Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Египет"
план-конспект урока по истории (5 класс)

разработка урока представляет собой форму контроля знаний по теме: "Древний Египет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtoritelno-obobshchayushchiy_urok_drevniy_egipet.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории

Дата

Класс

5

Учитель

Акимова Н.А.

Тема

Повторительно-обобщающий урок «Древний Египет»

Цели

1) проверить знания учащихся;

2) выявить пробелы в этих знаниях;

3) повторить и обобщить сведения из истории Древнего Египта;

4) совершенствовать умения и навыки учащихся по работе с картой, хронологией, иллюстрациями;

5) развивать историческое и творческое мышление учащихся.

Планируемые результаты

Регулятивные:  осуществляет индивидуальную, групповую, парную деятельность с целью развития рефлективно-аналитических способностей, принимает и сохраняет учебную задачу.

Познавательные:  понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет с учетом решаемых задач.

Коммуникативные: обосновывает правильность и полноту высказываний, сравнивает правильность и полноту ответов учащихся; аргументирует способы решения проблем поискового характера.

Форма урока: 

игра по командам.

Тип урока

повторительно-обобщающий

Оборудование

1) Вигасин А.А. История древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений,

2) Презентация Microsoft PowerPoint.

3) Компьютер и мультимедийный проектор.

4) Набор иллюстраций по истории Древнего Египта.

5) Историческая карта.

Д/З

Повторить главу "Древний Египет"

Ход урока

1. Организационный момент. (Cлайд 1)

Сообщение целей и задач урока.

        Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме “Древний Египет”. На протяжении нескольких занятий мы рассматривали историю этой страны, знакомились с образом жизни и культурой египтян. Сегодня мы вспомним основные события древней истории Египта.

А проходить наш урок будет в форме игры по командам (3 ряда – 3 команды).

2. Повторение ранее изученного материала.

Конкурсы

(Cлайд 2)

1. Историческая разминка.

2. Историческая математика.

3. Интервью сквозь тысячелетия.

4. Сложные вопросы.

5. Рассказ по картине.

6. Кроссворд.

Конкурс “Историческая разминка”

(слайды 3–18)

Вопросы для первой команды:

1. Река, протекающая в Египте. (Нил)

2. Царь, совершивший около 1500 г. до н.э. завоевательные походы в Азию. (Тутмос III)

3. Умирающий и воскресающий бог. (Осирис)

4. Фантастическое существо с туловищем льва и головой человека. (Сфинкс)

5. Материал для письма в Древнем Египте. (Папирус)

Вопросы для второй команды:

1. Столица объединённого Египта. (Мемфис)

2. Французский учёный, первым прочитавший древнеегипетскую надпись. (Шампольон)

3. “Царь богов”, главный бог. (Ра)

4. Древнеегипетский царь (общее название). (Фараон)

5. Приспособление для подачи воды на высокие поля. (Шадуф)

Вопросы для третьей команды:

1. Столица Египта во втором тысячелетии до н.э. (Фивы)?

2. Фараон, в честь которого построена самая высокая пирамида. (Хеопс)

3. Богиня, жена Осириса. (Исида)

4. Тело умершего, обработанное особым образом. (Мумия)

5. Значки, используемые египтянами при написании слов. (Иероглифы)

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Конкурс “Историческая математика”

(слайды 19–20)

По одному представителю от каждой команды решают хронологические задачи у доски:

1. Сколько лет назад произошло объединение Египта?

2. Сколько лет пирамиде Хеопса?

3. Сколько лет прошло со времени походов Тутмоса III?

За правильно решённую задачу команда получает 2 балла.

Конкурс “Интервью сквозь тысячелетия”

(слайды 21–25)

В то время, как представители команд решают хронологические задачи, их товарищи участвуют в конкурсе “Интервью сквозь тысячелетия”. Задания в данном конкурсе построены в форме ответов учащихся от первого лица. Это - своеобразная ролевая игра (по одному человеку от команды).

Роли:

1. Вельможа.

2. Крестьянин.

3. Раб.

Представим, что изобретена машина времени. Мы – журналисты, работающие в редакции исторического журнала. У нас есть возможность отправиться в Египет и взять интервью у Вельможи, Крестьянина, Раба.

Вопросы для Вельможи:

1. Вы – знатный богатый человек. Как вы получили такое богатство?

2. Какую службу надо сослужить для фараона, чтобы стать таким же богатым, как вы?

3. Какую добычу захватывают знатные египтяне во время военных походов?

4. Вы часто бываете во дворце фараона. Как вы и другие вельможи ведёте себя при появлении фараона?

5. Почему вельможи трепещут перед фараоном?

6. Вы – богатый человек. У вас большая усадьба, много слуг? Для чего нужны вам стражники и надсмотрщики?

Вопросы для Крестьянина:

1. Какие сельскохозяйственные работы выполняют крестьяне в Египте?

2. Какие орудия труда используются?

3. Говорят, что Египет – “дар Нила”, но, чтобы выжить, египтянам приходилось бороться с неблагоприятными условиями. Как они боролись с ними?

4. Какие повинности несли крестьяне в пользу государства?

5. Как происходил сбор налогов в Египте?

Вопросы для Раба:

1. Как вы стали рабом?

2. Каким ещё образом люди становятся рабами?

3. Почему рабов-пленников называют “живыми убитыми”?

4. Как ваш хозяин относится к рабам?

5. Каким образом рабы высказывают своё недовольство?

Конкурс оценивается из расчёта 5 баллов.

Примечание. В сильном классе задавать вопросы игрокам может не учитель, а учащиеся из соперничающих команд. При этом оцениваются и ответы, и вопросы.

Конкурс “Сложные вопросы”

(слайды 26–29)

Вопросы для первой команды:

1. В одной из древнеегипетских повестей рассказывается следующее: “Однажды крестьянин, нагрузив ослов продуктами, отправился в город. Но когда он проезжал по земле богатого чиновника, тот загородил крестьянину путь, избил его, отнял ослов и продукты. И пришёл этот крестьянин к фараону с жалобой”. Как поступил фараон? Почему?

2. В чём достоинства и недостатки наёмной армии?

3. Какие ремёсла существовали в Древнем Египте?

Вопросы для второй команды:

1. Египетский военачальник рассказывал о походе в чужую страну: “Войско вернулось благополучно, разорив соседнюю страну, вырубив её сады и виноградники, зажёгши огонь во всех её селениях, перебив в ней много десятков тысяч людей, захватив в ней множество пленных. Царь хвалил меня за это чрезвычайно”. Кто получал выгоды от завоевательных войн Египетского царства?

2. С какой целью египтяне помещали в гробницу умершего вещи, которыми он пользовался при жизни?

3. Какие науки развивались в Древнем Египте?

Вопросы для третьей команды:

1. В документе сказано: “Подняли люди мятеж против царской власти. Столица разрушена в один час. Царь захвачен бедными людьми. Начальники страны спасаются бегством. Уничтожены списки, по которым собирали налоги”. О каком событии идёт речь? Чем оно закончилось и почему?

2. Чем древнеегипетская школа похожа на современную, а чем отличается от неё?

3. Как были вооружены египетские воины?

За каждый правильный ответ команда получает три балла.

Конкурс “Рассказ по картине”

(слайды 30–33)

Учитель показывает учащимся иллюстрации, дети отвечают на вопросы по данным изображениям. За каждый правильный ответ команда получает три балла.

Первой команде даётся иллюстрация “Пирамида”.

Вопрос: Что вы знаете о строительстве пирамиды Хеопса?

Второй команде даётся иллюстрация “Суд Осириса”.

Вопрос: Как, по мнению египтян, проходил суд Осириса?

Третьей команде даётся иллюстрация “Стела фараона”.

Вопрос: Расскажите о борьбе Северного и Южного царств.

Примечание. Учитель может предложить и другие иллюстрации (например, изображения Сфинкса, храма Амона-Ра, статуй вельможи и его жены и пр.)

Конкурс “Кроссворд”

(слайды 34–42)

Смотреть Приложение.

3. Подведение итогов.

Учитель объявляет результаты игры по командам, отмечает работу отдельных учеников, выставляет оценки. При этом на экране может происходить автоматическая смена иллюстраций, связанных с культурой Древнего Египта. (Cлайд 43)

Заключительное слово учителя:

Мы изучили историю Древнего Египта – одного из первых государств в мире. На примере этой страны мы рассмотрели возникновение рабовладельческого строя, познакомились с культурой Древнего Египта. На этом наше путешествие по Древнему Востоку не заканчивается. Мы отправимся в другие земли, и следующее на пути – Древнее Двуречье.

4. Домашнее задание. (Cлайд 44)

повторить главу "Древний Египет"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно – обобщающий урок по теме “ Древний Египет”с применением КСО.. 5 класс

33 года работаю учителем истории в сельской школе. На протяжении последних лет на своих уроках применяю технологию КСО ( коллективный способ обучения), которая позволяет учитывать и оценивать вклад в ...

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

С помощью данной методической разработки учитель может провести урок повторения по теме "Древний Египет" более интересно и насыщенно....

Повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Египет».

Тема:  Повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Египет».Тип урока: урок обобщения и повторения. Урок № 5  по теме «Древний Египет» в 5 кл. № 22 по курсу «Древнего мира».Форма у...

презентация к повторительно-обобщающему уроку по теме Древний Египет в форме "своей игры"

эта презентация поможет повторить и закрепить материал по теме в увлекательной форме. также она может быть использована во внеурочной деятельности для проведения увлекательного занятия по истории и ку...

Повторительно-обобщающий урок по теме " Древний Египет".

Цель:образовательная – обобщить и систематизировать знания по теме (понятия, даты, географические названия, имена)воспитательная – способствовать формированию уважения к культурному наследию прошлого,...

Повторительно - обобщающий урок по теме " Древний Египет".

Урок посвящен повторению и закреплению знаний, понятий по теме " Древний Египет"....

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по теме "Древний Египет"

Методическая разработка и технологическая карта по уроку обобщения "Древний Египет" 5 класс...