Использование современных компьютерных технологий при изучении истории
учебно-методический материал по истории (11 класс)

В статье приводятся приемы и методы использования ИКТ на различных этапах занятий по истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

            Использование                      информационных технологий в процессе изучения истории.

                                                          Преподавателя истории ВТЭТ

                                                                Хосроевой Э.Ю.

                   

                                   

                                           2017г

     В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития- ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении Информационной эры. И пусть пока очень робко, но Интернет приходит и в наши школы, и мы имеем некоторую возможность приобщиться к «Всемирной науки» в процессе преподавания курса истории.

Специфика новых информационных технологий  заключается в том, что они представляют пользователям – учителям и учащимся – громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени, которое  он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. Для работы заранее  подготавливаются файлы на дискете или диске, содержащие план изучаемой темы, термины, схемы, вопросы. Изображения проецируются на экраны.

        И тем не менее, проблемы эффективного использования компьютеров в процессе  преподавания истории остается чрезвычайно острой.

   Во- первых. Машинное время занято почти полностью на изучение учащимися информатики.

   Во- вторых, очень мало преподавателей умеют пользоваться  компьютером в достаточной степени. Это досадное упущение вышестоящих органов. Они должны были предвидеть такой поворот событий и заблаговременно позаботиться о том, чтобы учителя – историки прошли курсы подготовки работы на компьютерах. И все же в республике есть учителя – новаторы, которые используют компьютеры на своих уроках.

            Из накопленного опыта преподавания истории с использованием информационных технологий можно выделить следующие моменты :

На уроках  использовать готовое программное обеспечение на съемных носителях- дискетах и дисках. К сожалению, на сегодняшний момент не так уж много этих дисков.

Это1. «Мультимедийный учебник «История России XX век» (КЛИО-СОФТ), 2.«Россия на рубеже третьего тысячелет ия»,

3. «Энциклопедия истории России 862 -1917»(Коминфо),

4. «От Кремя  до Рейстага»,

5. «Компьютерный задачник «История Древнего Мира. Загадки Сфинкса»( Медиа Хауз),

6.«Государственная символика России. История и современность».

         «Мультимедийный учебник «История России XX век» (КЛИО-СОФТ) – комбинированное издание, состоящее из курса на 4 СD, брошюры и сайта. Это пособие  является одновременно  самоучителем, альбомом наглядных пособий  к уроку истории, историческим атласом, хрестоматией, фонотекой,  исторической энциклопедией, инструментом, позволяющим создавать лекции, доклады, презентации.

 диски представляет собой компьютерный учебник для старших классов общеобразовательных учреждений, для поступающих в вузы и студентов неисторических факультетов, а также для всех интересующихся историей Отечества. Одобрен федеральным экспертным советом, рекомендован к изданию Министерством общего и профессионального образования РФ, включён в федеральный комплект учебников.
     В его архиве :
- 278 мультимедийных лекций общей продолжительностью более 24 академических часов;
- более 700 персоналий;
- подробная хронология;
- более 500 документов;
- терминологический словарь;
- более 70 уникальных фонограмм;
- более 30 анимированных карт;
- более 600 обучающих тестов;
- более 6 тысяч иллюстраций;
- иллюстрированные исторические анекдоты;
- около двух часов кинохроники;
- юмористический сериал "Экзамен".

           СD- диски «Россия на рубеже третьего тысячелетия» и «Энциклопедия истории России 862 -1917»(Коминфо), созданы как энциклопедии и использовать их можно только как материал для презентаций.

   Казалось, имея даже этот малый набор дисков можно их широко использовать на уроках истории, но, но,…

  А) все представленные диски  излагают материал по-своему , не в том порядке в котором надо учителю, в зависимости от цели и задач урока, возраста учащихся, их подготовки.

Б) Учебник  «История России XX век» издана в 4-х дисках, а это значит, что  учитель должен вставить  нужный диск, ждать загрузки, выбирать нудный раздел, а  это потеря драгоценного времени , темпа урока, внимание учащихся. Порой, составляя план урока, задумываешься, искупит ли красивая подача материала такую потерю?

     Ниже приводится список  мультимедиа ресурсов для преподавания истории и общественных дисциплин:  

1.   История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. Обучающая программа для школьников старших классов, абитуриентов и студентов неисторических факультетов. Клио Софт. Отобрана МО РФ для поставок в сельские школы.

2    Александр и Наполеон. История двух императоров. Образовательная мультимедийная программа. Интерсофт.

3  Щит России. Православие, армия, флот. Образовательная мультимедийная программа. Интерсофт.

  1. Эрмитаж 2. Искусство Западной Европы. Образовательная мультимедийная программа. Интерсофт. Отобрана МО РФ для поставок в сельские школы.

5Эрмитаж 3. История, дворцы, коллекции. Образовательная мультимедийная программа. Интерсофт.

6Сокровища России. Образовательная мультимедийная программа. Интерсофт.

7Петр Великий - основатель Российского флота. Познавательный мультимедиа-справочник. Авангард-Светлана-Мультимедиа.

8Генералиссимус Суворов. Познавательный мультимедиа-справочник. Авангард-Светлана-Мультимедиа.

9Великая Екатерина. Познавательный мультимедиа-справочник. Авангард-Светлана-Мультимедиа.

10.Атлас древнего мира. Познавательный мультимедиа-справочник для школьников. Новый Диск.

11.Династия Pомановых. Три века российской истории. Мультимедийная справочная программа. Новый Диск.

12.Энциклопедия истории России. 862 - 1917 г. Мультимедийный справочник. Новый Диск. Отобрана МО РФ для поставок в сельские школы.

13.Храм Христа Спасителя. Свидетель истории России. Исторический мультимедиа-справочник. NMG.

14.Тесты по отечественной истории. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. БИТ про.

15Репетитор по Истории Кирилла и Мефодия. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.

16.7 чудес. Познавательная игра для детей от 8-ми лет, знакомящая с величайшими сооружениями древних цивилизаций. Ньюком.

17.Современники. Историческая игра и энциклопедия.

18.История Отечества. Мультимедиа обучающий курс по истории отечества IX-XVIII вв. для 8-го класса средней школы. РМЦ.

19.Славяне. Учебное пособие по истории Руси домонгольского периода для средней школы. РМЦ.

20.Флот во славу России. Трехсотлетняя история создания российского флота от ботика Петра до атомного крейсера "Петр Великий" - на одном компакт-диске. РМЦ.

21.Москва. Рассказ о различных сторонах жизни Москвы на протяжении многих веков: ее архитектурном облике, истории, населении, московской власти, быте, развлечениях. РМЦ.

22.А.С. Пушкин. В зеркале двух столетий... Все или почти всё о жизни и творчестве поэта. РМЦ.

23.От Кремля до Рейхстага. Диск дает наглядное представление исторического контекста происходивших событий. С помощью средств мультимедиа можно побродить по залам музеев, увидеть раритетные документы, фотографии и кинохронику. РМЦ. Отобрана МО РФ для поставок в сельские школы.

24.Россия на рубеже третьего тысячелетия. Сегодняшний день России и ее история, достижения и великие люди, памятники искусства и культуры, флора и фауна, религиозные конфессии на территории России и много другой интересной информации. (рус./нем.) РМЦ. Отобрана Минобром для поставок в сельские школы.

25.Библейские сюжеты в произведениях искусства из коллекции Государственного Эрмитажа. Подробный анализ 25 шедевров, среди которых работы Леонардо да Винчи, Эль Греко, Рембрандта, Рубенса и Кандинского, позволит Вам оценить все разнообразие выразительных средств в их творчестве и глубже понять секреты художественного мастерства. РМЦ.

26.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия'2001. БЭКМ'2001 - пятое переиздание самой популярной российской энциклопедии, содержание которой постоянно расширяется и обновляется в течение пяти лет. Кирилл и Мефодий. Отобрана МО РФ для поставок в сельские школы.

27.Шедевры русской живописи. Диск рассказывает о жизни и творчестве великих русских художников, принадлежащих различным эпохам и стилям - от Феофана Грека до Марка Шагала. Кирилл и Мефодий. Отобрана МО РФ для поставок в сельские школы.

  28.История России и ее ближайших соседей. Энциклопедия для детей.                       "Аванта+"/Кордис&Медиа

  2.  Использовать информационные технологии в преподавании истории можно как источник компьютерного тестирования для проверки степени усвоения материала.  Мы можем перевести напечатанные на бумаге тесты в электронный вариант, используя для этого  программу Мастертест Тимофеева В.Ю. (e-mail: tvy@ab.ru) и диск Microsoft Оffis в школе (Физика, география, МХК). Этих двух дисков достаточно чтобы самим составлять тесты по различным разделам программы.

3.  Использование компьютерных прикладных программ для составления   конспекта урока в электронном варианте понятного и учителю и ученикам, простого в создании,  возможности верстки  слайдов, представлении материала в виде текста, таблиц, рисунков, видеофрагментов, аудиофрагментов. Для этого  идеально подходит  в Microsoft Office приложение Power Point, в котором   создаются презентации.  Демонстрация презентаций осуществляется либо с помощью мультимедийного проектора, либо по локальной сети на мониторы учащихся, в крайнем случае можно воспользоваться  DVD- плейером и обыкновенным телевизором.

  Материал для презентаций можно взять с выше названных дисков, можно воспользоваться и готовыми презентациями на сайте

 http://lesson-history.narod.ru   , где собраны презентации по всем классам и большинства разделам курса истории.

На сегодняшний день очень привлекательны для использования на уроках истории в Интернете  следующие сайты:

1. http://ctnter.fio.ru/som- в помощь учителю

http://allbest.ru/refall.htm  - рефераты и библиотеки

 2.  http://lichm.narod.ru/Lich.htm - История России

3. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ

4.. http://istrodina.com – журнал «Родина»

5. http://www.kremlin.museum.ru/ - Московский Кремль

6. http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

7 .http://edu.tsu.ru/ -Образовательный портал ТГУ

8.http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

9. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета

10. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

11.http://school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

12.http://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет

13.http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

14.http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

15.http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

16.http://www.auditorium.ru/aud/index.php -социально-гуманитарное и  политологическое образование

17.http://som.fio.ru/Resources/Drachlerab/2004/06/TOsh.htm - тексты с ошибками (дидактический материал)

18.http://pobeda.tomsk.ru/ - Равнение на победу Томск (60 лет Победы)

19.http://www.xlegio.ru/- X Legio. Боевая техника древности

20.http://thietmar.narod.ru/- XIII век

21.http://arc.novgorod.ru/- Археологический сервер Великого Новгорода

22. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

23.http://www.russ.ru/ist_sovr/express/- Век в зеркале прессы

24.http://liberte.newmail.ru/- Великая Французская Революция

25.http://decemb.hobby.ru/- Виртуальный музей декабристов

26.http://his.1september.ru/- Газета "История"

27.http://www.hermitage.ru/html_Ru/index.html- Государственный Эрмитаж

28.http://www.museum.ru/museum/1812/index.html- Интернет-проект "1812 год"

29.http://klio.webservis.ru/lec0.htm- История России с древнейших времен до наших дней

30.http://lesson-history.narod.ru- Компьютер на уроках истории, обществознания и права

Путеводитель в мире науки для школьников. Раздел "История"
31.
http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/HIST/hist.htm- Путеводитель в мире науки для школьников. Раздел "История"

32.http://all-photo.ru/empire/index.ru.html?pg=0&kk=b01a19b8e3- Российская империя в фотографиях

33.http://center.fio.ru/som/subject.asp?id=10000189- Сетевое объединение методистов (СОМ). Раздел "История"

34.http://rf.boom.ru/rus15.html- Государственный герб Российской Федерации

35.http://egypt.dax.ru/ind.php- Древний Египет

36.http://www.kemet.ru/- Культура и искусство Древнего Египта

37.http://www.kremlin.museum.ru/- Московский Кремль

38.http://www.mtu-net.ru/shadows/project/- История государства Российского

39.http://grandwar.kulichki.net- Как наши деды воевали

40.http://rus-hist.on.ufanet.ru/- От Руси древней до империи Российской

41.http://www.shm.ru/- Государственный исторический музей

42.http://ml.volny.edu/- Мифы нашего мира

43.http://www.uic.ssu.samara.ru/~ancient/rus/index.htm- Античная художественная культура

44.http://kolibry.astroguru.com/- Русский Биографический Словарь

45.http://www.shiphistory.navy.ru/scontr.htm- Возникновение мореходства на Руси

46.http://kavkaz-war.ussr.to/- Кавказская война 1817-1864 года

47.http://www.generesis.boom.ru/- Опыт истории

48.http://www.newchrono.ru/- Новая хронология

49.http://gpw.tellur.ru/- Великая Отечественная

50.http://7wonders.synnegoria.com/- Семь чудес света

51.http://rulers.boom.ru/- Всемирная история в лицах

52.http://rome.webzone.ru/- История Древнего Рима

53.http://www.history.ru/- История России ХХ век Компьютерный учебник

54.http://www.museum.ru/borodino/- Бородино

55.http://www.anriintern.com/history/rushist2/rushistory.htm- История России от древнейших времен до начала XX в

56.http://losecivil.r2.ru/- Исчезнувшие цивилизации

57.http://www.lants.tellur.ru/history/- Отечественная история

58.http://citycat.ru/historycentre/- Этот день в истории

59.http://andyzipp.8m.com/- История древней Руси в лицах

60.http://www.fortunecity.com/meltingpot/court/994- История России до начала XIX в.: электронный учебник

61.http://www.shm.ru/- Государственный исторический музей

62.http://caroline.narod.ru/mythes.html- Мифы Древней Греции

63.http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/HIST/STAT/SEMENOV/sect1.html Консульство и империя Наполеона Бонапарта

 

Таким образом, применение информационных технологий на уроках истории приводит к следующему:

  1. Повышение уровня наглядности в преподавании;
  2. повышение производительности урока;
  3. установление межпредметных связей ( истории и информатики)
  4. Повышение логичности подачи материала, и как результат – повышение уровня знаний учащихся
  5. Возможность увлечь учащихся творческой, исследовательской деятельностью, что повышает интерес к истории
  6. Повышение роли компьютера и возможность посредством его не только играть, но и видеть в нем инструмент для получения знаний.

  В статье использованы материалы

1. Концепция  и методика  на  http://lesson-history.narod.ru ;

2. http://www.history.ru

3. http://informatika.moipkro.ru

4. Диски «Мультимедийный учебник «История России XX век» (КЛИО-СОФТ), «Россия на рубеже третьего тысячелет ия», «Энциклопедия истории России 862 -1917»(Коминфо), «От Кремя  до Рейстага», «Компьютерный задачник «История Древнего Мира. Загадки Сфинкса»( Медиа Хауз), «Государственная символика России. История и современность».

4. Интернет- ресурсы.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы с использованием современных компьютерных технологий в совместной деятельности учителя-логопеда с дошкольниками c НПОЗ

Приемы работы  с использованием современных компьютерных технологий в совместной деятельности по дифференциации звуков /Р/, /Р`/ ,/Л/, /Л`/  учителя-логопеда с дошкольниками с НПОЗ....

Статья "Использование современных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы"

В этой статье рассказывается о том, как на уроках русского языка и литературы используются компьютерные технологии, способствующие более успешному усвоению нового материала и закреплению ранее и...

Использование современных компьютерных технологий.

Тема: “Строим урок английского языка,  используя различные техники, приемы, сервисы- google”Цель: Расширение информационно-образовательного пространства учителя на уроках АЯ.Задача: п...

Методическая разработка. Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"

Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"...

Урок – игра по технологии с использованием современных компьютерных технологий 5 класс

Урок – игра с использованием современных компьютерных технологий  применяется для закрепления знаний в занимательной форме по курсу технологии (девочки) за 5 класс...

Использование современных компьютерных технологий в обучении и воспитании учащихся с умеренной умственной отсталостью

Введение.Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение и...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Использование современных информационных технологий на уроках стало не просто способом привлечь к изучению предмета обучающихся, но и неотъемлемой частью образовательного процесса. И каждый учитель за...