Приемы работы с использованием современных компьютерных технологий в совместной деятельности учителя-логопеда с дошкольниками c НПОЗ
учебно-методический материал по теме

Костылева Полина Александровна

Приемы работы  с использованием современных компьютерных технологий в совместной деятельности по дифференциации звуков /Р/, /Р`/ ,/Л/, /Л`/  учителя-логопеда с дошкольниками с НПОЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы с использованием современных компьютерных технологий в совместной деятельности учителя-логопеда с дошкольниками  c  НПОЗ

 Составитель: учитель-логопед ГБДОУ № 57

                                 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга

                                 Костылева Полина Александровна

Санкт- Петербург

2013 г.

Программное содержание

Цель:  Дифференциация звуков /Р/,/ Р,/, /Л/, / Л,/ в словосочетаниях и предложениях   посредством  использованием  ИКТ  в совместной деятельности учителя-логопеда и дошкольников (в малой подгруппе).

 

Задачи:

  1. Развитие  фонематических процессов.
  2. Формирование лексико-грамматических категорий.
  3. Развитие эмоционально-волевой сферы детей: воспитание самостоятельности, приобщение к сопереживанию. Развитие коммуникативных навыков.
  4. Развитие высших  психических функций:  развитие вербальной и зрительной памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие мышления.
  5. Развитие познавательной активности.
  6. Развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование и материалы:

Фитболы,  яркие фигурки животных ( из льна, наполнитель вишневые косточки), стол, стулья, ширма, сундук с сюрпризами, кукла «Старичок-Речевичок», компьютер, компьютерная «мышь», компьютерная технология «Игры для  Тигры», собственно разработанные ЭОР.

  1.  Логопед.  Ребята, сегодня мы будем с вами  тренироваться  не путать звуки  /Р/,  /Р,/, /Л/, /Л,/.  Мы постараемся выполнить интересные упражнения и поиграем в занимательные игры. Будьте старательными и внимательными!

На ширме появляется старичок-Речевичок.

Старичок-Речевичок. Ох-ох-ох! Какая беда приключилась! Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте, старичок-Речевичок!

Логопед.  Здравствуй, дедушка, что  случилось?

Старичок-Речевичок. Я торопился к вам в детский сад, приготовил для вас подарки. А злая фея решила мне помешать! Она заколдовала мой волшебный сундук , в котором я обычно приношу вам сюрпризы. Вот и не открывается мой сундук!

Передает сундук логопеду. Логопед ставит сундук на стол рядом с ширмой.

Логопед. Дедушка, что нам делать?

Старичок-Речевичок. Я знаю одну хитрость! Если говорить правильно и красиво, чары злой феи можно будет расколдовать.  Только я сегодня очень устал!

Логопед. Дедушка, а давай мы попробуем сами справиться! А ты немного отдохни, сил наберись. Мы с ребятами сами будем тренироваться и очень стараться!

Старичок-Речевичок .  Я немного отдохну в своей избушке, а потом постараюсь вам помочь!

Старичок-Речевичок  уходит в избушку.

П.        Логопед. Ребята садитесь на  за стол. Мы поиграем в занимательную игру. Будьте старательными и внимательными!

Игра  «Одежда». Дифференциация предъявляемых картинок на две группы в соответствии с признаком наличия или отсутствия звуков /Р/, /Р,/ /Л/, /Л,/. Определение положения звука в слове, составление словосочетаний. Картинки компьютерная программа  предъявляет в произвольном порядке. Распределяется 6 картинок.

Игровое  задание  детям дает персонаж компьютерной игры Тигра. Назови картинку и положи ее в нужный шкаф.

 Ребенок (например). Платье. Звук /Л/ находится в середине слова.

 Нажатием левой клавиши  «мыши»  распределяет картинку в нужный шкаф.

Логопед. Составь, пожалуйста, словосочетание с этим словом.

Ребенок. Красивое платье.

Логопед. Очень хорошо.

Ребенок (например). Перчатки. Звук  /Р/ находится в середине слова.

Нажатием левой клавиши « мыши» распределяет картинку в нужный шкаф.

Логопед. Попробуй составить словосочетание с этим словом.

Ребенок. Теплые перчатки.

Логопед. Умница. И т.д.

Вы хорошо справились с заданием Тигры, помогли  разобрать вещи.

Игровое упражнение «Ушки  замерзли» (самомассаж). Упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в висках, головную боль, головокружение.

Логопед. Я предлагаю вам пройти к фитболам. Садитесь правильно. Не торопитесь.   Поднимите согнутые руки к ушам.  Пальцы, кроме большого соединены. Растираем уши сверху вниз. Раз, два, три. Раз, два, три.  Молодцы! А теперь  растираем уши из стороны в сторону. Раз, два, три. Раз, два, три. Хорошо! Теперь ладони сближаем на затылке и постукиваем указательными пальцами. Раз, два, три. Раз, два, три. Опустите руки. Умницы!

Игровое упражнение «Глазки отдыхают» (самомассаж).

Логопед.  Ребята, закройте глаза.  Соберите  кисти в кулачки.  Большими пальцами   разглаживаем веки  в сторону ушей. Раз, два, три. Раз, два, три.

Теперь также под глазами. Раз, два, три. Раз, два, три. Сейчас разглаживаем брови. Раз, два, три. Раз, два, три.

Очень хорошо. Теперь вы готовы  снова играть. Садитесь за стол.

Игровое упражнение «Один - много». Используется компьютер. Дифференциация звуков  /Р/ /Л/ /Р,/ /Л,/ в словосочетаниях.   Формирование  грамматических категорий.

Логопед.  Посмотрите внимательно на  экран монитора.  Мы будем выполнять упражнение «Один - много». Я буду называть предмет, когда он один, а вы когда их много.

Появляется картинка. Логопед. Белая ромашка. Появляется картинка, на которой предмет изображен во множественном числе.

Ребенок. Белые ромашки.

Логопед. Молодец.

Появляется картинка. Логопед. Ленивая черепаха.  Появляется картинка, на которой предмет изображен во множественном числе.

Ребенок. Ленивые черепахи.

Логопед. Умница.

Появляется картинка. Логопед. Голубой  карандаш. Появляется картинка, на которой предмет изображен во множественном числе.

Ребенок. Голубые карандаши.

Логопед. Хорошо.

Появляется картинка. Логопед . Рябиновый лист. Появляется  картинка,  на которой  предмет изображен во множественном числе.

Ребенок. Рябиновые листья.

Логопед. Молодец.

Появляется картинка. Логопед. Красивое облако. Появляется картинка, на которой предмет изображен во множественном числе.

Ребенок. Красивые облака.

Логопед. Очень хорошо.

Появляется картинка. Логопед. Белый парус. Появляется картинка, на которой предмет изображен во множественном числе.

Ребенок. Красивые паруса.

Логопед. Молодцы. Вы очень старались.

Игровое упражнение « Посчитай».  Используется компьютер. Дифференциация звуков  /Р,/  /Л/,   /Л,/ /Р/ в словосочетаниях. Формирование грамматических категорий.

Логопед.  Сейчас мы будем считать предметы. Указывай стрелочкой компьютерной «мыши» на круги с цифрами на картинке на экране монитора.

Ребенок. Один кролик, два кролика, три кролика и т.д.

Логопед.  Молодец.

Ребенок. Она стрела, две стрелы, три стрелы и т.д.

Логопед. Ты хорошо справился.

Ребенок. Один вертолет, два вертолета, три вертолета и т.д.

Логопед. У тебя отлично получилось.

Ребенок. Одна тарелка, две тарелки, три тарелки и т.д.

Логопед. Вы хорошо справились .

Игровое упражнение  «Времена года»  (пальчиковая гимнастика). Развитие мелкой моторики, дифференциация звуков  /Р/,  /Р,/,  /Л/,  /Л,/.

Логопед.  Вставайте, пожалуйста,  рядом со своими местами.

Сейчас мы потренируем пальчики рук.

Логопед показывает, дети повторяют. Пальцы соединяют в колечки, поочередно пальцы касаются большого. Выполняется со сменой рук. Первые две строчки правой рукой, вторые две строчки левой, затем двумя руками одновременно.

Мы, конечно, любим лето:

Летом все теплом согрето.

Но за ним приходит осень,

Хоть ее мы и не просим.

А потом идет зима –

И бела и холодна.

За зимой идет весна –

Вновь тепло несет она.                                     (О.И.Крупенчук)

Логопед. Молодцы, вы очень старались!

 

     Игровое упражнение «Придумай  предложение». Дифференциация звуков   /Р/,  /Р,/  /Л/,  /Л,/ в предложении. Используется       компьютер.

Логопед.  Посмотрите внимательно на экран монитора.  Составьте красивые  предложения по этой картинке.

Ребенок. Мальчик ловит рыбу в море.

Ребенок. Рыболов ловит рыбу в океане.

Логопед. Отлично.

Посмотрите, внимательно на другую картинку. Составьте красивые предложения по этой картинке.

Ребенок. Малыш пускает мыльные пузыри.

Ребенок. Ребенок пускает мыльные пузыри.

Логопед. Умницы.

Физкультинутка «Облако». Логопед. Встаньте, ребята из-за стола. Мы сейчас с вами будем выполнять упражнения.

Логопед показывает, дети выполняют движения, повторяя стихотворение.

Вот какое облако,  (руки разводят в стороны)

Облако высокое, (руки поднимают вверх, встают на носочки)

Облако далекое, ( руки разводят в стороны)

Не достать рукой, ( руки поднимают вверх, встают на носочки)

Проплывет и скроется (плавные движения из стороны в сторону)

В озере умоется холодною водой (руки в исходное положение).

Логопед. Очень хорошо, садитесь на места.

 

Игра «Еще длиннее». Используется компьютер.   Составление простых распространенных предложений, предложений с однородными членами, составление сложных предложений, закрепление родовой принадлежности  некоторых существительных, дифференциация звуков  /Р/, /Р, /, /Л /, /Л,/ в предложениях, развитие мышления.

Логопед. Послушайте  небольшой рассказ и постарайтесь его запомнить. А потом мы с вами устроим соревнование.  Я скажу короткое предложение. А вы по очереди будете добавлять  по одному слову. Выигрывает то, кто сумеет добавить последнее слово.

Показывается картинка.

В огороде созрел первый помидор. Посмотри, какой он сочный и большой.

Я  начинаю игру, а вы по очереди будете продолжать.

Это помидор.

Ребенок. Это сочный помидор.

Ребенок. Это сочный и большой помидор.

Ребенок. Это  первый сочный и большой помидор, который созрел в огороде.

Логопед.  Закончил соревнование Петя. Вы оба очень хорошо играли.

 Слушайте следующий рассказ.

Предъявляется картинка.

Мне сегодня подарили большого плюшевого жирафа, о котором я давно  мечтала.

Это жираф.

Ребенок. Это  большой жираф.

Ребенок. Это мой большой  жираф.

Ребенок. Это мой большой плюшевый жираф.

Ребенок. Это мой большой плюшевый жираф, о котором я давно мечтал и которого мне сегодня подарили.

Логопед.  Соревнование закончила Катя. Вы оба отлично справились.

Игровое упражнение «Следи за игрушкой».  Логопед. Сейчас вставайте из-за стола. Будем выполнять упражнения для глаз.

 Дети выбирают себе игрушку (из льна, наполнитель вишневые косточки).

Встали ровно, ноги на ширине плеч. Вытянули руки перед собой. Поднимаем игрушку вверх,   кончик языка прикушен зубами, глаза следят за игрушкой, возвращаем руки в исходное положение. Руки вниз, глаза следят за игрушкой, возвращаем руки в исходное положение. Руки в одну сторону, глаза следят за игрушкой, возвращаем руки в исходное положение. Руки двигаются в другую сторону, глаза следят за игрушкой.

Руки во время этого упражнения  прямые, затем согнуты в локтях , а потом движения выполняются около лица.

Игровое упражнение «Скажи наоборот».  Используется компьютер. Составление сложноподчиненного предложения с союзом если, дифференциация звуков  /Р/ , /Р,/,  /Л/,  /Л,/ в предложениях.

Показывается картинка. Посмотрите на картинку и послушайте. Если дерево выше куста, то куст ниже дерева.

Можно сказать так. Если куст ниже дерева, то дерево выше куста.

А теперь сами посмотрите на картинки и составьте похожие предложения.

Логопед говорит и показывает: Если камень тяжелее шишки, то …(шишка легче камня). А теперь скажи по-другому.

Если … (шишка легче камня, то камень тяжелее шишки).

Аналогично обыгрываются картинки  и составляются предложения.

Если Вася старше Миши, то … (Миша младше Васи). Если …(Миша младше Васи, то Вася старше Миши).

Если дуб толще, чем береза, то … ( береза тоньше, чем  дуб). Если … (береза тоньше чем дуб, то дуб толще, чем береза).

Если машина едет быстрее, чем велосипед, то … (велосипед едет медленнее, чем машина). Если … (велосипед едет медленнее машины, то машина едет быстрее, чем велосипед).

Логопед. Вы составили красивые предложения. Молодцы.

Игра «Удержи». Развитие коммуникативных навыков.

Логопед.  Вставайте из-за стола, возьмите, пожалуйста, счетные палочки.

Нужно стоять друг напротив друга. Указательными пальцами рук  постарайтесь удержать палочки. Перемещайте руки  ближе  к середине, в стороны.  У вас все получится. Дети выполняют упражнение. Попробуйте еще раз.

Логопед. Отлично.

Ш.       Логопед. Мы сегодня тренировались  не путать звуки   /Р/,  /Р,/,       /Л/,  /Л,/.

Вы очень хорошо выполняли все  упражнения.

На ширме появляется старичок-Речевичок.  Я пока отдыхал, слышал как вы, дети, старались . Теперь мое волшебное заклинание подействует и чары злой феи рассеются. Бум-бум-крабле-бум!  

 Раздается звон  музыкального треугольника.

Логопед. Посмотрите, дедушка, ребята! Сундучок открылся!  Какие замечательные подарки принес вам старичок-Речевичок!

Логопед и дети. Спасибо за подарки.

 Старичок-Речевичок. Мне пора с вами прощаться. До свидания! До  новых встреч!

Логопед и дети. До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного к школе возраста.Тема: Дифференциация звуков С - З, буквы С, З.Приставочные глаголы.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и подгруппы детей подготовительного к школе возраста. Разработано самостоятельно.Технологии:Интерактивные технологии:  Гуманно-личностная техноло...

Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей офтальмологической группы

Правильная  речь - это важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Зрительные нарушения осложняют процесс формирование речи. При отсутствии логопедической помощи дети с нарушен...

План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения тесно связаны с реч...

Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.

Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...

Использование коммуникативных игр в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи по развитию лексико-грамматического строя речи в рамках реализации ФГОС ДО.

В статье представлены  варианты коммуникативных игр, подобранных из методической литературы и созданных самостоятельно, по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет. Данные игры...

Обобщение опыта Тема: «Использование современных образовательных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Всегда существовала проблема образования  и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста.Она складывается из множества факторов, которые приходи...

Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.

В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не  связана нарушением  интеллекта, она не является результат...