Дидактические игры на уроках истории.
статья по истории

 В статье рассмотрена дидактическая игра в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактические игры.22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках истории

(из опыта работы  Л. А. Левкиной - учителя  МКОУ «Больше-Желтоуховской СОШ» Калужской области)

        Понятие игра, по мнению наиболее научных авторитетов, можно отнести к самым парадоксальным определениям человеческой культуры. Потому, что с одной стороны, оно имеет общий характер (как тут не вспомнить «вся жизнь – игра…»), а с другой стороны – настолько недостигаемое для понимания, что до сих пор не имеет общепринятого определения.

       По методике проведения игры разделяют на игры-соревнования, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные игры и игры – драматизации. По методической цели они бывают актуализирующими, формирующими, обобщающими и контрольно-коррекционными.

        Игра остается игрой, когда она интересна ученикам, когда она захватывает, когда все ее участники-искренние, когда она живая, легкая.

        Применение игровых форм возможно уже на этом этапе активизации учебной деятельности учащихся. Игры-путешествия или игры-исследования можно сконцентрировать во времени, ограничив одной темой или и одним уроком. В целом благоприятным для создания игровых ситуаций могут быть комиксоподобные сценки-диалоги придуманных персонажей. Например, на уроке «Введение» можно предложить ученикам выяснить, в каком значении употреблено слово «история» в таких предложениях:

  1. История про капитана Гранта богата на приключения.
  2. Сложная история нашего народа.
  3. «Знаешь, друг, - вырвалось у болтливого мальчика, - ну и история со мной произошла!»
  4. История исследует, какой была жизнь людей в прошлые времена. Подобные игровые ситуации несложно создать на уроках при изучении нумизматики, геральдики и др.

         Если на этапе актуализации опорных знаний возможно создание игровой ситуации, то при изучение нового материала может идти речь о полноценной игре. Скажем, во время прочтения текста учебника, детям можно предложить игру «Три предложения". Суть её в том, чтобы тремя несложными, но содержательными предложениями, передать содержание прочитанного. Игра может происходить как соревнования отдельных учеников, так и как соревнования рядов, остальные дети могут выполнять роль арбитров. В подготовительных классах соревнования можно усложнить заданием отстоять свои варианты, доказать, что он более удачный. Большой развивающий эффект имеет игра «Дерево познания". Условия этой игры очень простые: ученикам предлагается к определенной части учебного материала придумать 1-3 вопроса (в зависимости от уровня подготовки класса). Вопросы ученики записывают на маленькие бумажки (лучше, чтобы в форме листочков дерева) и отдают учителю. Содержательные вопросы учитель отмечает как вопросы - победители и прикрепляют их к дереву познания. На следующем уроке проверка усвоенного может проходить в рамках этой же игры. Ученики снимают листочки из дерева, отвечая на составленные вопросы. Вполне эту игру возможно проводить как соревнования между классами (для объективного оценивания желательно иметь цветную символику (листочки одного класса - красные, другого класса - жёлтые). Если на уроке в классе остались на дереве красные листочки, значит, не со всеми вопросами от другого класса ученики справились. Для успешного прорабатывания текстов повествовательный художественной литературы способствует игра «Чистая доска".  Дополнительный познавательный эффект может дать обыгрывание название tabula rasa. Впервые предлагая детям эту игру, учитель может объяснить, что выражение «tabula rasа» пришло с латыни, где означает буквально чистое место, где можно записать всё что хочешь, а в переносном значении так говорят о сознании детей, не образованных, не опытных людях. Перед переработкой рассказа учитель обращает внимание детей на доску с подготовленными заранее вопросами. «Ответы на них, - объясняет учитель, - вы найдете, проработав рассказ. После чтения, в процессе анализа текста, вы будете отвечать на них, а я вытирать проработанные. Работа будет успешной, когда в конце урока доска станет чистой». Эффект этой игры в том, что она помогает разделить историческую информацию и придуманную, ведь в учебнике вопросы, которые касаются только исторической  информации, тем временем придуманная также может иметь определенные трудности для восприятия, особенно в слабых классах. Проводя игру, не надо прерывать ответами на вопросы первое чтение рассказов. Более живому, заинтересованному восприятию учениками рассказов будет способствовать игра «Герой, оживи!». Перед чтением учитель распределяет роли между учениками, и далее предлагается обычная для игроков литературное чтение по ролям, которое собственно и является своеобразной инсценизацией. Игровой эффект будет значительно сильнее, если остальным детям, как слушателям, предложить определить, кто из «артистов» выполняет роль более удачно, чей образ вышел исторически правдивым (желательно требовать при этом от учеников элементов аргументации - по-моему; я думаю; мне кажется и другие). С целью разнообразия формы работы над текстом ученикам можно применить игру «Из уст в уста". Суть игры заключается в том, чтобы учащимся предложить несколько раз пересказать один и тот же отрывок. В игре принимают участие, скажем, четыре ученика - троим из них предлагается к моменту первого чтения выйти из класса. Когда отрывок прочитан, второй ученик возвращается в класс и узнаёт о проработанном из рассказа первого участника. Этот второй ученик также пересказывает услышанное приглашенному третьему участнику, а тот, наконец, четвёртому.  Четвертый  ученик пересказывает услышанное всему классу, а дети имеют возможность сравнить, насколько прочитанное хорошо воспроизведено игроком. Игра (модернизированный «исторический телефон») приучает высказываться точно, лаконично. Учитель должен руководить игрой так, чтобы она проходила организованно и динамично.

 Наиболее широкие возможности применения игр на этапах закрепления, повторения, обобщения исторического материала. Наиболее разнообразные учебные игры (кроссворды, ребусы, лото, викторины, соревнования, КВН), игровые ситуации, созданные вокруг  около обычных упражнений, а также ролевые игры дают возможность существенно модернизировать процесс обучения.

Чтобы избежать разнообразия на уроке, хорошо применить с целью закрепления нового материала, а также для проверки изученного игру «Весёлый карандаш».

Детям предлагается раскрасить какие - то определенные предметы из изображенных или для каждого из предметов определенного цвета. Так, на уроке  ученикам можно предложить игру «Весёлый карандаш" для проверки понимания понятия исторические источники. Учитель раздает ученикам  бумажки на которых изображены свиток, книга, горшочек, бусинки, надпись на камне, и предлагает раскрасить жёлтым цветом вещественные исторические источники, голубым - письменные.

Игра «Веселый карандаш" поможет детям собрать сумку археолога при изучении темы «Древнейшие люди».

Во время изучения этой же темы к игре «Веселый карандаш» можно окунуться для знакомства с памятниками культуры. Применение этой игры даст возможность превратить в игру задания, которые по своему содержанию ближе к тестам. Например, в теме «Киевская Русь» можно применить задания, где определенным цветом нужно раскрасить «кубики» с делами какого-то из князей.

Детскую страсть к рисованию можно использовать с целью обучения истории и в игре «Волшебный карандаш". Она также проста, как и предыдущая. Зато дети играют в неё с удовольствием, тем более, когда их художественные способности и исторические представления соответственно оценены высоким балом, вывешены на выставку, или когда их работами украшен кабинет. «Волшебный карандаш» может «оживить» легендарных основателей Киева, он поможет создать герб семьи или родного города (села), найдёт ляпы художника - неудачника.

Ещё интересной является игра «Реставратор". Получив элементарные представления об искусстве реставрации на уроке  ученики с удовольствием будут выполнять разнообразные познавательные задания, будут реставрировать греческие сосуды, архитектуру, сооружение, фресковые и мозаичные изображения и макеты других городов, летописные страницы и другое.

Эту игру можно преобразовать на словесно-логическую.

Дети с удовольствием «реставрируют» повреждённый исторический текст.

Игра может иметь такую форму: возобновить текст с пропущенными словами.

Большой учебно-развивающий потенциал имеет игра «Музей».

На разных уроках ученикам предлагается составить разнообразные музейные коллекции (коллекция оружия, монет, украшений; экспозиция рукописных книг; галереи портретов выдающихся исторических деятелей и другое)

Много вариантов имеет игра «Аукцион», на котором продаются высокие баллы, а денежной единицей предлагаются исторические представления, можно проводить в конце изучения темы. Например, после изучения темы «Киевская Русь» можно провести аукцион исторических личностей. Продаётся высший балл (или приз, фишка). Каждый учащийся может «приобрести» его, назвав исторического деятеля изученной эпохи. При этом имена не должны повторяться (фиксацию «цен» - имён совершает отдельный ученик, записывая на доске все названные личности).

Если после какого-то имени, наступает тишина, учитель считает: 1-2-3, ударяя об стол «аукционном молотком». Если до последнего, третьего удара другие личности не назвали, аукцион прекращается, высший балл получает ученик, который последним называет деятеля эпохи. Так же можно проводить аукционы событий, предметов - атрибутов эпохи.

С интересом учащиеся воспринимают игру «Жемчужное ожерелье». В ней могут принимать участие как отдельные ученики, так и целый класс. Детям предлагается тема, скажем «Расцвет Киевской Руси». Первый участник игры называет имя кого-то из исторических деятелей этого периода, к примеру «Ярослав Мудрый».  Следующий повторяет названное предыдущем и добавляет какое-то слово, словосочетание по теме «Ярослав Мудрый, София Киевская». Третий повторяет сказанное предыдущим и повторяет своё  «Ярослав Мудрый, София Киевская, Золотые Ворота…»

В конце - концов выходит длинная цепочка слов - настоящее ожерелье! - к определённой теме. Ученик, который долго молчит или ошибается, выбывает из игры. Победителем становится тот, кто остается последним и правильно повторит всю цепочку слов.

Активизация познавательных интересов школьников будет способствовать игра «Угадай героя". Один из участников на минуточку выходит из класса. Учащиеся под руководством учителя «загадывают» героя, а потом предлагают угадать его. Игроку, который отгадывает, разрешено задавать вопросы, причём такие, ответом на которые являются слова «да», «нет», «частично». Количество вопросов можно ограничить до 5-и и условиться, что между вопросами пауза длится нет дольше 30 секунд. Если игрок не справляется с заданием, он уступает место другому. Условием должно быть и то, что ученик, который задает запрещённые вопросы типа «Это Владимир Мономах?», сразу выбывает из игры.

Интересной и динамичной формой проверки изученного на предыдущем уроке может быть игра «Слово за словом». Классу предлагается составить рассказ по теме, но так, чтобы каждый ученик называл всего одно слово. Если кто-то долго думает или ошибается, он пропускает ход. В подготовленных классах можно предложить одному ученику, записывать «рассказ» на доске, чтобы впоследствии, после игры проанализировать его.

Интересной игрой, которая дает возможность синтезировать научно-популярные тексты и иллюстрированные материалы, является игра «Живая картинка». Учащимся предлагается на основе текстов исторических рассказов «оживить» картину (собственно, выборочно и по ролям пересказать текст рассказа). Так, для игры можно использовать рисунок художника А. Андрусина «Встреча князя Д. Романова с ханом Батыем» на основе рассказа «Путешествие Данила в Орду».

Тщательной подготовки требует ролевые комплексные игры. Они имеют огромные познавательный, развивающий и воспитательный эффект. По наблюдениям ученых, именно ролевые игры являются самыми интересными для детей. История с её героической тематикой, легендарностью, таинственностью, борьба добра и зла является благоприятной почвой для проекции царства игры.

Ролевые игры и есть собственно играми, которые отличаются от остальных познавательностью заданий, наличием прямой речи участников и придуманной ситуации, которая якобы имела место быть в прошлом или происходит ныне (с обсуждением прошлого).

Ролевые игры разделяют на театрализованные игры и проблемно-дискуссионные игры.

Театрализованное представление имеет четкий, заранее составленный сценарий, согласно с которым и разыгрываются роли. Для успешного проведения таких игр нужно иметь все атрибуты театрального искусства - и декорации, и костюмы. Суть театрализованного представления в изучении истории не только в оживление картин прошлого, а и в последующем обсуждении всем классом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках истории

Презентация о дидактических играх на уроках истории...

Дидактическая игра на уроках истории и обществознания

Применение игр и игровых моментов на уроках истории и обществознания...

Дидактические игры на уроках истории

Обобщение опыта на муниципальном уровне по теме "Дидактические игры на уроках истории"....

Статья Повышение мотивации обучения школьников с ОВЗ при реализации ФГОС: дидактическая игра на уроках истории

Одной из педагогических технологий современного процесса обучения, способных вызвать интерес к обучению. особенно детей с ОВЗ, является дидактическая игра. В статье показывется структура игры. структу...

Дидактическая игра на уроках истории

Дидактическая игра на уроках истории....

«Дидактические игры на уроке истории как средство развития познавательной активности учащихся»

Описывается  роль дидактических игр в процессе преподавания истории в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью. Приводятся примеры игр, повышающих активность учащихся  на уроке...

дидактические игры на уроках истории

в данном материале расположены игры, которые можно проводить на уроках истории, они помогаю прививать интерес к предмету, учат детей работать самостоятельно...