект присутствия», либо в связи с тем, что были допущены пробелы в изучении предмета (пропуски, невыполнение домашнего задания и тд.) потеряли интерес к предмету и не предпринимают усилий догнать ребят в знаниях. Поэтому, работу следует продолжать в направлении повышения мотивации, четкого выполнения минимальных требований по предмету, обучение умению давать ясный полный устный ответ, работать с проблемными заданиями, умения анализировать историческую ситуацию, работать с различными историческим источниками, делать выводы. Знать основные периоды исторического развития Истории России и основные даты курса
Используемые технологии и методы, способы организации учебной деятельности
В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений.
Организация учебного процесса в рамках реализации рабочей программы основывается на формах: комбинированный урок; семинарские занятия, лекционные занятия; фронтальная, групповая и парная форма организации деятельности обучающихся. Основными методами и приемами будут – приемы проблемного диалога. Главным средством обучения является учебник, так как он обеспечен хорошим методическим аппаратом, позволяющим строить процесс на основе проблемного диалога, анализа исторического материала. Ведущей технологией является проблемно – диалоговая технология, так как она позволяет обеспечить продуктивную деятельность на уроке.
Раздел 1. Требования к уровню подготовки учеников:
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
· основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной
истории;
· периодизацию всемирной и отечественной истории;
· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· историческую обусловленность современных общественных процессов;
· особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
· проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
· критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника,
время, обстоятельства и цели его создания);
· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта,
таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические
объяснения;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки
изучаемых исторических процессов и явлений;
· участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по
обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
· представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их
исторической обусловленности;
· использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне
социальной информации;
· соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального
поведения;
· осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества, гражданина России.
Виды и формы контроля:
Оценка учебных достижений – процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объем, системность знаний, так и уровень развития навыков, умений, компетенций, характеризующий учебные достижения учащегося в учебной деятельности.
В процессе обучения истории на основании школьного «Положения о формах, периодичности порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» (пр. №116 от 01.09.2015 г.) осуществляются следующие виды контроля результатов обучения:
- Текущий контроль успеваемости – систематическая диагностика уровня сформированности предметных результатов у обучающихся;
- Промежуточная аттестация - процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися содержания отдельной части или всего объема учебного предмета через выставление годовых отметок как среднего арифметического четвертных/полугодовых отметок в соответствии с правилами математического округления по пятибалльной системе;
- Итоговая аттестация - представляет собой форму оценки степени и уровня освоения учащимися основной образовательной программы соответствующего уровня обучения.
- Текущий контроль успеваемости
1.1.Текущий контроль успеваемости учащихся проводится:
– поурочно,
– потемно,
- по изучении раздела,
– по полугодиям в 10-11 классах.
- Формами текущего контроля усвоения содержания учебных программ учащимися являются:
– письменная проверка (домашние, проверочные, самостоятельные, практические, контрольные, творческие, диагностические работы; письменные ответы на вопросы теста; рефераты)
– устная проверка (устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, доклад, устное сообщение, защита проекта).
Контрольные работы
№ | Тема контрольной работы | Вид / Форма контроля | Количество часов |
1 | Древнерусское государство в IX-XIII вв. | Текущий Контрольная работа | 1 |
2 | Образование единого Русского государства в XIV – XV вв. | Текущий Практическая работа | 1 |
3 | Россия в 16-17 веке | Промежуточный тест | 1 |
4 | Россия в эпоху Петра Великого | Текущий Контрольная работа | 1 |
5 | Россия в середине и во второй половине 18 в. | Текущий Практическая работа | 1 |
6 | Россия в первой половине 19 в. | Текущий тест | 1 |
7 | Россия во второй половине 19 в. | Текущий Самостоятельная работа | 1 |
8 | Итоговое повторение: «Россия с древнейших времен до конца 19 в.». | Итоговый контроль | 1 |
Контрольно –измерительные материалы:
(Ссылка на контрольные материалы в основном содержании календарно-тематического плана)
- Повторительное обобщение по теме: «Древнерусское государство в IX-XIII вв.». История России с Древнейших времен до конца 19 в. Поурочные планы к учебнику Сахарова А. Н./ авт.сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2015. [34-42],
- Повторительное обобщение по теме: «Образование единого Русского государства в XIV – XV вв..». История России с Древнейших времен до конца 19 в. Поурочные планы к учебнику Сахарова А. Н./ авт.сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2015. [104-105]
- Повторительное обобщение по теме: «Россия в 16-17 веке.». История России с Древнейших времен до конца 19 в. Поурочные планы к учебнику Сахарова А. Н./ авт.сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2015. [133-138]
- Повторительное обобщение по теме: «Россия в эпоху Петра Великого». История России с Древнейших времен до конца 19 в. Поурочные планы к учебнику Сахарова А. Н./ авт.сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2015. [171-180]
- Повторительное обобщение по теме: «Россия в середине и во второй половине 18 в.». Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 19 в. 10 класс. – М.: ВАКО, 2016. [208-212]
- Повторительное обобщение по теме: «Россия в первой половине 19 в.». Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 19 в. 10 класс. – М.: ВАКО, 2016. [300-307]
- Повторительное обобщение по теме: «Россия во второй половине 19 в.». Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 19 в. 10 класс. – М.: ВАКО, 2016. [341-344]
- Итоговое повторение: «Россия с древнейших времен до конца 19 в.». Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 19 в. 10 класс. – М.: ВАКО, 2016. [344-348]
- В ходе текущего контроля успеваемости учащихся применяется пятибалльная система оценивания в виде отметки в баллах: 5-"отлично", 4-"хорошо", 3-"удовлетворительно", 2-"неудовлетворительно",1-"единица". Устанавливаются следующие нормы оценок по предметам:
Отметка "5" ставится, когда учащийся обнаруживает освоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебного предмета; выделят главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а так же в письменных работах, выполняет их уверенно и аккуратно.
Отметка "4" ставится, когда учащийся обнаруживает освоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебного предмета; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускается серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки.
Примечание:
Знания, оцениваемые баллами "4" и "5", как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, достаточным уровнем сформированности учебных компетенций, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них следствий.
Отметка "3" ставится, когда учащийся обнаруживает освоение обязательного уровня учебного предмета, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы наводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом "3", зачастую сформированы только на уровне представлений и элементарных понятий.
Отметка "2" ставится, когда у учащегося имеются представления об изучаемом материале, но большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.
За письменные работы:
Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий
Оценка "4" - 61-80%
Оценка "3" - 41-60%
Основные ключевые компетенции и приемы их формирования:
Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (учебно-познавательная) (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Коммуникативная компетенция: учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Раздел 2. Содержание программы:
Древнерусское государство в IX- XIII вв.
История России – часть всемирной истории. Народы и древнейшие государства на территории России Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Русь в IX – начале XII вв. Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли. Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Образование единого Русского государства в XIV- XV вв.
Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской Православной Церкви. Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. «Москва – третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.
Россия в XVI- XVII вв
Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в. Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в.
Россия в XVIII веке
Власть и общество. Предпосылки петровских реформ. «Великое посольство». Борьба за выход к Балтике. Северная война. Создание регулярной армии и флота. «Регулярное» государство Петра I. Государственные преобразования. Утверждение абсолютизма. Провозглашение империи. Церковная реформа. Борьба за наследие Петра. Просвещенный абсолютизм в России. Правление Екатерины П. Расширение дворянских привилегий. «Жалованная грамота дворянству».
Социально-экономическое развитие страны. Деревня и город на рубеже XVII—XVIII вв. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России. «Золотой век» российского дворянства.
Расширение территории государства. Северная война и территориальные приобретения России. Внешняя политика Екатерины П. Расширение западных границ России во второй половине XVIII в. Россия и Польша. Борьба за выход к Черному мо рю. Продвижение на Юг. Территориальное расширение России на Восток. Освоение Сибири и Даль него Востока.
Образование, наука и культура. Новая эпоха в отечественной культуре. Реформы Петра I в области культуры и быта. Образование и наука. Со здание Академии наук. Открытие Московского университета. Утверждение светских тенденций в культуре. Литература. Архитектура. Изобрази тельное искусство.
Россия в XIX в
Российское государство в первой половине XIX в. Россия на рубеже столетий: Павел I. Преобразовательные проекты Александра I. Противоречивость внутренней политики. Царствование Николая I. Внутренняя политика. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIX в. Крепостничество как сдерживающий фактор экономического развития страны.
Общественная жизнь в первой половине XIX в. Общественные настроения в начале XIX в. Появление общественно-политических организаций. Де кабристы. Консерватизм: в поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей русского социализма.
Реформы 1860—1870-х гг. Кризис крепостничества и необходимость модернизации страны в середине XIX в. Отмена крепостного права. Ре формы 1860—1870-х гг., их судьба и историческое значение. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Сельское хозяйство и промышленность в пореформенный период. Развитие капиталистических отношений в городе и деревне. Поиски нового курса во внутренней поли тике на рубеже 70—80-х гг.: борьба либеральной и консервативной тенденций. Незавершенность реформ. Консервативная политика Александра III.
Общественное движение в России во второй половине XIX в. Влияние реформ на общественно-политическую жизнь. Русский либерализм. Народничество. Основные направления в народничестве и их идеологи. Революционные организации 60— 70-х гг. Терроризм. Возникновение рабочего движения. Первые рабочие союзы. Зарождение социал-демократии. Консерватизм.
Россия — многонациональная империя. Расширение территории в первой трети XIX в. Кавказская война и ее итоги. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Завершение формирования территории империи. Заселение Сибири и Дальнего Востока. Население Российской империи: этносы и конфессии. Пути создания империи.
Научно-технический прогресс и общество. Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-технический прогресс и общество. Мировая литература и художественная культура. Литература и жизнь. Национальные литературы и мировой литературный процесс. Основные на правления художественной культуры. Театральное искусство. Изобразительное искусство. Музыка.
Культура России в XIX в. Просвещение. Литература в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет.
Раздел 3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ».
№ урока | Тема урока | Дата | коррекция | Кол-во часов | Основное содержание | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Домашнее задание | Методики и технологии |
Введение в историю России. | 1 | Геополитическая ситуация Глобализация Цивилизация Факторы, определяющие развитие России | Знать: Особенности российской цивилизации, источники исторических знаний; Уметь: Давать определение понятий, характеризовать этапы российской истории; | Стр. 4-12 вопросы | |||||
Раздел I.Древнерусское государство в IX – XIIIвв. (10 ч.) | |||||||||
2-3 | Восточные славяне. Образование Древнерусского государства. | 2 | Социальное развитие Путь «из варяг в греки» Рюрик Норманнская теория Форма землепользования Этапы складывания государства у восточных славян | Знать: Определение понятий, предпосылки образования государства; Уметь: Устанавливать причинно – следственные связи между природно – климатическими условиями и занятиями восточных славян, характеризовать языческую культуру, роль религии в жизни славян; | Фронтальный опрос | § 1 вопросы 1-4 | |||
4-5 | Киевская Русь | 2 | Феодализм Раннефеодальное государство Основные направления внешней политики «Повесть временных лет» «Русская правда» | Знать: Определение понятий, предпосылки образования государства, основные направления деятельность первых русских князей; Уметь: Показывать на карте территорию Киевской Руси, направления походов первых князей, выявлять признаки Древнерусского государства; | Индивидуальный контроль (дидактические карточки) | § 2 – 3 таблица вопросы | |||
6 | Культура Киевской Руси. | 1 | Летописи, архитектура, живопись, фольклор, цивилизация | Знать: Достижения культуры Руси, особенности формирования русской цивилизации; Уметь: Характеризовать культуру данного периода; | Комбинированный контроль | § 4,7 документ стр. 54 - 55 | |||
7-8 | Русские земли в XII– начале XIIIв. Наследники Киевской Руси. | 2 | Период феодальной раздробленности Княжеский домен Вотчинное землевладение Боярская республика | Знать: Причины, сущность, последствия раздробленности, направления политики князей; Уметь: Характеризовать предпосылки политической раздробленности, высказывать оценочные суждения о положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности на Руси; | Комбинированный контроль Участие в дискуссии по решению проблемного вопроса | § 5-6 вопросы Схема Сравнительная таблица | |||
9 | Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды. | 1 | Золотая Орда Ордынское иго Ярлык | Знать: Основные этапы нашествия монголов на Русь, последствия монгольского нашествия; Уметь: Определять причины поражения русских земель, определять взаимоотношения Руси и Золотой Орды, высказывать оценочные суждения о характере ордынского владычества; | Комбинированный контроль | § 8 схема повторить понятия и даты | |||
10 | Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси. | 1 | Александр Невский, Невская битва. Ледовое побоище. | Знать: причины войны на северо-западных землях Древней Руси. Уметь: давать оценку, работать с картой, определять причины и следствие. | Комбинированный урок | § 8 | |||
11 | Повторительно – обобщающий урок «Древнерусское государство в IX – XIIIвв» | 1 | Обобщение и систематизация знаний 1 . [34-42] | Знать: Значение понятий, основные даты, события, имена; Уметь: Соотносить изученные факты и общие процессы, высказывать суждения о значимости данного этапа для развития России; | Урок рубежного контроля Тест | § 1 - 8 | |||
Раздел II. Образование единого Русского государства в XIV – XV вв. (6 ч.) | |||||||||
12-13 | Усиление Московского княжества в XIV – первой половине XVв. | 2 | «собирание Руси» Возвышение Москвы Феодальная война Куликовская битва Автокефалия | Знать: Этапы объединения земель вокруг Москвы, причины возвышения Москвы; Уметь: Выявлять предпосылки объединения русских земель, анализировать деятельность московских князей, определять значение куликовской битвы; | Комбинированный контроль | § 9-10 схема Вопросы Даты | |||
14-15 | Завершающий этап создания единого Русского государства. | 2 | Единое Русское государство Поместье Дворянство Судебник Самодержавие Крепостное право | Знать: Причины складывания самодержавной формы государственности, процесс закрепощения крестьян; Уметь: Анализировать статьи Судебника, выявлять взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества; | Устный опрос | §11 -12 схема вопросы | |||
16 | Культура Руси в XIV – XVвв. Культура нашего края в XIV-XV вв. | 1 | Книгопечатание Исторические песни Шатровый стиль | Знать: Достижения русской культуры данного периода; Уметь: Выявлять особенности русской культуры, определять влияние монголо – татарского нашествия и золотоордынского ига на развитие культуры, выявлять основные тенденции развития культуры; | Индивидуальный контроль (дидактические карточки) | §13 | |||
17 | Повторительно – обобщающий урок «Образование единого Русского государства в XIV – XVвв.» | 1 | Обобщение и систематизация знаний 2. [104-105] | Знать: Значение понятий, основные даты, события, имена; Уметь: Соотносить изученные факты и общие процессы, высказывать суждения о значимости данного этапа для развития России; | Урок рубежного контроля (ЗУН) | §9 - 13 | |||
Раздел III. Россия в XVI- XVII вв. (10 ч.) | |||||||||
18-20 | Россия в XVI столетии | 3 | Сословно – представительная монархия Опричнина Урочные лета Пожилое Избранная Рада Нестяжатели иосифляне Кормление | Знать: Содержание реформ Избранной рады, суть опричнины, основные направления внешней политики Ивана Грозного; Уметь: Определять характер политического курса Избранной рады, характеризовать политику опричнины, характеризовать личность Ивана Грозного, анализировать документы, определять основные задачи внешней политики; | Комбинированный контроль | § 14-15 вопросы | |||
21-22 | Смутное время. | 2 | Смута Династический кризис Семибоярщина Польско – шведская интервенция Народное ополчение Национальное самосознание | Знать: Последовательность событий правления Бориса Годунова, Лжедмитрия 1 и 2, последствия и историческое значение Смуты, определение понятий, причины, ход, результаты восстания Болотникова; Уметь: Выявлять предпосылки Смуты, характеризовать правление Годунова, Шуйскова, сравнивать состав, программы и характер деятельности 1 и 2 ополчения; | Комбинированный контроль | § 17 – 18 схема | |||
23-24 | Возрождение страны после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых. | 2 | Двоевластие Протекционизм Старообрядчество Боярская дума | Знать: Определение понятиям, положение России после Смуты; Уметь: Давать характеристику личности М. Романова, определять значение укрепления самодержавия для развития России, характеризовать народные движения, высказывать оценочные суждения о причинах поражения повстанцев; | Комбинированный контроль Участие в дискуссии по решению проблемного вопроса | § 19 схема вопросы Таблица | |||
25 | Внешняя политика России в XVIIв. | 1 | Столбовский мир Деулинское перемирие Смоленская война Запорожская Сечь Гетманство | Знать: Основные направления внешней политики; Уметь: Давать оценку внешней политике данного периода; | Комбинированный контроль | § 20 таблица | |||
26 | Культура России в XVI и XVIIстолетии. Культура нашего края в XVI-XVIIвв. | 1 | Домострой Книгопечатание Шатровая архитектура Автобиография Сатирическая повесть Нарышкинское барокко Узорочье | Знать: Достижения русской культуры данного периода; Уметь: Выявлять особенности русской культуры, характеризовать достижения культуры; Знать: Значение определений, быт россиян, особенности культурного развития данного периода; Уметь: Характеризовать достижение русской культуры, определять влияние церковного раскола на развитие культурного процесса; | Индивидуальный контроль (дидактические карточки) | §16 § 21 повторить понятия и даты | |||
27 | Повторительно – обобщающий урок «Россия в XVI- XVII вв.» | 1 | Обобщение и систематизация знаний 3. [133-138] | Знать: Значение понятий, основные даты, события, имена; Уметь: Соотносить изученные факты и общие процессы, высказывать суждения о значимости данного этапа для развития России; | Урок рубежного контроля Тест | § 14 -21 | |||
Раздел IV. Россия в эпоху Петра Великого. ( 7 ч.) | |||||||||
28 | Начало правления Петра I. | 1 | Стрельцы Местничество Двоевластие Великое посольство | Знать: Преобразования Софьи; Уметь: Характеризовать внешнеполитические задачи; | Комбинированный контроль | § 1 схема вопросы | |||
29-30 | Реформы Петра I. | 2 | Приписные Посессионные крестьяне Меркантилизм Рекрутская повинность Регулярная армия Коллегия Синод Сенат | Знать: Содержание реформ, значение понятий; Уметь: Выявлять предпосылки реформ, выявлять и характеризовать особенности российского абсолютизма; | Комбинированный контроль | § 2 таблица понятия | |||
31-32 | Внешняя политика Петра I. | 2 | Северная война Ништадский мир Азовские походы | Знать: Хронологическую последовательность событий Северной войны, задачи Азовских походов; Уметь: Определять основные направления и задачи внешней политики Петра Великого, характеризовать события внешней политики, определять причинно – следственную взаимосвязь между реформами и внешнеполитическими событиями; | Комбинированный контроль | § 3 таблица | |||
33 | «Культурная революция» в России в началеXVIIIв. | 1 | Летоисчисление Ассамблеи Кунсткамера | Знать: Преобразования в культуре; Уметь: Определять значение преобразований в культуре; | Участие в дискуссии по решению проблемного вопроса | § 4 повторить основное | |||
34 | Повторительно – обобщающий урок «Россия в эпоху Петра Великого» | 1 | Обобщение и систематизация знаний 4. [171-180] | Знать: Значение понятий, основные даты, события, имена; Уметь: Соотносить изученные факты и общие процессы, высказывать суждения о значимости данного этапа для развития России; | Урок рубежного контроля | § 1-4 | |||
Раздел V. Россия в середине и во второй половине XVIII. (9 ч.) | |||||||||
35-36 | Россия после Петра I. Эпоха дворцовых переворотов. | 2 | Дворцовые перевороты Верховный тайный совет Кондиции Бироновщина | Знать: Характеризовать особенности царствования правителей в эпоху дворцовых переворотов, причины дворцовых переворотов; Уметь: Разъяснять сущность понятий, анализировать историческую информацию, участвовать в дискуссии по проблеме; | Комбинированный контроль | § 5 таблица | |||
37 | «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. | 1 | Уложенная комиссия Просвещенный абсолютизм | Знать: Определение понятий, содержание реформ Екатерины II; Уметь: Определять задачи и сущность политики «просвещенного абсолютизма»; | Фронтальный опрос | § 6 вопросы понятия | |||
38-39 | Социальная политика Екатерины II. Крестьянская война. | 2 | Жалованная грамота Усиление крепостничества Крестьянская война | Знать: Ход крестьянской войны под предводительством Пугачёва, содержание реформ Екатерины II; Уметь: Выявлять причины укрепления крепостничества, характеризовать крестьянскую войну; | Комбинированный контроль | § 7 вопросы схема | |||
40 | Внешняя политика России в XVIIIв. | 1 | Русская военная школа Полководцы | Знать: Цели, направления, итоги внешней политики; Уметь: Давать оценку внешней политике ЕкатериныII, характеризовать полководческую деятельность Румянцева, Суворова, Ушакова; | Индивидуальный контроль (дидактические карточки) | § 8 вопросы Таблица | |||
41 | Царствование ПавлаI. | 1 | Закон о престолонаследии Антифранцузская коалиция Заговор | Знать: Направления внутренней и внешней политики Павла I; Уметь: Характеризовать личность Павла, сравнивать с личностями его отца и матери; | Комбинированный контроль | § 9вопросы | |||
42 | Культура России XVIII в. | 1 | Русское Просвещение | Знать: Достижения русской культуры данного периода, деятелей культуры; Уметь: Выявлять особенности культурного развития России, характеризовать достижения отечественной культуры; | Фронтальный опрос | § 10 | |||
43 | Повторительно – обобщающий урок «Россия в середине и во второй половине XVIII» | 1 | Обобщение и систематизация знаний 5. [208-212] | Знать: Значение понятий, основные даты, события, имена; Уметь: Соотносить изученные факты и общие процессы, высказывать суждения о значимости данного этапа для развития России; | Урок рубежного контроля Тест | § 5 - 10 | |||
Раздел VI. Россия в первой половине XIXв. ( 11 ч.) | |||||||||
44 | Экономическое развитие в конце XVIII - первой половине XIXв. | 1 | Мануфактура Товарная продукция Свободная конкуренция Вольнонаемный труд Промышленный переворот | Знать: Определение понятий, экономическое развитие данного периода; Уметь: Выявлять новые черты в развитии сельского хозяйства, промышленного производства, торговли; | Заполнение таблицы по решению проблемного вопроса | § 11 вопросы таблица | |||
45 | Реформы Александра I. | 1 | Министерства Вольные хлебопашцы Народное просвещение Государственная Дума | Знать: Значение понятий, содержание реформ Александра I; Уметь: Выявлять факторы развития внутренней политики, давать оценку социально – экономическому развитию России; | Комбинированный контроль | § 12 таблица | |||
46-47 | Борьба с Наполеоном. | 2 | Континентальная блокада Коалиция Отечественная война Тарутинский маневр Восточный вопрос | Знать: Хронологию последовательности событий и ход Отечественной войны, заграничных походов русской армии; Уметь: Определять основные направления внешней политики России, характеризовать войны России, участвовать в дискуссии «Бородино – победа или поражение русской армии?»; | Комбинированный контроль | § 13 вопросы | |||
48-49 | Период реакции. Декабристы. | 2 | Аракчеевщина Военные поселения Династический кризис Движение декабристов | Знать: Определение понятий, события 14 декабря 1825 г., причины, ход, итоги, последствия восстания; Уметь: Выявлять влияние декабристского движения на социально – политическое развитие России; | Комбинированный контроль | § 14 схема вопросы | |||
50 | Внутренняя политика НиколаяI. | 1 | Бюрократический контроль Государственная безопасность Теория официальной народности | Знать: Определение понятий, направления деятельности персоналий данного периода; Уметь: Характеризовать деятельность Третьего отделения канцелярии, преобразования в государственном управлении, характеризовать социально – экономическое развитие, сравнивать личности Николая и Александра; | Комбинированный контроль | § 15вопросы | |||
51 | Внешняя политика России при Николае I. Кавказская война. | 1 | Восточный вопрос Крымская война Россия и Кавказ Мюридизм | Знать: Хронологическую последовательность событий; Уметь:определять влияние «восточного вопроса» на внешнеполитический курс России, определять причины, подготовку к войне, цели и планы сторон, причины поражения, итоги и последствия войны; | Комбинированный контроль | § 16 вопросы | |||
52 | Общественное движение в годы царствования Николая I | 1 | Диалектика Философское письмо Чадаева Западничество Славянофильство Петрашевцы | Знать: Взгляды общественных деятелей России, определение понятий; Уметь: Характеризовать взгляды западников и славянофилов; | Индивидуальный контроль (дидактические карточки) | § 17 таблица | |||
53 | Культура России первой половины XIXв. | 1 | Национальное самосознание Реализм | Знать: Определение понятий, достижения науки, культуры; Уметь: Выявлять особенности культурного развития данного периода; | Комбинированный контроль | § 18 | |||
54 | Повторительно – обобщающий урок «Россия в первой половине XIXв.» | 1 | Обобщение и систематизация знаний 6. [300-307] | Знать: Значение понятий, основные даты, события, имена; Уметь: Соотносить изученные факты и общие процессы, высказывать суждения о значимости данного этапа для развития России; | Урок рубежного контроля Тест | § 11 - 18 | |||
Раздел VII. Россия во второй половине XIX.( 14 ч.) | |||||||||
55-56 | Начало правления Александра II. Крестьянская реформа. | 2 | Отмена крепостного права Губернские комитеты Наделы Выкупы Волостные и сельские сходы | Знать: Содержание крестьянской реформы, определение понятий; Уметь: Выявлять факторы, определявшие реформаторский курс Александра II, высказывать оценочные суждения о необходимости отмены крепостного права; | Участие в дискуссии по решению проблемного вопроса | § 19 схема таблица | |||
57-58 | Социально – экономическое развитие пореформенной России. | 2 | Промышленное производство Буржуазия и пролетариат Торговля Рабочее законодательство | Знать: Основные черты социально – экономического развития России после отмены крепостного права; Уметь: Сравнивать положение России до и после реформ; | Комбинированный контроль | § 20 вопросы таблица | |||
59 | Реформы 60 – 70 -х гг. XIX в. | 1 | Земское положение Либеральные реформы | Знать: Содержание либеральных реформ; Уметь: Определять причины, ход и последствия реформ, показать роль личности царя в процессе реформирования российского общества; | Комбинированный контроль | § 21 таблица | |||
60 | Общественное движение середины 50-60 –х гг. XIX в. | 1 | Разночинная интеллигенция Революционное подполье Нигилизм Нечаевщина Ишутинцы | Знать: Основные идеи представителей общественных движений; Уметь: Отмечать особенности пореформенного либерализма и консерватизма; | Заполнение таблицы по решению проблемного вопроса | § 22 таблица понятия | |||
61-62 | Противостояние власти и революционеров в 70 – х – начале 80 – х гг. XIXв. | 2 | Народничество Хождение в народ Террор | Знать: Причины и характерные черты народничества; Уметь: Выделять различия между народниками, высказывать свое отношение к деятельности народников; | Комбинированный контроль | § 23 вопросы | |||
63-64 | Внутренняя политика и общественное движение в годы правления Александра III | 2 | Контрреформы Цензура | Знать: Основные направления внутренней политики Александра III; Уметь: Характеризовать взгляды Витте на экономическое развитие России, выявлять причины контрреформ Александра III, определять характерные черты идеологии общественного движения данного периода; | Комбинированный контроль (ЗУН) | § 24 схема вопросы | |||
65 | Внешняя политика России во второй половине XIXв. | 1 | Мобилизация Сепаратный мир Восточный кризис | Знать: Основные даты, факты, термины, черты внешней политики данного периода; Уметь: Характеризовать международное положение в России и геополитическую ситуацию конца 19 века; | Комбинированный контроль | § 25 вопросы | |||
66 | Культура России второй половины XIXв. Культура нашего края в XVIII-XIX вв. | 1 | Меценатство Русские путешественники Просвещение Наука Культура | Знать: Определение понятий, достижения науки, культуры; Уметь: Выявлять особенности культурного развития данного периода; | Комбинированный контроль | § 26 повторить понятия и даты | |||
67 | Повторительно – обобщающий урок «Россия во второй половине XIX» | 1 | Обобщение и систематизация знаний 7. [341-344] | Знать: Значение понятий, основные даты, события, имена; Уметь: Соотносить изученные факты и общие процессы, высказывать суждения о значимости данного этапа для развития России; | Урок рубежного контроля Тест | § 19 - 26 | |||
68 | Итоговый урок: «Россия с древнейших времен до конца XIX» | 1 | Обобщение и систематизация знаний 8. [344-348] | Знать: Факты, явления, понятия изучаемого периода истории России; Уметь: Формировать собственный алгоритм решения историко – познавательных задач, участвовать в дискуссии по исторической проблеме, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам; | семинар | § 1- 21 1-26 | |||
Всего – 68 ч. |
Приложение 1.
Для учителя:
1. О.В.Кишенкова Тестовый контроль на уроках истории в 10 -11 кл. М., Русское слово 2016
2.История. 10 класс: поурочные планы по учебникам Сахарова А.Н., Боханова А.Н., Базовый уровень – Волгоград: Учитель, 2015 г. – 335 с.
3.Орлов. А.С., Георгиев В.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. – М. «Проспект», 2016. – 592 с.
Дополнительная литература:
1. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. – М.: «Русское слово», 2014.
2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVII – XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: «Русское слово», 2015г.
3. История России 10 класс. Учебник для общеобразоват учреждений. В 2 ч. Данилов А.А., М.Ю. Брандт. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2015. – 320 с.
4. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с др. времен до конца XVII века, Павленко Н.И., Ляшенко Л.М. История РоссииXVII-XIX века. –М., 2014.
5. История России с древнейших времен до конца XVII в.: Хрестоматия/Авторы-составители Л.Е. Морозова, Е.В. Пчелов. Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Вербум-М, 2013.
6. История России. XVIII-XIX вв.: Хрестоматия/Авторы-составители Писарькова Л.Ф., Данилина Г.Я.. Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Вербум-М, 2013г.
Для применения на уроках можно рекомендовать:
- История России IX- XIX век. Карамзин, Ключевский, Соловьев (МФЦ).
- Мультимедийный учебник «История России XX век»(4CD-ROM) и др.
- Атласы
Электронные образовательные ресурсы:
DVD. Кирилл и Мефодий. Уроки отечественной истории. XIX-XX вв.
DVD Антонова Т.С. и др. История России XX век. Мультимедийный учебник. Клио софт. Москва
- Интернет-ресурс. http://galstonok.rusedu.net/category/3100/10904
- Учительский портал http://www.uchportal.ru/load/54-1-0-20176
- Фестиваль педагогический идей http://festival.1september.ru
4. http://istrorijarossii.narod.ru/index.htm − «история нашей страны»;
5. http://history.machaon.ru/ − международный исторический журнал;
6.http://www.hist.msu.ru/ER/ − электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
7. http://lants.tellur.ru/history/ − Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс
Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....
Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...
Рабочая программа 11 класс класс
Пояснительная записка ,тематическое планирование 11 класс...
Рабочая программа для классов с углубленным изучением математики (8 класс)
Рабочая программа...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
Рабочая программа 7 класс, КТП 7 класс
КТП 7 класс...
Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс
Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....