Урок истории в 7 классе.
план-конспект урока по истории (7 класс)

Урок истории в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frantsiya.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс.

Тема. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

Цель: ознакомить учащихся с этапами укрепление абсолютизма во Франции и выяснить причины его кризиса в XVIII веке; совершенствовать умение учащихся устанавливать причинно-следственные связи, работа с историческими таблицами, картой, готовить сообщение с использованием дополнительной литературы; формировать умение охарактеризовать исторических деятелей (Генрих IV,Ришелье), определять их роль в истории страны.

Основные термины и понятия: эдикт, интендант, интервент, кардинал, нотабли.

Тип урока: комбинированный.

                                                   Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний учащихся

В ходе проверки домашнего задания один из учащихся воспроизводит на доске таблицу «Борьба Англии за господство на море». В это время учитель проводит опрос.

Фронтальный опрос.

  1. Какие черты абсолютной монархии проявились в Англии в XVI веке?
  2. Как развивалось в Англии промышленность и торговля в XVII веке?
  3. Какие сословия и почему были заинтересованы в установлении неограниченной власти короля?
  4. Каковы причины войн и что послужило поводом к началу?

            Проверка выполнения письменного задания.    

      Учитель обобщает результаты первого этапа урока, отмечая, что в конце восьмидесятых годов XVI века борьба между католиками и протестантами- кальвинистами достигла во Франции высшей точке. В ходе войны страна раскололась на два лагеря. Королевская власть оказалась в изоляции, так как обе противоборствующие группировки дворян выступали против короля Генрих III вынужден был искать защиты у вождя гугенотов Генриха бурбона. Обстановка во Франции всё больше осложнялось.

                                         Гражданские войны во Франции

Годы

Основные события

Последствия

1562

Герцог Гиз напал на собрании гугенотов У местечка Васси

Повод к началу религиозных войн

1565-1570

Три войны гугенотов и католиков. Каждая из группировок хотела оказывать влияние на короля и править от его имени

Погибли почти все вожди с обеих сторон. Во главе гугенотов стали Генрих Наваррский и Колиньи, католиков - Генрих Гиз и его братья

1570

Эдикт примирения

Гугеноты получили права занимать государственные должности, им отошли четыри крепости, было разрешено кальвинистское богослужение

1572

Варфоломеевская ночь -избиение гугенотов

Адмирал де Колиньи погиб, Генрих Наваррский и принц Конде арестованы и перешли в католичество. Гугеноты создали на юге Франции « государство в государстве»

1576

Католики создали Католическую лигу

Католики заключили Тайный союз с королем Испании Филиппом II

1588

Восстание в Париже

Генрих III бежал из столицы и заключил союз с Генрихом Бурбоном, провозгласив его своим наследником; в Париже стал властвовать Генрих Гиз

  1. Изучение нового материала
  1. Конец религиозной вражды.

Рассказ учителя.

(По ходу рассказа учителя учащиеся продолжают заполнение таблицы   «Гражданские войны во Франции»)

Король Генрих III и подозревал, что Генрих Гиз намерен захватить престол, и приказал убить его. Днем позже был убитый брат Генриха Гиза - кардинал. В ответ на это Католическая лига, подослав убийцу, уничтожила последнего короля из династии Валуа - Генриха III (1589).

Королем Франции стал вождь гугенотов Генрих Бурбон (Генрих IV). На троне утвердилась династия Бурбонов. Католики не желали признавать королем гугенота, и, по приглашению Католической лиги, испанская армия вошла в 1591 году в Париж.

Франция переживала разруху и голод. Ко всем бедствиям гражданской войны добавилась война с интервентами. В начале 1590 –х годов Почти по всей стране вспыхнули массовые крестьянские восстания. В 1592 году началось восстание, охватившее юго - западные районы.

Напуганные народным движениям, дворяне и буржуазия сплотились вокруг короля Генриха IV. Его поддерживали все, кто хотел укрепить единство Франции. Но  парижане не соглашались признать Генриха  IV королем лишь в том случае, если он примет католичество. В 1593 году он произнес свою знаменитую фразу “Париж стоит мессы!” и принял католичество, в очередной раз поступивший верой ради власти. К 1594 году, после координации в Реймсе, не встретив сопротивления, он вступил в Париж. Гражданская война прекратилась; с Испанией был заключён мир.

                                          Гражданские войны во Франции

Годы

Основные события

Последствия

1589

Убитый Генрих Гиз и Генрих III

Королем провозглашен Генрих Бурбон, но Северная Франция его не признала

1591

Испанские войска вошли в Париж

Разорение страны, рост народного недовольства

1592

Началось восстание на юго-западе Франции

Размах народных достижений, экономическое разорение страны заставили дворян и буржуазию сплотиться вокруг Генрих IV

1593

Генрих IV принял католичество

Капитуляция католической Лиги

 1594

Генрих IV вступил в Париж

Окончание гражданской войны

2.  «Добрый король» Генрих IV.

Сообщение учащегося.

Учитель дополняет сообщение о Генрихе IV.

Беседа по вопросам.

  1. Какие черты абсолютной монархии проявились в годы правления Генриха IV ?
  2. Каким образом Генриху IV удалось примирить католиков и гугенотов?
  3. Почему Генриха IV называли «добрым королём»?

Рассказ учителя.

  Гражданские войны завершились торжеством абсолютизма. Абсолютная монархия - явление, характерное для эпохи зарождения капиталистических отношений, появление новых классов - буржуазии и наёмных рабочих. Монарх, обладающий абсолютной властью, выполнял роль посредника, который удерживал в равновесии дворянство и буржуазию. Генрих IV начал правление с примирения враждующих сторон. Непростой жизненный путь научил короля гибкости и изворотливости. Умный, осторожнее и дальновидный, он был настойчив в борьбе за достижение цели, умел трезво оценивать обстановку и маневрировать.

   В 1598 году был подписан Нантский эдикт. Католическая вера была признана государственная, церкви возвратили захваченное имущество, земли и права. Гугеноты получили право исповедовать кальвинизм, проводить богослужения всюду, кроме Парижа и некоторых других городов, занимать наравне с католиками должности в государстве. Гугеноты сохранили армию, насчитывающую 35 000 человек, около 200 крепостей с гарнизонами, денежные средства и т. п.. Гугенотским городам и провинциям были предоставлены крупные налоговые и политические привилегии.

   Папа Римский снял с Генриха IV отлучение от церкви. Филипп II, король Испании, заключил с Францией мир, признав её прежние границы.

    Генрих IV вошел в число наиболее любимых французами исторических личностей, которые приписывают обещание, что в каждом крестьянском горшке по воскресеньям будет варится курица. Это пожелание не сбылось, хотя положение крестьян при Генрих IV улучшилось: уменьшился ежегодный налог, король запретил арестовывать крестьян или продавать их скот и орудия труда за долги.

   При Генрих IV был нанесен ощутимый удар по аристократии: она была отстранена от участия в Королевском совете и от руководства внешней политикой. Король направлял в провинции преданных людей для выполнение местными военными силами. Главной опорой абсолютной монархии являлось родовитое среднее дворянство. Генрих IV отказался от созыва Генеральных штатов, предпочтя узкие советы из приглашенных им лично лиц (нотаблей). При Генрихе IV  проявилась особая черта французского абсолютизма - большая роль бюрократического аппарата.

   В 1610 году, когда король ехал в карете по узкой парижской улице, его убил религиозный фанатик. Феодальная аристократия оживилась, но дело дальнейшего укрепления абсолютизма перешло в надежные руки первого министра Людовика XIII - кардинала Ришелье.

 3. Правление Ришелье: укрепление абсолютизма.

Сообщение учащегося.

Учитель может дополнить сообщение о кардинале Ришелье рассказом.

Рассказ учителя.

  Ришелье Арман Жан дю Плесси (1585-1642), кардинал с 1622 года, с 1624 года - глава королевского совета, фактический правитель Франции. Основные направления деятельности Ришелье сформулирована в его «Политическом завещании". Приоритет во внутренней политике стала борьба с протестантской оппозицией и укреплении королевской власти, а главной внешнеполитической задачей - повышение престижа Франции и борьба с гегемонией Габсбургов в Европе.

   Численное превосходство протестантов в ряде провинций, их военная мощь и сепаратистские устремление угрожали целостности Франции и подрывали престиж монархии. Ришелье стремился сокрушить партию гугенотов, не посягает на право выбора подданными того или иного вероисповедание. В 1628 году пала отрезаны от помощи англичан крепость Ла – Рошель - главный оплот протестантов на Атлантическом побережье. Годом позже гугеноты были разбиты в Лангедоке. В 1629 году Людовик XIII  подписал «Эдикт милости", отчасти пересматривающий Нантский эдикт: гугеноты лишались политических и военных привилегий. Но дарованная им свобода отправления культа и судебные гарантии положили конец религиозным войнам во Франции и не дали повода для разногласий с союзниками - протестантами за пределами страны.

     Внешняя политика Ришелье, носившая отчётливую антигабсбургскую окраску, была ориентирована на союз с Англией, на усиление французского влияния в Северной Италии и в германских землях. Ему удавалось долго удерживать Францию от прямого участия в Тридцатилетней войне (1618-1648). Но в 1630 году Франция заняла Савойю, в 1634 году - Лотарингию, а в 1635 году вступила в боевые действия в Эльзасе и Италии. Поначалу её преследовали неудачи, испанские войска даже угрожали Парижу. Постепенно ситуация изменилась в пользу Франции, хотя Ришелье не дожил нескольких месяцев до победы при Рокруа (1643).

    Стремясь к укреплению королевской власти в области финансов, внутренней и внешней политики, Ришелье инициировал создание единого свода французских законов («кодекс Мишо», 1629), провел ряд административных реформ: учреждение в провинциях должностей интендантов, назначаемых королем, боролся с привилегиями парламента и знати, реорганизовал почтовую службу.

    Интересам абсолютизма отвечала и экономическая политика Ришелье. «Давно уже считается, что финансы - это нервы государства, и действительно, они составляют ту точку опоры, которая, согласно Архимеду, позволяет перевернуть весь мир», - писал он в «Политическом завещании». Как и большинство его современников, Ришелье считал важнейшим условием процветания государства изобилие в нём звонкой монеты. В отличие от Испании, получавшей золото из своих владений в Америке, Франция могла надеяться добыть золото и серебро главным образом путем развития экспорта. В 1629 - 1642 годах во Франции были созданы 22 торговые компании.

    К этому времени относится начало французской колониальной политики. Франция заключила торговые соглашения с Ганзейским союзом и Англией.

   Исторический портрет Ришелье был бы неполным без характеристики его активной деятельности на ниве культуры и просвещения. В борьбе за национальное единство страны он широко использовал не только административные меры и силу оружия, но также средства культурно - идеологическое воздействие. Первостепенное значение он придавал пропаганде правительственной политики. Едва ли не первым он понял значение «идеологического» воздействия на общественное мнение. В этих целях Он создал в 1631 году «Gazette» - первую французскую газету, превращенную им в рупор правительственной политики. С позиций «государственной целесообразности» подходил Ришелье и к образованию. Его взгляды на этот счёт четко изложены в «Политическом завещании»; кардинал был убеждён, что «образованность -  лучшее украшение любого государства», он считал, что «не всякого следует обучать».

   10 февраля 1635 года была создана Французская академия. Королевским Эдиктом кардинал Ришелье был назначен её головой и проектором. У Ришелье был тонкий литературный вкус; именно в его время во французской культуре стал утверждаться классицизм. При всей неоднозначности и противоречивости деятельность Ришелье на ниве культуры всё же может быть оценена положительно, так как оно способствовало развитию просвещения и росту талантов.

    Ришелье принадлежит к числу самых крупных государственных деятелей в истории Франции.

4. «Государство - это я!»

Самостоятельная работа с учебником.

Учитель предлагает учащимся ознакомиться с текстом учебника.

Беседа по вопросам

  1. Кому принадлежат слова «Государство-это я »?
  2. Почему автор этих слов мог позволить себе данное утверждение?
  3. Какой характер носила внутренняя и внешняя политика Людовика 14?
  4. Почему в последние годы правления «Короля-Солнца» начался упадок абсолютизма во Франции?

Рассказ учителя.

   Наивысшего могущества королевская власть достигла при Людовике 14 (1643-1715). Этот эгоистичный и самодовольный король был очень высокого мнения о собственной персоне. Ему переписывается высказывание: «Государство - это я!».

   В 1661 году умер преемник Ришелье на министерском посту кардинал Мазарини, и двадцатидвухлетний король Людовик 14 объявил, что теперь он сам будет премьер-министром. От всех подданных, даже самых знатных, он требовал безоговорочного выполнения своих прихотей. Для утверждения нового закона королю достаточно было написать: «Такова моя воля». Людовик 14 сам вводил в стране новые налоги. Он не считал нужным отчитываться перед кем-либо, на какие нужды расходуются средства из государственной казны.

   Из беспокойного Парижа королевский двор удалился в великолепный дворец Версаль. Возведение Версаля потребовало огромных денежных  средств и немало человеческих жизней. Только на постройки водопровода, предназначенного для знаменитых версальских каскадов и фонтанов, в течение 3 лет было занято 22 000 солдат и 8000 каменщиков. Работа обошлись в 9 млн ливров и в 10 тысяч человеческих жизней.

  Покой и безопасность короля охраняла гвардия в 10 000 кавалеристов и пехотинцев, количество слуг всех рангов доходила до 4000 человек. Высшее дворянство страны почитало за честь войти в их число.

   При дворе существовал культ короля: его утренний подъём, туалет, завтрак и тому подобное совершались публично. Право подавать сорочку королю или нести вечером перед ним свечу оспаривалось принцами крови. Присутствовать при этом считалось высшей честью.

   При Людовике 14 преследовалась всякое свободная мысль. Поскольку свободомыслие часто исходило от непокорных протестантов, король приступил к ликвидации их прав. В 1685 году он отменил Нантский эдикт. Тюрьмы были переполнены гугенотами.

   В распоряжении короля было полумиллионная постоянная армия. Чтобы прославить себя и расширить границы Франции, Людовик 14 почти непрерывно воевал чуть ли не со всей Европой. Была даже создана Присоединительная палата для оформления «законных прав» французской короны на ту или иную территорию.

  Дворяне стали главной опорой королевской власти. Король охранял их привилегии и «подкармливал» за счет налогов. Крестьянам, находившимся под гнётом непомерных налогов и повинностей, трудно было развивать хозяйство. Они почти не покупали изделий мануфактур, а некоторые из них окончательно разорились.

  Непомерный рост налогов, разорение крестьянства, увеличение экономической мощи буржуазии - всё это свидетельствовало о начале упадка французского абсолютизма.

  1. Закрепление новых знаний учащихся

 Беседа по вопросам.

  1. Что сыграло решающую роль в прекращение гражданских войн во Франции?
  2. Как удалось Генриху 4 примирить враждующие стороны?
  3. Какие основные мероприятия Ришелье Вы можете назвать?
  4. Почему начался кризис абсолютизма при Людовике 14 и был ли он неизбежен?
  1. Итоги урока

Заключительное слово учителя:

- После окончания гражданских войн ещё больше укрепилась абсолютная монархия во Франции. “Добрый король” Генрих 4 попытался сгладить Не только религиозные, но и социальные противоречия в стране;

- тенденция к усилению централизованной власти сохранилось в годы правления кардинала Ришелье;

-при Людовике 14 королевская власть достигла наивысшего могущества. Однако непомерный рост налогов, многочисленные войны, усиление буржуазии свидетельствовали о начинающемся упадке французского абсолютизма.

  1. Домашнее задание
  1. Проработать текст учебника.
  2. Письменно ответить на вопрос: В чьих интересах действовал Ришелье, борясь с феодальной знатью и преследую некоторых дворян? Обоснуйте своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....