Урок "Человек на войне"
план-конспект урока по истории (11 класс)

Шамсутдинова Наиля Салимовна

Урок посвящен Великой отечественной войне. Рассматриваются позиции людей во время войны: на фронте, в тылу, в оккупации, в плену. Использованна групповая технология и ИКТ. К уроку прилагается дополнительный материал о педагогах нашей школы- участниках ВОВ, о тех кто вернулся с войны и работал в школе и о тех кто погиб

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок истории в 11 классе

Тема урока:  Человек на войне

Обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война»

Шамсутдинова Наиля Салимовна – учитель истории и обществознания МКОУ «Кунашакская СОШ»

Цель: продолжить формирование представлений учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа; углубление знания учащихся о событиях 1941-1945 гг.; создание условий для получения знаний о войне в родном крае, ветеранах; овладение умением давать характеристику героям и вести исследовательскую работу.

Задачи:

  1. расширить знания по истории Великой Отечественной войны;
  2. научить анализировать информацию, делать выводы, участвовать в обсуждении, высказывать свою точку зрения;
  3. развивать представление о сложности современного мира, осознанию связи прошлого с настоящим, собственной ответственности за судьбу страны;
  4. формировать нравственные качества обучающихся на примерах мужества и героизма защитников Родины.

Формирование УУД (универсальных учебных действий)

Предметные:

  • знать основные события, даты, периодизацию Великой Отечественной войны;
  • выявлять причины исторических событий, объяснять факты;
  • вырабатывать умения давать оценку историческим событиям и процессам

Метапредметные:

познавательные УУД

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

коммуникативные УУД

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • владение монологической и диалогической формами речи регулятивные УУД
  • анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности

Личностные:

  • проявлять любовь и уважение к истории своей Родины;
  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
  • оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
  • проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

В ходе изучения темы о Великой Отечественной войне учащиеся смотрели документальный фильм «Великая отечественная война», подготовили проект «Учителя нашей школы – участники Великой Отечественной войны».  Изучили историю Танкограда.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися

Мы несколько уроков изучали историю Великой Отечественной войны. Сегодня мы повторим основные события и расскажем о советских людях, которые вынесли все тяжести этой страшной войны.

- когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)

- Как назывался фашистский план нападения на СССР? (План Барбаросса)

- На каких стратегических направлениях наступали фашисты согласно плану Барбаросса? (группа армии «Север» - на Ленинград, группа армии «Центр» -на Москву, группа армии «Юг» - на Киев).

- Какой город-крепость первым подвергся нападению? (Брест, оказывал сопротивление целый месяц, известен подвиг защитника крепости майора Гаврилова П.М.).

- Какой была ситуация на северном направлении? (Ленинград был взят в кольцо, началась 900-дневная блокада города).

- Как развивалась ситуация на центральном направлении? ( Враг был остановлен у стен Москвы, их план ведения молниеносной войны рухнул, известен подвиг 28 героев-панфиловцев, защищавших столицу).

- Что происходило на южном направлении? (Противник захватил Киев, Одессу, Севастополь и двинулся на Сталинград и Кавказ).

- В чем состоит значение Сталинградской битвы?  (Она положила  начало коренному перелому в ходе  Великой Отечественной войны.  Коренной перелом - это переход стратегической инициативы из рук врага в руки Красной Армии).

- Когда и какая битва завершила коренной перелом в войне? (Битва на Курской дуге в 1943 году, началось планомерное изгнание фашистов с нашей земли).

- В 1944-1945гг.  была освобождена Красной Армией территория  СССР  и стран Европы, захваченных фашистами еще в 193 9-1941гг.

- Какие государства освободили советские войска? ( Болгария, Венгрия, Румыния, Польша, Австрия, Чехословакия).

- Оставался последний этап в ходе Великой Отечественной войны - битва за Берлин и наша Победа!

3. Эпиграфом к уроку будут  слова Г.К. Жукова: «Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку.  Повсюду и везде он делал все, от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом »

-как вы думаете, кого Жуков считает главной фигурой в Великой Отечественной войне?

Это – человек.  Нашим людям пришлось испытать все тяготы войны. Подумайте и скажите,  в каких ситуациях оказались наши люди во время войны? (на фронте, в тылу, на оккупированных территориях, в плену, в партизанских отрядах)

4.Самостоятельная работа учащихся в группах  (группа получает вопросы для обсуждения и задание составить характеристику каждой ситуации)

Вопросы для обсуждения в группе  «Человек на фронте»

- Опишите облик советского солдата в 1941 года. Сравните с немецкими солдатами

- как вы думаете, за что воевали наши солдаты? Назовите лозунги тех лет.

- чему могли быть рады солдаты на фронте?

- документы свидетельствуют о неоднозначном отношении наших солдат к населению Германии. От чего зависело отношение к немецкому населению, как вы считаете?

-изучите приказы № 270 и 227. При каких условиях они были приняты? Дайте моральную оценку этим приказам.  Выскажите  свое отношение к штрафным батальонам и заградительным отрядам.

Вопросы для обсуждения группе «На оккупированных территориях»

-что такое оккупация? Раскройте смысл военного порядка. Почему,  на ваш взгляд, тотальному уничтожению подвергалось еврейское население? Что вы знаете о холокосте?

Вопросы для обсуждения группы «Трагедия плена»

-почему и как человек мог попасть в плен? Какие вы знаете концлагеря времен Великой Отечественной войны?

- Какую позицию заняло советское правительство в отношении военнопленных?

Вопросы ля обсуждения группе «Человек в тылу»

-оцените вклад тружеников тыла в разгром врага. В чем он проявился? Какой вклад внесли подростки? Как назывался город Челябинск во время войны? Почему?

5. Выступление учащихся о положении человека в различных ситуациях в ходе войны. Характеристика личностных героических качеств которые стали основным вкладом в Победу над фашизмом.

6. Проект  учащихся о педагогах Кунашакской школы, участниках войны.

7. Итог урока.

Приложение  «75 лет ВОВ »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах

Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...

Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.

В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...