РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Всеобщей истории (История Древнего мира) 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс)

Рабочая программа основного общего образования по Всеобщей  истории для 5-х классов составлена на основе:

  • фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте второго поколения;
  • примерной программы основного общего образования по истории для общеобразовательных учреждений;
  • программы развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.

 

Цель Рабочей программы: создать условия для планирования, организации и управления учебным процессом по освоению обучающимися курса всеобщей истории основного общего образования в полном объеме.

Задачи:

1.Обеспечить получение всеми участниками образовательного процесса представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами истории.

2.Определить конкретное содержание, объем, примерный порядок изучения тем с учетом особенностей учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_drevnego_mira._rabochaya_programma.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

(МАОУ СОШ №7)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Всеобщей истории

(История Древнего мира)

 5 класс

Когалым

Пояснительная записка

Рабочая программа основного общего образования по курсу «Всеобщая история» является  составной частью образовательной программы Муниципального автономного  общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма  на 2019-2022 гг.

        Рабочая программа основного общего образования по Всеобщей  истории для 5-х классов составлена на основе:

  • фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте второго поколения;
  • примерной программы основного общего образования по истории для общеобразовательных учреждений;
  • программы развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.

Цель Рабочей программы: создать условия для планирования, организации и управления учебным процессом по освоению обучающимися курса всеобщей истории основного общего образования в полном объеме.

Задачи:

1.Обеспечить получение всеми участниками образовательного процесса представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами истории.

2.Определить конкретное содержание, объем, примерный порядок изучения тем с учетом особенностей учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 07.03. 2018 №56 –ФЗ.)
  • Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (Историко-культурный стандарт);
  • Федеральный базисный учебный план  и примерные учебные планы общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования России от 09 марта 2004г. № 1312.
  •  Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 31 марта 2014 г.  №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  • Письмо Минобрнауки России от 07.12.2016 № 08-2655 « О рассмотрении обращения на №02-391 от 16.11.2016 г.» (разъяснение Минобрнауки РФ о переходе с концентрической системы преподавания истории на линейную);
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Методические рекомендации ФГБУ ДПО АКПиППРО по вопросам преподавания истории в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
  • Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма (ФГОС);
  • Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу), утвержденное приказом директора МАОУ СОШ №7 от 01.09.2016г. № 618.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта  по Всеобщей  истории для каждого класса, определяет примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Место предмета (курса) в базисном учебном плане

 В соответствии с требованиями ФГОС ООО, в условиях перехода на линейную структуру общего исторического образования,  предмет «История» представлен  двумя учебными курсами «История России» и «Всеобщая история».

Количество учебных недель – 5-классы – 34 недели.

        В соответствии с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта на уровне основного общего образования и выбранным школой программно-методическим обеспечением курс «Всеобщая история» изучается в 5-9 классах следующим образом: 5класс – История Древнего мира;   6 класс – История Средних веков;  7 класс – Новая история; 8 класс – Новая история, 9 класс – Новая история. Новейшая  история.

Класс

Обязательный минимум

Количество часов в соответствии с учебным планом в неделю

Количество учебных недель в соответствии с календарным учебным графиком

Всего

по учебному плану

5 класс

68

2

34

68(в том числе- 2 час. на изучение Истории России)

Распределение учебного времени для изучения курса «Всеобщая история»

Классы

Объем учебного времени (ч)

Разделы программы

Резерв учебного времени (ч)

5

68

История Древнего мира  

Программа составлена в соответствии с требованиями  государственного стандарта общего образования на основе  УМК примерной программы и авторской программы: Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина –  А.О. Сороко – Цюпы. 5-9 класс. М.: Просвещение, 2011.

Настоящая Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

  • Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
  • Электронное приложение к учебникам — ресурсы сайта  www.online.prosv.ru.

Планируемые предметные  результаты освоения  курса  

«Всеобщая история»

История Древнего мира

1. Объяснять смысл терминов «до н.э.», «н.э.».

2. Называть имена: а) наиболее известных правителей; б) основателей мировых религий; в) представителей и памятники культуры древнего мира.

3. Показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств.

4. Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.

5. Составлять описание и объяснять назначение памятников древней культуры: архитектурных сооружений; предметов быта, произведений искусства.

6. Называть характерные, существенные черты: а) политического строя в государствах древности; б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древнем мире.

7. Объяснять значение понятий: республика, империя, метрополия, колония, рабство, закон, миф, религия.

Содержание учебного материала

Класс

Всеобщая история (Содержание изучаемых периодов)

Кол-во часов

5 класс

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Первобытность.

Древний Восток

Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим.

Модуль предмета «История России»  «Народы и государства на территории нашей страны  в древности»

68

2

5 класс. История Древнего мира.

Учебный материал по предмету История в 5 классе складывается из следующих содержательных компонентов:  «Всеобщая история»: Что изучает история. Жизнь первобытных людей, Древний Восток, Древняя Греция. Эллинизм, Древний Рим. Модуль предмета «История России; «Народы и государства на территории нашей страны  в древности»

 Название блока

Минимальное количество часов

1.

Что изучает история

2

2

Счет лет в истории

2

3.

 Первобытность

 6

4.

Древний Восток

20

5.

Древняя Греция. Эллинизм

20

6.

Древний Рим

 18

7

Народы и государства на территории нашей страны  в древности

2

ВСЕГО

68

История Древнего мира. 5 класс (68 часов)

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Восток

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Древняя Греция

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Модуль курса «История России: «Народы и государства на территории нашей страны  в древности»-2 часа (интегрировано)

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.

Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
  • соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2.        Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3.        Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
  • осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

—        сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4.        Описание (реконструкция):

—        последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

—        характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

—        на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, Интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5.        Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;
  • различать причину и следствие исторических событий, явлений;        \
  • выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6.        Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7.        Применение знаний и умений в общении, социальной   среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование курса Всеобщей истории. «История Средних веков» (6 класс)

Рабочая учебная программа по Всеобщей истории. «История Средних веков»(6 класс). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории (письмо Департамента государ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Всеобщая история. История древнего мира» Класс: 5

Это попытка создать Рабочую программу по новым образовательным стандартам. Еще было разработано календарно-тематическое планирование по одному из разделов курса....

Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А.

Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А....

Рабочая программа курса "Всеобщая история. История России" 5-9 класс

Рабочая программа по истории для 5-9 классов  составлена на основе  государственного  образовательного  стандарта  основного  общего  образования, следующих авторски...

КТП по Всеобщей истории, история Нового времени, 9 класс, учебник для общеобразовательных организаций под редакцией А.А.Искендерова, Москва, "Просвещение", 2019

При подготовке учителя к новому учебному году, КТП по Всеобщей истории, история Нового времени, 9 класс, учебник для общеобразовательных организаций под редакцией А.А.Искендерова, Москва, "П...

Экспертное заключение на рабочую программу образования "Всеобщая история. История России" для 9 классов общеобразовательных учреждений

Экспертное заключение на рабочую программу образования "Всеобщая история. История России" для 9 классов общеобразовательных учреждений...

Тест по истории Раннего Средневековья (Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс).

Бойцов М. А.: Учебник по всеобщей истории. История Средних веков - 6 класс...